Кабинет
Андрей Василевский

Периодика

Периодика
(составитель Андрей Василевский)

“Арион”, “Волга”, “Губернский дом”, “День литературы”, “Ex libris НГ”, “Звезда”, “Знамя”, “Знание — сила”, “Известия”, “Иностранная литература”,

“Коммерсант-Daily”, “Континент”, “Кулиса НГ”, “Культура”, “Литературная газета”, “Литературная учеба”, “Москва”, “Московские новости”,

“Наш современник”, “НГ-Религии”, “Нева”, “Независимая газета”,

“Новая газета. Понедельник”, “Новый журнал”, “Общая газета”, “Октябрь”, “Постскриптум”, “Россия”, “Русская мысль”, “Русский Телеграф”, “Труд”,

“Фигуры и лица”, “Хранить вечно”, “Юность”

Федор Абрамов. Историческая беда России — мы раньше научились умирать, чем жить. Публикация и подготовка текста Л. В. Крутиковой-Абрамовой. — “Известия”, 1998, № 86, 14 мая.

Фрагменты черновых записей к невоплощенному замыслу Федора Абрамова — исторической трилогии “Чистая книга”. “Пафос вещи — что делать? Как помочь России? Людям? Сейчас, сегодняшним, живым или будущим, которых еще нет?” (из записи от 1 апреля 1978 года).

Елена Айзенштейн. Возвращение блудного сына. — “Нева”, Санкт-Петербург, 1998, № 4.

Полемика со скандальной статьей Бориса Парамонова “Солдатка” об отношениях Марины Цветаевой с сыном Муром (“Звезда”, 1997, № 6).

Михаил Алексеев. Мой Сталинград. Роман. — “Наш современник”, 1998, № 5.

Вторая, заключительная книга военного романа. Печатается к 80-летию автора.

Борис Альтшулер. Эволюция взглядов Сахарова на глобальные угрозы советского ВПК. — “Независимая газета”, 1998, № 90, 22 мая.

Изживание социалистических иллюзий. От “Размышлений о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе” (1968) до книги “О стране и мире” (1975). Автор статьи — член правления Фонда Андрея Сахарова.

Кирилл Анкудинов. У кошки четыре ноги. Стиховедческий памфлет. — “Литературная учеба”, 1998, № 2 (март — апрель).

О верлибре — скептически, о рифме — с надеждой. Разрушение творчества. Всеволод Некрасов — “революция”, о которой Михаил Айзенберг сообщил и которую никто не заметил.

См. также статью Кирилла Анкудинова “Внутри после. Особенности современного литературного процесса” (“Октябрь”, 1998, № 4). Цитата: “Внутри медленных катастроф тоже есть своя жизнь”.

Дмитрий Бавильский. Война миров. (Сны как спасение от реализма). — “Постскриптум”. Литературный журнал под редакцией Владимира Аллоя, Татьяны Вольтской, Самуила Лурье. Выходит три раза в год. Санкт-Петербург, 1998, № 1.

Персонажи: В. Шаров, В. Пелевин, А. Королев, М. Шишкин, А. Уткин. И зачем-то Тимур Кибиров. В подзаголовке пародируется название статьи Карена Степаняна “Реализм как спасение от снов” (“Знамя”, 1996, № 11).

Вадим Баранов. Все ли позволено Юпитеру, или К истории одних преждевременных похорон. — “Кулиса НГ”. Приложение к “Независимой газете”. 1998, № 6, март.

Полемика с Александром Солженицыным о Максиме Горьком (весь номер “Кулисы” посвящен 130-летнему горьковскому юбилею).

Василий Белов. Как вообще можно жить без политики? Беседу вела Наталья Серова. — “Фигуры и лица”. Приложение к “Независимой газете”. 1998, № 7, апрель.

В Тимонихе, родной деревне писателя, умер последний мужик Фауст Степанович Цветков. Ни одного мужика, ни одной лошади. Три старухи.

Михаил Берг. Семидесятые годы — урок и укор. — “Коммерсант-Daily”, 1998, № 90, 22 мая.

Отклик на интересную подборку материалов о литературной жизни 70-х в журнале “Новое литературное обозрение” (№ 29). В частности, М. Берг полемически настаивает на том, что отечественному андерграунду в то время “прежде всего противостоял советский либерализм и традиционная эстетика таких журналов, как „Новый мир” или „Знамя”. Здесь до сих пор любят вспоминать, как всей редакцией сопротивлялись давлению сверху, но о том, что именно они загнали в подполье несколько следующих за шестидесятниками поколений, предпочитают забыть”. Однако...

Юрий Бондарев. Из “Мгновений”. — “День литературы”. Газета русских писателей. 1998, № 4, апрель.

“Разговор через закрытую дверь”, “Страус”, “Две фразы” — новые миниатюры из известного цикла.

Владимир Бондаренко. Дворянин из барака. Примечания к книге Дмитрия Галковского “Бесконечный тупик”. — “День литературы”. Газета русских писателей. 1998, № 3, март.

Оказывается, “Бесконечный тупик” надо читать буквально — как актуальную патриотическую публицистику.

Марк Борисов. Нефритовый голубь, или Житие Осипа Трезина, архитекта коллегии иностранных дел и сенатскаго. — “Нева”, Санкт-Петербург, 1998, № 4.

Дебют питерского автора. Историческая повесть в тематическом номере “Невы” — “Петербург императорский”.

Сергей Боровиков. В русском жанре. Из жизни пьющих. — “Знамя”, 1998, № 3.

Записи а la Розанов: алкоголь на Руси. Заметки в том же “русском жанре” на безалкогольные темы см. в “Новом мире” (1998, № 7).

Леонид Бородин. Этого не было. Рассказ. — “Юность”, 1998, № 4.

Возвращение на родину. Детство, 1949 год.

Иосиф Бродский. Стихи. Перевод с английского Александра Сумеркина. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1998, № 3.

Дословные подстрочные переводы семи стихотворений из сборника “So Forth” (N. Y., 1996) — “вспомогательное пособие для прочтения английских оригиналов”.

Петр Вайль. Всё — в саду (Токио — Кобо Абэ, Киото — Мисима). — “Иностранная литература”, 1998, № 4.

Авторская рубрика “Гений места” (см. также: 1995, № 2, 4, 12; 1996, № 8, 11, 12; 1997, № 6, 7, 11, 12; 1998, № 2).

Владимир Вейдле. Об умирании искусства. Вступительная статья Григория Поляка. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1998, № 4.

Статьи “русского европейца” Владимира Васильевича Вейдле (1895 — 1979), печатавшиеся в “Новом русском слове” в 1978 — 1979 годах, продолжают — через десятилетия — тему его знаменитой книги “Умирание искусства”. Прогнозы автора, увы, оправдались.

О книге В. Вейдле см. подробную рецензию Ренаты Гальцевой (“Новый мир”, 1996, № 10).

Наталья Веселова, Юрий Орлицкий. Заметки о заглавии. — “Арион”. Журнал поэзии. 1998, № 1.

Поэтика заглавий в русской поэзии 80 — 90-х годов нашего века.

Военный дневник великого князя Андрея Владимировича Романова. Вступление, подготовка текста, публикация и примечания В. М. Хрусталева и В. М. Осина. — “Октябрь”, 1998, № 4, 5.

Военные записи 1914 — 1915 годов, принадлежащие двоюродному брату Николая II. Хранятся в Государственном архиве РФ.

Юрий Волков. Жена трюкача. Роман. — “Постскриптум”, Санкт-Петербург, 1998, № 1.

Из редакционного постскриптума: “Какие страсти — кто бы мог подумать — испепеляют интеллигентных на вид людей в этой непостижимой Москве!”

Владимир Воропаев. “Имею желание разрешиться и быть со Христом...”. Кончина Гоголя как его завещание потомкам. — “Литературная учеба”, 1998, № 2 (март — апрель).

Тайна смерти Гоголя. Взгляд позитивистский (с ума сошел) и христианский. “Я понимаю, что Гоголь сжег свое творение, и не понимаю плача С. Т. Аксакова и недоумения многих по поводу того, что Гоголь под конец своей жизни не остался прежним Гоголем, юмористом, а сделался истинным христианином” (из воспоминаний княжны Варвары Николаевны Репниной).

Рената Гальцева. Записки прихожанки. — “Континент”, Париж — Москва,
№ 95 (1998, № 1).

Очерки церковно-общественной жизни, частично печатавшиеся в 1997 году в приложении к “Независимой газете” — “НГ-Религии”.

Владимир Дегоев. Из архива великих иллюзий. — “Независимая газета”, 1998, № 85, 15 мая.

Александр I и идея европейской безопасности. Акт о Священном союзе. Утопия и реальная политика. Загадочный русский император как великий антипод Наполеона.

Юрий Дружников. Техасские заскоки. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1998, № 4.

Интересная жизнь в Техасе. См. также три рассказа Юрия Дружникова в нью-йоркском “Новом журнале” (№ 210). Автор живет в США.

Евгений Ермолин. Антикритика. Ответ Юрию Малецкому. — “Континент”, Париж — Москва, № 95 (1998, № 1).

Спор критика с прозаиком, который недоволен своими критиками и критиками вообще.

Анатолий Жигулин. Лучше было бы умереть. Три рассказа. — “Знамя”, 1998, № 3.

Лагерная проза.

Андрей Забияко. Антиномии русского сознания: труд и праздность. — “Литературная учеба”, 1998, № 2 (март — апрель).

А. Забияко — автор многих научных работ, учебника “История древнерусской культуры” (М., 1995). Журнал “Литературная учеба” готовит к публикации его эссе “Воля и власть”, “Отчизна и чужбина”, “Святое и падшее” и др.

Михаил Золотоносов. Зрелище преодоленной трудности. — “Московские новости”, 1998, № 15, 19 — 26 апреля.

Новая книга Олега Чухонцева “Пробегающий пейзаж” (СПб., “ИНАПРЕСС”, 1997) как событие. “Не потому, естественно, что он „лучший, талантливейший” или никто, кроме него, не умеет писать стихи с рифмами. Просто от новых книг нормальных стихов нас уже почти отучили. И книга избранного (1959 — 1997), одетая в скромный, но фундаментальный переплет и наполненная стихами по эстетике своей ярко консервативными, с установкой на прозаическую повествовательность, местами напоминающими чуть ли не Исаковского с Твардовским, произвела впечатление прежде всего формальной честности. Это ненечто, маскирующее неумение выдержать требования к форме демонстративным отказом от соблюдения „поэтических правил”. Это именно „зрелище преодоленной трудности” — сочетание установки на сообщение, на сюжет — с обязательством соблюсти все до одной формальности... Простота, которая в нынешней культурной ситуации уже кажется демонстративной, каким-то символическим и вызывающим жестом”. Критик отмечает, что дилетантизм, облаченный в модерновую упаковку, во всех видах искусств исчерпан и победа без борьбы переходит к традиционалистам.

См. также “Опыт словарной статьи об Олеге Чухонцеве”, принадлежащий перу И. Роднянской и сопровождающийся избранными стихотворениями Олега Чухонцева разных лет (“Литературная учеба”, 1998, № 2).

Михаил Золотоносов. Графомания и интеллигенция. — “Кулиса НГ”, 1998, № 9, май.

Обвинительный акт, предъявленный питерским критиком своим землякам: “Петербург не имеет права именоваться даже просто культурным городом”. “Графомания” и (питерская) “интеллигенция” — синонимы. Журналы “Нева”, “Звезда”, “Постскриптум” — бастион шестидесятничества (какой ужас...).Довлатов и Бродский — культовые фигуры. Пристрастный разбор романа А. Наймана “Б. Б. и др.”. К счастью, в Петербурге есть Николай Кононов, Виктор Кривулин, Александр Мелихов, Александр Покровский. “Новый язык — единственное, что может составить интерес”. Среди прочего — остроумное наблюдение: “Для меня эссеистика — интеллектуальный петтинг. Гладят и тискают текст, но отказываются проникать внутрь, потому что боятся неудачи”.

Наталья Иванова. Преодолевшие постмодернизм. — “Знамя”, 1998, № 4.

Литературный процесс. “Преодолевшие постмодернизм” писатели уже не забавляются игрой, даже самой мрачной. “Маскарад окончен. Здесь гасят не свет, а взгляд”.

Ирина Иловайская. Пасха 1998 года в России. — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1998, № 4219, 23 — 29 апреля.

“Во время полета (из Рима в Москву. — А. В.) я читала один из последних номеров журнала „Новый мир” и в нем повесть Галины Щербаковой „Армия любовников” (1998, № 2, 3. — А. В.). Вырисовывался образ России безнадежный. В жизни как будто ничего нет, кроме бездушного и бессмысленного секса и каких-то ущербных зародышей чувств с элементом извращения. Я с такой Россией не встречалась, и смущала меня мысль, что, может быть, я ее на самом деле не понимаю и удивляюсь ей так же, как языку, на котором разговаривают персонажи повести. К счастью, очень скоро мне вновь явилась та Россия, которую я как раз уже знаю и в которой, несмотря на все реальные трудности, все-таки преобладает свет”.

Сергей Кара-Мурза. Обездоленные в СССР. — “Наш современник”, 1998, № 4.

Перед миром два пути: “сосуществование разновидностей коммунизма” или “тоталитарный и единообразный фашизм” — иных проектов “не выдержит Земля”. Автор опирается (или считает, что опирается) на наследие Антонио Грамши. Несмотря на антилиберальный пафос, настоятельно рекомендую статью всем заинтересованным читателям как одну из наиболее оригинальных попыток объяснить крах советского строя (дефицит образов).

К. Келли. Новые правила для новой экономики. Двенадцать принципов преуспеяния в бурно меняющемся мире. Дайджест статьи из журнала “Wired” подготовил Александр Семенов. — “Знание — сила”, 1998, № 4.

Перспективы и возможности сети Internet. Сетевая Экономика как глобальная перестройка нашей жизни. Сетевой экономический эффект. Тут же напечатана полемическая статья Антона Носика “Резиновый рынок и железная пята. Заметки на полях статьи К. Келли” о том, что “мир останется таким же скверным, какие бы технологические новинки ни придумал человеческий мозг”. Среди прочего: “Сетевой эффект, работающий на корпорацию Microsoft, неизбежно должен к 2000 году привести эту американскую фирму к статусу глобальной сверхдержавы, сосредоточившей в своих руках больше власти и денег, чем любое государство или правительство на свете. Серьезная проблема здесь состоит в том, что подобное накопление неконтролируемой и неограниченной власти в одних руках осуществляется абсолютно легальным рыночным способом и не может быть сдержано никаким законным противодействием”.

Маруся Климова, Михаил Сидлин. Новый русский классицизм. — “Кулиса НГ”. Приложение к “Независимой газете”. 1998, № 8, апрель.

Интервью с художником — “покаявшимся модернистом” Тимуром Новиковым (недавно ослепшим в результате тяжелой болезни). Цитата: “Гитлер занимал крайне правильную эстетическую позицию. Политически он совершил немало ошибок (?! — А. В.), а эстетически Гитлер был абсолютно прав. Если бы вы посетили организованную им в 30-е годы выставку „Дегенеративное искусство”, где рядом с кубистскими скульптурами и авангардными картинами были выставлены портреты дегенератов, я думаю, вы абсолютно согласились бы с его эстетическими выкладками. Он выступал против картин, изображающих человека уродом. Вероятно, именно поэтому достижения эстетики времен Третьего рейха до сих пор действуют на людей завораживающе”.

Алексей Кокотов. Необходимый Бенедиктов. — “Постскриптум”, Санкт-Петербург, 1998, № 1.

“Заимствования” из Бенедиктова в творчестве Тютчева, Фета, Некрасова, Ходасевича, Заболоцкого, Пастернака.

Юрий Колкер. Седакова в анатомическом театре. — “Арион”. Журнал поэзии. 1998, № 1.

Глядя из Лондона: Ольга Седакова как поэт “второго ряда”. См. также скептические заметки Юрия Колкера о поэзии Геннадия Айги (“Новый мир”, 1997, № 10). О творчестве Ольги Седаковой см. критическую статью Н. Славянского “Из полного до дна в глубокое до краев” (“Новый мир”, 1995, № 10).

Юрий Кузнецов. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона. — “Наш современник”, 1998, № 4.

“Слово о Законе и Благодати” (1038 год) — первое именное произведение русской литературы. Но жанр своей работы поэт Юрий Кузнецов определяет не как перевод, а как “сотворение со старославянского”.

Александр Кушнер. <Отвечает на вопросы анкеты “МН”>. — “Московские новости”, 1998, № 12, 29 марта — 5 апреля.

На вопрос “какие новые страхи появятся в ХХI веке?” поэт ответил: “Мне кажется, с нас достаточно вечных страхов, преследующих человека из века в век. Страх одиночества, страх смерти, страх за близких, страх перед предательством, насилием... „Страх и трепет”, о котором писал Кьеркегор, — философский, метафизический страх, отличающий человека от животного. „Божий страх”, завещанный нам библейскими пророками; страшен человек, не знающий его”.

Михаил Лайков. Гуляй, Украина! — “Москва”, 1998, № 4.

Осень 1996 — осень 1997 годов. Душераздирающие сцены украинской “нэзалэжности”. С натуры: прозаик, автор романа “Возвращение в дождь” (“Москва”, 1996, № 6), живет на Украине, в Днепропетровской области.

Аугусто Лопес-Кларос. Интеграция против страданий. Перевод с английского Сергея Каменева. — “Знамя”, 1998, № 4.

Сотрудник Международного Валютного фонда — за ограничение национальных суверенитетов и создание Мирового Правительства. Полемика со статьей Александра Неклессы “Конец цивилизации, или Зигзаг истории” (“Знамя”, 1998, № 1).

Лев Лосев. Великих поэтов больше не будет. Беседовал Глеб Шульпяков. — “Ex libris НГ”, 1998, № 16, апрель.

Поэт, уже 22 года живущий в США, — о наступлении новой эры: “...может быть, великих поэтов не будет вообще и поэзия — пользуясь дурным сравнением — станет выполнять те функции, которые она выполняла, скажем, в классические времена Японии или Китая, когда была частью повседневных занятий образованного человека...” Тут же печатается рецензия Глеба Шульпякова на новую поэтическую книгу Льва Лосева “Послесловие” (СПб., “Пушкинский фонд”, 1998).

Священник Александр Мень. Возможно ли иудеохристианство? — “Континент”, Париж — Москва, № 95 (1998, № 1).

Текст выступления, записанного на магнитофонную ленту в 1973 году.

Анатолий Найман. Не быть не собой. Беседу вела Зоя Ершок. — “Новая газета. Понедельник”. Еженедельник, 1998, № 15, 20 апреля.

Среди прочего — о шестидесятниках: “Пока не были шестидесятниками, их еще можно было различить в лицо”.

Эрнст Неизвестный. Россия — это вам не “Титаник”. Беседу вел Вячеслав Прокофьев. — “Труд”, 1998, № 69, 15 апреля.

Среди прочего — о Церетели: “Это, бесспорно, исключительно талантливый человек. Не все у него удачно, что-то лучше, что-то хуже, как это бывает у всех. Я в свое время сильно пострадал оттого, что художественные советы, руководство постоянно оценивали мои работы. Поэтому я никогда не даю оценки работам коллег”. Забавно, что те же слова мог бы, вероятно, произнести и сам Церетели о Неизвестном. Понятная корпоративная солидарность.

Андрей Немзер. Московская статья. — “Волга”, Саратов, 1998, № 1.

О писателях московских и провинциальных, коллизиях реальных и надуманных. Кстати, тираж саратовской “Волги” в этом году — 700 экз.

А. Н. Островский. Из “Материалов для словаря русского народного языка”. Костромская диалектная лексика. Вступительная статья Нины Ганцовской и Ольги Мараренко. — “Губернский дом”. Историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал. Редактор Николай Муренин. Тираж 1500 экз. Кострома, 1998, № 1-2 (№ 26-27).

Фрагменты небольшого рукописного словаря, над которым драматург работал в 1850-х годах. Весь номер иллюстрированного “губернского” журнала посвящен 175-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского и одновременно 80-летию областной научной библиотеки, в фондах которой хранится наследие драматурга, в том числе прижизненные издания с автографами. Печатаются статьи, беседы, архивные документы. Среди прочего — родословная Островских, составленная А. Григоровым; духовное завещание Н. Ф. Островского (Щелыково, декабрь 1852 года), отца писателя.

Борис Пастернак. Начало пути. Письма к родителям (1907 — 1920). Вступительная заметка, публикация и комментарии Е. В. Пастернак и Е. Б. Пастернака. — “Знамя”, 1998, № 4, 5.

Часть переписки поэта с родителями и сестрами. Из архива покойного Александра Леонидовича Пастернака.

См. также публикацию Елены и Евгения Пастернаков “В осаде” (“Континент”, № 95) — о борьбе вокруг опубликования “Доктора Живаго”.

Людмила Петрушевская. К прекрасному городу. — “Общая газета”, 1998, № 20, 21 — 27 мая.

Рассказ известной писательницы проиллюстрирован ее акварельным “Автопортретом № 2” — в шляпке.

Инна Пруссакова. Пришла ли пора занавешивать зеркала? Проза в толстых журналах. — “Нева”, Санкт-Петербург, 1998, № 3.

В первую очередь о прозе “Нового мира” — А. Мелихове, А. Варламове, А. Уткине, А. Волосе, И. Поволоцкой, А. Наймане, А. Азольском.

Алексей Пурин. Лирика Гвидо Рени. — “Постскриптум”, Санкт-Петербург, 1998, № 1.

Эссеистическая проза. Сначала — об итальянском живописце XVI — XVII веков. Далее — обо всем.

Вячеслав Пьецух. Счастливейший из смертных — это я. Беседу вела Елена Грандова. — “Культура”. Еженедельная газета интеллигенции. 1998, № 13, 9 — 15 апреля.

“Я читаю толстые журналы и полагаю, что современная литература не только не слабее литературы 60 — 70-х годов, но в чем-то стала покрепче, поизящнее, поумнее”.

Валентин Распутин. “До могилы буду талдычить о душе, о совести...”. Беседу вела Нина Степанова. — “Россия”. Ежемесячный общественно-политический и литературно-художественный иллюстрированный журнал. 1998, № 5.

На вопрос, почему он прекратил свою публицистическую деятельность, писатель ответил: “А кого, зачем сейчас убеждать публицистикой? Все встало по своим „позиционным” местам, все определилось накануне... Накануне чего? И в этом — в одном или другом исходе — советы, назидания уже не помогут. Как в последний день перед выборами: агитация запрещена, да она уже и не нужна. Вступают в силу более могущественные законы, законы истории, энергия которых приведена в действие...”

Рустам Рахматуллин. Кумир не образ. — “Кулиса НГ”. Приложение к “Независимой газете”. 1998, № 8, апрель.

Москва: “кризис монументальной и городской скульптуры”. Пути из тупика: “Первый и самый радикальный, как и самый утопичный, путь — отказ от всей традиции антропоморфных, зооморфных монументов и возвращение в средневековье восточное, где храм, часовня, крест — вот способы отметить память человека или случая... Второй путь — возвращение антропоморфных форм к стене и в стену, лучше в стену храма. Подчинение их архитектуре... В сущности, это лишь два пути в новое средневековье: православно-бескомпромиссный и компромиссный католически... Кумиров же пора остановить, и церетелиевский Петр — тот самый случай. История с его минированием значит, что ожившие кумиры пожелают крови. Для них у нас есть и Москва-река, и Днепр. Интеллигентам же, кричащим всякий раз о вандализме, нужно бы выучить еще слово — „идолоборчество”...”

Мария Ремизова. Большой пасьянс 97-го года. Взгляд на литературу через призму Букеровского жюри. — “Континент”, Париж — Москва, № 95 (1998, № 1).

Критические разборы шести романов (из них — четырех новомирских), попавших в финал Букеровской премии прошлого года. Только один роман из шести — “Любью” Юрия Малецкого, печатавшийся в “Континенте” и одобрительно рецензировавшийся в “Новом мире”, — заставляет критика признать, что литература жива.

Мария Ремизова. Темные коридоры. — “Независимая газета”, 1998, № 88, 20 мая.

О том, что новый роман Владимира Маканина “Андеграунд, или Герой нашего времени” (“Знамя”, 1998, № 1, 2, 3, 4) — это “очень и очень специальный роман для очень и очень специального круга”, а именно “для критиков, литературоведов, комментаторов и прочей служебной братии. Его интересно анализировать, раскладывать на составные части, рассматривать каждую из них в лупу — с ним интересно работать. Но сомнительно, что столь же чистое удовольствие от него способен получить просто читатель, раскрывающий книгу совсем с другой, далекой от утилитарных задач, целью”.

О романе Маканина см. также статью Аллы Латыниной “Легко ли убить человека? Литература как великий вирус” (“Литературная газета”, 1998, № 17, 29 апреля). См. также статью Андрея Немзера в следующем номере “Нового мира”.

В. Рогов. О переводе заглавий. — “Иностранная литература”, 1998, № 4.

Рубрика “Трибуна переводчика”. Казусы, конфузы, проблемы, решения. Тут же — статья И. Бернштейн “Английские имена в русских переводах”.

Людмила Сараскина. Модный писатель в салоне и дома (версия П. Д. Боборыкина). — “Знамя”, 1998, № 4.

Литературные нравы ХIХ века. Роман Петра Боборыкина “Жертва вечерняя”. “Бобок” Достоевского.

П. В. Седов. “На посуле, как на стуле”. Из истории российского чиновничества XVII века. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1998, № 4.

Взятка.

Валерий Сендеров. Евразийство в России — победившая идеология? — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1998, № 4219, 23 — 29 апреля.

Полемика. Розовое эмигрантское евразийство 20-х годов и наше время. Сдвиг всего политического спектра в сторону “евразийского” этатизма. Россия — пока еще европейская страна?

Питирим Сорокин. Поездка на Север. Публикация, вступительная заметка и примечания Юрия Дойкова. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1998, № 3, 4.

Путевая проза известного “русско-американского” социолога. Поездка студента Петербургского университета П. Сорокина в 1911 году на Север. Записки были впервые опубликованы в “Вологодском листке” летом — осенью того же года.

Мария Станиславова. Государство и искусство. — “Независимая газета”, 1998, № 64, 11 апреля.

Письмо в газету: “Самым логичным было бы совсем отказаться от государственных премий в эфемерной области муз и сосредоточить внимание на культурно-просветительских достижениях отечественной мысли. Оценить государственное значение Большой Российской Энциклопедии или серии телепрограмм по культурной и научной тематике можно гораздо адекватнее, чем поэмы или скрипичного концерта”.

Диакон Даниил Сысоев. Похвала прозелитизму. — “Москва”, 1998, № 4.

Не воевать с католическими и протестантскими миссионерами в России, но — нести истину Православия всем странам и народам.

См. также статью православного американца Лоуренса Юзелла “Пораженчество и полицейские методы” (“НГ-Религии”. Ежемесячное приложение к “Независимой газете”. 1998, № 5, март). Цитата: “Православная Церковь привлекла меня глубиной молитвенного делания, неприятием суеты и мелочности современной культуры, монашеской аскезой, прекрасным церковным искусством. Но мне всегда было странно слышать утверждения Московской Патриархии о том, что каноническая территория православия — это Россия. По-моему, это пораженчество. Весь мир — и мой штат Вирджиния, и Швеция, и Китай — каноническая территория православия, Церкви Христовой”.

Александр Тимофеевский. Кающийся Грымов. — “Русский Телеграф”, 1998, № 84, 16 мая.

Отклик на фильм Грымова “Му-Му”: нечто среднее между тургеневским рассказом “Муму” и... конфетой-тянучкой. Среди прочего: “Вода льется, муха жужжит, барская усадьба, как у людей, точь-в-точь из Тарковского с Кончаловским — кич, разумеется. Проблема в том, что кич был уже у Тарковского с Кончаловским, о чем когда-то не смели заикнуться, а теперь бесполезно — теперь нет иного кода изображения усадьбы, кроме кичевого”.

Виктор Топоров. На полпути в неизвестном направлении. — “Культура”. Еженедельная газета интеллигенции. 1998, № 13, 9 — 15 апреля.

Злые заметки о Михаиле Кураеве в связи с выдвижением последнего на госпремию: “собрание сочинений писателя, расположенных в хронологическом порядке, могло бы выйти под лозунгом: тех же щей да пожиже влей. Впрочем, первые щи были столь хороши, а количество воды, которой писатель их разбавлял, было и остается настолько мизерным, что и сегодняшняя похлебка не лишена аппетитности”.

Владимир Топоров. Не путайте интеллигента со специалистом. Беседу вел Юрий Буйда. — “Известия”, 1998, № 90, 20 мая.

Первый лауреат новой литературной премии Александра Солженицына, академик В. Н. Топоров — о самом Александре Солженицыне: “Это огромное явление, хотя я и не разделяю точку зрения тех, кто называет его Львом Толстым современной отечественной словесности. Уже в те годы, вскоре по выходе „Одного дня Ивана Денисовича”, задолго до вынужденной эмиграции, он нарушал все табу, говорил о цензуре, о свободе слова — это было очень важно. Я не поклонник его романов вроде „Ракового корпуса” или „В круге первом” — в них избыток изобретательности, остроумия, „сделанности”, что присутствует и в „Красном Колесе”, где, однако, он со страшной убедительностью говорит об обреченности старого режима, о том, что именно в феврале — марте семнадцатого года уже все было предрешено в судьбе России... „Архипелаг ГУЛАГ” — вот книга века, это поистине потрясающее произведение. Явление другого рода — возвращение Солженицына в Россию. Думаю, сценарий этого возвращения был ошибочным. Да и то, что Александр Исаевич, едва вернувшись, с места в карьер обругал реформаторов, было не совсем тактично... Но, повторяю, значение его личности и творчества огромно, это для меня безусловно”.

Александр Торин. Дурная компания. Роман. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1998, № 3, 4.

Из Израиля — в Америку. Работа, нравы. Первое литературное произведение тридцативосьмилетнего автора, по образованию инженера, живущего с 1993 года в США и выступающего под псевдонимом.

Тэффи. После юбилея. Отрывки впечатлений и разговоров. Публикация и вступительная заметка Э. Нитраур и Б. Аверина. Примечания С. Князева. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1998, № 3, 4.

Отрывочные мысли о Гоголе. 1952 год — русская эмиграция отмечает столетие смерти писателя. Тэффи — семьдесят девять лет, жить ей оставалось несколько месяцев.

Григорий Файман. Жена писателя. — “Хранить вечно”. Специальное приложение к “Независимой газете”. 1998, № 2, апрель.

Два письма 1946 и 1947 годов Веры Владимировны Зощенко (урожденной Кербиц, 1896 — 1981) к товарищу Сталину. Второе письмо — огромное. В защиту мужа-писателя.

Евгений Федоров. Кухня. Повесть. — “Континент”, Париж — Москва, № 95 (1998, № 1).

Повесть “Кухня” (1956, 1997) примыкает к известному лагерному циклу “Бунт”, но в него не входит. Один из персонажей повести — Кузьма есть реальное лицо, это интересный, но, к сожалению, малоизвестный прозаик Анатолий Иванович Бахтырев (1928 — 1968). Тут же напечатаны пять коротких рассказов А. Бахтырева (Кузьмы) из сборника, выпущенного крошечным тиражом в Израиле в 1973 году.

О прозе Евгения Федорова см. статью Д. Бака в “Новом мире” (1998, № 5).

Юрий Фельштинский. Тайна смерти Ленина. — “Новый журнал”, Нью-Йорк, № 210 (1998).

Больной Ильич не просил яда у Сталина, Сосо сам постарался. Повар-отравитель.

Феликс Чуев. Самая длинная фамилия, или Глупо быть умным. — “Наш современник”, 1998, № 5.

Беседы с тем самым “и примкнувшим к ним” Д. Т. Шепиловым — о Сталине, Хрущеве, Молотове и других.

Игорь Шайтанов. О сбывшемся и несбывшемся. — “Арион”. Журнал поэзии. 1998, № 1.

Пустыня современной русской поэзии. Критик надеется, что поэты еще почувствуют “неисчерпанность классических путей”.

Варлам Шаламов. “Я крепко стоял на ногах и не боялся жизни”. Вступительная заметка Геннадия Иванова. — “День литературы”. Газета русских писателей. 1998, № 4, апрель.

Два письма 1952 и 1956 годов к Пастернаку. Интересный разбор “Доктора Живаго”. Оба письма можно будет увидеть в четырехтомном собрании сочинений Варлама Шаламова (составление, комментарии, текстологическая подготовка И. П. Сиротинской).

Владимир Шевченко. “Священная война” — эхо двух эпох. — “Круг жизни”. Приложение к “Независимой газете”, 1998, № 6, май.

О том, что текст песни, известной нам как “Священная война”, написал не Лебедев-Кумач в июне 1941 года, а учитель мужской гимназии города Рыбинска Александр Боде (1865 — 1939) в мае 1916 года: “Вставай, страна огромная! / Вставай на смертный бой / С германской силой темною, / С тевтонскою ордой! / Пусть ярость благородная / Вскипает, как волна, / Идет война народная, / „Священная война”!..” И так далее. Слова песни были вложены автором в обстоятельное письмо, отправленное им в декабре 1937 года... Лебедеву-Кумачу. Ответа Александр Боде не дождался.

Наталья Шубникова-Гусева. Поэма-загадка. — “Ex libris НГ”, 1998, № 12, апрель.

Есенин был знаком с масонством и полемизировал с ним в “Черном человеке”.

Умберто Эко. Нонита. Вступительная статья Ричарда Темпеста. Перевод с итальянского Эллы Кушкиной. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1998, № 3.

Пародия на “Лолиту”: исповедь геронтофила.

.

ДАТА: 28 августа (9 сентября) — 170 лет со дня рождения Л. Н. Толстого (1828 — 1910).

Составитель Андрей Василевский.


Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация