Кабинет
Андрей Василевский

Периодика

Периодика
(составитель Андрей Василевский)

“Волга”, “Время новостей”, “Вышгород”, “День литературы”, “Дружба народов”, “Ex libris НГ”, “Завтра”, “Звезда”, “Знамя”, “Иностранная литература”,

“Искусство кино”, “Книжное обозрение”, “Коммерсантъ”, “Кулиса НГ”,

“Литература”, “Литературная газета”, “Литературная Россия”, “Москва”,

“Московские новости”, “Наш современник”, “Наша улица”, “НГ-Религии”,

“Независимая газета”, “Новая газета”, “Новая Польша”, “Новая Юность”,

“Новое литературное обозрение”, “Новый Журнал”, “Общая газета”, “Огонек”, “Октябрь”, “Подъем”, “Предлог”, “Субботник НГ”, “Урал”

“А там уж будь что будет...”. Последняя любовь поэта Юрия Левитанского в его письмах и воспоминаниях его жены Ирины. — “Огонек”, 2000, № 9, март. Электронная версия: http://www.ropnet.ru/ogonyok

“Мы познакомились в августе 85-го в Юрмале... Стихов его я до этого не читала, и он потом всю нашу жизнь над этим подшучивал”.

Александр Агеев. В России неудачник не плачет... — “Знамя”, 2000, № 3. Сетевой журнал “Знамя”: /magazine/znamia

...а берет топор и идет убивать старушку-процентщицу.

Надежда Ажгихина. Русская идея Федора Абрамова. Он был прозаиком-“деревенщиком” и публицистом-“западником”. — “Кулиса НГ”, 2000, № 5, 17 марта. Электронная версия: http://www.ng.ru

“Да, народ жертва зла, — писал он в дневнике, — но он и опора зла, и питательная почва зла”. К 80-летию писателя см. также очерк Олега Ларина “Помните, у Абрамова...” (“Новый мир”, 2000, № 2).

Геннадий Айги. Поклон — пению. Часть вторая. Тридцать шесть вариаций на темы чувашских и марийских народных песен (1998 — 1999). — “Дружба народов”, 2000, № 3. Электронная версия: /magazine/druzhba

Часть первую см. (или не см.) в № 10 “Дружбы народов” за 1993 год.

Лорен Айзли. Эпоха человека. Перевод с английского, вступительная заметка и примечания Д. Н. Брещинского. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 2. Электронная версия: /magazine/zvezda

Эссе 1962 года американского натуралиста и поэта Лорена Айзли (1907 — 1977) о том, что человек произошел от обезьяны.

Максим Амелин. Угрюмая пища гения. К 200-летию Евгения Баратынского. — “Независимая газета”, 2000, № 39, 2 марта. Электронная версия: http://www.ng.ru

“Когда в будущем надеяться не на что, а настоящего стыдно, остается искать утешения в прошлом, любить прошлое и гордиться прошлым. Ищущим подобного забвения советую почитать Евгения Баратынского, поэта современного, как нельзя кстати обратившего свою печаль — мировой скорбью, свой страх — космическим ужасом, свои предчувствия — пророчествами вселенских катаклизмов...” Обращает на себя внимание смешанное употребление вариантов фамилии юбиляра — поэт БАратынский, но родился и умер БОратынский.

К 200-летию поэта см. также статью Елены Невзглядовой “На высоте всех опытов и дум” (“Звезда”, СПб., 2000, № 2).

Юрий Архипов. “Раскол” Владимира Личутина и осколки истории. — “Москва”, 2000, № 3. Электронная версия: http://www.moskva.cdru.com

Владимир Личутин, по мнению критика, “первым (во всяком случае, в художественной литературе) во всем объеме постиг размах русской беды — той неизбывной, не изжитой, поныне свербящей боли, что скрывается за этим острым, но давно обкатанным словом — „раскол”...” К 60-летию прозаика см. также большую беседу Владимира Личутина с Владимиром Бондаренко в газете “День литературы” (2000, № 5, 3 марта) и меньшего объема в газете “Завтра” (2000, № 11, 14 марта): “Хочется иной раз, даже очень, описать все страсти наяву, всю эротичность любви, а потом думаешь: ты же ведь не зверь. Это животное прилюдно совершает любовные игрища. А в человеке от Бога заложено чувство стыда. Только перо зависает, думаешь, вот бы обсосать вкусненько эту подробность, выйти на легкие фривольные тона, чтобы все посмеялись и чтобы в душе зажглось и заиграло в пупке. Сразу себя останавливаешь, а стыд где человеческий? Переступи один раз, и все рухнет сразу. А русский писатель был всегда особенно стыдлив. Русский писатель не позволял себе матерных слов. То, чем сейчас якобы интеллигенция козыряет даже на телевидении, перед миллионами зрителей. Это все нерусское...” (В. Личутин).

Виктор Астафьев. “Боль начинается с преодоления себя...”. Беседовала Наталья Сангаджиева. — “Книжное обозрение”, 2000, № 9, 28 февраля; № 10, 6 марта.

Среди прочего прозаик неожиданно высказывается за единое всемирное государство и единый язык (а иначе европейские, славянские нации будут сметены огромными мусульманскими, китайскими, негритянскими мирами...).

Вадим Баранов. Трубка вождя, или Уход “рабоче-крестьянского графа”. Опыт беллетризованного исследования. — “Субботник НГ”, 2000, № 9, 11 марта. Электронная версия: http://www.ng.ru

Алексей Н. Толстой, Иосиф Сталин и Иван Грозный.

Павел Басинский. Проблема Александра Еременко. — “Литературная газета”, 2000, № 13, 29 марта — 4 апреля.

Комментируя поэтическую строчку Александра Еременко “Я пил с Мандельштамом на Курской дуге...”, критик восклицает: “Где же еще, скажите на милость, можно им встретиться, как не посередине ХХ века? В „Бродячей собаке”? В ЦДЛ брежневской эпохи?..”

Владимир Березин. Памяти Плейшнера. К пятидесятипятилетию со дня гибели немецкого ученого. — “Ex libris НГ”, 2000, № 10, 16 марта. Электронная версия:http://exlibris.ng.ru

“Погиб Плейшнер — маленький человек, жертва массовой литературы”.

Олег Богаев. Телефункен. Монолог в одном действии. — “Урал”, Екатеринбург, 2000, № 4. Электронная версия: http://www.art.uralinfo.ru/literat/ural или /magazine/ural

“ДОКТОР (кладет магнитолу, оглядывается). У меня нет даже баралгина... (Смотрит на магнитолу, заглядывает внутрь.) Она что, жует ленту? (Магнитола завыла, доктор берет пинцет.) Так, ложись-ка, дорогая, на бок... Вот так... Хорошая... Ну давай же, давай... (Магнитола воет, доктор держит, магнитола заскрипела, доктор осторожно вынимает из-под крышки маленький, размером со спичечный коробок, радиоприемничек.) Какой хорошенький... (Осторожно держит, разглядывает.)

РАДИО. Доктор, скорей... Кто? Мальчик?..

ДОКТОР. Черт вас разберет... (Перегрызает зубами тонкий проводок, осторожно, как грудного ребенка, держит крохотное радио.)”.

Сочинил тридцатилетний екатеринбургский драматург, лауреат премии Антибукер за 1997 год.

Владимир Бондаренко. Недопесок. Юрий Коваль из поколения “пониженных гениев”. — “Ex libris НГ”, 2000, № 9, 10 марта.

Из готовящейся к выходу книги “Дети 1937 года”. См. из этого же цикла амбивалентную статью о поэзии Олега Чухонцева “Плач проходящего мимо родины” (“Москва”, 2000, № 3).

С. Боровиков. В русском жанре — 16. — “Волга”, Саратов, 2000, № 1. Электронная версия: /magazine/volga

“У Достоевского дьявол многолик... У Толстого дьявольское искушение, в сущности, это только похоть”. См. другие публикации С. Боровикова из того же цикла в “Новом мире” (1995, № 1; 1998, № 7; 1999, № 9).

Иосиф Бродский. Наглая проповедь идеализма. Беседа с профессором Дэвидом Бетеа. Перевод с английского Глеба Шульпякова. — “Новая Юность”, № 40 (2000, № 1). Электронная версия: /magazine/nov_yun

Бродский ехидничает: “Не буду фантазировать насчет того, какие мемуары написал бы о Герштейн Мандельштам”.

См. также достаточно критическую по отношению к нобелевскому лауреату рецензию Анатолия Либермана (“Новый Журнал”, № 217) на известную книгу С. Волкова “Диалоги с Иосифом Бродским”: “Иногда кажется, что шквал наград, восторги критиков и писания льстецов притупили у Бродского инстинкт интеллектуального самосохранения. Он поверил, что любое оброненное им слово на вес золота...”

Андрей Ваганов. Клонирование млекопитающих было впервые осуществлено в СССР. — “Независимая газета”, 2000, № 44, 11 марта.

Советская мышь была клонирована в 1987 году, за десять лет до овечки Долли.

Ольга Вайнштейн. Поэтика дендизма: литература и мода. — “Иностранная литература”, 2000, № 3. Электронная версия: /magazine/inostran

Отрывок из книги “Денди”.

Андрей Вознесенский. Теряю голос. — “Кулиса НГ”, 2000, № 5, 17 марта.

“Господи, нас возврати, хоть вчерне, / к прежнему Косову, / к цельной России, к мирной Чечне — / к чистому голосу...”

Игорь Волгин. Пропавший заговор. — “Октябрь”, 2000, № 3. Электронная версия: /magazine/october

Достоевский и политический процесс 1849 года. Окончание. Начало см. в № 1, 3, 5 “Октября” за 1998 год. См. также в № 7 “Нового мира” за 1999 год рецензию Марии Ремизовой на книгу Игоря Волгина “Колеблясь над бездной. Достоевский и императорский дом”.

Валерий Володин. Исчезнувший. Повесть о настоящем человеке. — “Волга”, Саратов, 2000, № 2-3.

“Некто средних лет, семейный и благополучный внешне человек, заболевает тягой к исчезновению...”

Александр Вяльцев. Священник как герой. — “Независимая газета”, 2000, № 53, 24 марта.

“Единственное, чем „оригинален” наш отец Михаил (герой повести Сергея Бабаяна „Канон отца Михаила” — „Континент”, № 101. — А. В.), — своим отношением к авторитетам Церкви: он критикует Апостольские послания, а уж Отцы Церкви ему и вовсе не указ... Я уж молчу о проговорках отца Михаила, что Христа, возможно, не так поняли и не так записали... Скорее отец Михаил напоминает современного либерального богослова протестантского толка, для которого ничто не есть догма, что не признается сердцем”.

См. также рецензию Александра Вяльцева “Женщина перед смертью” (“Независимая газета”, 2000, № 47, 16 марта) на новую повесть Дины Рубиной “Высокая вода венецианцев” (“Знамя”, 2000, № 2). По мнению критика, автор повести хочет воспеть Венецию и благословить инцест. На ту же повесть см. рецензию Дмитрия Быкова в настоящем номере “Нового мира”.

Александр Гаврилов. В поисках нового Владимира Соловьева. — “Ex libris НГ”, 2000, № 9, 10 марта.

Говорит Александр Носов, ответственный редактор Полного собрания сочинений Владимира Соловьева: “Я вообще думаю, что общество вряд ли читало длинные философские трактаты Соловьева, когда он их печатал, это все же тяжеловато... И уж если Блок бросил на середине, то вряд ли вся читательская масса 70 — 80-х годов так уж зачитывалась соловьевскими философскими сочинениями. Но масса газетных сообщений, заметок о публичных диспутах, лекциях — это явно прочитывалось. С ним знакомились в первую очередь как с некой культурной фигурой, а не с писателем. Вот восстановить это восприятие Соловьева обществом того времени и есть задача комментариев. Мы стараемся собирать обзор откликов, рецензий, заметок в прессе — тоже с претензией на полноту. Просматриваем переписку третьих лиц, потому что довольно много писали о Соловьеве. Вот такие вещи мы все стараемся давать в комментариях, потому что попадается нечто совершенно неожиданное: Чайковский в письме фон Мекк пишет, что читает „Критику отвлеченных начал” и поражается, насколько это замечательное произведение и как оно послужит делу борьбы с позитивизмом и материализмом. Кто бы подумал, что Чайковский станет такое читать?”

Александр Галушкин. Над строкой партийного решения. — “Новое литературное обозрение”, № 41 (2000). Электронная версия: http://www.nlo.magazine.ru или/magazine/nlo

Неизвестное выступление В. В. Маяковского на заседании комиссии ЦК РКП(б) о литературной политике партии (1925 год) публикуется по неправленой стенограмме.

Владимир Гандельсман. Из дневника читателя. — “Волга”, Саратов, 2000, № 1.

С желчью — об эссе Бориса Парамонова “Солдатка” и стихопрозе Андрея Битова “Жизнь без нас”. Спокойно — о сборнике стихотворений Валерия Черешни “Пустырь” (1998). С чувством — о Мандельштаме.

М. Л. Гаспаров. Мандельштамовское “Мы пойдем другим путем”: о стихотворении “Кому зима — арак и пунш голубоглазый...”. — “Новое литературное обозрение”, № 41 (2000).

Очень медленное чтение известного стихотворения.

Георгий Гачев. Младенец и смерть. — “Огонек”, 2000, № 9, март.

Гачевские “Жизнемысли” — новая рубрика в “Огоньке”.

Нина Горланова. Подсолнухи на балконе. Штучка. — “Урал”, Екатеринбург, 2000, № 4.

“На этом этапе мы простимся с нашими героями, тем более что и они распростились и более не дружили домами: Люся с мужем не бывали у Рогнеды с Володей, а те — у этих”. См. также рассказы и стихи Нины Горлановой в журнале “Знамя” (2000, № 2, 3).

Евгений Гришковец. Как я съел собаку. — “Наша улица”. Ежемесячный общественно-литературный журнал. 2000, № 2.

Автор монолога — лауреат Антибукеровской премии 1999 года по драматургии. См. также его интервью в “Независимой газете” (2000, № 38, 1 марта): “Знаете, мне не нравится, например, Пруст. Я не люблю тексты, где нет абзацев, диалогов, мне становится скучно от одного вида текста. Мне нравится читать хорошие пьесы именно потому, что там сплошь диалоги”.

Александр Давыдов. Ключик. Учебник по географии моего детства. — “Дружба народов”, 2000, № 3.

Дом на пригорке. Мариинская больница. Институтский переулок. Архитектура детства. Площадь перед Театром. Музей Советской Армии. И так далее (журнальный вариант). Но почему учебник? Кто будет по нему учить(ся)?

Венедикт Ерофеев. “Я бы Кагановичу въехал в морду...”. — “День литературы”, 2000, № 3-4, февраль. Электронная версия: http://www.zavtra.ru

В беседе (3 июля 1990 года) принимали участие Сергей Куняев, Венедикт Ерофеев (В. Е.), Светлана Мельникова (С. М.) и жена Венедикта Галина.

С. М. Веничка, и еще в „Литгазете” написано, что твой отец был репрессирован. Расскажи, пожалуйста, эту историю.

В. Е. Так это совершенно просто, его просто взяли, отца, и все.

С. М. А кто его взял?

В. Е. Ну, пришли 4 человека в 1945 году...

С. М. И сколько он сидел?

В. Е. С 1945 по 1954.

С. М. Он сидел в это время? А ты говорил, что дядя.

В. Е. Да какой дядя? Мой дядя сидел уже по другой статье.

С. М. Ты мне говорил, что „Литгазета” перепутала, они написали, что отец сидел, в то время как сидел дядя, а не отец.

В. Е. И отец сидел, и дядя Павел сидел, и дядя Степан сидел...”

“Зеленое окно за письменным столом”. Лидия Гинзбург и Наталия Ильина — переписка. Публикация Вероники Жобер. Предисловие Маргариты Тимофеевой. — “Знамя”, 2000, № 3.

Переписка 1986 — 1988 годов в связи с публикациями прозы Лидии Гинзбург.

Александр Зиновьев. “Надо прорываться!”. Беседу вел Олег Головин. — “Литературная Россия”, 2000, № 11, 17 марта.

“Теперь и Горький, величайший писатель ХХ века, оказывается, не писатель, и Маяковского оплевывают, на его место при этом выдвигая такого весьма посредственного поэта, как Мандельштам. Ну неплохой поэт Пастернак, хотя и он маленький совсем поэт по сравнению с Маяковским”.

Михаил Золотоносов. Сын капиталиста. — “Московские новости”, 2000, № 12, 28 марта — 3 апреля. Электронная версия: http://www.mn.ru

“Последнее десятилетие поставило острую проблему, связанную с тем, что в стране произошли распределение собственности (прежде общественной) и резкая имущественная поляризация... И дело не в том, что появились очень богатые и бедные, а дело в тех законах (точнее, в их отсутствии), по которым такое распределение произошло... Меня в данном случае интересует реакция литературы. Есть литература, группирующаяся вокруг газеты “Завтра” и журнала “Наш современник”. Есть другая литература — либеральная. Если первая пишет про грабеж и оккупацию и этим художественно объясняет смысл главного социально-политического события (оно же — и главная проблема) последнего десятилетия, то вторая от самой постановки этой проблемы систематически увиливает. Поскольку всякие рассуждения (=сомнения) насчет справедливости, эффективности состоявшейся приватизации, мысли о возможном перераспределении собственности... “интеллигенция второго типа” полагает “коммунизмом” и для себя если не запретными, то неэтичными... Я не говорю об ответах на эти вопросы, которые должны давать романы. Писатель не обязан знать. Я говорю только о том, что является задачей литературы (во всяком случае, русской): художественно (то есть честно, остро, до логического конца) поставить проблемы, которые на самом деле давно волнуют большинство”.

Все это в связи с повестью Валерия Залотухи “Последний коммунист” (“Новый мир”, 2000, № 1, 2), которую М. Золотоносов как раз считает остроумной, но — беспроблемной. См. о повести рецензию Марии Ремизовой “Новый русский идиот. Литературные попытки идейного портрета” (“Независимая газета”, 2000, № 44, 11 марта).

Валерий Золотухин. “Он был поэт!”. Беседа с Владимиром Бондаренко о Владимире Высоцком. — “Завтра”, 2000, № 7, 15 февраля. Электронная версия:http://www.zavtra.ru

“Я, например, никогда в жизни не слышал от него (Высоцкого. — А. В.) разговоров о поэзии”, — вспоминает Валерий Золотухин.

Роберт Ибатуллин. Взгляд на русскую литературу 2183 года. — “Знамя”, 2000, № 3.

Рубеж, взятый автором, так далек, что там уже все возможно, а без сопротивления материала, согласитесь, неинтересно.

Елена Иваницкая. Ценности 2000 года. — “Новая газета”, 2000, № 10, 13 марта. Электронная версия: http://www.novayagazeta.ru

“Сейчас, когда инерция читательского отхода от „серьезной” современной литературы еще действует, но уже ничего нового в себе не заключает, для самостоятельно мыслящего читателя наступает самое благодарное время противопоставить свою позицию унылому общему течению и заявить свою оригинальность вниманием к „толстым” журналам...”

Из неопубликованных писем к К. Р. Публикация, вступительная заметка и примечания Людмилы Кузьминой. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 2.

Письма В. М. Гаршина, А. П. Чехова, И. Е. Репина и других к Его Императорскому Высочеству печатаются по автографам, хранящимся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский дом).

Сергей Исаков. Marche fun и bre. — “Вышгород”. Литературно-художественный общественно-политический журнал. Таллинн, 1999, № 6.

Об одном из наиболее интересных русских литераторов в Эстонии 20 — 30-х годов, популярном общественном и культурном деятеле Эстонской Республики Борисе Константиновиче Семенове, умершем в Саратовской тюрьме в 1942 году. Тут же — из архива А. Л. Бема в Праге — печатаются стихи Бориса Семенова и два его письма 1937 — 1938 годов к А. Л. Бему.

Фазиль Искандер. Когда мысль опирается на палку — это хромая мысль. Культура как религиозная заповедь. — “Новая газета”, 2000, № 9, 6 марта.

“Современное демократическое общество со своей громадной индустрией развлечений отвлекает человека от правды, явно не запрещая ее. И это отвлечение человека от правды трагических вопросов существования в исторической перспективе более медленно, но верно разрушает человека...”

Ирина Кабанова. Омар Хайям и другие: всемирная классика в России 1990-х годов. — “Волга”, Саратов, 2000, № 1.

Содержательный обзор новых изданий/переизданий мировой, в первую очередь — западной классики. Издательские ориентиры все те же — ностальгия по старому, хорошо знакомому, нежелание рисковать.

Владимир Казаков. Из неопубликованного. Публикация Т. П. Авальян. — “Волга”, Саратов, 2000, № 1.

В саратовской “Волге” литературное наследие В. В. Казакова (1938 — 1988) регулярно публикуется с 1995 года.

Владимир Клименко. Три жены Булгакова. — “Литературная Россия”, 2000, № 9, 3 марта.

Проживавшая в Туапсе (где она и умерла в 1982 году) престарелая Татьяна Николаевна Лаппа, первая жена Булгакова, смиренно отвечала донимавшим ее иностранным корреспондентам: “Я никогда не знала Булгакова-писателя, я была всего лишь женой Булгакова-лекаря”.

Вадим Кожинов. Россия, как чудо. Беседу вел Владимир Винников. — “Завтра”, 2000, № 12, 21 марта.

“Я не являюсь специалистом, компетентным в вопросах мировой экономики. Но невероятное могущество и определяющая роль США в современном мире говорят именно о том, что это государство находится накануне упадка... Не думаю, что лично я доживу до заката Америки, но я вполне это допускаю”.

Мария Козлова. От Нерона до Шенгена. — “НГ-Религии”, 2000, № 6, 22 марта. Электронная версия: http://www.religion.ng.ru

Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) и “число зверя” — 666. Тут же приводятся две противоположные точки зрения на проблему — статьи Владимира Осипова “Карточка для ЦРУ и антихриста” и Дмитрия Поспеловского “Штрих-код как образ врага”.

Борис Колымагин. “Поэзия есть возвращение человека к началу вещей”. — “НГ-Религии”, 2000, № 6, 22 марта.

Завершился посвященный памяти святителя Филарета, митрополита Московского первый в истории отечественного Интернета поэтический конкурс на лучшее стихотворение на религиозную тему (лауреаты — Иван Дмитриев, Николай Переяслов, Мария Ходакова и Владимир Тугов).

Юрий Колкер. Стихи. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 2.

“Умрем — и английскою станем землей, / Смешаемся с прахом Шекспира, / Навеки уйдем в окультуренный слой / Прекраснейшей родины мира. / Флит-стрит благодарной слезой напою. / В насмешку предавшей отчизне / Мы счастливо прожили в этом краю / Остаток погубленной жизни...”

Михаил Кралин. Неизвестное об Анне Ахматовой. — “Наш современник”, 2000, № 3.

“София Казимировна Островская — друг (Ахматовой. — А. В.) или оборотень?” Оборотень, считает автор, но: “Трагедия советского человека, вынужденного быть осведомителем, — это тема, еще далеко не осмысленная ни фактологически, ни психологически... Я хочу вспомнить о Софье Казимировне такой, какой я ее знал”. Мемуары С. К. Островской “Встречи с Ахматовой (1944 — 1946)” интересно соотносятся с ее же донесениями того времени (они приводятся М. Кралиным по публикации Олега Калугина). Запоминается такое примечание М. Кралина к своей статье: “О лесбийских наклонностях Ахматовой С. К. Островская не раз упоминала в разговорах со мной (в связи с баронессой Евгенией Розен и Т. М. Вечесловой), но мне не хочется приводить этих подробностей”.

Григорий Кружков. Закладки. Загадка “Замиу...”. — “Предлог”. Литературно-художественный альманах. 2000, № 2.

Мандельштам и Заратустра. Пастернак и Китс. Гумилев и Йейтс.

Борис Крячко. “Дорогая матушка Тамара Павловна!”. Письма к Т. П. Милютиной в Тарту из Пярну. — “Вышгород”. Литературно-художественный общественно-политический журнал. Таллинн, 1999, № 6.

21 письмо Б. Ю. Крячко (1930 — 1998), русского прозаика, жившего в Эстонии. Литература, болезни, кошки, собаки.

Александр Куляпин. Три источника и три составных части рассказа В. М. Шукшина “Срезал”. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 2.

Остроумный дискурс о неожиданных контекстах, расширяющих, по мнению барнаульского автора, возможные интерпретации шукшинского рассказа.

Валентин Курбатов. Младший брат. — “Литературная Россия”, 2000, № 10, 10 марта.

“Вообще мне теперь из усталости долгого опыта мерещится, что Вампилов стремительнее и ярче остальных пережил последующий отрезвляющий слом времени и вернее всего написал его. Именно не отразил, не высмотрел сторонним умом художественного диагноста, а подлинно пережил, перестрадал и оплатил сам. И уже четыре варианта “Прощания в июне” были не только знаком его требовательности к себе (хотя и это тоже), но результатом всматривания его в мир и понимания вовсе не ободряющих векторов устремления этого времени”.

См. также статью Валентина Курбатова “...А просто дыханье словами” (“Книжное обозрение”, 2000, № 13, 27 марта) о поэзии Геннадия Русакова, получившего Малую премию имени Аполлона Григорьева за 1999 год.

Анатолий Курчаткин. Победитель. Из книги “Радость смерти”. — “Дружба народов”, 2000, № 3, 4.

См. другие части книги — “Злоключение” (“Знамя”, 1998, № 10) и “Бегство” (“Звезда”, 1999, № 8).

Елена Кутловская. Театр лечит неврозы. — “Независимая газета”, 2000, № 57, 30 марта.

Беседа с театральным режиссером Владимиром Мирзоевым. “Я читаю много новейшей драматургии (в том числе и как член жюри Антибукера). И поверьте, складывается странное впечатление: чем примитивнее — тем точнее и живее, тем сильнее энергетическое поле прочитанной вещи... Конечно, из прошлого века будут еще долго доноситься отголоски стилей, идей... Но уже сейчас ощущается, что жест примитивиста точнее и увлекательнее, чем жест декадента. И тот, кто не понимает или не хочет понимать, что мы переместились в новую языковую ситуацию, оказывается в положении маргинала”.

А. Ф. Лосев. Тайна общего дела. Рассказы. Вступление Елены Тахо-Годи. Публикация А. А. Тахо-Годи. Подготовка текста А. А. Тахо-Годи и В. П. Троицкого. — “Октябрь”, 2000, № 3.

“Однажды Ванька забрался в комнату Петьки, избил Петьку и забрал у него несколько ценных вещей...” (из рассказа начала 40-х годов “Вранье сильнее смерти”). См. также в “Октябре” — переписку юного гимназиста Алексея Лосева с Ольгой Позднеевой (1999, № 6) и его дневниковые записи 1914 года (1998, № 10).

Джон Малмстад. Кое-что об Андрее Белом. — “Новое литературное обозрение”, № 41 (2000).

Буря символистов в стакане воды (1907 год) и розенкрейцерская шалость в романе “Петербург”.

Александр Мень. Судьба цивилизации может оказаться плачевной. Публикация Ольги Обуховой. — “Вышгород”. Литературно-художественный общественно-политический журнал. Таллинн, 1999, № 6.

Выступление в итальянском городе Бергамо 2 ноября 1989 года на международном симпозиуме “Культурная идентичность России и западноевропейская традиция. Анализ открытой проблемы”: “С космической точки зрения, это (гибель нашей цивилизации. — А. В.) не так страшно, — Творец может создать из камня сынов Авраамовых, как сказано в Библии, может создать еще одну цивилизацию, но было бы обидно, если бы мы не выполнили своего предназначения и разрушили то, что нам было дано и что строило человечество на протяжении многих тысяч лет”. Кстати, а что такое строило человечество на протяжении многих тысяч лет? Не знаю.

9 сентября текущего года исполняется уже десять лет со дня убийства Александра Меня. См. сайт, посвященный о. Александру: http://www.amen.org.ru

Екатерина Мещерская. Змея. Повесть. Публикация Г. А. Нечаева. — “Москва”, 2000, № 3.

См. другие произведения кн. Е. А. Мещерской (1904 — 1995) — воспоминания “Трудовое крещение” (“Новый мир”, 1988, № 4), роман “Жизнь некрасивой женщины” (“Москва”, 1996, № 7, 8), повесть “Конец „Шехеразады”” (“Москва”, 1997, № 11).

Чеслав Милош. О конце света. Беседа с Катажиной Яновской и Петром Мухарским. — “Новая Польша”. Общественно-политический и литературный ежемесячник. Варшава, 2000, № 1 (5).

“У меня очень силен элемент апокатастасиса, т. е. представления о том, что все вернется в свою очищенную форму после наступления конца света. Но если бы я в самом деле догматически в это верил, то был бы еретиком, и меня следовало бы сжечь на костре или проклясть, как Оригена, который считал, что и дьявол будет спасен: уж если возвращение, то все вернется. Но я вовсе не догматический проповедник апокатастасиса, это скорей необходимое мне художественное представление... Мы обязаны вновь укоренить свою жизнь в настоящем, поменьше гнать воображение то вперед, то назад. И больше внимания обращать на детали, о которых я говорил, на жизнь сегодняшнюю”.

Владимир Мощенко. Улица джаза. — “Предлог”. Литературно-художественный альманах. 2000, № 2.

Отрывок из романа. 60-е. Становление корифеев отечественного джаза.

Наука быть свободными. Беседовала Елена Иваницкая. — “Общая газета”, 2000, № 12, 23 — 29 марта. Электронная версия: http://www.og.ru

Говорит писатель Даниил Данин (незадолго до смерти): “Никакой жажды порядка в 30-е я не помню. Помню жажду вырваться за рамки жестких до абсурда требований... Существует заблуждение, что в годы моего детства наркомании среди молодежи не было. Еще как была! Был морфий, ребята во дворе показывали мне, как кокаин нюхают. А во двор соседнего дома мы даже заходить боялись: все знали, что там живут воры, наркоманы и проститутки”.

В. Непомнящий. Poor boy Onegin. — “Искусство кино”, 2000, № 2. Электронная версия: http://www.kinoart.ru

“Онегин западного фильма „Онегин” (фильм Марты Файнз 1999 года. — А. В.) несчастлив потому, что судьба виновата, то есть окружающие люди и обстоятельства. С этой целью поступки Онегина в фильме всячески улучшены, а окружающие его люди — Татьяна, Ленский — насколько, возможно, ухудшены”.

Олеся Николаева. Последняя птица. Стихи. — “Знамя”, 2000, № 3.

Хорошие стихи.

Анджей Новак. Ленин как отчим геополитики. — “Новая Польша”. Общественно-политический и литературный ежемесячник. Варшава, 2000, № 1 (5).

В частности, приводится до сих пор нигде не опубликованная запись ленинского высказывания, которую в сентябре 1920 года сделал швейцарский большевик Жюль Амбер-Дроз, находившийся в Москве на конгрессе III Интернационала. Привожу последний абзац записи: “Германия всегда будет нам помощником и союзником, ибо горькое чувство поражения вызывает в стране волнения и беспорядки, и немцы надеются, что благодаря этому им удастся разорвать железный обруч, которым их сковал Версальский мир. Они хотят реванша, а мы — революции. Временно наши интересы совпадают. Эти интересы разойдутся, и немцы станут нашими врагами в тот день, когда нам захочется проверить, что именно возникает на пепелище старой Европы — новая германская гегемония или коммунистический союз Европы”.

Михаил Новиков. Литература для легкой простуды. Игрушечные бестселлеры Б. Акунина лучше настоящих. — “Коммерсантъ”, 2000, № 40, 10 марта. Электронная версия: http://www.kommersant.ru

“С точки зрения русского литературного канона весь Акунин — графомания, поскольку ни метафизических открытий, ни социальных обобщений его романы не содержат”. Михаила Новикова трудно представить в роли защитника русского литературного канона, поэтому вышеприведенная фраза — это такая похвала, поводом к которой послужил уже седьмой в серии романов о русском Шерлоке Холмсе — Эрасте Фандорине.

Алексей Медведев в статье “Игра на чужом поле” (“Время новостей”. Ежедневная газета. Издается с марта 2000 года. 2000, № 3, 20 марта) подводит итоги первому литературному проекту Б. Акунина. “Действие романов фандоринского цикла происходит в 70 — 90-х годах ХIХ столетия. Фандорин живет во времени обратного отсчета, стремящемся к нулевой точке революционной катастрофы... Авантюрист Фандорин вполне мог бы похищать бриллианты для диктатуры пролетариата или, наоборот, дурачить ротозеев-большевиков. Консерватор Фандорин вынужденно и бесславно уходит со сцены”.

“Новые реалисты” — ХХI веку. Предисловие Ивана Евсеенко. Специальный выпуск журнала “Подъем”. Воронеж, 2000, № 1.

Под этим неудачным названием печатаются хорошие, но уже публиковавшиеся прозаические сочинения Василия Голованова, Светланы Василенко, Василия Килякова, Владислава Отрошенко, Лилии Павловой, Олега Павлова, Михаила Тарковского, Александра Яковлева, а также статьи Павла Басинского, Олега Павлова и Вячеслава Лютого. Отдел новейшей русской литературы и русского зарубежья ИМЛИ (РАН) организовал встречу с этими авторами для обсуждения современного состояния реализма — см. об этом сообщение Марии Даниловой “Оправдание реализма” в “Независимой газете” (2000, № 44, 11 марта).

Новый журнализм. — “Новое литературное обозрение”, № 41 (2000).

За статьей известинского обозревателя Максима Соколова, воплощающего в себе этот самый новый журнализм, следуют статьи о нем самом: Олег Проскурин, “Максим Соколов: генезис и функции „забавного слога”” и Сергей Козлов, “Заметки о стиле Максима Соколова. На полях статьи О. Проскурина”, а также статья Сергея Иванова о том, к кому обращаются отечественные масс-медиа.

Дэниел Пайпс. Заговор: объяснение успехов и происхождения “параноидального стиля”. Перевод с английского Г. Дашевского. — “Новое литературное обозрение”, № 41 (2000).

Читать рассуждения этого автора о Сталине и Гитлере — после суворовского “Ледокола”, как бы к нему ни относиться, — очень смешно. К счастью, в подборку под названием “Теории заговора” вошли еще две содержательные статьи наших соотечественников: Андрей Зорин, “Враг народа. (Культурные механизмы опалы М. М. Сперанского)” и Б. И. Колоницкий, “Занимательная англофобия. (Образы „Коварного Альбиона” в годы Первой мировой войны)”.

Михаил Пантелеев. Все проходит. — “Урал”, Екатеринбург, 2000, № 4.

“Это рассказ о стариках и старости: что старикам надо; нет того хуже, как долги платить да стариков кормить; неужель под душой так же падаешь, как под ношею; что самое мерзкое перед Богом? когда человек сам себя оправдывает; что самое главное в жизни; мы и Бог...” А если совсем коротко: хроника болезни и смерти жены — как бы скрытой камерой, без выводов, без морали, только боль. Впечатление очень сильное. Автору на тот момент — 77 лет. “Здесь, на этих страницах, я стараюсь рассказать, как один и тот же человек может любить другого человека и обижать его, любить и оскорблять, любить и бить” (запись от 19 апреля 1998 года).

Борис Парамонов. Гоголь, убийца животных. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 2.

Другие философские комментарии Бориса Парамонова можно найти на сайте “Радио „Свобода””: http://www.svoboda.org

Переписка В. В. Набокова с А. Ц. Ярмолинским. Вступительная статья Галины Глушанок. — “Вышгород”. Литературно-художественный общественно-политический журнал. Таллинн, 1999, № 6.

Десять писем 1940 — 1952 годов — несенсационная переписка знаменитого писателя с филологом, переводчиком и издателем Авраамом (Абрамом) Цалевичем Ярмолинским (1890 — 1975), в течение тридцати семи лет возглавлявшим Славянский отдел Публичной библиотеки в Нью-Йорке.

Елена Петренко, Татьяна Филимонова, Станислав Тютюкин, Анатолий Чернобаев. Существовало ли “Завещание”? — “Независимая газета”, 2000, № 41, 4 марта.

Авторы считают, что, использовав реальные факты биографии Плеханова и ряд высказанных им мыслей, составители “Политического завещания” Георгия Плеханова дополнили их множеством собственных тезисов в духе нынешней социально-политической конъюнктуры. Текст апокрифического завещания см. в специальном приложении к “Независимой газете” — “Хранить вечно” (1999, № 8, 30 ноября).

Людмила Петрушевская. В садах других возможностей. Из новой книги. — “Октябрь”, 2000, № 3.

“Где я была”, “В доме кто-то есть” и другие рассказы и сказки. См. также ее рассказы в журналах “Знамя” (2000, № 3) и “Урал” (2000, № 1).

Фредерик Рафаэл. Замок Кубрика. Перевод с французского А. Брагинского. — “Искусство кино”, 2000, № 2.

Писатель, кинодраматург вспоминает о своем интересном/неудачном сотрудничестве со Стэнли Кубриком.

Эрих Мария Ремарк. Земля обетованная. Роман. Перевод с немецкого и вступление М. Рудницкого. — “Иностранная литература”, 2000, № 3.

Журнальный вариант незаконченного романа.

Мария Ремизова. С новой ересью, господа! — “Независимая газета”, 2000, № 58, 31 марта.

Марии Ремизовой решительно не понравился новый метафизический роман Анатолия Кима “Близнец” (“Октябрь”, 2000, № 2): “Ким пару раз в этом тексте фыркает на модернистов, дескать, гадости сочиняют и идут нарасхват — так модернисты получаются в сравнении с ним куда пригляднее: хоть цели своей не скрывают — сказать гадость. Ким же говорит все больше в высшем смысле, так что и гадость получается в высшем смысле, хоть и мизерная по результату”.

Михаил Румер-Зараев. Диабет. Повесть. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 2.

Диабет.

Борис Рыжий. Горный инженер. Стихи. — “Знамя”, 2000, № 3.

Новые стихи екатеринбургского поэта, поощренного Антибукеровским жюри 1999 года за его предыдущую подборку в журнале “Знамя” (1999, № 4). См. также его интервью в “Независимой газете” (2000, № 46, 15 марта): “Там (в Екатеринбурге. — А. В.), безусловно, есть очень талантливые люди — Коляда, Славникова, Горланова, Верников. Но проблема в том, что круг этот очень невелик, все друг другу быстро надоедают. Я должен признать такую закономерность: кто оттуда не уехал, из того ничего не вышло... В провинции хорошо начинают, подают большие надежды, потом все куда-то уходит. Я думаю, сказывается недостаток среды. Я, кстати, в Москве получал только пряники, в Екатеринбурге — только пинки под зад. Меня там никто не рассматривает как серьезного поэта, пусть даже начинающего, в Москве ко мне отношение совершенно иного рода”.

Рыжий — не псевдоним, как можно было бы подумать (ср. Андрей Белый, Саша Черный), а подлинная фамилия поэта.

Генрих Сапгир. Тактильные инструменты. — “Новое литературное обозрение”, № 41 (2000).

Поэтическая книга с иллюстрациями Г. Заполянского входит в мемориальную подборку материалов о Сапгире.

Бенедикт Сарнов. Колесница Джаггернаута. — “Литература”. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 2000, № 11, март. Электронная версия:http://www.1september.ru

Глава из мемуарной книги. Вокруг дневников и записных книжек (1927 — 1941) драматурга Александра Афиногенова. Сталин. Страх/Любовь. О том, как исключенный из комсомола студент Сарнов влюбился в вождя.

Анна Сергеева-Клятис. “Колпак дурацкий мой...”. — “Литература”. Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. 2000, № 13, апрель.

Поэма В. С. Филимонова “Дурацкий колпак” (1828): в связи и вокруг. См. также статью А. Сергеевой-Клятис “Сожаление о старом халате. Из литературного быта пушкинской эпохи” (“Литература”, 2000, № 2).

Ольга Славникова. Та, что пишет, или Таблетка от головы. — “Октябрь”, 2000, № 3.

О женской прозе (два романа Ирины Полянской в “Новом мире”, Марина Вишневецкая и другие). См. также статьи Ольги Славниковой “Иван Петрович у распахнутого окна” (“Дружба народов”, 2000, № 3) и “Искусство не принадлежит народу” (“Новый мир”, 2000, № 3).

Елена Стишова. Конец цитаты. — “Искусство кино”, 2000, № 1.

О фильме Алексея Германа “Хрусталев, машину!”. См. об этом фильме в февральском номере “Искусства кино” статьи Юрия Клепикова “Опровержение опыта”, Михаила Трофименкова “Физический фильм”, Евгения Марголита “Формула ухода”, Людмилы Донец “Черный вечер. Белый снег...”, Жоржа Нива “Попугаи в коммунальной пустоте” (перевод с французского В. Божовича), Олега Аронсона “Возможное некино”.

Игорь Сухих. Из гоголевской шинели. (1923 — 1930. “Сентиментальные повести” М. Зощенко). — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 2.

Рубрика “Книги ХХ века”.

Дмитрий Травин. Долгая дорога к чуду. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 2.

О том, как десять лет назад в Польше началась та самая шокотерапия.

Уникальность чего бы то ни было. Беседовала Елена Герчук. — “Ex libris НГ”, 2000, № 9, 10 марта.

Директор издательства “Ad marginem” Александр Иванов: “Когда я начинал, мне казалось, что в России можно сделать такое “cool” издательство, абсолютно снобное — только философия, только современная; а потом я понял, что здесь это невозможно, здесь нет для этого контекста, и если заниматься современностью, то надо заниматься всем, что имеет отношение к сегодняшнему ритму жизни, ритму ощущений. Мысль не живет на философском факультете — она живет и в художественной литературе, и в литературной критике, в искусствознании — место стало гораздо более разнообразным”.

Нина Цыркун. Секретные материалы из Блэра. — “Искусство кино”, 2000, № 1.

“Я увидела фильм первый раз на видеокассете и, признаюсь, впервые в жизни испытала настоящий страх, смотря кино” — о фильме “Ведьма из Блэр: курсовая с того света” (“The Blair Witch Project”, 1999).

Сергей Шаргородский. Заметки о Булгакове. — “Новое литературное обозрение”, № 41 (2000).

Есенин/Бездомный и Тиняков/Бездомный. Начало заметок см. в № 30 “Нового литературного обозрения” (1998).

Максим Шевченко. Сердце Орлеанской девы. Жанна д’Арк в ХХI веке, или “Священная война” Люка Бессона. — “НГ-Религии”, 2000, № 5, 7 марта.

“С точки зрения господ киноведов, его (Люка Бессона. — А. В.) „Жанна д’Арк” чрезмерно кровава, чрезмерно дорогостояща, чрезмерно психологична, и вообще Милла Йовович, исполнительница главной роли, на эту роль не подходит. Все обвинения и придирки разлетаются в ту же секунду, когда лицо Жанны появляется на экране. Понимаешь, что только такой она и могла быть, что только за такими сумасшедшими глазами, наполненными страданием, любовью и верой, и могли пойти видавшие виды, битые-перебитые грубые французские рыцари”. Максим Шевченко горячо рекомендует этот фильм детям до шестнадцати лет.

Олег Шишкин. Диктатура бриллиантов. — “Субботник НГ”, 2000, № 9, 11 марта.

1919 — 1924 годы, бриллиантовый поток из Советской России на дело мировой революции. Журналист Олег Шишкин — автор нашумевшей книги о Николае Рерихе “Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж” (М., “ОЛМА-ПРЕСС”, 1999).

Виктория Шохина. Тайны Кремля. — “Кулиса НГ”, 2000, № 4, 3 марта.

Сталин в “Палисандрии” Саши Соколова и “Голубом сале” Владимира Сорокина. См. предыдущую статью о Сталине в русской литературе 60 — начала 90-х годов (“Кулиса НГ”, 1999, № 21, 25 декабря).

Сергей Шумихин. Практика пушкинизма (1887 — 1999). — “Новое литературное обозрение”, № 41 (2000).

Практика русско/советско/российского пушкинизма, в самом сжатом очерке. С юмором. С интересными документами.

Александр Щуплов. Чтобы язык поспевал за временем. — “Независимая газета”, 2000, № 59, 1 апреля.

Беседа с доктором филологических наук, заместителем председателя Орфографической комиссии РАН Владимиром Владимировичем Лопатиным о готовящемся новом Своде правил русского правописания (последний появился в 1956 году).

.

ПРЕМИИ: поэт Евгений Рейн и критик Сергей Чупринин стали — по совокупности заслуг — первыми лауреатами литературной премии, учрежденной московским казино “Александр Блок” (“Время новостей”, 2000, № 7, 24 марта; “Известия”, 2000, № 54, 24 марта; “Коммерсантъ”, 2000, № 51, 25 марта).

.

АДРЕСА: Александр Жолковский (статьи, рассказы, мемуары, интервью, библиография): http://www.usc.edu/dept/las/sll/alik.htm

.

ДАТЫ: 8 (20) июля исполняется 200 лет со дня рождения русского писателя Александра Фомича Вельтмана (1800 — 1870).

Составитель Андрей Василевский.

 

“НОВЫЙ МИР” РЕКОМЕНДУЕТ:

“Волга”. Саратов. Электронная версия: /magazine/volga

“Новое литературное обозрение”. Теория и история литературы, критика и библиография. Выходит шесть раз в год. Электронная версия журнала: /magazine/nloCм. также сайт “Нового литературного обозрения”: http://www.nlo.magazine.ru


Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация