Сергей Костырко
Книги
обзоры
Книги
(составитель Сергей Костырко)

Антология современного рассказа, или История конца века. М., «Издательство Астрель», «Издательство „Олимп”», 2000, 448 стр., 3000 экз.
Собрание рассказов молодых писателей конца 90-х годов из круга авторов журнала «СОЛО», творчество которых, по мнению редактора этого журнала и составителя сборника Александра Михайлова, «будет отличать новую русскую прозу в веке наступающем». В сборнике представлены Айвар Валеев, Иван Макаров, Андрей Бычков, Елизавета Лавинская, Павел Лемберский, Софья Купряшина, Сергей Саканский, Николай Полянский и другие.

Юрий Буйда. Желтый дом. Щина. М., «Новое литературное обозрение», 2001, 496 стр.
Новая книга современного прозаика, лауреата премии им. Аполлона Григорьева 1999 года, написанная в изобретенном автором жанре «щина». «Этот суффикс не имеет аналогов в других языках, он... такое же наше достояние, как широта натуры, плохие дороги и много водки без закуски. Тема национального своеобразия не просто традиционно важна для русской словесности, но стала одним из ее навязчивых состояний» (из издательской аннотации).

Витольд Гомбрович. Фердиадурка. Роман. Перевод с польского А. Н. Ермонского. СПб., «Кристалл», 2000, 322 стр., 10 000 экз.

Витольд Гомбрович. Фердиадурке. Роман. Перевод с польского С. Н. Макарцева, Ю. Беляева. СПб., «Амфора», 2000, 350 стр., 5000 экз.

Витольд Гомбрович. Космос. Роман. Перевод с польского С. Макарцева. СПб., «Амфора», 2000, 231 стр., 6000 экз.
«Вторая волна» изданий входящего в наш культурный обиход творческого наследия одного из самых известных польских писателей XX века. Первой волной были журнальная («Иностранная литература», 1991, № 1) публикация «Фердиадурке», книжное издание романа «Порнография», рассказов из цикла «Девственность», отрывков «Дневника» в переводах Юрия Чайникова (М., «Лабиринт», 1992), а последующие отрывки из «Дневника» (также в переводе Ю. Чайникова) печатались в «Новом мире» (1996, № 11; 1998, № 2).
Издательство «Амфора» предложило новый оригинальный перевод «Фердиадурке». «Кристалловское» издание содержит новую редакцию первого, уже печатавшегося в «Иностранной литературе» перевода; текст сопровождается двумя предисловиями: Ивана Мосина «Путешествие из Петербурга в Москву с Витольдом Гомбровичем, или О превратностях судьбы некоторых книг» и Андрея Ермонского «Тревожное обаяние пана Витольда». Роман «Космос», последний роман Гомбровича, впервые выходит на русском языке.

Лев Лосев. Стихи. Проза. Екатеринбург, «У-Фактор», 2000, 624 стр.
Кроме стихов, отобранных автором, проза: «Жратва. Запретный распределитель», «Меандр» (книга в жанре «фантастических мемуаров», заголовок одной из глав — «Пьяный Ленин, голый Сталин, испуганный Хрущев»).

Лукиан. Сочинения. В 2-х томах. СПб., «Алетейя», 2001. Том 1 — 480 стр. Том 2 — 538 стр.
Двухтомник вышел в серии «Античная библиотека. Источники» и впервые полностью представляет все художественные тексты. За основу взято двухтомное издание «Academia» 30-х годов, но переводы уточнены и переработаны Зайцевым (недавно умерший ученый, автор замечательной книги «Культурный переворот в древней Греции», в свое время отсидевший в лагерях, до самой смерти оставался главой петербургской школы классической филологии).

Александра Петрова. Вид на жительство. М., «Новое литературное обозрение», 2000, 129 стр.
Вторая книга стихотворений (первой была «Линия отрыва» — СПб., «Северо-Запад», 1994) бывшей петербуржанки, ныне жительницы города Рима, вышедшая в издательской серии «НЛО» — «Премия Александра Белого». Включает в себя стихотворные циклы «Линия отрыва», «Шаг в сторону», «За скорость двести», «Барышня и сарацин», «Подземный Рим», а также два эссе — «Небесная колония» и «Вид на жительство», написанные в жанре отчасти культурологической, отчасти лирико-автобиографической прозы об Иерусалиме и о Риме. Из предисловия Александра Гольдштейна: «Случай Александры Петровой выходит из рамок частного происшествия, он иллюстрирует доподлинную литературную потребность... вырваться за грань привычного мира, превозмочь его тесноту, отчудиться от родного слова, — и все для того, чтобы войти с ним в новую близость... Как петербургскому поэту своего поколения, Петровой предстояло говорить усталым невским слогом... она переломила назначение, из пленницы став беглянкой... теперь этот голос, опробованный в неожиданных, жестких, внеположных русскому мiру акустических средах, без подсказки и помощи отворивший двери клетки... нашел в себе себя-другого и выработал отвечающую этому опыту благозвучную, неблагополучную речь».

Ален Роб-Грийе. Дом свиданий. СПб., «Симпозиум», 2000, 492 стр., 4000 экз. 
Избранное составили: роман «Дом свиданий», кинороман «В прошлом году в Мариенбаде», цикл рассказов «Мгновенные снимки», теоретические статьи из сборника «Новый роман».

Юрий Трифонов. Дом на набережной. Роман, дневники. Составление и публикация О. Трифоновой. М., «ЭКСМО-Пресс», 2000, 608 стр., 7000 экз.
Основной объем этого тома составила выборка из дневников и рабочих тетрадей писателя. Журнальный вариант книги печатался с продолжениями в «Дружбе народов». Дневниковые записи начинаются 1934 годом и заканчиваются 22 февраля 1981 года, за месяц до смерти. Текст дневника перемежается вставками, написанными вдовой и в данном случае биографом писателя Ольгой Трифоновой, комментирующей, уточняющей, дополняющей обстоятельства места, времени и разного рода житейских и творческих условий, в которых делалась та или иная запись.

Елена Фанайлова. С особым цинизмом. М., «Новое литературное обозрение», 2000, 136 стр.
Книга стихов лауреата премии Андрея Белого 1999 года, изданная в вышеупомянутой серии. Какого-либо особого цинизма в стихах не обнаружил — нормальные стихи, вполне подходящие под определение, данное В. Курицыным на последней стороне обложки: «Страстные, буйные, болезненные и при этом умные».

* * *

Эммануэль Левинас. Избранное. Тотальность и Бесконечное. Составление С. Я. Левит. Перевод с французского И. С. Вдовиной, Б. В. Дубина, Н. Б. Маньковской. Послесловие А. В. Ямпольской. М. — СПб., «Университетская книга», 2000, 416 стр., 3000 экз. 
Вторая книга современного философа, выходящая в России (о первой, «Время и другой. Гуманизм другого человека». СПб., 1998, см.: «Новый мир», 1999, № 9, «Библиография»). Новое издание, вышедшее в серии «Книга света», содержит основной его труд «Тотальность и Бесконечное», а также: «Ракурсы», «От бытия к иному», «Философия, справедливость и любовь». В качестве приложения помещена статья Жака Деррида «Насилие и метафизика», посвященная Левинасу: «Мысль очень давно сидит на сухой отмели. Та водная стихия, в которую необходимо ее вернуть, это — снова — греческая стихия, греческая мысль о бытии. Именно в этой глубине заставляет нас содрогнуться мысль Эммануэля Левинаса». Эммануэль Левинас (1905 — 1995), родом из Прибалтики, прошел через гитлеровский концлагерь, принадлежал к школе «диалогистов», испытал влияние Бубера, Розенцвейга и традиционной еврейской мысли. Актуализировал тему «Афины и Иерусалим». На корешке вышедшей книги стоит цифра 1, предполагающая появление и второго тома.

Ирина Левинская. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., «Логос», 2000, 352 стр.
Монография, написанная отечественным специалистом по древним языкам и культурам на английском языке для оксфордской научной серии, посвященной деяниям апостолов, очень быстро ставшая одной из самых популярных в Англии и США и признанная наиболее авторитетной в затронутом вопросе, а теперь переведенная автором на русский язык.

Мераб Мамардашвили. Мой опыт нетипичен. СПб., «Азбука», 2000, 400 стр., 7000 экз.
Издание статей, докладов, заметок и бесед Мераба Константиновича Мамардашвили (1930 — 1990). Содержание сборника определилось темой — «вопросом о природе философии и о пути, ведущем к ней». Сборник подготовлен к семидесятилетию со дня рождения и десятилетию со дня смерти философа. Составитель и автор вступительной статьи Ю. Сенокосов. Текст этой книги предполагается подвесить к выходу этого номера журнала на персональную страницу Мераба Мамардашвили, открытую в Интернете на сайте сетевого «Нового мира» (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/merab/atitul.htm) и содержащую текст книги Мамардашвили «Эстетика мышления».

О. Мраморнов. Продолжение литературы. М., ИД «Муравей-Гайд», 2000, 160 стр.
Нечастая по нынешним временам книга работ современного критика — шесть литературно-критических эссе, материалом которых стало творчество Боратынского, Тютчева, Бунина, Ходасевича, Пастернака, Шолохова, Солженицына. Автор, чувствующий себя продолжателем философско-религиозной традиции осмысления истории и содержания русской литературы, то есть в известной мере отказывающийся от эстетического анализа в пользу философско-религиозного и общественно-публицистического, предлагает свои формулировки сути искусства и того, что он называет «парадигмой человека»: «Художник, которому сопутствует одиночество или изгнание и который находится в неизбывном противоречии с миром пользы, власти и обладания, своим искусством сообщает нам нечто важное, не дающее распасться человеческому единству. Искусство не может уйти от общности», «Не бунт, а диалог двух правд — земной и небесной. Иов стучал и достучался. Библейский Иов — вот парадигма человека. Первообраз и мета человеческой общности».

П. А. Флоренский. История и философия искусства. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. Составление игумена Андроника (А. С. Трубачева). Вступительная статья О. И. Генисаретского. М., «Мысль», 2000, 446 стр., 5000 экз.
Почти весь объем книги занимает работа «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях» (курс лекций, прочитанных во ВХУТЕМАСе в начале 20-х годов). Опубликованная ранее (М., «Прогресс», 1993), она быстро стала библиографической редкостью. Кроме того, в томе опубликованы статьи по организации музейного дела и теоретические работы (впервые): «Закон иллюзий», «Значение пространственности», «Абсолютность пространственности», «Лекции по анализу перспективы».

Фр. В. Шеллинг. Философия откровения. Том 1. Перевод с немецкого, статья и примечания А. Л. Пестова. СПб., «Наука», 2000, 700 стр., 2000 экз. 
Вошедшая в том поздняя работа философа составлена им на основе лекционного курса, в котором он пытался восстановить и утвердить утраченные религиозные ценности. Книга эта в советские годы считалась печальным казусом, омрачившим финал жизни философа, и первое появление ее на русском следует считать событием.

Борис Эйхенбаум. Мой временник. Маршрут в бессмертие. М., «Аграф», 2000, 384 стр.
«Временник» Эйхенбаума конца 20-х годов был уникальным авторским моножурналом, где научные, политические, мемуарные, автобиографические и прочие мотивы переплетены в тонкую художественную ткань дневникового типа. Именно эта книга всегда считалась «уликой», свидетельствовавшей о внутреннем саркастически-враждебном отношении «формалистов» к советской власти. Переиздается впервые.


 
Яндекс.Метрика