Кабинет
Андрей Василевский

Периодика

Периодика
(составитель Андрей Василевский)

«Вести.Ру», «Время MN», «Дружба народов», «Ex libris НГ», «Завтра», «Звезда», «Зеркало», «Знамя», «Искусство кино», «Иностранная литература», «Книжное обозрение», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Логос», «Москва», «Московские новости», «Наш современник», «НГ-Наука», «НГ-Религии»,
«НГ-Сценарии», «Независимая газета», «Новая газета», «Новая Европа»,
«Новая Юность», «Новое литературное обозрение», «Огонек», «Октябрь»,
«Персона», «Пределы века», «Русский Журнал», «Содружество НГ»,
«Субботник НГ», «Труд», «Уральская новь»

Виктор Астафьев. «Сейчас в обществе состояние усталости». Беседу вел Геннадий Сапронов. — «Литературная Россия», 2000, № 41, 13 октября. Электронная версия: http://www.litrossia.ru
«Дожили — книга пропойцы („Москва — Петушки”. — А. В.), о пропойцах, о полной деградации человека приравнивалась к великой гоголевской поэме. И ведь она не на пустом месте выросла. Все это вполне закономерный скопившийся душевный мусор. Грязь, мусор, они скапливаются во всякой душе. Как же в нашей зачумленной действительности жить и не замараться».

Белла Ахмадулина. Сны о Грузии. Стихи. — «Дружба народов», 2000, № 10. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/druzhba/
Это новые «Сны о Грузии».

Василий Белов. Тяжесть креста. — «Наш современник», 2000, № 10. Электронная версия: http://read.at/nashsovr
О Шукшине.

Инна Борисова. Борис Можаев: воля к независимости. — «Дружба народов», 2000, № 10.
Тут же в рубрике «Частные воспоминания о ХХ веке» напечатаны мемуары жены Можаева Милды Шноре «На хуторе Уки».

Дмитрий Быков. Как нам обустроить «Титаник». Со времени публикации статьи Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию» прошло десять лет. — «Огонек», 2000, № 33, сентябрь. Электронная версия: http://www.ropnet.ru/ogonyok
«...Ибо царства, которым надлежит распасться и возродиться, не должны быть обустраиваемы. Дело пассажиров на „Титанике” — посильно спасать женщин и детей, а дело оркестра, в котором где-то сбоку играю и я, — играть до последней минуты».

Петр Вайль — Алексей Герман. «Трудно быть богом», — сказал табачник с Табачной улицы. — «Искусство кино», 2000, № 8. Электронная версия: http://www.kinoart.ru
Беседа о новом фильме Германа по роману Стругацких. А также о том, что, когда Германа приглашали с «Хрусталев, машину!» в Канн, ему не то чтобы обещали главный приз, но что-то вроде этого, а вышло все не так и даже наоборот.
Верю. Не верю. Беседу вел Леонид Плешаков. — «Персона». Общественно-публицистический иллюстрированный журнал. 2000, № 4. Электронная версия: http://www.ram.ru/persona
Академику Борису Раушенбаху смертельно надоел космос. Интересно было, когда все только начиналось, все впервые. А потом одно и то же. Побольше, подлиннее, повыше. Скучно.
См. также в «НГ-Наука» (2000, № 9, 18 октября) дискуссию о пилотируемой экспедиции на Марс: Юрий Караш уже не первый раз выступает с призывом объявить ее национальной задачей России, Дмитрий Пайсон видит в призывах Караша чуть ли не провокацию, а Гелий Салахутдинов считает печальной ошибкой пилотируемую космонавтику как таковую.

Игорь Виноградов. Памяти Юрия Буртина. — «Литературная газета», 2000, № 43, 25 — 31 октября. Электронная версия: http://www.lgz.ru
«...Когда Твардовский уже был снят (это был первый период его редакторства в „Новом мире” — 1950 — 1954), [Юрий Буртин] дважды попытался — вопреки всем партийным указаниям — выдвинуть его на собрании избирателей в депутаты Верховного Совета СССР, за что поплатился сначала выговором, а потом и исключением из партии, восстанавливаться в которой впоследствии уже не пожелал...»

Владимир Войнович. Чонкин в Америке. — «Труд», 2000, № 198, 21 октября. Электронная версия: http://www.trud.ru
Смешное: «Мне навстречу прошли муж и жена, и, поравнявшись со мной, он сказал: „Смотри, вот Войнович идет, и без телохранителей”...» И не смешное: Войнович не утерпел и написал продолжение/окончание «Чонкина», действие которого происходит в 1990 году.

Александр Галушкин. «И так, ставши на костях, будем трубить сбор...» К истории несостоявшегося возрождения Опояза в 1928 — 1930 годы. — «Новое литературное обозрение», № 44 (2000 год). Электронная версия журнала: http://magazines.russ.ru/nlo/ Cм. также сайт «Нового литературного обозрения»: http://www.nlo.magazine.ru
Тут же напечатана вторая редакция известной статьи В. Б. Шкловского «Памятник научной ошибке» («Литературная газета» от 27 января 1930 года).

Рената Гальцева. Условная эсхатология Владимира Соловьева. — «Новая Европа». Международное обозрение культуры и религии. 2000, № 13.
К столетию со дня смерти философа. См. в настоящем номере «Нового мира» статью А. Серегина, поводом для которой послужили первые два тома из выходящего академического собрания сочинений Соловьева.
Александр Генис. Фотография души. В окрестностях филологического романа. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2000, № 9. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/zvezda/
Всевозможные «романы-эссе», «романы без вранья» Генис предпочитает называть «филологическими романами». См. также статью Вл. Новикова «Филологический роман. Старый новый жанр на исходе столетия» («Новый мир», 1999, № 10).
Геном человека. — «Знамя», 2000, № 10. Сетевой журнал «Знамя»: http://magazines.russ.ru/znamia/
Будущее накатывается как тайфун; один из участников оживленной дискуссии в традиционной рубрике «Конференц-зал» даже сулит появление «розовых» и «голубых» государств, а все потому, что расшифровали геном.

Александр Гольдштейн. Аспекты духовного брака. Фрагменты книги. — «Зеркало», Тель-Авив, 2000, № 13-14. Электронная версия: http://members.tripod.com/~barashu/zerkalo
«Проcтранcтво вокруг буржуазно, cам же я неуcтроен», — жалуется антибукеровский ларуеат.

Геннадий Гор. Корова. Роман. Вступительная заметка Г. Ю. Гора и А. Ю. Гора. Публикация Ю. Г. Гора. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2000, № 10.
«Гор начал рано, но опоздал: книжка [„Живопись”] вышла в год „великого перелома”. Чудо, что успела выйти... Книжка успела выйти — перспектива захлопнулась. Изменить своим вкусам, своим поискам молодой Гор не мог. И он попробовал изменить не темЕ (он ее еще не обрел), а темУ. Вера в то, что исповедуемый им художественный метод всесилен, была неколебима. Можно было пожертвовать всем, кроме метода. Коллективизация, раскулачивание, соцсоревнование, великий почин, пионеры, партячейка, троцкизм, антирелигиозная пропаганда, „головокружение от успехов”, „Поднятая целина”, даже будущий Павлик Морозов — всё, пожалуйста... И он стал переписывать советскую газету 1929 года: то, что надо, но — по-своему. Получилась „Корова”. В ней столько простодушия в хитрованстве! Проповедь колхоза и апология Живописи... В финале романа Корова горит, как у Эйзенштейна и Тарковского; Кулак погибает на рогах полыхающей Коровы. Оптимистическая трагедия! — вот еще образчик. Несмотря на такой светлый финал, „Корову” не напечатали» (из вступительной статьи Андрея Битова).

Нина Горланова. Коммуналии. — «Уральская новь», 2000, № 3 (8). Электронная версия: http://magazines.russ.ru/urnov/
Коммуналка. Люди. Вши.

Две Нины Садур. Беседу вел Дмитрий Бабич. — «Время MN», 2000, № 174, 17 октября. Электронная версия: http://www.vremyamn.ru
Драматург и прозаик Нина Садур считает, что искусство — это особая среда, которая не имеет национальности, «это как масонская ложа на весь мир». См. другую беседу с Ниной Садур в газете «Книжное обозрение» (2000, № 43, 23 октября).

М. А. Дмитровская. «Стрела, попавшая в цель». Телеология В. Набокова и Г. Газданова. — «Логос», 2000, № 5. Электронная версия: http://www.ruthenia.ru/logos
Расширенный вариант доклада, прочитанного на Газдановских чтениях 5 января 2000 года в Калининграде.

Евгений Добренко. Три матери. — «Искусство кино», 2000, № 8.
«Мать» (1906) Горького. Три экранизации — В. Пудовкин (1926), М. Донской (1955), Г. Панфилов (1989). Книга плохая (и автор так считал), но ее своевременности хватило почти на столетие.
Венедикт Ерофеев: последние годы. Из дневников Натальи Шмельковой. — «Литературная газета», 2000, № 43, 25 — 31 октября.
«2 июня [1989]...Не доволен выступлением по телевизору Татьяны Толстой. „Не люблю победоносную самоуверенность. Писатели должны ходить с опущенной головой”, — сказал он».

Зоя Ерошок. Уму Коржавина — 75, а выглядит на все пятьсот. — «Новая газета», 2000, № 56, 16 — 22 октября. Электронная версия: http://www.novayagazeta.ru
Из разговоров с Коржавиным: «Если бы Корнилов взял Петербург, его до сих пор бы поносили. Особенно те, кто благодаря ему остался бы жив».

Сергей Есин1999. — «Наш современник», 2000, № 4, 6, 7, 8, 9, 10, продолжение следует.
Труды и дни ректора Литинститута. Среди прочего: «[Владимир] Орлов вспомнил, как читал писателя [Платонова] несколько месяцев и вынес ощущение, что от последнего просто пахнет могилой: „Он труп человека любит больше, чем этого самого человека”...»

В. Залотуха. Русский крест. Маленькая утопия. — «Искусство кино», 2000, № 8.
В процветающей России 2012 года умер последний праведник, а, как известно, не стоит село...

Сергей Земляной. Клерикально-консервативная мифологическая дистопия: Алексей Лосев. — «Русский Журнал». <http://russ.ru/politics/meta>
Автора интересует период наивысшей политической активности Алексея Лосева как поборника имяславия — 20-е годы. В «Русском Журнале» можно найти другие статьи философа С. Земляного «Право-консервативная нигдейя» и «Российская пореволюционная консервативная оппозиция: Николай Трубецкой». Эти три статьи из «Русского Журнала» как бы суммированы автором в большой статье «Музыка консерватизма. Николай Трубецкой, Павел Флоренский и Алексей Лосев как идеологи» («Фигуры и лица», 2000, № 17, 19 октября).

Михаил Золотоносов. Голубой Нарцисс. — «Московские новости», 2000, № 39, 3 — 9 октября. Электронная версия: http://www.mn.ru
По мнению критика, выпущенный петербургским издательством Ивана Лимбаха дневник Михаила Кузмина за 1905 — 1907 годы показал, что собственно творчество было для Кузмина делом второстепенным, а на первом месте стояли самолюбование, кокетство, любовные интриги с «мальчиками», посещение парикмахерских и бань, прыщик любимого Сережи Судейкина.

Михаил Золотоносов. Гнусные ожидания были обмануты. — «Московские новости», 2000, № 42, 24 — 30 октября.
Составитель и комментаторы тома неизданной переписки Лили Брик и Эльзы Триоле (М., «Эллис Лак», 2000) постарались, по мнению критика, обойти все острые углы, что при публикации лишь четверти всей переписки (295 из 1223 писем) не так уж сложно было сделать.
Искушенный жизнью. Беседу вела Диляра Тасбулатова. — «Персона». Общественно-публицистический иллюстрированный журнал. 2000, № 4.
«Я не выпиваю, правда, но все равно в бодром расположении духа», — говорит Андрей Битов.
Александр Казинцев. Дао тун. — «Наш современник», 2000, № 9, 10.
Внутри заметок о Китае — эмоциональная полемика с книгой А. Паршева «Почему Россия не Америка» (М., 2000).

Рейн Карасти. В чужом пиру. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2000, № 9.
Критика странных комментариев Э. Власова к поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» (еще более сокрушительную критику этих комментариев см. в статье А. Плуцера-Сарно в октябрьском номере «Нового мира» за 2000 год), а также полемика с антиерофеевским выступлением Владимира Новикова «Выдуманный писатель» («Столица», 1994, № 31; то же в кн. Вл. Новикова «Заскок» /М., «Книжный сад», 1997, стр. 103 — 112/).
См. также статью А. Плуцера-Сарно «Некодифицированные спиртные напитки в поэме В. В. Ерофеева „Москва — Петушки”» («Логос», 2000, № 4).

Ольга Клюшкина. Воля к игре: исследование игроков казино. — «Логос», 2000, № 4.
Для рассмотрения такого сложного культурного явления, как игра в казино, можно/нужно использовать самые разные гуманитарные дисциплины — философию, психологию, культурологию, социологию, экономику.

Леонид Костюков. Поэзия нового века. — «Дружба народов», 2000, № 10.
Бродский научился писать стихи, превратил поэзию в регулярное занятие; вопреки распространенному мнению, он не ужесточил требования к технике письма, а снял эти требования, продемонстрировав, что дело не в этом. Далее — о стихах Дмитрия Веденяпина, Сергея Самойленко, Виталия Пуханова и Алексея Кубрика.

Владимир Крупин. Новорусская премия. Крыша течет. Рассказы. — «Москва», 2000, № 10. Электронная версия: http://www.moskva.cdru.com
В первом рассказе писатель жалуется, что новые хозяева жизни ему премию как бы дали, а денежки зажилили... Почему это лауреатов премии Аполлона Григорьева никто не обманывает?

Жан-Мари Леклезио. Диего и Фрида. Перевод с французского Н. Кулиш. — «Иностранная литература», 2000, № 9. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/inostran/
Диего — это Диего Ривера, а Фрида — его жена, мексиканская художница Фрида Кало (1907 — 1954).

Михаил Леонтьев. Цвет патриотизма. — «Завтра», 2000, № 40, 3 октября. Электронная версия: http://www.zavtra.ru
«Тот факт, что крах Советского Союза, безусловно, был катастрофой, отнюдь не умаляет того, что большой растянутой латентной катастрофой другого порядка был сам советский строй».

Илья Лепихов. Та сторона эфира. — «Русский Журнал». Адрес в Сети: http://russ.ru/krug/kniga
В сборник Александра Солженицына «На краях» (М., «Вагриус», 2000) вошли восемь рассказов, написанных до 1966 года, и восемь, написанных с 1993 по 1998 годы, а также повесть «Адлиг Швенкиттен», законченная в конце девяностых. Впечатление критика: с годами Солженицын пишет лучше.

Евгений Майзель. Николай Носов Forever. — «Русский Журнал». <http://russ.ru/krug/razbor>
Автор перечитывает шедевральную трилогию о Незнайке. «Искусство у коммунистически ориентированных коротышек находится в большом упадке и служит только двум целям: социально-нравственным (чтобы поучало чему-нибудь хорошему) и декоративным (чтобы было красиво). Неудивительно, что „дикий”, „неприрученный” Незнайка, испробовавший себя на различных поприщах и всякий раз актуализирующий в них эстетические или мистические аспекты, снискал разве что скандальный успех у непросвещенной публики. Как музыкант Незнайка обогнал свое время („Моей музыки не понимают, — говорил он. — Еще не доросли до моей музыки”. Судя по описанию, это было что-то из разряда musique concrete или generative). Незнайка-поэт изобретает сюрреализм и автоматическое письмо задолго до их эвентуального теоретического обоснования главным ученым коротышек — Знайкой, утилитаристом и технарем. Теоретические импровизации самого Незнайки отличает радикализм: „Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть”...»

Михаил Майков. Бремя белых. Косово, Чечня, Палестина... Далее везде? — «Пределы века». Еженедельная общественная православная газета. 2000/7508, № 8, 17 — 24 октября. Электронная версия: http://www.predely.ru
«Почему Европа и Америка раз за разом принимают не только глубоко аморальные, но и абсолютно невыгодные им решения? Почему практически во всех крупных мировых конфликтах последних лет Запад последовательно занимает сторону тех, кому ненавистны базовые ценности европейской цивилизации, европейский образ жизни как таковой? <...> По моему глубокому убеждению, в основе всех этих ложных ходов лежит прежде всего интеллектуальная нищета современных лидеров, их советников и экспертов. <...> Причину же следует искать, видимо, в истории европейской мысли, точнее — в распространившейся несколько столетий назад и сегодня почти всеобщей убежденности в равенстве культур. В свое время теория эта сыграла роль безусловно положительную, однако сейчас она уже угрожает самому существованию западной цивилизации в ее нынешнем виде. Толерантность без границ постепенно превратилась в самоцель, и сегодняшний европеец с умилением смотрит на людоеда: „Он не лучше и не хуже меня, он просто другой”. Даже у американцев на смену их вечной розовой убежденности в преимуществах своего образа жизни пришла скучная серая политкорректность. Самое забавное, что идеологи этой самой политкорректности, горячие борцы за равенство вегетарианцев с людоедами, на поверку оказались совершенно неспособны вообразить себе кого-либо, отличного от них самих. Косовские, чеченские или палестинские боевики представляются им теми же самыми американцами, разве что чуть по-иному одетыми. <...> Мы присутствуем при окончательном перерождении благородного просветительского гуманизма в опасный политический дальтонизм. Сегодня у европейцев еще срабатывает инстинкт самосохранения, и при решении проблем, касающихся их лично, они проявляют необходимые мужество и твердость. Но на некотором географическом отдалении они уже перестают различать черное и белое. <...> Европейцы должны вновь поверить в Европу. Пора наконец признать, что только в рамках христианской цивилизации была выработана достойная человека модель человеческого общежития. Все остальные цивилизационные модели, безусловно, хороши в кунсткамере, но не все, что представляет интерес для этнографа, пригодно для житья. Пришло время отказаться от чувства вины перед бывшими колониями — право слово, период господства европейских держав был лучшей эпохой в истории азиатских и африканских стран. Пора разлюбить романтических бандитов, Стенек Пугачевых и Фиделей Че Гевар, и отказаться от восторженного придыхания при словах „малый народ” — угнетенные меньшинства, взяв верх, оказываются, как правило, несравнимо хуже своих недавних угнетателей. Пора перестать, комментируя конфликты, подобные чеченскому или палестинскому, рассуждать об „экстремистах с той и с другой стороны” или о „нарушениях прав человека с обеих сторон” — это не рыцарские поединки, а „борьба жизни с черт знает чем”. Когда полиция арестовывает членов банды, не существует „двух противоборствующих сторон” — есть лишь полицейские и бандиты. <...> Россия должна наконец устыдиться детского лепета о своем евразийстве и, осознав дело спасения христианской цивилизации как общеевропейский долг, помочь Западу сделать ответственный выбор. Увы, Россия пока тоже руководствуется скорее инстинктом, нежели глубинным пониманием ситуации — чем иначе объяснить, что мы до сих пор не осознали невозможность бороться с чеченскими террористами и одновременно заигрывать с их арабскими близнецами?.. Жил-был великий английский поэт Редьярд Киплинг. Сто лет назад он написал гениальное стихотворение „Бремя белых”... (Ср. с одноименным стихотворением Дмитрия Быкова; см.: Быков Д. Отсрочка. Издание второе, дополненное. СПб., „Геликон плюс”, 2000, стр. 46 — 49. — А. В.) Сегодня „Бремя белых” уже не включают в сборники стихов Киплинга — видимо, составителям неудобно за отсталого поэта. Но давайте на несколько минут забудем о том, что вместо серых клеточек у нас уже давно остались лишь шаблоны и стереотипы; давайте прочитаем еще раз этот гениальный текст и поймем, о чем на самом деле говорит нам Киплинг. Тогда, может быть, мы вспомним о той огромной, для многих непереносимой ответственности, которая лежит на каждом из нас. Ответственности за судьбы тех людей, которые живут во „тьме египетской” и бегут света; ответственности за тот островок света, на котором нам выпала честь жить и который грозит поглотить сгущающаяся тьма».
Сгущающаяся тьма Михаила Майкова рифмуется с азиатской ночью Александра Гольдштейна («Зеркало», Тель-Авив, 2000, № 13-14): «Вывод понятен: вcем оcтаватьcя на cвоих меcтах. Румынам — в Румынии, филиппинцам — на Филиппинах, тайцам — в Таиланде, малайцам — в Малайзии, китайцам — в Китае. Пуcть едут, куда им заблагораccудитcя, пуcть где угодно cтроят курятники, жрут cтариков и выноcят cобачьи горшки — лишь бы избавили наc от cебя. Их приcутcтвие род злокачеcтвенной опухоли. Cмешение раc, кое-как допуcтимое в больших гоcударcтвах, неcет Израилю гибель в дополнение к той, что традиционно и неотменимо грозит ему c берегов Иордана, из аравийcких пуcтынь, из каждого дюйма начертанной нам географии. Еврейcкий характер cтраны, кажущийcя за ее пределами акcиомой, изнутри предcтает едва ли уже доказуемой теоремой, ибо, говоря о еврейcтве, разумею, еcтеcтвенно, ашкеназов. В далеких иcтоках воcточный, впоcледcтвии же две тыcячи лет как уcтойчиво западный, европейcкий характер (до европейцев еще европейcкий), он вернулcя в Израиле в ханаанcкое лоно и был подорван галдящим базаром, левантийcкою ленью, жарой. Начало еврейcкое тут cдаетcя на милоcть, преcмыкательcки отрешаетcя в пользу того, чему должно быть пугалом и что, к неcчаcтию, cтало манком. Киcло-cладкому мяcу, фаршированной щуке, рубленной, c яйцом и луком, cеледке, коржикам на меду cоглашатели (большинcтво уродившихcя здеcь ашкеназов) предпочли магрибcкое теcто лепешки, от гороховой начинки которой пучит живот, коллаборациониcты обожают футбол и толпою ходят за пивом, горланят пеcни торговцев из Адена и Рабата, без разбора любят женcкую плоть, законом же велено c нежною вдумчивоcтью отворять одеяло, поруганный идиш — доcтоянье cемнадцати квохчущих беccарабcких наcедок Галиции, глупые коcти шеш-беша резвятcя на шахматных благородных полях (разгром королевcкой игры, чья юдаиcтcкая иcхищренноcть была притчей во арийcких языцех, одобрительно удоcтоверен cобраньем cемитов), обcмеяна филоcофия, протухла поэзия, никто, кроме избранных руccких да грамотных иноземцев-приблуд, не читает в автобуcах или у моря, это пальмы, а не cтраницы, шуршат-шелеcтят на ветру, и тем же злым ветром опрокинуты в доме Израилевом cветильники Запада. Родная мать не отличит наc вcкоре от пейзажа. Желтое марево Благодатного Полумеcяца иcполнит завет ханаанцев. Воcток пеленает наc, точно cаван. Тают поcледние европейcкие огоньки ашкеназcкой души. Так неужели должны мы уcкорить кончину и, приняв филиппинцев, малайцев, тайцев, китайцев, раньше cрока упаcть в азиатcкую ночь?»

Владимир Маканин. «Публика сегодня нуждается в ощущениях сильных и грубых». Беседу вела Алена Солнцева. — «Время новостей», 2000, № 148, 17 октября. Электронная версия: http://www.vremya.ru
Автор романа «Андеграунд» о настоящем андеграунде: «Стоящий на паперти юродивый никогда не станет священником, ни при какой перемене власти».

Александр Морозов. Политический консерватизм и церковный опыт. — «НГ-Религии», 2000, № 19, 11 октября. Электронная версия: http://religion.ng.ru
(Нео)консерватизм Путина вынужденно и парадоксально устремлен в будущее, к каким-то формам государственной и общественной жизни, которых в России еще не было. См. также статью Юрия Каграманова «Бегство вперед?» («Новый мир», 2000, № 9).

Галина Мурсалиева. Дарующий зло видит только зубы. — «Новая газета», 2000, № 56, 16—22 октября.
Беседа с востоковедом Алексеем Асяновым о талибах, ваххабитах и прочих исламистах: «Ну представь, если человек гибнет со словами „Господь велик!” — это же вызывает уважение, верно? А с криком „Аллах акбар!” — ужас. А просто был сделан нечестный перевод... „In God we trust” — с английского это переводится как „В Бога мы верим”. Не переводят же как „В Года мы верим”? Когда же переводится что-то касающееся ислама — всегда остается непереведенным слово „Аллах”. Почему? Это же не какой-то особенный Бог, просто по-русски Бог — это Бог, по-английски — Год, а по-арабски — Аллах».

Александр Никонов, Кирилл Коликов. Внутренняя война, или Что скрывают от россиян. Чем больше оружия у населения, тем спокойнее жизнь в стране. — «Огонек», 2000, № 38, октябрь.
«Огонек» не первый раз выступает за право каждого законопослушного гражданина иметь (хотя бы хранить, если не носить) короткоствольное оружие — револьверы и пистолеты. Ко множеству убедительных аргументов и малоизвестной статистики, приведенных в статье, добавлю еще одно соображение: российская специфика такова, что на разреженных просторах нашей страны многие негородские жители живут в отсутствие государства как такового. Государство а) не может защитить граждан, б) фактически отменяет смертную казнь, в) мешает гражданам давать вооруженный отпор злодеям. Но уж что-нибудь одно из трех должно иметь место?

Уистен Хью Оден. «Table Talk». Запись Алана Ансена. Предисловие, комментарии и перевод с английского Глеба Шульпякова. — «Новая Юность», 2000, № 4 (43). Электронная версия: http://magazines.russ.ru/nov_yun/
Ансен: «Как вы считаете, Шекспир согласился бы с вашей интерпретацией его произведений?» — Оден: «Какая разница — согласился или нет?..» — Ансен: «У вас есть на примете какой-то бар?» — Оден: «Нет, мы пойдем ко мне домой...»

Борис Парамонов. Русская история наконец оправдала себя в литературе. — «Время MN», 2000, № 173, 14 октября.
Татьяна Толстая, по мнению Парамонова, всегда была блестящим писателем, теперь же она проснулась классиком русской литературы. «Наслаждаясь „Кысью” (М., „Подкова”, „Иностранка”, 2000. — А. В.), вы чувствуете, что игра стоила свеч: стоило прожить такую (то есть русскую. — А. В.) историю, чтобы породить такой текст». Это примечательное допущение, что история оправдывается литературой или что литература искупает историю, расположено, так сказать, перпендикулярно ко всей идеологии парамоновских «Русских вопросов», которые он регулярно осмысляет на радио «Свобода» (http://www.svoboda.org).
Андрей Немзер («Время новостей», 2000, № 156, 27 октября) характеризует роман «Кысь» иначе: «Мастеровитая имитация Ремизова и Замятина (хорошую прозу писали!), байки про мутантов (то Стругацкими пахнет, то средним фэнтези потянет), игра с мифологической символикой (скажи интеллектуалу „мышь” — ассоциаций на семь верст станет), сорокинское смакование мерзости, банальности о связи культуры с тоталитаризмом (и банальное их опровержение), набоковское воспарение над „мнимым” миром, дозированная ирония над безусловно дорогими автору мыслями (почти общая мета сегодняшней газетной эссеистики) и желание понравиться всем, всем, всем (спрятав в кармане комбинацию из трех пальцев — „читать-то вы толком не умеете!”)» — словом, «коктейль из хорошо известных ингредиентов (к тому же скверно взбитый — сюжетостроение у Толстой слабое)».
Людмила Петрушевская. Рассказы. — «Звезда», Санкт-Петербург, 2000, № 9.
«Лавина», «Невинные глаза», «Борьба и победа», «Пчелка», «Новая душа» — новые рассказы, написанные с той особой интонацией, как если бы автор/рассказчик, испытывающий беспредельную жалость к персонажам, сам не принадлежал к миру людей. См. также ее рассказы в журналах «Урал» (2000, № 1), «Знамя» (2000, № 3, 10), «Октябрь» (2000, № 3).
Кевин М. Ф. Платт. Н. А. Заболоцкий на страницах «Известий». К биографии поэта 1934 — 1937 годов. Авторизованный перевод с английского С. Силаковой. — «Новое литературное обозрение», № 44 (2000 год).
С 1934 по 1937 год на страницах газеты «Известия» появилось тринадцать публикаций — стихотворений, переводов стихов и критических статей, автором которых был Николай Заболоцкий (1903 — 1958). Тут же приводится его малоизвестное стихотворение «Предатели».
Послание Иоанна Павла II людям искусства. Перевод с французского Натальи Горбаневской. — «Новая Европа». Международное обозрение культуры и религии. 2000, № 13.
Послание от 4 апреля 1999 года. С послесловием Ольги Седаковой «Благословение творчеству и парнасский атеизм».
Практика воздержания от смерти. Беседу вел Дмитрий Быков. — «Огонек», 2000, № 39, октябрь.
Беседа с поэтом и прозаиком Александром Лавриным, председателем «Общества воздержания от смерти»: «Странно, но чужая смерть для них („новых русских”. — А. В.) интереснее... экзистенциальнее, что ли... чем своя... Можно сказать, что для современного бизнесмена существует только чужая смерть — своя для него стала чем-то обязательным вроде уплаты налогов или покупки акций: вы купили — а они, бац, и упали. То есть это условие бизнеса, что ли. Вы идете в бизнес, зная, что расплатитесь жизнью».
См. также тематическую подборку «Репрезентация смерти» («Новое литературное обозрение», № 44), в которую вошли статьи Уильяма Никелла «Смерть Толстого и жанр публичных похорон в России», Сергея Дамберга и Марины Рабжаевой «Могила как метафора и метонимия: случай Украины» и другие материалы.
Развлечение для взыскательного читателя. Беседу вела Нина Агишева. — «Московские новости», 2000, № 40, 10 — 16 октября.
«С русской литературой все будет очень хорошо, причем очень скоро», — обещает Борис Акунин. См. также большую беседу с ним в газете «Время MN» (2000, № 169, 10 октября). Официальный сайт Акунина: http://www.akunin.ru; много интересного о приключениях Фандорина на сайте http://www.fandorin.ru
«Развод определил мою жизнь». Людмила Улицкая о мужском/женском. Беседу вела Маргарита Рюрикова. — «Огонек», 2000, № 36, октябрь.
Три брака Людмилы Улицкой.

Станислав Рассадин. Мы, я и Евтушенко. — «Новая газета», 2000, № 52, 56, 58.
Вышли первые три тома Собрания сочинений Евтушенко. «Сам я его преимущественно ругал — на протяжении долгих лет, порою обидно. Вероятно, следует повиниться: переругал... За что я его бранил? За то, что он не Пастернак?.. Ссорясь с Евтушенко, я ссорился с самим собою. Я ли один?»

Рустам Рахматуллин. Обещание Севастополя. — «Содружество НГ», 2000, № 9, 25 октября. Электронная версия: http://cis.ng.ru
Севастополь как гипотетический черноморский «Петербург» — столица украинско-российского союза. Текст подготовлен в рамках исследований, предпринимаемых литературной группой «Путевой Журнал». Другой проект группы — «К развалинам Чевенгура»; см. отчет Андрея Балдина, Василия Голованова, Дмитрия Замятина «Империя пространства» («Ex libris НГ», 2000, № 41, 26 октября).

Кавад Раш. Офицерский призыв. «Силовики» у власти в России: традиция и наши дни. — «Завтра», 2000, № 41, 10 октября.
Кому бы поставить памятник вместо железного Феликса на Лубянке? «Граф Александр Бенкендорф — начальник III Отделения. В юности — боевой офицер, кавказец. В 1812 году — отважный партизан и национальный герой, взявший с бою Утрехт и Амстердам. Граф Лев Перовский — министр внутренних дел. Сильный ум и характер. Чистоплотен, образован. В сотрудниках у него Вл. Даль, Иван Тургенев. Конногвардеец граф Петр Шувалов. О нем говорили „Феномен Петра IV” из-за влиятельности. Граф Петр Валуев. Высокий, прямой. Талантливый романист. Управляющий МВД. Пушкин с него писал Петра Гринева — эталон русского дворянина. Преклонялся перед Петром I. Считал, что только его образ может оздоровить русскую жизнь. Граф Дм. Толстой. Руководитель МВД. Железной рукой насаждал классические гимназии и истреблял террористов. Вячеслав фон Плеве, по прозвищу сотрудников МВД — „Орел”. В 38 лет разгромил „Народную волю”. Убит террористами в 1904 г. И наконец, из этой же великой плеяды Аркадий Столыпин, ставший из шефа МВД премьером. Убит провокатором-террористом. Все пятеро получили графское достоинство на государевой службе. Все семеро стали бы украшением правительства любой европейской великой державы... В Европе с ними сопоставим в эти века только Бисмарк».

Мария Ремизова. Правый марш. — «Независимая газета», 2000, № 204, 27 октября. Электронная версия: http://www.ng.ru
В утилитарно-идеологической, по мнению критика, повести Юлия Дубова «Теория катастроф» («Знамя», 2000, № 9) «наш новый буржуа выступает в роли настоящего революционного героя, преобразующего косную действительность ценой собственной жизни». См. также подробную рецензию Александра Гаврилова («Новый мир», 2000, № 9) на предыдущую книгу Юлия Дубова «Большая пайка» (М., «Вагриус», 1999). Юлий Дубов — это, как известно, «ЛогоВАЗ».
Мария Ремизова бросила взгляд на Букеровскую шестерку 2000 года, и шестерка (Залотуха, Кононов, Палей, Слаповский, Шенбрунн, Шишкин) ей не понравилась (см.: Ремизова Мария. От кутюр до купюр. — «Независимая газета», 2000, № 195, 14 октября).

Вадим РудневРусские деньги. — «Логос», 2000, № 4.
Русские писатели вменили русскому сознанию как минимум пять злокачественных идей, связанных с отрицательным отношением к деньгам.

Александр Севастьянов. О русском факторе — начистоту. — «НГ-Сценарии», 2000, № 9, 11 октября. Электронная версия: http://scenario.ng.ru
Убежденный сторонник национал-капитализма и национал-демократии завершает дискуссию о русском национализме, начатую на страницах «НГС» (2000, № 2) его же статьей. Среди прочего — о русской классической философии второй половины ХIХ века — первой половины ХХ века: «Любоваться — можно; пользоваться — нет». Другие материалы по теме можно найти по адресу: http://www.nazionalism.net
Об этой дискуссии см. критическую статью Татьяны Глушковой «Своя своих не познаша?» («Завтра», 2000, № 16, 17).

Алексей Смирнов. Час волчьих ям. Размышления в залах экспозиции «Русское искусство первой половины двадцатого века» в новой Третьяковке. — «Зеркало», Тель-Авив, 2000, № 13-14.
«На базе Третьяковки должно быть фактически четыре разных музея: старая, дореволюционная реалистическая Третьяковка; музей русского дореволюционного авангарда; музей советского искусства 20 — 30-х годов и музей советского фашистского тоталитаризма... Все эти четыре художественных явления всегда находились в чудовищном антагонизме между собой, хотя все их участники хорошо знали друг друга и очень часто любезно раскланивались при встречах и даже иногда пили водку за одними столами. Нужен и еще один музей — истории нонконформистского искусства 40 — 80-х годов. Но такой музей вряд ли возможно создать, так как огромное количество художников и связанных с ними идеологов умышленно играли на разнице политических систем, как многие играют на разнице валют, и вряд ли возможно свести в одну экспозицию враждующие группы и группировки».
Много интересных подробностей: автор знаменитого «Допроса коммунистов» Борис Иогансон был в прошлом колчаковским офицером и по воспоминаниям молодости написал свое хрестоматийное полотно.

Диакон Владимир Соколов. О «первородном грехе» русского дворянства и мистических истоках интеллигентского сознания. — «Пределы века», 2000/7509, № 6, 25 сентября — 2 октября.
Мистический исток интеллигентского сознания — арианская ересь. См. также другую статью того же автора «Ереси и проблемы современной биоэтики» («Пределы века», 2000/7508, № 8, 17 — 24 октября).

Владислав Софронов-Антомони. Индустрия наслаждения. — «Логос», 2000, № 4.
Глянцевые аудиожурналы торгуют Наслаждением (по Лакану и Жижеку). «Еще одно мое (личное в том числе) наблюдение состоит в том, что у аудофила не должно быть любимой музыки. Музыка отвлекает внимание на себя, она мешает сконцентрироваться на звуке аппарата, насладиться всеми его нюансами, богатствами, его вкусом и послевкусиями; иными словами, музыка мешает наслаждаться Вещью».

Дмитрий Сухарев. Введение в субъективную бардистику. — «Знамя», 2000, № 10.
«Советская песня оставила невостребованными скорбные, страдальческие, вообще унылые стороны еврейского мелоса. В авторской песне нашлось место и для них. Александр Галич явился одним из первопроходцев, у него обращение к таким мотивам было очевидно непреднамеренным, исключая редкую обдуманную цитату. Специфической, по Галичу, формой еврейской заунывности, позволяющей обходиться без мелодического дара, пользуется в бардовской песне немалое число авторов». Журнальный вариант. Полностью публикуется в составленной Д. Сухаревым антологии авторской песни (Екатеринбург, «У-Фактория»).

Игорь Сухих. Одиссея казачьего Гамлета (1925 — 1940. «Тихий Дон» М. Шолохова). — «Звезда», Санкт-Петербург, 2000, № 10.
См. другие его статьи из цикла «Книги ХХ века» в журнале «Звезда»: «О смерти, войне, судьбе и родине — русской и советской. „Василий Теркин” А. Твардовского» (2000, № 8); «Евангелие от Михаила. „Мастер и Маргарита” М. Булгакова» (2000, № 6); «Из гоголевской шинели. „Сентиментальные повести” М. Зощенко» (2000, № 2); «О звездах, крови, людях и лошадях. „Конармия” И. Бабеля» (1999, № 12).

Маргарет Сэлинджер. «Мой папа ограниченный и жалкий человек». Перевод и комментарий Аси Кавториной. — «Огонек», 2000, № 39, октябрь.
Дочь культового писателя-затворника сводит счеты с отцом в книге «Над пропастью мечты». По материалам, опубликованным в газете The Daily Telegraph (2000, № 45, 46).

Ольга Фигурнова. «Надежда Яковлевна». Из рассказов Татьяны Александровны Осмеркиной. — «Время MN», 2000, № 189, 28 октября.
Н. Я. Мандельштам в старости.

Джонатан Флэтли. Москва и меланхолия. Перевод с английского Нины Цыркун. — «Логос», 2000, № 5.
Впечатления от Москвы 1993 и 1997 годов в докладе на конференции по Вальтеру Беньямину (Москва, май 1999).

Георгий Хазагеров (Институт национальной модели экономики). Язык правых. — «Вести.Ру». Ежедневная интернет-газета. 2000, 10 октября. <http://www.vesti.ru>
«У нас еще не сформировался ясный образ языка правых, но у всех на слуху язык заведомо „левый”, и я хочу, отталкиваясь от него, показать, где проходит водораздел между правыми и левыми на уровне языковой картины мира».

ДАТЫ: 100 лет назад (24 февраля) опубликовано определение Синода об отлучении Льва Толстого от Православной Церкви.


Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация