Кабинет
Сергей Костырко

Книги

Книги
(составитель Сергей Костырко)

Джон Барт. Заблудившись в комнате смеха. Рассказы, роман. Перевод с английского В. Михайлина. М., «Симпозиум», 2001, 538 стр., 5000 экз.
Роман «Конец пути» и сборник рассказов «Заблудившись в комнате смеха».

Энтони Берджес. Человек из Назарета. Роман. Перевод с английского В. Бублика под редакцией В. Бабенко. М., «Текст», 2000, 365 стр., 5000 экз.
Загадочная книга: роман знаменитого во второй половине ХХ века английского писателя («Заводной апельсин» и проч.) со сложившейся, по крайней мере в России, репутацией пропеченного самыми последними веяниями времени, чуть ли не персонифицирующего жесткую отрывистость и бытовую экзистенциальность общественного сознания конца ХХ века, — а здесь обратившегося к истории жизни Иисуса Христа и написавшего нечто знакомое в жанре советского документально-художественного романа про героев и передовиков труда:

«Иисус улыбнулся. Дома, в разговоре с матерью, он сказал:
— Я ухожу на сорок дней и сорок ночей.
— Почему? Почему? — Немного осерчав, Мария вывалила ему на блюдо еще баранины в пряном соусе и с шумом плюхнула на стол буханку хлеба...
— Я должен испытать свою стойкость против зла...» 
— и так далее.

Василь Быков. Его батальон. Повести. М., «Советский писатель», 2000, 512 стр., 5000 экз.
Классика русской военной прозы ХХ века — повести «Волчья стая», «Сотников», «Его батальон». В качестве послесловия статья Игоря Дедкова «Непобежденные», написанная в 1982 году.

Константин Ваншенкин. Волнистое стекло. М., «Советский писатель», 2000, 576 стр., 3500 экз.
Объемный том, на треть состоящий из новых стихов (циклы «Начало сна», «Вербное воскресенье», «Провожающая», «Она», «Похолодания» — это стихи о старости и мужестве) и на две трети — избранное.

Воспоминания о Федоре Абрамове. Составители Л. В. Крутикова-Абрамова, А. И. Рубашкин. М., «Советский писатель», 2000, 672 стр., 5000 экз.
Обстоятельство, обусловившее и некоторую неполноту книги, и несомненное ее достоинство, состоит в том, что сборник был подготовлен к печати в 1989 году, но издательство смогло издать его только сейчас, когда «о многом можно было бы сказать полнее, но в то же время перед нами непосредственный отклик на уход большого человека, когда еще память была свежа». Представлены воспоминания родных и земляков Ф. Абрамова, одноклассников, институтских учеников, писателей, актеров. Среди авторов (их около семидесяти) — В. Адмони, И. Столярова, Левон Мкртчян, Юрий Оклянский, Игорь Золотусский, Валентин Распутин, Борис Панкин.

Томас Вулф. Смерть — гордая сестра. Повести. Перевод с английского В. Голышева. М., «Текст», 2000, 221 стр., 7000 экз.
Повести «Паутина земли» и «Смерть — гордая сестра».

Валерий Залотуха. Макаров. Повести. М., «Текст», 2000, 316 стр., 5000 экз.
Именно повести, то есть первоначально воплощенные средствами повествовательной прозы сюжеты, художественное осмысление которых заметно отличается от последовавших киноверсий. В книгу вошли повести «Макаров», «Танк „Ворошилов-2”», «Отец», «Платки».

Алексей Крученых. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. Составление, примечания, вступление С. Р. Красицкого. СПб., «Академический проект», 2001, 480 стр., 3000 экз. («Новая библиотека поэта». Малая серия).
Самое полное из ныне существующих собрание стихотворений; поэмы «Пустынники», «Пустынница», «Полуживой», «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. (Уголовный роман)», роман «Случай в номерах», «Ревночесть. (Крылышко романа)»; опера «Победа над солнцем».

Вячеслав Курицын. Акварель для Матадора. Экстремальный роман. СПб., ИД «Нева»; М., «ОЛМА-Пресс», 2000, 383 стр., 5000 экз.
Известный критик и эссеист в роли сочинителя коммерческого боевика. В отличие от Льва Гурского и Б. Акунина, предложивших публике оригинальную идею своих повествований (пародийное изображение политической и общественной жизни в сочетании с отнюдь не игровым осмыслением общественно-политической ситуации в первом случае — и воплощение идеи «стильного» детектива, скрестившего стилистику классической литературы с энергетикой современного боевика, — во втором), у автора «Акварели...» не оказалось своей идеи криминального романа. Писатель работает с уже традиционным сегодня набором сюжетов, мотивов, персонажей и соответственно повествовательных штампов (наркотики, политики, спецслужбы, нравы шоу-бизнеса и т. д.). Новым стал только более высокий градус «крутизны». Вступив в соперничество с мэтрами отечественного боевика на их территории, Курицын выигрывает — стилистически его проза крепче и изощреннее. Но и только. Текст вызывает уважение к усилиям автора и... сочувствие — при отсутствии оригинальной идеи (и формы) роман обречен остаться в ряду подобных, пусть и хуже написанных.

Клайв С. Льюис. Пока мы лиц не обрели. Роман. Перевод с английского И. Кормильцева. М., «Иностранная литература», «Б.С.Г.-Пресс», 2000, 304 стр., 7000 экз. 
Впервые в России роман (вариации на темы мифа об Амуре и Психее), который сам писатель считал своим основным произведением (первое издание в 1956 году).

Д. С. Мережковский. Стихотворения и поэмы. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания К. А. Кумпан. СПб., «Академический проект», 2000, 928 стр., 2000 экз.
Основу издания, вышедшего в серии «Новая библиотека поэта», составили стихи, писавшиеся и публиковавшиеся в 1880 — 1910-х годах. Расположение стихов повторяет содержание выходивших книг «Стихотворения» (1883 — 1887), «Символы», «Новые стихотворения» (1891 — 1895). Более поздние стихотворения представлены в разделе «Стихотворения разных лет», на полноту не претендующем, — неопубликованные стихи Мережковского находятся в эмигрантском архиве, хранители которого отказались принять участие в издании.

Д. С. Мережковский. Собрание стихотворений. Составление и подготовка текста Г. Г. Мартынова. Вступительная статья А. В. Успенской. Примечания Г. Г. Мартынова, А. В. Успенской. СПб., «Фолио-Пресс», 2000, 736 стр., 3000 экз.
Стихи представлены в хронологическом порядке, с 1880 по 1915 год. В отдельных разделах — поэмы и переводы из Горация, Калидасы, Петрарки, Гёте, Леопарди и других.

Виктор Соснора. Девять книг. М., «Новое литературное обозрение», 2001, 432 стр.
«Меня нужно читать так, как я пишу, — книгами. Я не пишу отдельных стихотворений, я ничего не пишу или — книгу... Перед нами том: девять моих книг, напечатанных так, как я их сделал» (из авторского предисловия). Новая книга известного поэта (стихи и проза с 1963 года) выпущена в серии «Премия имени Аполлона Григорьева».

* * *

Джеймс Бейли. Избранные статьи по русскому народному стиху. Перевод с английского М. Л. Гаспарова и Т. В. Скулачевой под общей редакцией М. Л. Гаспарова. М., «Языки русской культуры», 2001, 416 стр.
Работы известного американского слависта — стиховеда и фольклориста: «Исследование народного стиха охватывает не только основные области русского стиховедения, фольклористики, этномузыкологии, но также и языкознание, диалектологию, историю русской акцентуации, текстологию фольклора» (из авторского введения).

Анатолий Брусиловский. Студия. СПб. — М., «Летний сад», 2001, 332 стр., 2000 экз.
Мемуарно-эссеистская книга художника Анатолия Рафаиловича Брусиловского о друзьях, коллегах, наиболее колоритных фигурах литературного и художественного андерграунда 60 — 70-х годов, наведывавшихся в его студию, — Игоре Холине, Василии Ситникове, Евгении Бачурине, Венедикте Ерофееве, Олеге Целкове, Эрнсте Неизвестном, Георгии Костаки, Анатолии Звереве, «клане Кропивницких», Илье Кабакове, Валентине Немухине и других — «это было временем чудес, потому что я не знаю большего чуда, чем чудо искусства, — откуда оно берется, чем питается, почему трудные для людей времена бывают очень урожайными на таланты, на идеи». В конце книги — повествование в восьми главах «Папа, каким я его помню» об отце, журналисте и писателе Р. М. Брусиловском. Тип издания отчасти напоминает художественный альбом благодаря огромному количеству великолепно выполненных портретных фотографий и репродукциям из гостевой книги художника.

Пиама Гайденко. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Учебное пособие для вузов. М., «ПЕР СЭ»; СПб., «Университетская книга», 2000, 456 стр., 3000 экз.
История европейской философии, прослеженная с эпохи Возрождения (как предыстории новоевропейской философии), — Декарт, Бэкон, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и другие с параллельным анализом мировоззренческого наследия ученых (Коперника, Галилея, Ньютона, Гюйгенса и т. д.).

Г. А. Гуковский. Ранние работы по истории русской поэзии ХVIII века. Общая редакция и вступительная статья В. М. Живова. М., «Языки русской культуры», 2001, 352 стр., 2500 экз.
Издание малодоступных сегодня работ классика русского литературоведения Григория Александровича Гуковского (1902 — 1950), написанных в 20-е годы: книга статей «Русская поэзия XVIII века» и статьи «О сумароковской трагедии», «Из истории русской оды XVIII века. (Опыт истолкования пародии)», «К вопросу о русском классицизме», «О русском классицизме» и др. Предисловие Виктора Живова называется «XVIII век в работах Г. А. Гуковского, не загубленных советским хроносом».

Екатерина Деготь. Русское искусство ХХ века. М., «Трилистник», 2000, 224 стр., 2000 экз.
Монография известного искусствоведа нового поколения. «Используя выражение „русское искусство ХХ века”, мы вписываем целое художественное столетие в контекст мировой истории, и это требует усилий, в том числе и по расчищению авгиевых конюшен терминологии. Дело в том, что выражение это на протяжении века почти не звучало, а в вытеснившем его словосочетании „советское искусство” были без остатка стерты и географическая, и временная координаты. Искусство СССР (как, впрочем, и предшествовавший ему русский авангард начала ХХ века) мыслилось как сверхисторическая, синтетическая уникальность, объединяющая в себе все лучшее из мирового художественного опыта, за исключением параллельного ему западного модернизма...» То есть русский авангард начала века и советское искусство рассматриваются в работе Деготь как «часть мирового модернистского проекта». Разделы книги и их материал: «I. Заумный проект» (Кандинский, футуризм, лучизм, Татлин, Малевич, Крученых, Ольга Розанова, Малютин, Филонов), «II. Идеологический проект» (авангард, символическая архитектура, конструктивизм, беспредметное искусство 20-х годов, Эль Лисицкий и его «проуны»), «III. Синтетический проект» (проекционисты, фотомонтаж и «фактография», новые реализмы, постсупрематизм, соцреализм, «IV. Концептуальный проект» (подпольный модернизм 50 — 60-х годов, Илья Кабаков и московская концептуальная традиция, критическая картина 70 — 80-х годов, соцарт, минимализм в визуальной поэзии).

Владимир Купченко. Жизнь Максимилиана Волошина. Документальное повествование. СПб., Издательство журнала «Звезда», 2000, 400 стр., 3000 экз.
Хроника жизни, составленная многолетним хранителем музея Волошина в Коктебеле, с активным использованием писем, статей, воспоминаний о поэте, стихов самого Волошина.

Самосознание культуры и искусства ХХ века. Западная Европа и США. М. — СПб., «Университетская книга», «Культурная инициатива», 2000, 640 стр., 3000 экз. 
Антология, составленная на основе издававшихся ИНИОНом сборников «Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли ХХ века» и «Современные концепции культурного кризиса на Западе», выходивших в 70 — 80-х годах. Ответственный редактор и составитель Р. А. Гальцева. В разделах «Панорама культурфилософских идей нашего времени» и «Западные литераторы о коллизиях творческой позиции» представлены работы (или развернутые фрагменты работ) О. Шпенглера, Й. Хейзинги, М. Хайдеггера, К. Юнга, М. Вебера, Ж. Маритена, Г. Честертона, Х. Ортеги-и-Гасета, Р. Гвардини, В. Вейдле, Г. Бёлля, Г. Марселя. Переводы С. С. Аверинцева, В. В. Бибихина, В. В. Ошиса, П. П. Гайденко и других. Кроме оригинальных текстов в антологии помещены обзорные статьи Ренаты Гальцевой (о Франсуа Мориаке), Владимира Бибихина (об Эжене Ионеско), Ирины Роднянской (о Роберте Пенне Уоррене и Рее Брэдбери), совместная работа Дмитрия Ляликова, Ирины Роднянской, Виктории Чаликовой о Джоне Гарднере. «...за пределами сборника остаются позднейшие умонастроения, громко заявившие о себе в последние десятилетия и составившие радикальную реакцию на все предшествующее. Речь... идет о постструктурализме, деконструкционизме, „исторической археологии”, занятых разложением на составные части больших идей и понятий с последующей редукцией их к мотивам низшего порядка» (от составителя).

М. О. Чудакова. Избранные работы. Том 1. Литература советского прошлого. М., «Языки русской культуры», 2001, 472 стр. 
Работы «Мастерство Юрия Олеши», «Поэтика Михаила Зощенко», а также статьи (о Белинкове, Тынянове, Чехове и т. д.).

Илья Эренбург. На тонущем корабле. Статьи и фельетоны 1917 — 1919 гг. СПб., «Петербургский писатель», 2000, 206 стр., 2000 экз.
Никогда не издававшиеся книгой газетные статьи и очерки Эренбурга революционных времен, что-то вроде «несвоевременных мыслей» и наблюдений по поводу революционного энтузиазма, охватившего страну.


Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация