А.Н.
МАТЬ МАРИЯ (СКОБЦОВА)
рецензия

РУССКАЯ КНИГА ЗА РУБЕЖОМ

 

МАТЬ МАРИЯ (СКОБЦОВА).

Воспоминания, статьи, очерки.

В 2-х тт. Paris. YMCA-PRESS.

1992. 332+283 стр.

Двухтомник составлен на основе имевшегося в распоряжении редакции сборника текстов, некогда подготовленного к печати матерью автора, но не увидевшего свет. В издание вошло 37 работ — как не собранных, рассыпанных по эмигрантской периодике (“Путь”, “Новый Град”, “Воля России” и др.), так и ранее не публиковавшихся. Двухтомник является наиболее полным собранием религиозно-философского и литературно-общественного наследия матери Марии (Скобцовой) и отражает различные этапы ее творческого и духовного пути.

ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

Париж - Нью-Йорк - Москва.  164. 1992. 327 стр.

Настоящий тираж “Вестника...” впервые отпечатан в России, но в типографском отношении книжка не сильно отличается от предыдущих (бумага чуть хуже, шрифт чуть проще). Отрадно отметить, что журналы русского зарубежья продолжают, хотя и с меньшей регулярностью, поступать к читателю.

В качестве основной темы номера редакция предлагает материалы, посвященные теории и духовной практике исихастов (статьи В. Лепахина “Умное деланье (О содержании и границах понятия “исихазм”)” и В. Бычкова “Православная эстетика в период позднего византийского исихазма”). Богословие традиционно широко представлено в журнале: рядом с исследованием выдающегося богослова архимандрита Киприана Керна “Александрийское богословие” (глава из курса по патрологии, читавшегося в Парижском Богословском институте) помещены “Поучения” иеромонаха Петра (f 1972), духовника Пюхтинской обители — своеобразные “зернышки духовные” (так определяет их “жанр” публикатор В. Костерин), являющие “синтез соборного и личного духовного опыта”. Небольшая статья К. Сигова “„Беззаконная комета" русской философии и критерий права” затрагивает проблему взаимоотношения морали и права в русской философии. Отмечая “неудержимую склонность” русских мыслителей “перечеркнуть дистанцию между правом и правдой”, автор рассматривает в качестве логического продолжения данной тенденции “поглощение” этики аскетикой (на материале произведений Н. Бердяева). В связи с продолжающейся догматической критикой трудов о. А. Меня особую актуальность приобретает статья А. Николаева, в которой он полемизирует с автором анонимной брошюры “Протоиерей Александр Мень как комментатор Библии”, защищая о. Александра от обвинений в антихристианстве. Завершается отдел публикацией неизданных материалов из архива Л. П. Карсавина — статья “Основные тезисы метафизического миропонимания” (1950—1951) и четыре стихотворения, также написанных в лагере (публикация А. и С. Клементьевых).

Раздел “Литература и жизнь” открывается двумя стихотворениями С. Аверинцева; далее следует переписка И. Бунина и архимандрита Киприана Керна (1940—1948), публикуемая по автографам, предоставленным редакции проф. Милицей Грин, а также письма Б. Зайцева родным с Афона (1927) — по автографам, хранящимся в архиве Н. Б. Зайцевой-Соллогуб. Очень интересны материалы к биографии Н. С. Гумилева, отражающие обстоятельства службы поэта в русском экспедиционном корпусе во Франции, извлеченные И. А. Курлянским из фондов Центрального государственного военно-исторического архива.

Из других материалов, публикуемых “Вестником...”, отметим небольшие, но очень любопытные воспоминания К. С. Родионова (1892—1991), записанные Анной Кивва и рассказывающие о религиозной жизни Москвы 20-х гг. (кружок М. А. Новоселова). Завершается публикация “Воспоминаний смертника о пережитом” прот. М. Чельцова.

“Вестник РХД” распространяется в России; обращаться к представителю журнала: Богословский А. Н. 129626 Москва, пр. Мира, д. 110/2, кв. 291.

А.Н.

 
Яндекс.Метрика