Кабинет
Сергей Костырко

КНИГИ. БИБЛИОГРАФИЯ

Книги
(составитель Сергей Костырко)


Абсолютное стихотворение. Маленькая антология европейской поэзии. М., “Время”, 2005, 320 стр., 3000 экз.

Авторская антология Бориса Хазанова, включившего в нее лучшее из того, что нашел в мировой поэзии. Среди авторов Сапфо, Катулл, Гораций, Шекспир, Державин, Гёте, Китс, Гейне, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Тютчев, Бодлер, Рембо, Аполлинер, Элиот, Киплинг, Рильке, Блок, Ходасевич, Мандельштам, Ахматова, Пастернак, Бродский. Стихотворения даны на языке оригинала, а также в подстрочном прозаическом переводе составителя с кратким комментарием.

Антология фантастической литературы. Составители Х.-Л. Борхес, А. Бьой Касарес, С. Окампо. СПб., “Амфора”, 2005, 432 стр., 5000 экз.

Более пятидесяти рассказов авторов разных эпох и культур о чудесном и необычном — “фантастическая литература” в том ее виде, в каком она понималась тремя ведущими аргентинскими писателями ХХ века, выбравшими для своей антологии, возможно, неожиданные для европейского читателя имена (Акутагава Рюноскэ, Леон Блуа, Густав Вайль, Вилье де Лиль-Адан, Рамон Гомес де ла Серна, Александрa Давид-Неэль, Герберт Аллан Джайлс, Артуро Кансела, Хулио Кортасар, Эктор Альварес Мурена, Джон Обри, Барри Пероун, Эммануил Сведенборг, У Чэнэнь, Джеймс Джордж Фрэзер и другие). Справки об авторах подготовил Борис Дубин.

Борис Васильев. В списках не значился. М., “Эксмо”, 2005, 544 стр., 4000 экз.

Роман “В списках не значился” и повести “Завтра была война”, “А зори здесь тихие…”, “Встречный бой”.

Франц Верфель. Черная месса. Перевод с немецкого Анатолия Кантора. М., “Эксмо”, 2005, 432 стр., 3100 экз.

Впервые на русском языке мистические новеллы и рассказы классика австрийской литературы XX века Франца Верфеля (1890 — 1945), одного из основоположников экспрессионизма в немецкоязычной литературе.

Александр Грабарь. Хорошее настроение. М., О.Г.И., 2005, 5000 экз.

Первую книгу прозы режиссера и искусствоведа составили повести, рассказы и антиутопия “Хорошее настроение”: “То же, что теперь гордо называлось Городом, было лишь скоплением районов старого центра внутри Садового кольца... Там в зачумленных и отравленных излучениями мертвых джунглях гнездились, по слухам, вампиры, волки, мутанты и прочая нечисть... Считали, что людей там уже не осталось. Те, кто успел, укрылись внутри оборонного пояса в центре, а прочие подались, наоборот, за бывшую городскую черту, в сравнительно безопасную сельскую местность, а то и еще дальше в глушь, образовав в лесах собственные колонии”.

Нина Горланова. Светлая проза. М., О.Г.И., 2005, 320 стр., 3000 экз.

Новая книга одного из ведущих современных прозаиков — рассказы последних лет и цикл дневниковой прозы “Записки из мешка” (“Приятельница сказала: „Ты что, еще читаешь журналы? Но сейчас ведь никто не читает!” Кальпиди так прокомментировал, когда я пересказала сие: „Вот она и есть НИКТО! Вдумайся — что она сказала! Никто не читает, и я””).

Владимир Захаров. Перед небом. М., “Время”, 2005, 352 стр., 1000 экз.

Книга избранных стихотворений и поэм современного поэта, автора двух книг “Хор среди зимы” (1991) и “Южное лето” (1992), постоянного автора “Нового мира”, а также известного ученого, физика-теоретика и математика, академика РАН (1991).

В. Коркина. Умный, наглый, самоуверенный. М., АСТ; СПб., Астрель, 2004, 313 стр.

Авантюрно-криминальный роман Натальи Смирновой, написанный ею для новой издательской серии “Неформат” (редактор В. Курицын) и изданный под псевдонимом В. Коркина. Соблюдая все условия жанра (остросюжетность в сочетании с обязательным набором мотивов: деньги, погони, взрывы, похищения, исчезнувшие, а потом воскресшие люди и проч.), автор, не утяжеляя повествования, в качестве основной вводит тему женственности в сегодняшнем мире. Развитие сюжета соотносится здесь не с законами, по которым живут “крутые деловые мужчины”, а с психологией персонажей, в частности главной героини, оказавшейся перед выбором: покойная жизнь с мужем, с которым как за каменной стеной, или любовь, с ее свободой и полнотой жизни, но и с ее абсолютной непредсказуемостью, а именно такой вариант способен предложить героине ее старый друг (первая, еще школьная любовь), “умный, наглый, самоуверенный”. Используя апробированные в “новорусском детективе” атрибуты сегодняшней жизни и соответственно сюжетные ходы, автор остается свободен в смысловом их наполнении, и потому почти всегда повороты ее повествования выглядят непредрешенными, иногда парадоксальными, но — что самое важное — психологически достоверными. В том числе исход классического любовного треугольника, заявленного началом романа, — метания героини между двумя мужчинами заканчиваются неожиданно и почти шокирующе: выбором третьего. Несмотря на очевидные стилистические различия этого романа с опубликованной “Новым миром” повестью “В день желтого тумана” (2005, № 3), новый роман следует рассматривать как продолжение и развитие обозначенных в повести мотивов, и продолжение вполне органичное.

Константин Симонов. Разные дни войны. Дневник писателя. 1941 год. М., 2005, 528 стр., 2000 экз.

Константин Симонов. Разные дни войны. Дневник писателя. 1942 — 1945 годы. М., “Грифон М”, 2005, 656 стр., 2000 экз.

Двухтомник представляет одну из лучших книг Константина Симонова о войне, которую он писал для себя, как дневник, работая военным корреспондентом “Красной звезды”.

Алексей Слаповский. Они. Роман. М., “Эксмо”, 2005, 464 стр., 6100 экз.

Новый роман Слаповского, который издательство сопроводило такой аннотацией: “Рекомендовано в качестве учебно-наглядного пособия для президента(ов) РФ, членов правительства, депутатов и др. госслужащих в целях изучения собственной страны”, можно рассматривать как “энциклопедию русской жизни”. Слаповский подтверждает свою квалификацию, выстроив на удивление многолюдное повествование, развивающееся стремительно, неожиданно и внутренне закономерно. Жанр, в котором он работает, можно было бы определить как социально-психологическую прозу с элементами физиологического очерка и плутовского романа. Бытовой конфликт с легкой криминальной окраской сводит в романе людей из самых разных слоев современного общества, среди которых мальчик-побирушка, мечтающий о покупке собственного дома в деревне, старик-пенсионер мизантропического склада ума, размышляющий над составом современного общества, крупный архитектор, милиционер, танцовщица из ночного клуба, братья-азербайджанцы, закрепившиеся в Москве в качестве охранников на автостоянке (один из которых — писатель), адвокат, ветеринар, пиарщик и так далее, то есть — “народ, как он есть”.

Александр Солженицын. Военное. М., “Амфора”, 2005, 464 стр., 5000 экз.

Повести, рассказы, тексты телевыступлений, в которых затрагивалась военная тема, — “Люби революцию”, “Случай на станции Кочетовка”, “Все равно”, “Желябугские выселки”, “Адлиг Швенкиттен”, “Старое ведро”, “К 50-летию победы. В советско-германской войне”.

.

Киргизский переворот. Март — апрель 2005. Составитель Г. Павловский. М., “Европа”, 2005, 216 стр., 3000 экз.

Сборник материалов, воссоздающих картину событий, происходивших в марте 2005 года в Киргизии, — хроника политической жизни Киргизии накануне (октябрь 2004 — март 2005), материалы газет и Интернета, восстанавливающие ход мартовской революции по дням и часам, рассказы очевидцев, справки о членах семьи Акаева (в том числе их финансовой и предпринимательской деятельности), краткие досье ведущих политиков Киргизии, официальные документы, высказывания известных политологов, экономистов, политиков.

Книга ангелов. Антология христианской ангелологии. СПб., “Амфора”, 2005, 560 стр., 4000 экз.

Собрание наиболее значимых трудов, посвященных христианской ангелологии — “области, которая длительное время в истории европейской культуры была самостоятельной дисциплиной, средоточием богословских, мистических, философских и антропологических дискурсов и поводом для жарких догматических споров”. Составителем этой антологии, автором примечаний и вступительной статьи “Место ангелов в христианской картине мира” стал Д. Дорофеев, который тем не менее перед своей статьей поместил текст Хорхе Луиса Борхеса “Вместо предисловия”. Приводимые тексты выстроены в хронологическом порядке и снабжены подробными комментариями. Основные разделы антологии: “Ветхозаветное учение об ангелах”, “Начало становления христианской ангелологии” (Ориген, Тертуллиан, Дионисий Ареопагит и другие), “Ангелы в „Граде Божием” Блаженного Августина”, “Восточная классическая ангелология” (Иоанн Дамаскин, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст), “Воля отпавшего ангела у Ансельма Кентерберийского”. Завершается антология разделами “Слово русского православного богословия об ангелах и бесах”: святитель Игнатий Брянчанинов, архиепископ Василий (Кривошеин), иеромонах Серафим (Роуз) — и “Ангелология русской религиозной философии” (Алексей Лосев, Лев Карсавин, Сергей Булгаков).

Лев Левицкий. Утешение цирюльника. Дневник. 1963 — 1977. СПб., Издательство Сергея Ходова, 2005, 421 стр.

Литературные дневники критика и литературоведа Льва Абелевича Левицкого (1929 — 2005), исследователя творчества К. Паустовского, многолетнего сотрудника и автора (в 60-х и в 90-х годах) “Нового мира”. Извлечения из этих дневников публиковались в журнале “Знамя” (2001, № 7<http://magazines.russ.ru/znamia/2001/7/levick.html>). Журнал намерен откликнуться рецензией.

Анатолий Марченко. Мои показания. М., О.Г.И., 2005, 304 стр., 3000 экз.

Знаменитая книга правозащитника Анатолия Тихоновича Марченко (1938 — 1986), написанная им в 1968 году и впервые изданная в Мюнхене в 1969-м. “„Мои показания” — первая книга о послесталинских лагерях и тюрьмах, первое развернутое свидетельство об этой позорной изнанке нашего общества. Она сыграла огромную роль в нравственном формировании движения за права человека в СССР и во всем мире. Власти никогда не могли простить Марченко его подвига. Ему был вынесен приговор. Двадцать лет последующих мучений и гибель в чистопольской тюрьме — это и было замедленное приведение в исполнение этого приговора” (А. Д. Сахаров).

Робер Мюшембле. Очерки по истории дьявола. XII — XX века. Перевод с французского Е. В. Морозовой. М., “Новое литературное обозрение”, 2005, 584 стр., 3000 экз.

Монография французского историка, посвященная “сфере ментальных представлений человека Запада” и месту в ней образа дьявола как абсолютной персонификации зла. Используя исторический материал последнего тысячелетия, автор тем не менее начинает с Ветхого и Нового Завета, где элементы будущего образа Зла присутствовали “в довольно смутном и фрагментарном виде” и соответственно открывали возможность для такого, скажем, комментария Блаженного Августина: “Бог позволил существовать Злу, дабы извлекать из него Добро. Следовательно, грех является одной из составляющих универсума, причем составляющей доброкачественной, ибо он существует совместно с прощением”. Завершается же исследование анализом кинематографа, литературы, комиксов и других атрибутов современной жизни и культуры. Особо подробно автор останавливается на Средневековье, когда “представления о дьяволе определяли отношение человека к собственному телу и всему, что связано с сексуальной сферой”.

Александр Неклесса. Homines Aeris. Люди воздуха, или Кто строит мир? М., “Институт экономических стратегий”, 2005, 224 стр., 2000 экз.

Книга современного политолога и экономиста, посвященная “представлению будущего — дизайну той социокультурной революции, отмеченной чертами постмодернистского спектакля и прагматического технологизма, которая разворачивается сейчас на планете. Ее сюжеты — это становление нового интеллектуального класса „людей воздуха”, претендующих на властные позиции в обществе; революция корпораций, выстраивающая собственные инновационные пространства в сетях транснационального космоса...” (издательская аннотация).

Семиотика страха. Составители Нора Букс и Франсис Конт. М., Русский институт, “Европа”, 2005, 456 стр., 1000 экз.

Сборник, представляющий часть материалов конференции “Семиотика страха”, проведенной Центром славянских исследований (Сорбонна), а также статьи сетевого издания “Русский Журнал”. От составителя: “Нас интересовали креативные возможности страха, реализуемые как в геополитике и социологии, так и в культуре и литературе, выявление парадигм и моделей страха в эстетических течениях и в творчестве отдельных авторов. В центре наших интересов — тематика и поэтика страха”. Названия некоторых статей: “О семиотике страха в русской культуре” (М. Лотман), “Женобоязнь: образ русской женщины в культуре Просвещения” (А. Строев), “Страх живого у Гоголя” (А. Монье), “Страх прямого высказывания (Лев Шестов, Серен Кьеркегор, Гумберт Гумберт)” (Б. Аверин), “Страх как социологический объект в постсоветский период” (М. Дезер); среди авторов — А. Песков, В. Паперный, М. Виролайнен, М. Окутерье, А. Жолковский, М. Ямпольский, Е. Пенская, В. Малявин, Г. Павловский, В. Глазычев.

Сталин и космополитизм. 1945 — 1953. Документы Агитпропа ЦК. Составление Джангира Наджафова и З. Белоусовой. Под редакцией Александра Яковлева. М., Международный фонд “Демократия”, “Материк”, 2005, 768 стр., 3000 экз.

В сборнике документов, подготовленном в Институте всеобщей истории РАН, прослеживается кампания против космополитизма в СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов. “Представленные в сборнике идеологические документы КПСС из архивных фондов показывают, что эта кампания не ограничилась антисемитизмом, а была направлена прежде всего на подавление творческой самостоятельности интеллигенции. Кампания способствовала нагнетанию антизападных настроений в обществе в условиях развернувшейся „холодной войны”” (от издателя).

Карен Степанян. “Сознать и сказать”. “Реализм в высшем смысле” как творческий метод Ф. М. Достоевского. М., “Раритет”, 2005, 512 стр., 1000 экз.

Книга одного из современных исследователей творчества Достоевского, первая часть которой представляет собой монографию, посвященную проблеме реализма в творческом методе Достоевского. Во второй части представлены статьи последних лет, посвященные повествовательной манере Достоевского, нравственной и этической проблематике его книг, современному прочтению произведений классика средствами кино и театра, анализу новых книг о Достоевском и т. д. Журнал намерен отрецензировать это издание.

Л. Н. Столович. История русской философии. Очерки. М., “Республика”, 2005, 495 стр., 1500 экз.

Очерки, вошедшие в книгу известного историка философии из Тарту, представляют русскую философию от литературы Древней Руси, от Ломоносова и Сковороды до Лосева, Ильина, Федотова, Плеханова, Богданова — философия в богословии XI — XVII веков, “эстетический гуманизм” в ХIХ веке, западники и славянофилы, антропологический принцип и социальный радикализм, “философия всеединства” (В. С. Соловьев), экзистенциальная философия (Н. Бердяев, Л. Шестов), неокантианство, феноменологические искания (Г. Шпет) и другие течения в русской философии.

Людмила Тихвинская. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908 — 1917 гг. М., “Молодая гвардия”, 2005, 528 стр., 5000 экз.

Книга театроведа об истории знаменитых столичных кабаре: “Летучая мышь”, “Кривое зеркало”, “Бродячая собака”, “Привал комедиантов”; среди персонажей книги К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Н. Н. Евреинов.

Уфимская литературная критика. Выпуск 3. Сборник литературно-критических статей и очерков. Автор-составитель Э. А. Байков. Уфа, “ЕвраАПИ”; “Виртуал”, 2005, 56 стр.

Статьи, посвященные литературной и культурной жизни Башкортостана; половина текстов подписана именем Байкова, другая — именами А. Стрельца, М. Сахибгареева, Р. Исхакова, А. Леонидова и других; однако в конце сборника помещена развернутая справка только об авторе-составителе.

Людмила Штерн. Бродский: Ося, Иосиф, Joseph. СПб., “Ретро”, 2005, 272 стр., 3000 экз.

Воспоминания о Бродском и фотографии поэта, принадлежащие одному из самых близких и многолетних его друзей.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Составитель С. В. Волков. М., “Посев”, 2005, 288 стр., 2500 экз.

Издание, подготовленное по инициативе общественного комитета “Преемственность и возрождение России” силами семнадцати авторов, содержит 122 биографические статьи, посвященные историческим деятелям, имена которых стали географическими названиями и которые, по убеждению авторов, представляют не славу России, а ее позор. “Книга — не перечень биографий. Она стремится выявить суть большевизма как метода ведения политической борьбы, метода управления обществом и государством, прояснить суть коммунизма как политической идеологии”. Статьи представляют Антонова-Овсеенко, Блюхера, Воровского, Крупскую, Ленина, Пархоменко, Свердлова, Луначарского, Горького, Павлика Морозова, Фурманова, Баумана, Бакунина, Пугачева, Рылеева, Герцена, Кропоткина, Бебеля, Тельмана, Димитрова и других.

Протоиерей Георгий Эдельштейн. Записки сельского священника. М., РГГУ, 2005, 369 стр., 1500 экз.

Книга настоятеля Воскресенской церкви села Карабаново Костромской епархии представляет собой дневник сельского священника; выразительно написанные картины современного деревенского быта перемежаются размышлениями о месте Церкви сегодня, об отечественной истории, о внутренних проблемах Русской Православной Церкви, о нравственном состоянии нашего общества (“Большевики плюнули в лицо всей православной России уже в первый месяц своего режима, когда устроили свое капище на центральной площади Москвы, принесли и захоронили там „мощи” своих „новомучеников”. С того дня так и повелось: митрополит Иосиф, митрополит Вениамин, о. Павел Флоренский, философы, поэты, тысячи и тысячи лучших сынов России — в общем рву, с биркой на ноге, а их палачи — у кремлевской стены <...> или в Новодевичьем монастыре. Если какая-то группа людей хочет именоваться „народно-патриотическим союзом”, партией, блоком, им следует начать с ликвидации капища”).

Составитель Сергей Костырко.

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация