Кабинет
Андрей Василевский

Периодика

Периодика
(составитель Андрей Василевский)


“Время MN”, “Демократический выбор”, “День литературы”, “Дружба народов”,
“Ex libris НГ”, “Звезда”, “Зеркало”, “Знамя”, “Известия”
“Иностранная литература”, “Искусство кино”, “Книжное обозрение”,
“Коммерсантъ”, “Кулиса НГ”, “Литература”, “Литературная Россия”,
“Литературное обозрение”, “Логос”, “Молодая гвардия”, “Москва”,
“Московские новости”, “Наш современник”, “Нева”, “Независимая газета”,
“Общая газета”, “Октябрь”, “Открытая политика”, “ПОЛИТ.РУ”,
“Русская мысль”, “Склянка Часу/Zeitglas”, “Современные отечественные записки”, “TextOnly”, “Труд”

Актриса, никогда не игравшая себя. Подготовила Юнна Чупринина. — “Общая газета”, 1999, № 28, 15 — 21 июля. Электронная версия: http://www.og.ru

Встреча с Аллой Демидовой в редакции “Общей газеты”. “Благодаря Букеровской премии, в жюри которой я играла роль „человека с улицы”, мне удалось после долгого перерыва познакомиться с современной литературой. Теперь, когда 49 романов обрушились на Юрского (члена жюри этого года. — А. В.), он мне жалуется: „Как ты могла прочесть такую груду?” А я читала с удовольствием. Оказалось, очень хорошо сегодня пишут”.

Лев Аннинский. Удар костылем. — “Литературная Россия”. Еженедельная газета писателей России, 1999, № 26, 9 июля.

Из цикла статей “Барды”. “Я был батальонный разведчик, / А он — писаришка штабной, / Я был за Россию ответчик, / А он спал с моею женой...” — шедевр жанра (ориентировочно 1949 — 1950 год, авторы — Сергей Кристи, Владимир Шрейберг, Алексей Охрименко).

Лев Аннинский. Незабываемый 1948-й. Читая А. Дугина. — “День литературы”, 1999, № 7 (25), июль.

Критик в восторге от статьи Александра Дугина “Евреи и Евразия” (сначала напечатанной в газете “Завтра” и потом перепечатанной в журнале “Русский еврей”) и от самого автора — “талант нешуточный, багаж редкостный, честность мысли несомненная”. No comments.

Юрий Арабов. Мистерия горы. — “Искусство кино”, 1999, № 5. Электронная версия: http://www.kinoart.ru

Один день Евы (Браун) и Ади (Адольфа Гитлера). В предисловии режиссер А. Сокуров предупреждает, что его фильм “Молох” не является буквальной экранизацией публикуемого сценария, что “Мистерия горы” — произведение литературное и самодостаточное.

См. также большую беседу с Юрием Арабовым “В поле свободы” (“Кулиса НГ”, 1999, № 13, июль).

Белла Ахмадулина. Новые стихи. — “Знамя”, 1999, № 7. Сетевой журнал “Знамя”: http://magazines.russ.ru/znamia

Циклы “Глубокий обморок”, “Возле елки” и многие другие стихотворения. 28 журнальных полос, в две колонки. Целая книга. Весомая журнальная акция. О стихах могут быть разные мнения.

Дмитрий Ахтырский. Революционная орнитология. — “Ex libris НГ”, 1999, № 27, июль.

“Над кукушкиным гнездом” Кена Кизи, “Чайка по имени Джонатан Ливингстон” Ричарда Баха, “Затворник и Шестипалый” Виктора Пелевина как литература для подростков (это похвала). МеждуКомбинатом и Полетом. Побег из антиутопии в утопию. Но — “разрушая культурный космос, мы попадаем не просто в хаос, но в хаос, чреватый антикосмосом — то есть „новым порядком” или зоной, царством Кощея Бессмертного. Так в романе „Повелитель мух” дети, попавшие на необитаемый остров, освободившиеся от опеки взрослых и всех их установлений, постулируют в итоге для себя законы настолько чудовищного свойства, как будто бы их советником был кто-нибудь из создателей Третьего рейха”.

Ален Безансон. Искусство и христианство. Перевод с французского. — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1999, с № 4275, 24 — 30 июня по № 4277, 8 — 14 июля. Электронная версия:http://www.rusmysl.ru

Доклад известного французского историка и философа на семинаре Свободного университета “Русской мысли” (июнь 1999 г., Москва). На эту тему см. публикацию “Бог-Художник и художник-человек. Послание Иоанна Павла II людям искусства” (“Русская мысль”, 1999, № 4276, 1 — 7 июля), подготовленную священником Георгием Чистяковым.

Павел Белицкий. Новая патриотика. — “Независимая газета”, 1999, № 130, 20 июля. Электронная версия: http://www.ng.ru

Наблюдение за поэзией в толстых журналах навело критика на мысль о том, что пафос отечественности звучит, естественно, не только в кругу авторов “Нашего современника”. В частности, упоминаются стихи Дмитрия Быкова в “Новом мире” (1999, № 1).

Сол Беллоу. Литературные заметки о Хрущеве. Перевод с английского Людмилы Мотылевой. — “Иностранная литература”, 1999, № 6. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/inostran

Великолепный очерк 1961 года из журнала “Эсквайр” входит в подборку очерков и воспоминаний известных писателей о значительных личностях и событиях уходящего столетия под общим названием “ХХ век: СТОП-КАДР 2”. Также интересны: Эндрю Копкинд, “Стать взрослым в эру Водолея” — о Вудстокском фестивале; Пьер Вейете, “Смерть Франко”; Видиа С. Найпол, “После Революции” —иранские впечатления; Патрик Зюскинд, “Германия, климакс” — объединение страны. Первый выпуск “Стоп-кадра” см. в февральском номере “Иностранной литературы” за этот год.

Вадим Белоцерковский. Возможно ли создание новых развитых капиталистических государств? — “Независимая газета”, 1999, № 136, 28 июля.

На вопрос, вынесенный в название статьи, публицист уверенно отвечает: нет.

Марк Богославский. Борис Чичибабин и Иосиф Бродский как ключевые фигуры русской поэзии конца ХХ века. — “Склянка Часу/Zeitglas”. Лiтературно-мистецький журнал. Канiв, 1998, № 8-9.

Эта статья, содержание которой понятно из ее названия, вызвала полемический отклик Янвера Эсенди “Мерцающий катарсис” (“Склянка Часу/Zeitglas”, 1998 — 1999, № 10-11), за которым в свою очередь последовала статья Марка Богославского “Что есть истина” (“Склянка Часу/Zeitglas”, 1999, № 12-13).

“Склянка Часу” — это частный ежеквартальный трехязычный литературно-художественный журнал, печатающий тексты на украинском, русском и немецком языках. Каждый номер украшен “слоганом” (из Шиллера) на трех языках: “Писать для одной лишь нации — слишком убогий идеал”. Последний номер (№ 12-13, 1999) посвящен памяти Эриха Марии Ремарка, а № 8-9 за 1998 год — памяти Льва Копелева. Комплект журнала доставлен в редакцию с Украины в ответ на призыв составителей “Книжной полки” и “Периодики” присылать образцы провинциальной/зарубежной прессы. В сопроводительном письме издатель-редактор Александр Апальков пишет: “Мы отдаем себе отчет во многих своих грехах, из которых не самый страшный — изоляция от культурных центров. Журнал мы издаем при минимуме денежных средств и отсутствии штатной редакции. Собирает его, оформляет, корректирует группа добровольцев в три-четыре человека. Отсюда множество досадных ляпсусов. И все же надеемся, что кое-что в нашем журнале может заинтересовать читателей и критиков”.

Владимир Бондаренко. Подлинный Веничка. — “Наш современник”, 1999, № 7.

“Москва — Петушки” как заключительная глава “того великого мифа, у которого первой главой явилась тоже поэма — „Как закалялась сталь”, а где-то посередине „Повесть о настоящем человеке”...”.

Василь Быков. Рассказы. Перевод с белорусского автора. — “Знамя”, 1999, № 7.

“Очная ставка” и “Довжик” — новые рассказы известного белорусского прозаика, живущего в Финляндии — подальше от Лукашенко. См. также его короткие рассказы о войне “Политрук Коломиец”, “Катюша”, “Полководец”, “Зенитчица” в петербургском журнале “Звезда” (1999, № 5) и повесть о солдате-дезертире “Волчья яма” (“Дружба народов”, 1999, № 7).

Сергей Викулов. Могучая и бессильная. Опыт нетрадиционного прочтения Н. А. Некрасова. — “Наш современник”, 1999, № 7.

О русской трезвости и русском пьянстве.

Георгий Владимов. Кушают ли лошади овес? — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1999, № 4279, 22 — 28 июля.

Резкая полемика с Виктором Суворовым и “суворовцами” (в основном из “Русской мысли”). Тут же напечатана реплика Анатолия Копейкина, одного из этих самых “суворовцев”.

Война в Косово. — “Логос”. Философско-литературный журнал. Главный редактор Валерий Анашвили. Ответственный секретарь Вадим Руднев. 1999, № 5.

Философы о войне и мире: Михаил Маяцкий, Модест Колеров, Виктор Молчанов, Юрген Хабермас, Юлия Кристева, Ричард Рорти, Руслан Хестанов, Николай Плотников, Роберт Шпеман, Цветан Тодоров, Михаил Рыклин, Елена Петровская, Алексей Руткевич.

Алексей Герман. Изгоняющий дьявола. Перевод с французского Марии Божович. — “Искусство кино”, 1999, № 6.

Беседа известного режиссера о его фильме “Хрусталев, машину!” с французскими кинокритиками (Париж, ноябрь 1998 года).

Татьяна Головина. “История одного города” и “Палисандрия” Саши Соколова. — “Литература”. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 1999, № 27 (306), июль. Главный редактор приложения Г. Красухин. Электронная версия: http://www.1september.ru

“Художественное время „Палисандрии” длится и после Конца Времен”.

Александр Горянин. Поправки к образу России. — “Русская мысль”. Еженедельник. Париж, 1999, № 4276, 1 — 7 июля; № 4277, 8 — 14 июля.

Расширенная версия выступления на Первом Всемирном конгрессе русской прессы (Москва, Сочи, 1999): “...если не читать газеты и не смотреть ТВ, можно ли догадаться, что страна в глубочайшем, как уверяют, кризисе?” См. на эту же тему многочисленные додефолтовые выступления социолога Даниила Дондурея (“Русский телеграф”, 1997, № 30, 25 октября; “Известия”, 1998, № 29, 17 февраля; “Известия”, 1998, № 143, 5 августа).

Дело Бродского по дневнику Лидии Чуковской. Вступительная заметка Владимира Корнилова. Публикация и примечания Е. Чуковской. — “Знамя”, 1999, № 7.

“Мне не нравится Бродский, но он поэт, и надо спасти его, защитить” (из записи от 11 декабря 1963 года).

Евгений Евтушенко. “Готов вместе с Прохановым бороться за русскую литературу!”. Беседу вели Николай Алипов и Александр Щуплов. — “Книжное обозрение”, 1999, № 31, 2 августа.

Евтушенко выступает за государственную поддержку искусства и за восстановление единого Союза писателей.

Виктор Ерофеев. “Все и вся будет плыть по течению...”. Интервью ведет Елена Кутловская. — “Искусство кино”, 1999, № 4.

“Моему сыну двадцать три года, и то, что писал Владимир Сорокин, например, для него уже непонятно и не смешно”.

Игорь Ефимов. Новый Нострадамус. Закат Америки в ХХI веке. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 7. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/zvezda

Страховой бизнес в США как специфический американский социализм, который не лучше неамериканского.

Жить, чтобы ждать. Беседу вела Юнна Чупринина. — “Общая газета”, 1999, № 30, 29 июля — 4 августа.

Беседа с Мариной Вишневецкой. Читает ли ваш ребенок вашу прозу? — “Зато он ест мою еду”.

Сергей Земляной. Если есть стиль — остальное не важно. — “Ex libris НГ”, 1999, № 29 (101), июль.

Хемингуэю — сто лет.

Александр Зиновьев. Изменился не я, а время. Беседа с философом и писателем, вернувшимся на родину. Беседу вел Александр Неверов. — “Труд”, 1999, № 140, 31 июля.

“В 39-м году меня арестовали. И правильно сделали: я же был террористом. Я даже так скажу: борьба брежневского режима с диссидентами велась слишком вяло. Они были началом пятой колонны Запада. И в 77-м меня правильно выслали. Я, конечно, не представлял, что мои книги будут использоваться против СССР...”

См. о Зиновьеве — сочувственное эссе Евгения Пономарева “Homo postsoveticus” (“Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 7). Гораздо более критический взгляд на его творчество представлен в статье Дмитрия Юрьева “Сияющая бездна” в настоящем номере “Нового мира”.

Михаил Золотоносов. Памятник неизвестному писателю. — “Московские новости”, 1999, № 27, 20 — 26 июля. Электронная версия: http://www.mn.ru

Литературоведческая сенсация — “Борис Кузин. Воспоминания, произведения, переписка. Надежда Мандельштам. 192 письма к Б. С. Кузину” (СПб., ИНАПРЕСС, 1999). Письма 1937 — 1947 годов —роман в письмах, их связь началась незадолго до того, как Н. Я. узнала о смерти Осипа Мандельштама, “скорее всего, потребность в страсти, в мужчине, в котором она уверена, была ей в конце 1938 года остро необходима, чтобы заглушить, говоря романтическим языком, боль предчувствий”.

Вячеслав Вс. Иванов. О Романе Якобсоне. Главы из воспоминаний. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 7.

“В машине Якобсон рассказывал мне о судьбе Маяковского. Обеим сестрам — Эльзе и Лиле — он не нравился в постели. Эльза о нем сказала: „Il n’etait pas assez ind й cent” („Он не был достаточно похабен”, как тут же перевел сам Якобсон)”.

Наталья Иванова. Константин Симонов глазами человека моего поколения. — “Знамя”, 1999, № 7.

Симонов: сложный сюжет упрощения собственной неординарной личности. Рубрика “Советская цивилизация”, цикл “Соседи по Переделкину”. См. первую статью цикла — “Личное дело Александра Фадеева” (“Знамя”, 1998, № 10).

Татьяна Иванова. Не хватит ли сказок? Под каким флагом воевал генерал Власов. — “Демократический выбор”. Газета объединенных демократов. 1999, № 28, 22 — 28 июля. Электронная версия:http://www.dvr.ru

О том, что флаг РОА выглядел иначе, чем нынешний государственный, а именно — синий Андреевский крест на белом фоне в обрамлении узкой красной полосы. Автор статьи утверждает, что нет никаких убедительных свидетельств того, что РОА сражалась с Советской Армией.

Василий Каменский. “Мне пора быть с вами в Нью-Йорке...”. Письма к Николаю Евреинову. Публикация, вступительная заметка, подготовка текста и примечания О. Демидовой. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 1999, № 7.

19 писем 1925 — 1935 годов поэта В. В. Каменского (1884 — 1961) к режиссеру, драматургу, теоретику театра Н. Н. Евреинову (1879 — 1953). Эпилог русского футуризма. “Пусть у нас (в СССР. — А. В.) есть много недостатков, но все же мы — дома и делаем прочно свои великие и малые дела общего строительства... Не унываю. Ибо конкурентов не вижу и, м. б., долго еще не увижу. Верю в лучшие времена, т. е. в более культурные, когда пригожусь” (из письма Василия Каменского от 10 мая 1927 года).

Владимир Кантор. Русский европеец как задача России. — “Русская мысль”, Париж, 1999, № 4279, 22 — 28 июля; № 4280, 29 июля — 4 августа.

Надо ли русским европейцам бежать из России? Не надо.

Юрий Коваль. Монохроники. Публикация Натальи Коваль. Вступление и подготовка текста Юлия Файта. — “Октябрь”, 1999, № 7. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/October

Не дневники, а, по выражению прозаика, “случайный сбор”, но местами интересный. “Я всегда очень нежно относился к Лакшину. И вот однажды (март 1978 года) мы вышли с Б. А. из главного корпуса „Переделкина”. Вдруг встретился Лакшин.

— Добрый вечер, Владимир Яковлевич, — сказал очень дружелюбно я.

— Здравствуйте, Бэлочка, — сказал Вл. Як.

Б. А. повела плечами.

— Простите, не будучи представлена...

— Да ведь это... — засуетился я.

— Не знаю, не знаю... — сказала Б. А.

— Напрасно вы так, — сказал я попозже. — Он добрый человек.

— Но о нем плохо писал Солженицын, — заметил Андрей Битов, бывший с нами.

— Видимо, это я и имела в виду, — сказала Б. А.

На другой день снова встретил я Лакшина, к которому по-прежнему нежно (и сейчас тоже) относился.

— Что вы, Юрочка, — сказал он. — Она бабочка, порхает, порхает...”

Вадим Кожинов. О тайне гибели поэта. — “Москва”, 1999, № 6. Электронная версия: http://www.moskva.cdru.com

Супруги Нессельроде против Пушкина.

Модест Колеров. Жизнь без трупа — если мы его закопаем. — “ПОЛИТ.РУ”. Информационно-политический канал. Адрес в Интернете: http://www.polit.ru

“Вынос тела Ленина из Мавзолея и захоронение его на Волковом кладбище в Петербурге — одно из последних символических действий, которое может совершить в российской истории Борис Ельцин”.

Наталья Корниенко. Массовый читатель 20 — 30-х годов. — “Москва”, 1999, № 6.

Перевоспитание масс.

Станислав Куняев. Поэзия. Судьба. Россия. Книга воспоминаний и размышлений. — “Наш современник”, 1999, № 7.

Из главы одиннадцатой: “Мой друг Анатолий Передреев однажды на каком-то писательском съезде стоял рядом со мной у Кутафьей башни. Мы увидели четверых живых классиков, шедших бок о бок вдоль Александровского сада и приближавшихся к нам. Это были Василий Белов, Федор Абрамов, Владимир Личутин и Дмитрий Балашов. Маленькие — каждый метр с кепкой, — коротконогие, скуластые, с рыжеватыми бороденками (по крайней мере трое из четверых)... Кто-то из них был в тулупе, кто-то в сапогах, кто-то в красной деревенской рубахе... Анатолий Передреев — стройный высокий красавец, человек южнорусской породы, понимая, что выгодно отличается от них, лукаво толкнул меня в бок:

— И это великие русские писатели?! Да это же вепсы! — И захохотал, довольный своею шуткой”. (Начало мемуаров см. в № 1, 2, 3, 4, 5, 6; продолжение следует).

Людмила Лаврова. Лишние. — “Дружба народов”, 1999, № 7. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/druzhba

Беспризорники.

Владимир Личутин. Без истории нет нации. Беседу вел Николай Горбачев. — “День литературы”, 1999, № 7 (25), июль.

“Я был с 19 — 20 лет каким-то антигосударственным человеком. Я этого не скрывал, высказывал это, но никогда бы не смог стать диссидентом, потому что Родина, Отечество — величайшие для меня понятия. Я был антисистемщиком, если говорить о той системе, которая существовала”.

Юрий Лощиц. Был ли Пушкин славянофилом? — “Москва”, 1999, № 6.

Поэт был естественным славянофилом, считает автор статьи.

Юрий Мамлеев. “Предчувствую появление в России новых людей...”. Беседу вела Людмила Лаврова. — “Книжное обозрение”, 1999, № 30, 26 июля.

“Самый глубокий резонанс на произведения современных русских писателей — в Германии... Во Франции интерес к нынешней российской литературе заметно снизился. Издают одних и тех же 6 — 7 авторов: Пелевин, Сорокин, Ерофеев, Маканин, Битов... Правда, недавно выпустили Маринину в хорошем переводе. Но главное, вся читающая Франция буквально заворожена Андреем Платоновым, которого она только что для себя открыла”.

Игорь Манцов. Тридцать три несчастья. — “Искусство кино”, 1999, № 1.

О фильме “Спасение рядового Райяна” (“Saving Private Ryan”, 1998), получившем пять “Оскаров”. “Спилберг снимает отнюдь не боевик, а религиозное кино. Своего рода „Сталкер””.

Армен Медведев. Только о кино. Предисловие Михаила Ульянова. — “Искусство кино”, 1999, № 1, 2, 3, 4, 5, продолжение следует.

Автобиография кинематографиста.

Чеслав Милош. Россия. Перевел с польского Борис Дубин. — “Литературное обозрение”. Журнал художественной литературы, критики и библиографии. Главный редактор Виктор Куллэ. 1999, № 3.

“Итак, поляки и русские друг друга не любят...” Глава из книги “Rodzinna Europa” (1959). Очередной спецвыпуск “ЛО” посвящен творчеству двух поэтов — поляка Чеслава Милоша (род. в 1911) и литовца Томаса Венцловы (род. в 1937): их стихи, эссе друг о друге, диалоги, статьи о творчестве, ценная библиография.

На фоне всех ревизий века. Беседа Ирины Врубель-Голубкиной с Эммой Герштейн. — “Зеркало”, Тель-Авив, № 9-10 (1999). Электронная версия: http://members.tripod.com/~barashu/zerkalo

Беседа Эммы Герштейн с главным редактором журнала “Зеркало” датирована январем 1999 года. “Бродский для меня поэт совсем не великий”. Жолковский — “такой мещанин, такой мещанин”. Цветаева — “графоманка”. Много интересного о Н. И. Харджиеве.

“Наш был скор на язык!” — “Нева”, Санкт-Петербург, 1999, № 6.

Рассказы о Пушкине крестьян Псковской области, записанные в 1937 году сотрудницей Института русской литературы (Пушкинского дома) Ольгой Владимировной Лотман. “Пушкина очень обожали ухажерки с Тригорского. А он не очень-то интересовался этими барышнями. Они не очень были красивые. Он с дворянами здесь мало дел имел. Все, бывало, в баньке прятался от преследований. Ну а иногда танцевали в парке под шурманку” (Анна Федоровна Каменская, 70 лет, городище Воронич).

Андрей Немзер. Случилось это в Саратове. Новый урожай прозы Алексея Слаповского. — “Время MN”, 1999, № 114, 30 июня.

В июньском номере “Нового мира” напечатан “плутовской роман” Алексея Слаповского (род. в 1957) “День денег”, в июньском же номере “Дружбы народов” — “житейская история” “Талий”, а в издательстве “Грантъ” — однотомник с тремя ранее написанными романами Слаповского “Я — не я” (1992), “Первое второе пришествие” (1993; букеровский “шорт-лист”), “Анкета” (1997; снова букеровский “шорт-лист”). Критики Андрей Немзер и Александр Архангельский (“Плутовской роман в реалистической транскрипции”. — “Известия”, 1999, № 102, 8 июня) очень высоко оценивают разнообразное творчество этого саратовского прозаика и драматурга. Критическое отношение к его сочинениям было выражено в пространной рецензии А. Василевского “Вот Слаповский, который способен на все” (“Новый мир”, 1994, № 7), но этот критик вскоре оборотился главным редактором и... напечатал роман “День денег”.

Андрей Немзер. Легко ли не быть молодым? — “Современные отечественные записки”. Журнал для тех, кто читает не торопясь. 1999, № 1, июнь.

Одновременно появились три примечательных романа о людях, чья молодость кончилась вместе с советской властью, — “Дар слова” Эргали Гера (“Знамя”, 1999, № 1); “Свобода” Михаила Бутова (“Новый мир”, 1999, № 1, 2); “Generation ’П’” Виктора Пелевина (М., “Вагриус”, 1999).

Название нового (тонкого, иллюстрированного) журнала напоминает сразу о двух знаменитых русских журналах: ХIХ века — “Отечественные записки”, ХХ века — “Современные записки” (об этом последнем главный редактор Юрий Куликов в своем предисловии даже не упоминает).

Валентин Непомнящий. Книга, обращенная к нам. — “Москва”, 1999, № 6.

“Евгений Онегин” как “проблемный роман”.

Виктория Никифорова. Кошка на сцене. Рутина как вечная ценность театра. — “Знамя”, 1999, № 7.

О том, как деятели сцены наконец-то учатся любить в своем искусстве то, за что его любит публика.

Михаил Новиков. Рыбки изящной словесности. — “Коммерсантъ”, 1999, № 115, 3 июля. Электронная версия: http://www.kommersant.ru

“Если читать подряд, допустим, эти мемуары (Виктор Топоров, „Второе дно. Признания скандалиста”. М., „Захаров-АСТ”, 1999. — А. В.), а затем их как бы антипод — воспоминания Григория Бакланова, вышедшие в „вагриусовском” „Моем ХХ веке”, обнаружится следующее. Увенчанный титулами и орденами, сделавший и советскую, и перестроечную карьеры, мастеровитый, но удручающе традиционный прозаик Бакланов — и злющий, диссидентствующий, почти „проклятый”, почти маргинал, потративший лет двадцать, чтобы пробиться в Союз писателей, Топоров придерживаются одного и того же свода дурацких корпоративных правил. Интрига жизни — как следует из текста этих разных одинаковых автобиографий — строится из эфемерных, класса коммунальной кухни интриг вокруг заказов, публикаций, какой-то дребедени, жухлой, как позавчерашняя газета”.

Кстати, в книге Топорова есть указатель имен. Счастлив тот, кого в нем нет.

Михаил Новиков. Прозаическая инкарнация старого анекдота. — “Коммерсантъ”, 1999, № 122, 14 июля.

“Он, может быть, более глубок, чем Пелевин, — пишет критик о сборнике Тучкова „Русская книга людей” (М., „Новое литературное обозрение”, 1999), — но при этом повествования его слишком медлительны и не обладают тем попсовым шиком, за который ценят, скажем, “Generation ’П’”...” И еще: рассказы Тучкова слишком связаны с додефолтовой реальностью. И вообще: отдельные его тексты производят впечатление лучшее, чем их совокупность.

См. в “Новом мире” произведения Владимира Тучкова “Смерть приходит по Интернету” (1998, № 5; премия журнала по итогам 1998 года) и “Русская книга военных” (1999, № 1). В следующем году журнал предполагает опубликовать “Русскую коллекцию” Владимира Тучкова.

Александр Панченко. “Мы живем в реальном городе”. Беседу вела Юлия Кантор. — “Известия”, 1999, № 141, 3 августа.

Среди прочего академик А. М. Панченко говорит, что “Питер, построенный на костях”, — не более чем легенда.

Александр Парнис. О государственной службе поэта и романе “Доктор Живаго”. Неизвестные письма Бориса Пастернака к С. Н. Мотовиловой. — “Русская мысль”, Париж, 1999, № 4280, 29 июля — 4 августа; № 4281, 5 — 11 августа.

Летом 1918 года Пастернак служил в библиотечном отделе Наркомпроса, где познакомился с С. Н. Мотовиловой (1881 — 1966). Спустя 38 лет поэт попытался напечатать присланный ему мемуарный очерк Мотовиловой о Брюсове, но неудачно.

Андрей Платонов. Война. Товарищ пролетариата. Рассказы. Публикация М. А. Платоновой. Вступление Д. С. Московской. Подготовка текста и примечания Д. С. Московской и Е. А. Роженцевой. — “Октябрь”, 1999, № 7.

Рассказ “Война” (1927) о схватке с мировым империализмом: “Красноармейцы, приведенные в неистовое мужество английскими способами ведения (химической. — А. В.) войны, шли лавой и не знали поражения”. См. в этом же номере “Октября” статью Нины Малыгиной “Повороты американского сюжета Андрея Платонова” — о его последней пьесе “Ноев ковчег” (“Новый мир”, 1993, № 9). Публикации из наследия Андрея Платонова (и Михаила Пришвина) — фирменный знак сегодняшнего “Октября”.

Тимур Пулатов. “Читатели пока не забыли меня”. Беседу вел Александр Неверов. — “Труд”, 1999, № 133, 22 июля.

“Совсем не пишется. Хорошо писалось в застойные годы, когда творчеством приходилось преодолевать внутреннюю несвободу. Пришла свобода, а вместе с ней постоянная тревога, беспокойство, невозможность сосредоточиться...” К 60-летию прозаика, руководителя (“жесткого руководителя”, по выражению журналиста) Международного сообщества писательских союзов.

Валентин Распутин. Унесенному — прощай? — “День литературы”, 1999, № 7 (25), июль.

“Я не могу делать оптимистических прогнозов относительно будущего ни литературы, ни культуры в целом”. Доклад, прочитанный на Международной конференции писателей в г. Феррара (Италия) в мае 1999 года.

Татьяна Рожнова. Жизнь после Пушкина. Повесть в документах. — “Нева”, Санкт-Петербург, 1999, № 6, продолжение следует.

Наталья Николаевна и ее потомки.

Егор Селиверстов. Цвет инцеста. — “Логос”. Философско-литературный журнал. 1999, № 5.

Психоаналитический этюд: “Отелло”, “Буря” и — “Три толстяка”. Цвет инцеста — черный (в смысле афро-американский). Цитата: “Желток с дегтем воссоединяются без пейоративных коннотаций” (это тетушка Ганимед кормит негра яичницей).

750 русских поэтов — много это или мало? — “Ex libris НГ”, 1999, № 26 (98), июль.

Владимир Березин и Илья Кукулин неравнодушно обсуждают новую антологию “Русская поэзия. ХХ век” (М., “ОЛМА-ПРЕСС”, 1999, 926 стр.). Раздел дореволюционной поэзии составлен очень хорошо, считает И. Кукулин, но чем ближе к нашему времени, тем хуже и неадекватнее, а с современной поэзией совсем плохо. У В. Березина при “фронтальном” чтении этого тома возникает мысль об упадке поэзии. Нет, “уровень русской поэзии на протяжении ХХ века не понижается, — уверяет И. Кукулин. — Современная поэзия по уровню не уступает „Серебряному веку”. Просто в антологии Кострова и Красникова от нее остались разрозненные кусочки, теряющиеся в общей липкой массе советской стилистики”.

Служенье муз. — “Искусство кино”, 1999, № 6.

Каталог пушкинских экранизаций с 1907 по 1938 год. Продолжение следует.

Старый грязный алкаш и бабник. — “Ex libris НГ”, 1999, № 29 (101), июль.

Очарование экзистенциального распада, подлинная жизнь против “американской мечты”... Прозаики Анастасия Гостева и Егор Радов — о двухтомнике американского концептуального алкоголика Чарлза Буковски (М., “Глагол”, 1999. Том 1. Истории обыкновенного безумия. 256 стр. Том 2. Юг без признаков Севера. 352 стр.). Русскому читателю, “прижизненную славу Буковски не по своей воле прошляпившему, приятно будет воздать ему хотя бы посмертно”, — пишет об этом издании Михаил Новиков (“Коммерсантъ”, 1999, № 112, 30 июня).

Михаил Тарковский. Лерочка. Повесть. — “Наш современник”, 1999, № 7.

“Я почувствовал, что в этом лице заключена та самая тоска, которой я мучился всю жизнь, и все сильнее сквозила в Лерочкиных глазах ключевая осенняя даль, дул верховой ветер и быстрее бежали высокие белые облака, и было ясно, что черты эти давно перестали иметь к Лерочке какое-либо отношение и превратились в лицо русской природы — единственной женщины, которую я любил по-настоящему...”

Лев Тимофеев. Мир без наркотиков? Забудьте. — “Московские новости”, 1999, № 27, 20 — 26 июля.

Лозунг “За мир без наркотиков!” вреден, поскольку сбивает людей с толку, считает директор Центра по изучению нелегальных экономик, коррупции и организованной преступности РГГУ Лев Тимофеев. С чего бы это репрессивная политика, провалившаяся в отношении табака и алкоголя, вдруг окажется эффективной в отношении наркотиков? “Мы должны понять, что такого мира — без наркотиков — никогда уже не будет, как не будет мира без алкоголя или табака”.

Борис Фаликов. Новая религия Джорджа Лукаса. — “Время MN”, 1999, № 136, 30 июля.

Американский режиссер как идеолог New Age. Вокруг “Звездных войн”, культовых не только в прикладном, но и в буквальном смысле слова, сложились клубы почитателей, которые практикуют разнообразные “космические” ритуалы: “В наше время уже трудно сказать, где кончается игра и начинается религиозная практика”.

См. в августовском номере “Нового мира” за этот год обзорную статью Бориса Фаликова “Неоязычество”.

Эван Хантер. Я и Хич. Дневник сценариста. Перевод с английского М. Теракопян. — “Искусство кино”, 1999, № 1, 2.

О Хичкоке.

Илья Харламов. Русский мир и либеральная идея. Этапы противостояния. — “Молодая гвардия”, 1999, № 6.

“Новый мир” как рупор “современного космополитического либерализма”.

Цитатник Камиллы Пальи. — “TextOnly”. Нулевой номер (июль 1999) сетевого литературного журнала. Адрес в Интернете: http://www.vavilon.ru/textonly

Знаменитый культуролог Камилла Палья говорит о сексуальности, природе, культуре, войне между мужчиной и женщиной, академической среде, французских теоретиках, поп-культуре и гениальных женщинах. “Я отношусь к Интернету как к новому пространству партизанской войны против политической корректности и феминистского истеблишмента”.

Григорий Цитриняк. Василий Шукшин: “Ничего страшного, если промолчу лишний раз...”. — “Ex libris НГ”, 1999, № 28 (100), июль.

К 70-летию писателя печатается (впервые в неискаженном виде) большое интервью, взятое у Шукшина летом 1974 года на съемках фильма “Они сражались за Родину”: “Ну, какой результат! За 15 лет работы пять книжечек куцых по 8 — 9 листов — это не работа писателя-профессионала. 15 лет — это почти вся жизнь писательская. Надо только вдуматься в это! Я серьезно говорю, что мало сделано, слишком мало!..”

Анатолий Чубайс. “В высшей лиге 2000 года останутся трое”. Интервью брали Александр Беккер и Наталия Геворкян. — “Время MN”, 1999, № 131, 23 июля.

“Мне кажется, что за ельцинские 10 лет Россия сделала невиданно много. Сегодня это еще плохо понято. За 10 лет заложен лишь фундамент демократии и рыночной экономики — не более, но и не менее того. Это — Конституция, свобода слова, частная собственность, свободные выборы власти, федеративное устройство государства... Ничего этого не было в стране 75 лет. Но почти ничего из перечисленного еще не дало зрелых плодов... В этом смысле будущее послеельцинской России — и есть раскрытие потенциала. В сущности, это запуск на полную мощность машины, которая пока лишь собрана”.

Елена Чуковская. “Время должно запечатлеть себя в слове...”. Беседовала Анна Вербиева. — “Ex libris НГ”, 1999, № 27 (99), июль.

“Сейчас я готовлю „Чукоккалу” в полном виде — это будет 2 тома: факсимиле рукописного альбома и целый том расшифровок и комментариев. Полное факсимильное воспроизведение, включая всякую случайную белиберду и даже пустые листы, — я уже пожалела, что согласилась на такое решение... Непонятно, как организовать этот хаос домашнего альбома, чтобы его можно было прочитать, — 630 страниц, заполнявшихся без всякой системы, записи на 15 языках, в том числе на армянском, на готском... Работа идет с 1994 года, с тех пор издательство „Четыре искусства”, ее заказавшее, развалилось. Теперь готов оригинал-макет, идут переговоры с новым издательством”.

Сергей Шаповал. Частные случаи Антона Уткина. — “Независимая газета”, 1999, № 120, 6 июля.

Интервью с Антоном Уткиным. Тридцатидвухлетний прозаик говорит о том, что его роман “Хоровод” (“Новый мир”, 1996, № 9, 10, 11) “постмодерничен, но это не постмодернизм, он стилизаторский, но это не стилизация в чистом виде, он реалистичен, но это не реализм. Я рассматриваю его как свою удачу: мне, как алхимику, удалось из неких элементов создать новый сплав”. А “Самоучки” (“Новый мир”, 1998, № 12), по мнению автора, — неудача: “Мне не дались некоторые сцены, возможно, надо было даже изменить их смысл. Я бы сравнил роман с немного разбавленной водкой — забирает, но все-таки не 40 градусов...”

Трогательные читательские отклики на роман “Самоучки” см. в рубрике “Из редакционной почты” в июльском номере “Нового мира” за этот год.

Яков Шаус. Секрет противоядия. — “Зеркало”, Тель-Авив, № 9-10 (1999).

Нелицеприятный обзор русскоязычной литературы Израиля: “Художественное мышление Софьи Рон находится на уровне таких известных творений, как „Тля” Ивана Шевцова или „Все впереди” Василия Белова...”

Владимир Шухмин. Осетрина в примусе. К вопросу о культмассовом эффекте “пятых” евангелий. — “Логос”. Философско-литературный журнал. 1999, № 5.

“Мастер и Маргарита” как масскультура.

Александр Янов. Введение в историю русского национализма. — “Открытая политика”, № 36 (1999, № 3-4), продолжение следует. Электронная версия:

История русского национализма до сих пор не написана ни в России, ни на Западе, считает А. Янов.

Составитель Андрей Василевский.

 

ИЗ ЛЕТОПИСИ “НОВОГО МИРА”

Ноябрь

15 лет назад — в № 11 за 1984 год напечатано “Мироздание по Дымкову. (Фрагмент из романа)” Леонида Леонова.

60 лет назад — в № 11 за 1939 год напечатан Доклад Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного комиссара Иностранных дел тов. В. М. Молотова на заседании Верховного Совета Союза ССР 31 октября 1939 года (“Товарищи депутаты! За последние два месяца в международной обстановке произошли важные изменения... Во-первых, надо указать на изменения, происшедшие в отношениях между Советским Союзом и Германией...”).

65 лет назад — в № 11 за 1934 год напечатан “Рассказ о съезде писателей” Бориса Пильняка.

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация