Кабинет
Андрей Василевский

Периодика

Периодика
(составитель Андрей Василевский)

“Волга”, “Вопросы литературы”, “Время MN”, “Вышгород”, “Даугава”,

“День и ночь”, “День литературы”, “Дружба народов”, “Ex libris НГ”, “Завтра”, “Звезда”, “Знамя”, “Известия”, “ИНDЕКС/Досье на цензуру”,

“Иностранная литература”, “Книжное обозрение”, “Коммерсантъ”, “Кулиса НГ”, “Литературная газета”, “Литературная Россия”, “Литературная учеба”,

“Москва”, “Московские новости”, “НГ-Религии”, “Независимая газета”,

“Неприкосновенный запас”, “Новый Журнал”, “Общая газета”, “Огонек”, “Октябрь”, “Playboy Россия”, “Посев”, “Пределы века”, “Русский Журнал”, “Субботник НГ”, “Урал”, “Уральская парадигма”, “Фигуры и лица”

Светлана Адоньева. Культ Пушкина. — “Даугава”, Рига, 2000, № 3.

Культ не в оценочном, но в терминологическом значении слова. Сложившаяся в 60-е годы календарная ритуальная практика внецерковного поминанияПушкина (Мойка, 12 и проч.). Пушкин в массовой оккультной практике (вызывание духа в первую очередь Пушкина и только во вторую — Ленина). Пушкинские дни 1937-го и 1999 годов. Пушкин как святыня атеистического государства.

См. также статью Ирины Сурат “Пушкинский юбилей как заклинание истории” (“Новый мир”, 2000, № 6).

Борис Акунин. Table-talk 1882 года. Рассказ. — “Playboy Россия”, 2000, № 3, март.

“После кофе и ликеров заговорили о загадочном...” Глянцевый Эраст Фандорин расследует жуткое убийство, не выходя из светской гостиной. См. также сайт Акунина в Сети: http://www.akunin.ru

Валерий Алексин. Вероятнее всего, “Курск” протаранила иностранная субмарина. Причины предыдущих катастроф советских подводных лодок никогда до конца не устранялись. — “Независимая газета”, 2000, № 171, 12 сентября — № 172, 13 сентября. Электронная версия: http://www.ng.ru

Контр-адмирал запаса, бывший главный штурман ВМФ СССР и РФ В. И. Алексеев убедительно аргументирует версию столкновения “Курска” с американской АПЛ. См. также статью Константина Черткова “У лжи плавники коротки. Новые подробности гибели атомохода „Курск”” (“Литературная Россия”, 2000, № 37, 15 сентября) о том, что “Курск” погиб будто бы в результате торпедной атаки иностранной подводной лодки.

Леонид Амстиславский. А дальше — “Матросская тишина”. — “ИНDEКС/Досье на цензуру”. Инициатор издания — Index on Cencorship. Учредитель издания — Фонд защиты гласности. Главный редактор Наум Ним. Редактор русского издания Елена Ознобкина. Тираж 2000 экз. № 10 (2000 г.). E-mail: edit@index.org.ru

Журнальный вариант. Полностью тюремные записки Л. Амстиславского (род. в 1947), задержанного в 1998 году по подозрению в хранении наркотика, можно прочитать на сайте правозащитного журнала “ИНDEКС/Досье на цензуру” (в рубрике “От тюрьмы и сумы”): http://index.org.ru

Мария Астафьева-Корякина. Санитарка — звать Тамарка. Рассказ. — “День и ночь”, Красноярск, 2000, № 1-2. Электронная версия: http://www.krsk.ru/din

О Марии Семеновне Корякиной и ее муже — Викторе Петровиче Астафьеве — см. статью Валентина Курбатова “Свеча, зажженная с двух концов” (“Литературная Россия”, 2000, № 34, 25 августа). См. также воспоминания Марии Астафьевой-Корякиной “Земная память и печаль” (“День и ночь”, 1997, № 1-2), “Душа хранит” (“День и ночь”, 1997, № 4).

Вадим Баранов. Путин и Горький. — “Субботник НГ”, 2000, № 30, 2 сентября. Электронная версия: http://saturday.ng.ru

В рубрике “Почта” напечатано обращение доктора филологических наук Вадима Баранова к Президенту РФ о необходимости восстановления мемориальной доски в Горках, где жил и умер М. Горький, и вообще о необходимости отмечать его юбилеи (в июне 2001 года исполнится 65 лет со дня смерти). С этим трудно не согласиться, но есть и настораживающие моменты. Цитирую: “Речь можно теперь вести уже не о бездействии властей, а о вольном или невольном попустительстве нигилистическим, а то и вовсе экстремистским выступлениям, когда Горького объявляют писателем, „предавшим свой народ”, „положившим предательскую руку на плечи русской литературы”, с уверенностью заявляют, что он „принес вред русской культуре”. Последнее обвинение прозвучало совсем недавно, в июле с. г., вряд ли оно раздалось бы, если б раньше прозвучал звук молотка при водружении на законное место доски, которая „охраняется государством”. Я уже не говорю о том, какая была бы реакция, если б на торжестве „реабилитации” доски прозвучало слово Первого лица государства...”

Речь, видимо, идет о статье Тамары Дубинской-Джалиловой “Горький на службе у Сталина” (“Литературная газета”, 2000, № 30, 19 — 25 июля), которая опирается в своих суждениях на недавно введенную в оборот переписку М. Горького и И. В. Сталина (напечатана в двух номерах “Нового мира”, 1997, № 9; 1998, № 9, и в “Новом литературном обозрении”, 1999, № 40). Позволю себе немного здоровой демагогии. Неужели профессор Баранов предполагает, что возвращенная при гипотетическом участии Первого лица мемориальная доска заставила бы Дубинскую-Джалилову изменить свой взгляд на Горького? Или он надеется, что “Литературка” просто отказала бы ей в публикации? Должна ли власть, чтобы избежать упреков в попустительстве, принимать меры против лиц и органов печати, позволяющих себе “экстремистские” высказывания о Горьком? Вообще апелляция к Первому лицу в историко-литературных вопросах вызывает неприятные ассоциации. “Давно назрела пора для проведения свободной (курсив мой. — А. В.) творческой дискуссии „М. Горький на рубеже столетий”...” — заканчивает свое обращение В. Баранов. И тоже — при участии Первого лица?

Спор о Горьком продолжается: см. статью той же Т. Дубинской-Джалиловой “Не надо морщить лоб” (“Независимая газета”, 2000, № 175, 16 сентября), которая отвечает на статью того же В. Баранова “Как из Горького-„дипломата” сделали жесткого сталиниста” (“Субботник НГ”, 2000, № 23, 17 июня).

Николай Больсунов. “Штрихофобия”: агония блефа и соблазны обскурантизма. — “Москва”, 2000, № 8. Электронная версия: http://www.moskva.cdru.com

В штрихкоде нет числа 666.

Владимир Буковский. Как завершить “холодную войну”. — “Известия”, 2000, № 157, 23 августа. Электронная версия: http://www.izvestia.ru

Известный правозащитник и политзаключенный, обмененный в свое время на Луиса Корвалана, не может себе представить, как можно судить Пиночета, не приняв во внимание фактов тайной агрессии против Чили со стороны СССР (иначе это будет не суд, а расправа).

См. также статью Стива Кангаса “Подлог” (“Завтра”, 2000, № 34, 22 августа) о том, что чилийский эксперимент, осуществленный тридцатью выпускниками Чикагского университета при покровительстве Пиночета, будто бы привел, вопреки распространенным представлениям, к трагическому (для большинства чилийцев) провалу неолиберальной экономической модели.

Василь Быков. Пасхальное яичко. Рассказ. С белорусского перевел автор. — “Дружба народов”, 2000, № 9. Электронная версия: /magazine/druzhba

Рассказ из послевоенной советской жизни.

Владимир Васильев. Век ХI и век ХХ: два сюжета русской литературы. — “День и ночь”, Красноярск, 2000, № 1-2.

Цикл агиографических сочинений об убиении Бориса и Глеба и рассказ Василия Шукшина “Сураз” (жизнеописания Святополка и шукшинского Спирьки восходят к архетипическому сюжету об Антихристе).

Алексей Вдовин. Миф Александра Грина. — “Урал”, Екатеринбург, 2000, № 8. Электронная версия: http://www.art.uralinfo.ru/literat/ural или /magazine/ural

Александр Грин. Натаниэл Готорн. Сигизмунд Кржижановский.

Рената Гальцева, Ирина Роднянская. Рождение и пути идеологической политики. Споры о базисе идеологии. — “Посев”, 2000, № 9, 10. Электронная версия: http://www.webcenter.ru/~posevru

Главы из книги “Summa ideologiae”.

Андрей Гамалов. Душа все-таки есть. — “Огонек”, 2000, № 29, август. Электронная версия: http://www.ropnet.ru/ogonyok

Психохирург Аркадий Корзенев из НИИ психоневрологии имени Бехтерева говорит, что “Пролетая над гнездом кукушки” — очень вредная книга и написал ее дурной человек, наркоман к тому же, а лоботомия — вовсе не то превращение в овощ, о котором поведали Кен Кизи и Милош Форман.

Василий Голованов. К развалинам Чевенгура. Новые Географические открытия. — “Общая газета”, 2000, № 39, 28 сентября — 4 октября. Электронная версия:http://www.og.ru

Неутомимый путешественник (и хороший прозаик) Василий Голованов нашел место, где был поглощен степью платоновский Чевенгур. Карту Чевенгура нарисовал его спутник — художник Андрей Балдин.

Вадим Горский. Луи Армстронг еврейского разлива. Филерская запись разговоров Высоцкого. — “Урал”, Екатеринбург, 2000, № 8.

“О том, что я „пишу” Высоцкого, кроме пары заинтересованных лиц из КГБ знал и еще один человек: сам — сам! — Владимир [Высоцкий]”, — сразу предупреждает нас В. Горский. “Очень похоже на мистификацию”, — замечает по поводу этой странной и малоинтересной публикации Александр Агеев (“Время MN”, 2000, № 143, 2 сентября).

“Дабру эмет” — “Говорите правду!”. Перевод с английского Марии Табак. — “НГ-Религии”, 2000, № 18, 27 сентября. Электронная версия:http://religion.ng.ru

Декларация раввинов и ученых из Европы, Америки и Израиля об отношении к христианству и христианам (“Нью-Йорк таймс”, 2000, 10 сентября). Декларация и обстоятельства ее появления проанализированы в статье Юрия Табака, напечатанной в этом же номере “НГ-Религии”.

Олег Дарк. Письма темных людей — III. — “Кулиса НГ”, 2000, №13, 22 сентября. Электронная версия: http://curtain.ng.ru

На этот раз — о Зуфаре Гарееве. Другие статьи О. Дарка о героях литературного андеграунда см. № 2 и 7 “Кулисы НГ” за 2000 год.

Сергей Довлатов. Девять писем Тамаре Уржумовой. Публикация Тамары Уржумовой. Вступительная заметка Андрея Арьева. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 8. Электронная версия: /magazine/zvezda

Письма 1963 года из армии. Довлатов рекомендует корреспондентке, в частности, прочесть “Зависть” Олеши (“Я не люблю эту книгу, но всем остальным она нравится”), а также раз в год перечитывать Куприна — “Бунина и Андреева после него можно уже не читать, хотя оба они мастера” (из письма от 1 июля 1963 года). Тут же к 10-летию со смерти Довлатова напечатаны статьи Петра Вайля “Бродский о Довлатове” и Лауры Сальмон “Наименее советский город в России: хронотоп довлатовских рассказов”. Город — это Ленинград/Петербург.

Юлий Дубов. Теория катастроф. Повесть. — “Знамя”, 2000, № 9. Сетевой журнал “Знамя”: /magazine/znamia

О романе Юлия Дубова “Большая пайка” см. обстоятельную рецензию А. Гаврилова в “Новом мире” (2000, № 9).

Евгений Евтушенко. Бессмертье — для матери слово пустое. Новые стихи. — “Литературная газета”, 2000, № 34-35, 30 августа — 5 сентября. Электронная версия: http://www.lgz.ru

“Не получилось жизни советской, / ни новорусской — великосветской, / ни заграничной, как в Голливуде, / но, слава Богу, мы все-таки люди...”

“...За этими шутками стоят вполне серьезные проблемы”. — “Вопросы литературы”, 2000, № 4, июль — август. Электронная версия: /magazine/voplit

Новые материалы о Льюисе Кэрролле. В частности, статья А. М. Рушайло “По следам Льюиса Кэрролла в России. Заметки библиофила” с постскриптумом Н. Демуровой.

Мария Завьялова. Это и есть гендерное литературоведение. Современная женская литература: поиски традиций и новых языков. — “Ex libris НГ”, 2000, № 36, 21 сентября. Электронная версия: http://exlibris.ng.ru

Можно ли делить литературу на мужскую и женскую? Автор статьи считает, что не только можно, но и необходимо.

Лола Звонарева. Европа и Россия в 1920 году: взгляд Гиппиус и Мережковского. — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 219 (июнь 2000 г.).

Омерзение, которое вызывает у меня слово Мережковский, не дает мне спокойно проаннотировать эту, видимо, содержательную статью.

Сергей Земляной. Право-консервативная нигдейя. — “Русский Журнал” <http://russ.ru>

О феномене идейной право-консервативной оппозиции в условиях советской власти, каковым выступает загадочный, по мнению С. Земляного, написанный в тюрьме текст Павла Флоренского “Предполагаемое государственное устройство в будущем” (март 1933 года).

См. также письма Павла Флоренского к родным (1901 года) в нью-йоркском “Новом Журнале” (№ 219).

Андрей Зорин. Скучная история. — “Неприкосновенный запас”, 2000, № 4 (12). Электронная версия: /magazine/nz

О Максиме Соколове: за здравие, за упокой и всё невпопад. Сначала: “Социальная и культурная роль Максима Соколова была в начале 90-х не меньшей, чем та, которую сыграли в начале 60-х Солженицын, а в начале 70-х — Венедикт Ерофеев”. Потом: “Каким образом этот великолепный индивидуалист мог превратиться в очередного Чаковского или Юрия Жукова?” Ну уж в Чаковского... Вот это, дети, и называется пустить петуха.

Андрей Зубов. Чему наследует современная Россия? Миссия русской эмиграции в начале ХХI века. — “Независимая газета”, 2000, № 173, 14 сентября.

О том, что монархию в России никто законным образом не отменял, и о вытекающих из этого правовых коллизиях А. Зубов уже писал в статьях “Обращение к русскому национальному правопорядку как нравственная необходимость и политическая цель” (“Континент”, № 92) и “Правовое преемство и правовая идентичность в сегодняшней России” (“НГ-Сценарии”, 1998, № 7). Несколько иной взгляд на проблему см. в статье С. В. Утехина “О правовой преемственности” (“Посев”, 2000, № 9).

Вяч. Вс. Иванов. “Я — за всемирное правительство умных людей”. Беседу вел Игорь Шевелев. — “Время MN”, 2000, № 138, 26 августа. Электронная версия:http://www.vremyamn.ru

“Я принадлежу к утопистам, которые надеются, что возможно решение не только проблем отдельных стран, но и глобальных проблем человечества... А для этого организовать мир как единое целое, создать мировое правительство... Говоря о председателях земного шара, Хлебников думал, что это должны быть люди мысли и культуры, а не профессиональные политики. Потому что естественное возражение, которое сразу возникает у разумного человека, следующее: если в любой стране правительство плохое, то зачем нам еще и мировое? Действительно, институт правительства плох. И не только у нас в стране. Американское делает не меньше плохого, и я даже не буду сравнивать, где хуже. Институт правительства плох в принципе... Никто еще не доказал, что правительство нужно. Так же, как никто не доказал, что нужен, например, суд. Есть целый ряд институтов, которые держатся только потому (курсив мой. —А. В.), что существуют много тысяч лет и люди не придумали ничего лучшего...”

А почему эти институты не исчезли за много тысяч лет? (Не в силу ли их общественной необходимости?) Почему не появилось ничего лучшего? “Так не придумали потому, что и не думали”, — простодушно объясняет автор. Вообще предположение, что суд придуман, выявляет такие неожиданные особенности мировоззрения Вяч. Вс. Иванова, которые заставляют в дальнейшем относиться с осторожностью и к другим его суждениям по другим вопросам.

Борис Кагарлицкий. Война как орудие торга. — “Завтра”, 2000, № 34, 22 августа. Электронная версия: http://www.zavtra.ru

Убежденный отечественный социалист рекомендует: “Басаева можно официально вернуть в штат ГРУ, дав ему соответствующее звание (а если надо — выплатить пенсию по инвалидности). Масхадов сможет руководить Генеральным штабом гораздо лучше, нежели Квашнин. Мовлади Удугову надо поручить организацию спецпропаганды. Всех этих людей готовили в России. На них затрачены деньги советских и российских налогоплательщиков”.

Юрий Каграманов. Deutschstunde для России. — “Посев”, 2000, № 9, сентябрь.

Немецкие уроки преодоления тоталитарного прошлого.

Франц Кафка. Сторож склепа. Пьеса. Перевод с немецкого и вступительная заметка Г. Ноткина. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 8.

Небольшая неоконченная пьеса.

Кирилл Кобрин. Письма в Кейптаун о русской поэзии. Письмо второе. — “Октябрь”, 2000, № 8. Электронная версия: /magazine/October

Владимир Салимон. Лев Лосев. Дарья Суховей. Филипп Минлос. Письмо первое см. в № 5 “Октября” за 2000 год.

Кирилл Кобрин. Морские мумии. — “Урал”, Екатеринбург, 2000, № 8.

Морские мумии — это воблы. Какой русский не любит воблу? О бедности русской и английской.

Андрей Ковалев. Новый Карфаген. — “Русский Журнал”. Адрес в Сети: http://russ.ru/krug/kniga

“Самое интересное, что можно извлечь из мемуаров нонконформистов шестидесятых, — фигура Иностранца”, — отмечает Андрей Ковалев в открытом письме художнику Анатолию Брусиловскому, откликаясь таким образом на мемуарную книгу последнего “Время художников” (М., “Магазин искусства”, 1999). “Так что когда-нибудь глава про этот период истории русского искусства будет называться „Искусство холодной войны”. Правда, потребуется некоторое мужество, чтобы признать этот факт и осознать, что наши ламентации похожи на раздоры, начавшиеся в пятой колонне в тот момент, когда Карфаген уже разрушен. Чтобы как-то задокументировать и прояснить для непосвященных специфику создавшейся ситуации, я решил приложить к этому довольно несвязному и чисто личному письму тексты, которые вызвали у вас такое отвращение и раздражение. Это статья Dip-art: Deep Art of the Cold War<http://russ.ru/krug/20000820_kov.html>... Вам было бы небезынтересно узнать, что после того, как я изложил основные положения этой статьи на конференции в Будапеште, я навсегда потерял расположение Фонда Сороса, который ту конференцию организовал... Сразу скажу, что я ни разу не пытался утверждать, что весь нонконформизм был инспирирован ЦРУ. Во-первых, можно говорить, что он был в той же мере инспирирован КГБ. Особое негодование на конференции в Будапеште, где сидел и знаменитый коллекционер Нортон Додж, похожий на старого Индиану Джонса, вызвали мои предположения о том, что вокруг художников шла большая шпионская игра. Все дело в том, что иначе, по-моему, почти невозможно объяснить, как получилось так, что вы достаточно свободно общались с иностранцами, ходили в Спасо[-Хауз]. И никто вас не трогал. Поэтому у меня были все основания предположить, что „художников” взяла на свое попечение разведка, а не карательные органы. (В простых терминах „Семнадцати мгновений” — широко мыслящие интеллектуалы из абвера, а не костоправы Мюллера.)...”

Ср. с утверждением Игоря Дудинского, что в 70 — 80-е годы, когда он занимался авангардным искусством, связь с КГБ была неизбежна: “Это полный бред, что кто-то мог устроить выставку за рубежом, вывезти картины или показать прилюдно авангардный спектакль на свой страх и риск! Все это согласовывалось, планировалось и разрешалось КГБ путем долгих дебатов с ними, компромиссов и даже чтения лекций на Лубянке” (“Время MN”, 2000, № 89, 20 июня).

Григорий Кокунько. Нуждаются ли в реабилитации вожди Белого Движения. — “Посев”, 2000, № 8.

В 1996 году по общему делу казачьих атаманов был полностью реабилитирован один из них — расстрелянный в 1947 году немецкий генерал Гельмут фон Паннвиц, командир ХV Казачьего кавалерийского корпуса. На Донском кладбище в Москве ему — немцами — поставлен памятник. А вот всем его подельникам, участникам Белого движения, — П. Краснову, А. Шкуро и другим, так же никогда не имевшим советского гражданства, — в посмертной реабилитации отказано. “И каждый такой отказ только напоминает нам, что борьба, начатая против Советов Корниловым, Калединым, Семеновым, Красновым и продолженная более чем миллионом русских эмигрантов и граждан СССР во время II мировой войны (вопреки антироссийской позиции вынужденного „помощника” — нацистской Германии), — что эта борьба еще далека от завершения”, — читаем в общественно-политическом издании Народно-Трудового Союза российских солидаристов, отметившего недавно свое 70-летие.

Алексей Колобродов. “Молодая комсомолка”, или Чего не заметили юбилейщики. — “Волга”, Саратов, № 413. Электронная версия: /magazine/volga

Эротическая история ВЛКСМ. (Это последний номер закрывшегося журнала “Волга”, фактически — № 6-12 за 2000 год. Тираж номера — 333 экз. Редакция сохраняет за собой право на логотип в надежде когда-нибудь возобновить выход журнала. См. в настоящем номере “Нового мира” рецензию Андрея Немзера на № 413 “Волги”.)

Михаил Кураев. Разрешите проявить зрелость! Рассказ. — “Знамя”, 2000, № 9.

Кафедра марксизма-ленинизма в Театральном институте.

М. Кучерская. О сотворении романтической репутации. — “Вопросы литературы”, 2000, № 4, июль — август.

Великий князь Константин Павлович как романтический герой.

Ольга Кушлина. Cry, cry, the soul of orthodox. — “Неприкосновенный запас”, 2000, № 4 (12).

Среди прочего — неожиданный ответ на призывы/требования к Православной Церкви перейти на новый календарь. “...Благодатный огонь сходит на гроб Господень раз в год на Пасху, и только по православному календарю (сказано неточно, но понятно. — А. В.). Боюсь, его уговорить будет еще труднее, чем нашу консервативную Церковь”.

Станислав Лем. Что остается? Перевод с польского Ю. Чайникова. — “Иностранная литература”, 2000, № 9. Электронная версия: /magazine/inostran

Эссе из сборника “Sex Wars” (1996). “Если принцип отбора, при котором о 99,9999% событий (телевидением. — А. В.) умалчивается, а сообщается лишь одна микрогигананомилличастица, не является формой лжи, тогда такого явления, как откровенная ложь, вообще не существует”. Кстати, Лем не является противником смертной казни.

Илья Лепихов. Письма русского офицера, или wahlverwandtschaft, или эх, прокачу! Или то, что я должен сказать. — “Русский Журнал”. Адрес в Сети:http://russ.ru/politics/grammar

О книге Н. Лугина (псевдоним философа Ф. А. Степуна; 1884 — 1945) “Из писем прапорщика-артиллериста” (Томск, “Водолей”, 2000): “Суждения Лугина-Степуна о войне оплачены не литературным, а полевым опытом. По степени приближения к событиям, по особенностям авторской позиции „Письма”, как мне представляется, могут быть уравнены в правах с „Севастопольскими рассказами” Льва Толстого и гаршинскими текстами о Балканах. Ничего более объективного, напряженного и внутренне здорового русская общественная мысль, пожалуй, не производила на свет”.

Елена Макарова. Фридл. Документальный роман. — “Дружба народов”, 2000, № 9.

Фридл — это художница Фридл Дикер-Брандейсова (1898 — 1944), погибшая в Освенциме.

Лидия Маслова. Злобный антиарабский опус. — “Коммерсантъ”, 2000, № 163, 2 сентября. Электронная версия: http://www.kommersant.ru

“Американская пресса тоже (вслед за правительством Йемена и Американо-арабским антидискриминационным комитетом. — А. В.) не отстала и наградила фильм („Правила боя” Уильяма Фридкина. — А. В.) эпитетом „аморальный”. Это слово возникает всегда, когда кто-то откровенно констатирует подлость и жестокость мироустройства... В „Правилах боя” действительно считывается мысль, с точки зрения политкорректного голливудского кинематографа почти фашистская: быть добрым ко всем невозможно, и единственный способ быть добрым хоть к кому-нибудь — разделить людей на своих и чужих”.

Алексей Машевский. “Какие сны в том самом сне приснятся...”. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 8.

Противостоять Матрице сможет только героическое религиозное сознание индивида, выбирающего трудную и болезненную реальность.

В. Я. Медиков. Черный пиар для президента. — “Субботник НГ”, 2000, № 30, 2 сентября.

Доктор экономических наук в кратком письме в газету предполагает, в частности, что Путину готовят судьбу Джона Кеннеди, но в каком-то российском варианте.

Константин Михайлов. Процесс 30 июля — 1 августа 1946. — “Посев”, 2000, № 8.

“Если в будущей России Политбюро ЦК ВКП(б) будет признано руководящим органом преступной организации, автоматически будут признаны недействительными и незаконными все его репрессивные решения”, в том числе — и процесс 12 старших офицеров РОА (1946 год), который, по мнению исследователя, был не правовой процедурой, а расправой победителей.

Никита Моисеев. Люди не господа, а часть природы. — “Независимая газета”, 2000, № 157, 23 августа.

Академик Н. Н. Моисеев умер 29 февраля 2000 года — именно в тот день, когда в редакции журнала “Вопросы философии” проходил “круглый стол” по его книге “Быть или не быть человечеству?”. В газете печатается текст обращения академика к участникам “круглого стола”. Глобальная экологическая катастрофа может случиться, по его мнению, не в каком-то неопределенном будущем, а может быть, уже в середине наступающего XXI века.

Валентина Мордерер, Григорий Амелин. Сталин и Тарас Бульба. Осип Мандельштам как математический фантаст. Предисловие Александра Пятигорского. — “Ex libris НГ”, 2000, № 33, 31 августа.

Статья из книги “Миры и столкновенья Осипа Мандельштама” (“Языки русской культуры”, 2000), с которой можно познакомиться также в сетевом журнале “Новый мир” по адресу: /magazine/novyi_mi

Славомир Мрожек. Моя автобиография. Перевод с польского С. Макарцева. — “Иностранная литература”, 2000, № 9.

Автобиография была опубликована в юбилейном сборнике к 60-летию польского драматурга (Краков, 1990).

Мюллер против Штирлица. — “Литературная газета”, 2000, № 34-35, 30 августа — 5 сентября.

1948 — 1949 годы, Мюллер... в США, работает на ЦРУ. Ныне в США вышла трехтомная работа Грегори Дугласа “Шеф гестапо. Протоколы допроса Генриха Мюллера в 1948 году. Из секретных досье разведки США” и отдельный том “Дневники Мюллера. Том 1. Годы в Вашингтоне” под редакцией Г. Дугласа. Готовится русское издание в переводе и обработке Михаила Ростарчука. “Конечно, столь тупые люди, как русские, смогли сделать такую бомбу единственным путем — благодаря деятельности своих агентов в К[омиссии по] А[томной] Э[нергии]. Я очень серьезно предупреждал об этом и прежде, но теперь, возможно, кто-нибудь прислушается. Паш говорил, что проект набит эмигрантами, главным образом немецкими евреями, большинство из которых были коммунистами, информацию в Россию они передавали ежедневно...” (запись от 24 сентября 1949 года из будто бы дневника будто бы Мюллера).

Игорь Нарский. Под панцирем исторического мифа. “Человек с ведром” в революции 1917 года: уральские материалы. — “Уральская парадигма”. Журнал для новых умных. Главный редактор Дмитрий Бавильский. Челябинск, 2000, № 4.

Впечатляющая хроника и попытка исторического осмысления “пьяной революции” — массовых винных погромов, прокатившихся по стране во второй половине 1917 года. См. также не менее впечатляющую статью челябинского историка Игоря Нарского “Революция, которая пахнет, или О состоянии мест общего пользования из историко-культурной перспективы” (“Уральская парадигма”, 2000, № 3), посвященную санитарно-гигиенической “архаизации” 1917 — 1922 годов.

Михаил Новиков. Не посрамил Сталинской премии. 75 лет Юрию Трифонову. — “Коммерсантъ”, 2000, № 158, 26 августа.

Юрий Трифонов — единственный, по мнению критика, лауреат Сталинской премии, у которого до сих пор достаточно читателей (этим объясняется странное название юбилейной статьи). “Апология террориста Желябова („Нетерпение”. — А. В.) да и красных командиров Гражданской войны („Старик” и „Отблеск костра”. — А. В.) выглядит, мягко говоря, неактуально. Но вот тема разрушения „дворянских гнезд” (советских в случае Трифонова) представляется вечной.Предварительные итоги олигархов, обмены элитного жилья и долгое прощание поп-звезд однажды будут описаны. Возможно, столь же элегически и теми же приемами постдостоевского реализма, при помощи которых Трифонову удалось обнаружить в довольно-таки жалких и жестоких персонажах советского полусвета теплые и даже привлекательные черты”.

Юбилейная же статья Александра Вяльцева (“Категория времени” — “Независимая газета”, 2000, № 162, 30 августа; “Ex libris НГ”, 2000, № 33, 31 августа) интересна тем, что в основном посвящена удачному, по мнению критика, производственному роману Трифонова “Утоление жажды”.

Валерий Перелешин. Письмо Алле Кторовой. — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 219 (июнь 2000 г.).

“...это в конечном счете не мое дело: русским писателем может быть любой представитель национального меньшинства бывшей Российской империи, иностранцем он становится только в тот день, когда таковым себя объявляет, — на предмет выезда из СССР. Привилегиями в отношении выезда он отмежевывает себя от остающегося большинства и других меньшинств. Хочется все же верить, что Россия когда-либо (в 2040 году?) воскреснет, с евреями или без них” (из письма от 10 мая 1975 года).

Тадеуш Пикус. В поисках Пути, Истины и Жизни. — “Вышгород”, Таллинн, 2000, № 4.

Библиография трудов о. Александра Меня, составленная польским священником из Варшавы. Включено 307 публикаций (на май 1996 года) и более 150 учтенных рукописей и машинописи из разных архивов. Весь номер журнала “Вышгород”, напечатавшего за последние годы многие материалы из наследия А. Меня, посвящен 10-летию со дня гибели священника.

Письма И. Ф. Романова (Рцы) к В. В. Розанову. Вступительная статья, публикация и научная подготовка текста С. Р. Федякина. — “Литературная учеба”, 2000, № 4, июль — август.

Сумбурно-развязные письма 1891 — 1893 годов литератора и мыслителя второго ряда Ивана Федоровича Романова (1858 — 1913), более известного под псевдонимом Рцы. Эти письма Розанов хотел издать в серии “Литературные изгнанники”, так же как он издал письма Н. Страхова и Ю. Говорухи-Отрока.

“Полный” Соловьев. А. Люсый беседует с А. Носовым. — “Литературная учеба”, 2000, № 4, июль — август.

Беседа с Александром Носовым, ответственным редактором Полного собрания сочинений Владимира Соловьева, о том, что в лице Соловьева русское общество впервые столкнулось с публичной философией, а также о том, что в издательстве “Наука” нет ни одного ксерокса.

Валерия Пришвина. Невидимый град. Глава из романа. Вступление и подготовка текста Я. З. Гришиной. — “Октябрь”, 2000, № 9.

Фрагмент автобиографического романа В. Д. Пришвиной (1899 — 1979), написанного в 1962 году (рукопись из архива В. В. Круглеевской и Л. А. Рязановой). Эта публикация воспринимается как естественное продолжение предыдущих публикаций из архива М. М. Пришвина, которые уже давно стали своего рода фирменным знаком журнала “Октябрь”.

Карен Свасьян. Россия и демократия. Заготовки одного некролога. — “Независимая газета”, 2000, № 176 , 19 сентября.

О том, что демократизация России была и остается “лишь злой коммунистической шуткой, прощальным свинством сходящего с копыт маразматика, короче, последним решением политбюро”. А также: “Евросоюз сегодня — никакие не Соединенные Штаты Европы, а Союз европейских социалистических республик (между прочим, 15) со столицей в Брюсселе, откуда по образцу недавней Москвы осуществляется руководство братскими странами”. Полностью — в журнале “Новая Россия” (2000, № 5).

А. И. Серков. Российское масонство. Часть первая. Восемнадцатый век. — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 7, 8.

Публикация статей А. Серкова о масонстве будет продолжена “Звездой” в 2001 году. См. также рецензию К. Белоцкого “Всплывающая Атлантида” (“Новый мир”, 1999, № 9) на книгу А. И. Серкова “История русского масонства, 1845 — 1945”. См. материалы по теме на сайте “Масоны в России”:http://www.chat.ru/~ru_masons

Ольга Славникова. “Читать мучительно не хочется...”. — “Октябрь”, 2000, № 8.

“По-моему, ни один современный прозаик не способен описать прозрачный предмет, хотя бы простое оконное стекло”.

Алексей Слаповский. Новая книга для тех, кто не любит читать. Предисловие Людмилы Улицкой. — “Книжное обозрение”, 2000, № 34, 21 августа.

По мнению Улицкой, некоторые из этих сверхкоротких рассказов зашкаливают на планке “хорошо — очень хорошо — отлично”.

Смутное время 1913 — 1920 гг. глазами священника. Церковноприходская летопись Христо-Рождественской церкви и прихода Урюпинского ярмарочного поселения, составленная священником Петром Протопоповым. Публикация, предисловие и примечания С. П. Синельникова. — “Волга”, Саратов, № 413 (2000, № 6 — 12).

“Весть об отречении царя от престола поразила всех своей неожиданностью. Народ выслушал манифест молча, отчасти с недоумением” (из записей 1917 года). Начало летописи, предположительно относящееся к периоду 1896 — 1912 годов, безвозвратно утрачено.

Диакон Владимир Соколов. Может ли ложь быть полезной для Церкви? О мироточении подлинном и мнимом. — “Пределы века”. Еженедельная общественная православная газета. 2000/7508, № 2 (2), 16 — 23 августа.

Не всякое масляное пятно на иконе есть мироточение, и сомнения по поводу мироточения есть не искушение, а трезвомыслие.

Максим Соколов. <Субботний фельетон. 26.VIII — 1.IХ>. — “Известия”, 2000, № 165, 2 сентября.

“Суждения „информация — величайшая сила” и „свобода слова не подлежит никаким ограничениям и стеснениям”, будучи взятыми порознь и сами по себе, трудны для оспоривания. Поставленные же рядом, они означают, что пользование величайшей силой не подлежит никаким ограничениям, а такой итоговый вывод уже представляется дискуссионным”.

Виктор Сонькин. Публика — дура. — “Русский Журнал”. Адрес в Сети: http://russ.ru/krug/razbor

“Беспомощность Павича-рассказчика отчетливо проявляется в том, что его сюжеты невозможно пересказать, а его героям невозможно сочувствовать”. См. также язвительную рецензию Сергея Шаргунова на книгу Милорада Павича “Ящик с письменными принадлежностями” (“Новый мир”, 2000, № 12).

Игорь Сухих. О смерти, войне, судьбе и родине — русской и советской. (1941 — 1945. “Василий Теркин” А. Твардовского). — “Звезда”, Санкт-Петербург, 2000, № 8.

См. также “Евангелие от Михаила. (1928 — 1940. „Мастер и Маргарита” М. Булгакова)” (2000, № 6), “Из гоголевской шинели. (1923 — 1930. „Сентиментальные повести” М. Зощенко)” (2000, № 2), “О звездах, крови, людях и лошадях. (1923 — 1925. „Конармия” И. Бабеля)” (1999, № 12) и другие статьи И. Сухих в авторской рубрике “Книги ХХ века”.

Маркс Тартаковский. Кризис гуманизма? Открытое письмо французскому историку Алену Безансону. — “Москва”, 2000, № 8.

В ответ на антироссийское — по поводу Чечни — обращение европейских интеллектуалов в газету “Монд” Маркс Тартаковский высказывает все, что думает, оПрекрасной Франции (мало не покажется...). Хорошая фраза: “А возможна ли Сорбонна после Пол Пота (выпускника Сорбонны. — А. В.)?”

“У нас уже многие говорят”. Устные рассказы об Осипе Мандельштаме из собрания Дувакина. Предисловие Ольги Фигурновой и Марины Фигурновой. — “Время MN”, 2000, № 159, 26 сентября.

Устные мемуары В. Б. Шкловского, Н. К. Бальмонт-Бруни и других. Из записанного и сохраненного в конце 60-х — 70-е годы филологом В. Д. Дувакиным —для ХХI века.

М. Холмогоров. “Я выглядываю из вечности...”. Перечитывая Юрия Олешу. — “Вопросы литературы”, 2000, № 4, июль — август.

Оправдание Олеши.

Ирина Цветкова. Явление доктора Живаго. — “Ex libris НГ”, 2000, № 35, 14 сентября.

Публикация письма Бориса Пастернака к журналистке Л. А. Воронцовой от 25 июля 1955 года, в котором он впервые пишет о создании романа в прозе: “...но мало надежд, чтобы он скоро у нас появился”.

Татьяна Чередниченко. Музыкальный запас: Владимир Мартынов. — “Неприкосновенный запас”, 2000, № 4 (12).

Необходимо выйти из “трехаккордовой” ментальной колеи и обратиться к музыке, творимой ныне. “Проблема лишь в том, чтобы услышать. Как заметил Карл Дальхауз, „в музыке слышат то, что о ней можно прочесть”. Непосредственного (не опосредованного словом) восприятия музыки не существует...” В данном случае Татьяна Чередниченко помогает нам услышать сочинения Владимира Мартынова.

Сергей Шаповал. Немузыкальные впечатления композитора. Владимир Мартынов считает, что сегодня происходит революция, серьезнее которой не было со времен бронзового века. — “Фигуры и лица”, 2000, № 17, 19 октября. Электронная версия: http://www.ng.ru

“Если обратиться к пресловутой попсе, то нужно признать, что она стала данностью, такой же, как последние известия, которые я слушаю каждый день. Но самое ужасное, что непопсе уже практически не осталось места, ей нужно уходить в андерграунд. В Интернете музыка находится в разделе „Entertainment”,это многое объясняет. Можно только догадываться, как отнеслись бы к этому, скажем, Пифагор или Веберн… Надо понять, что мы живем, если можно так выразиться, в цивилизации пэтэушников, где господствует непрофессионализм и Entertainment. Противостоять этому невозможно, надо уходить в андерграунд и там работать. Эту цивилизацию можно использовать в качестве игрового хода, но противостоять ей бессмысленно”.

Сергей Шаповал. Консультант. Грехи и доблести Глеба Павловского. — “Фигуры и лица”, 2000, № 15, 21 сентября. Электронная версия: http://www.ng.ru

“Строить новую страну, спасая ту, что есть, — две задачи, требующие разных технологий и плохо совместимые, но выбора у него (президента. — А. В.) нет. То, что Ельцин просто швырнул его в эту ситуацию: разбирайся! — я считаю гениальным решением. Правильным ли был выбор самого Путина, мы скоро узнаем”, — говорит директор Фонда эффективной политики. См. также Национальную информационную службу, открытую ФЭПом: http://www.Strana.ru

Михаил Швыдкой. Идеология — это не старые песни о новом. — “Время MN”, 2000, № 175, 18 октября.

“Сразу скажу, я — традиционалист. Некоторые вещи кажутся мне непонятными. Я с трудом могу представить всенародный юбилей 175-летия смерти Милорадовича, военного губернатора Петербурга, убитого декабристом Каховским, вместо традиционно отмечаемой даты выступления декабристов. Или государственное празднование 230-летия все того же графа и генерала в 2001 году. Нельзя так вдруг возвращать из небытия или отправлять в небытие исторические фигуры путем замены минуса на плюс в их оценке и наоборот. Причем одновременно с Милорадовичем предлагается отмечать и 120-летие Климента Ефремовича Ворошилова, известного деятеля Гражданской войны, легендарного военачальника сталинской эпохи, чье участие в массовых репрессиях хорошо известно… Надо понять для начала, а чего мы, собственно, собираемся праздновать?”

Позволю себе подхватить эту мысль министра культуры. А что мы, собственно, празднуем, отмечая традиционную дату выступления декабристов? Не начало ведь первого этапа русского освободительного движения (по Ленину), которое известно чем закончилось? Что, собственно, произошло 175 лет назад в Петербурге? Вооруженный мятеж против законной власти и подавление вооруженного мятежа законной властью. Праздновать как то, так и другое — а особенно государственному человеку — сегодня, по-моему, неловко. Куда более симпатичен и адекватен духу времени проект с памятником тому самомузайцу, что 175 лет назад перебежал дорогу Пушкину (см. беседу об этом с Андреем Битовым — “Ex libris НГ”, 2000, № 40, 19 октября).

Сергей Шерстюк. Украденная книга. Предисловие и подготовка текста Игоря Клеха. Публикация Светланы Савичевой. — “Октябрь”, 2000, № 8.

Дневник последнего года жизни (1997) художника Сергея Шерстюка, умершего через девять месяцев после гибели в огне его жены, мхатовской актрисы Елены Майоровой. “Поездив по свету, знаю сейчас наверняка и без лапши, что народы друг друга не любят, как бы чего ни брехали, и лучшее — даже не безразличие, а незнание, но также знаю, что везде есть некая кучка, которая полагает, что нелюбовь к России — чуть ли не главный смысл жизни, и если ты вдруг просто безразличен, то мудак и в жизни кайфа не будет” (из записи от 11 мая 1997 года).

Валерий Шубинский. Семейный альбом. Заметки о советской поэзии классического периода. — “Октябрь”, 2000, № 8.

Классического — то есть 30 — 50-х годов. Багрицкий, Асеев, Сельвинский, Симонов, Кедрин, Слуцкий и другие.

Игорь Эбаноидзе. Subject: Sorokin. (Послание западным провинциалам). Психология джаза. — “Литературная учеба”, 2000, № 4, июль — август.

Автор понимает джаз расширительно — как искусство безупречно выдержать заданный стиль от начала до конца и без выхода во что-либо большее. В эссе о Сорокине немецкий собеседник автора высказывается в том смысле, что если русская литература жизнеспособна и сохраняет достаточную сопротивляемость к паразитам, то Владимир Сорокин задохнется в прожилках ее голубого сала и выйдет, дохлый, через ее задний проход.

.

ПОПРАВКА: Уважаемый г-н Василевский! Обращаем Ваше внимание, что в аннотацию к позиции “Каталог” (“Даугава”, 1999, № 5-6) в разделе “Периодика” (“Новый мир”, 2000, № 10) дважды вкралась опечатка: напечатано — “Литва”, должно быть — “Латвия”. С уважением. Ж. Я. Эзит, главный редактор журнала “Даугава”.

.

ДАТЫ: “Через двести — триста, наконец, тысячу лет — дело не в сроке, — настанет новая счастливая жизнь”, и первые сто лет уже прошли: 31 января 1901 года состоялась премьера чеховских “Трех сестер” в Московском Художественном театре; 70 лет назад была основана М. Горьким книжная серия “Библиотека поэта”; 70 лет назад начал выходить журнал “ЛОКАФ” (“Литературное Объединение писателей Красной Армии и Флота”), в 1933 году переименованный в “Знамя”.

Составитель Андрей Василевский.


Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация