Кабинет
Сергей Костырко

КНИГИ. БИБЛИОГРАФИЯ

Книги
(составитель Сергей Костырко)


Фредерик Бегбедер.
 Идеаль. Роман. Перевод с французского М. Зониной. М., “Иностранка”, 2007, 352 стр., 30 000 экз.


Новый роман культового француза, в котором описываются приключения героя знаменитого романа Бегбедера “99 франков” в России.

Илья Бояшов. Повесть о плуте и монахе. СПб., “Лимбус-Пресс”, Издательство К. Тублина, 2007, 232 стр., 5000 экз.

Книга современного писателя, которую “Книжное обозрение” представляет как “лубок о ХХ веке”: “Герои — потаскушкин сын (монах) и сын благополучных родителей (плут) — ищут на Руси правду, каждый на свой лад, да не могут ее найти. Все не так на русской земле… Сочинение задумано как некая сконцентрированная метафорическая история. Тут и революция с комиссарами и раскулачиванием, и убийство последнего царя, и ГУЛАГ, и темные прорицания о будущем…”

Война длиною в жизнь. Сборник рассказов северокавказских писателей. Вступительная статья и составление Гария Немченко. М., “Фолио”, 2007, 763 стр., 3000 экз.

Современная русская проза Кавказа — антология, представляющая творчество более сорока авторов: абхазов, осетин, чеченцев, кабардинцев, адыгейцев и т. д. Рассказы о “тысячелетних традициях и обычаях, об изгнанных в прошлом веке из отчего дома, укрывшихся, как всегда в годину опасности, в горах и возвращающихся теперь почти из небытия, часто — на пепелище. О непростой доле горцев и связанных с ними общей судьбой соседей. Особенно — русских. Особенно, в силу исторических причин, — казаков, тоже надевших на себя и традиционную горскую черкеску, и тот самый наборный пояс” (от составителя). Среди авторов есть широко известные писатели (Фазиль Искандер, Иса Капаев, Алан Черчесов и другие), но больше прозаиков, имена которых, “к большому сожалению”, как пишет составитель, почти неизвестны широкому читателю, — Амир Макоев, Джума Ахуба, Алексей Гогуа, Руслан Тотров, Исламжан Эльсанов и другие.

Фридрих Горенштейн. Бердичев. Избранное. М., “Текст”, 2007, 320 стр., 5000 экз.

Пьеса для чтения “Бердичев”, повесть “Маленький фруктовый сад”, рассказ “Искра”.

Дмитрий Горчев. Милицейское танго. СПб., “Амфора”, 2007, 255 стр., 5000 экз.

Современная петербургская проза, хорошо помнящая свои литературные корни; в частности, книгу открывает рассказ “Телефон”, герой которого Алексей Алексеевич упорно копит деньги, только не на шинель, как копил Акакий Акакиевич, а на новый мобильный телефон, чтоб не издевались над ним в новорусской конторе молодые сотрудники, — вполне современный антураж нисколько не мешает развитию классического сюжета с классическим, увы, финалом. В последующих текстах будет и “ночь перед Рождеством”, и молодой человек, изготовившийся кого-то топором зарубить, только вот специально пришитая петелька для топора оборвалась, и т. д. Горчев пишет отнюдь не римейки, для него русско-питерская литература такая же реальность, как и сегодняшний быт Петербурга, и сегодняшний житель этого города, с интонацией ехидно-простоватой делящийся своими размышлениями над жизнью, — размышлениями подчеркнуто самостоятельными, потому как надежд на науку или вменяемость общественного мнения у героя Горчева никаких: “Ученые утверждают, что жизнь — это форма существования белковых тел. Я бы с ними поспорил, потому что, например, вареное яйцо — это, безусловно, белковое тело, но при этом совершенно неживое. Но с учеными спорить бесполезно: у них всегда есть что возразить”. Вместе со своим героем автор пытается открыть для читателя мир заново.

Гран Фри. Литературно-художественное издание. Составители Р. Айткалиев, П. Банников. Алматы, 2007, 90 стр., 1000 экз.

Альманах молодых русских писателей из Казахстана (авторы: Равиль Айткалиев, Павел Погода, Наталья Банникова, Владимир Воронцов, Светлана Тищенко, Сергей Алексеёнок), построенный не по принципу антологии, а как некое коллективное повествование, в данном случае повествование о том, что такое успех и с помощью чего он достигается: “Спешим успокоить — перед вами не сборник советов и рекомендаций „Как добиться всего” (или хотя бы чего-нибудь), едва разлепив глаза от крепкого, но глубокого сна, нет, нет. Двадцать один случай от шести авторов, абсолютная fiction. Бесконечно далеко от сборника рецептов на все случаи жизни. При том, что наблюдение со стороны — совершенно безопасно для Ума, Воли, Характера… ну, вы знаете. Так что наблюдайте. Успеха” (от составителя). Предыдущим альманахом той же литературной группы, но в более расширенном составе был: Картель Бланшар. Литературно-художественное издание. Составители Р. Айткалиев. Алматы, 2006, 94 стр., 300 экз. Из предисловия Дмитрия Кузьмина: “Странная конструкция этой книги, ее перетасованность и разъятость — тексты одних и тех же авторов причудливо разбросаны там и сям — не просто надстраивают еще один уровень над фрагментарными, лоскутными композициями самих текстов. Это еще и эмблема: столь же фрагментарен, разорван запечатленный в этих текстах мир. Трудно отличить важное от случайного, до боли родное — от необязательного”; “По ходу чтения я постоянно чувствовал некое смешанное беспокойство. Предмет этого беспокойства трудно определить: в диапазоне от судьбы русской литературы в Казахстане до места человека в современном мире”.

Александр Кабаков. Городские сумерки. Рассказы. М., “Вагриус”, 2007, 272 стр., 7000 экз.

Собрание рассказов Кабакова, так сказать, в ретроспекции — от рассказов из его первого сборника “Заведомо ложные измышления” до рассказов последних лет.

Леонид Латынин. Черты и резы. Стихотворения. М., “Водолей Publishers”, 2007, 448 стр., 300 экз.

Собрание стихотворений, написанных за последние пять лет. “Это книга диалога, суеты и маяты, / Книга точек, строчек, знаков, книга пауз и звонков, / Где на самом горизонте силуэт маячит — ты, / Чуть заметен, но отчетлив, многозначен, бестолков…”

Новые писатели. Форум молодых писателей России. Выпуск пятый. М., “Книжный сад”, 2007, 522 стр. Тираж не указан.

Альманах, составленный по итогам работы Форума молодых писателей, проходившего в рамках программы “Молодые писатели России” Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ. Реализацией одной из этих программ стало также издание книги: Пролог. Молодая литература России. Составители А. Караковский, К. Ковальджи, Л. Коган-Лернер и др. М., “Плюс-минус”, 2007, 432 стр., 3000 экз. (Шестой выпуск избранных произведений — в прозе, поэзии, публицистике, литературной критике — молодых авторов интернет-журнала “Пролог”.)

Оба издания представляют творчество еще мало известных широкой публике авторов: Анны Андроновой, Ирины Богатыревой, Андрея Бондаренко, Алексея Торка, Натальи Рубановой (проза); Андрея Гришаева, Анны Русс, Алексея Корнеева, Алексея Терениченко, Сергея Шабуцкого (поэзия); Натальи Май, Алексея Караковского, Екатерины Бородиной (критика, эссеистика) и других.

Марина Палей. Клеменс. М., “Время”, 2007, 464 стр., 2000 экз.

Первая публикация романа Марины Палей целиком — до сих пор читатели могли судить о романе лишь по журнальному варианту (“Нева”, 2005, № 2 — 3<http://magazines.russ.ru/neva/2005/2/pa4.html>, полная версия — в сетевом “Новом мире” появилась сравнительно недавно<http://magazines.russ.ru/novyi_mi/redkol/paley/kle.htm>). Журнальный вариант романа был номинирован на премию Большая книга 2005 года и вошел в шорт-лист премии. Роман этот представляет собой редкий для нашей литературы текст, автор которого не подражает Набокову, а действительно продолжает его поэтику, причем делает это по-своему, на своей теме, своем материале. Повествование строится на сложной системе метафор аутизма и предаутизма, отрабатываемой параллельно на разных уровнях повествования. В частности, тема эмиграции здесь возникает не только как явление политической (это в малой степени) или социально-психологической жизни, но прежде всего как проблема нарастания в человеке самой материи отчуждения — эмиграция как высшая точка этого отчуждения, почти неизбежная для действительно живущего и мыслящего. Ну а в полном виде мотив аутизма разрабатывается в сюжете взаимоотношений главного героя со “странным” иностранцем Клеменсом.

Нина Садур. Иголка любви. М., “Вагриус”, 2007, 288 стр., 3000 экз.

Роман “Немец”, повести “Детки в клетке” и “Юг”, рассказ “Иголка любви”.

Алексей Слаповский. ЗЖЛ (Замечательная жизнь людей). Пьесы. М., “Время”, 2007, 707 стр., 2000 экз.

Малоизвестный читателю Слаповский — Слаповский-драматург. Четырнадцать пьес с кратким предисловием автора: “Двенадцать заповедей драматурга. 1. Любить не тот театр, что есть, а тот, что будет. 2. Относиться к драматургии как к литературе. 3. Не дружить с режиссерами. 4. Не дружить с актерами. (Любить можно, но издали.) 5. Не заходить в театр через служебный вход. 6. Не ездить на премьеры своих пьес. 7. Не общаться с другими драматургами. 8. Никогда никому не предлагать своих пьес. 9. Не рассчитывать на театральные гонорары. 10. Писать вслух. 11. Не любить своих пьес (кроме тех, что еще не написаны). 12. Не писать чужих пьес”.

Алексей Смирнов. Кораблик. Стихи. М., Дом-музей Марины Цветаевой, 2007, 70 стр., 300 экз.

Новая книга стихов московского поэта. “Наши самые светлые сны, / Наши самые жгучие речи — / Все рождается из тишины, / Затворяясь в ней снова при встрече”

Сергей Соловьев. Фрагменты близости. М., “СТС Пресс”, 2007, 336 стр., 3000 экз.

Новая книга одного из стремительно набирающих сегодня известность писателей. Из издательской аннотации: “Сергей Соловьев — поэт, художник, автор книг „Пир”, „Аморт”, „Крымский диван” и др., лауреат премии Бунина, один из наиболее ярких представителей литературы риска и изыска, создатель метатеатра „Речевые ландшафты” и проекта русско-индийского центра арт-ашрама в Гималаях. Новый роман Сергея Соловьева — о тайне близости, которая, как правило, утрачивает себя, становясь литературой. Сближение автором этих полюсов приводит к неожиданной оптике восприятия: лирический дневник по мере чтения приобретает форму импрессионистического романа”.

Данил Файзов. Переводные картинки. М., “АРГО-РИСК”; “Книжное обозрение”, 2007, 47 стр., 500 экз.

Стихи одного из заметных представителей новой поэтической волны: “идет бычок, качается, небритый и смешной. / какая тебе разница, из дома ли, домой? / на шее колокольчик, глаза огнем горят. / он все еще ребенок, он, проще говоря, / не знает, где кончается коварная доска <…> хорошие манеры и челка в пол-лица, / улыбка как улыбка, развязанный шнурок. / идет бычок, качается, и нет доске конца”.

Книга вышла в издательской серии “Поколение”, в которой уже издано полтора десятка поэтических сборников, в частности: Наталья Ключарева. Белые пионеры. М., “АРГО-РИСК”, “Книжное обозрение”, 2006, 63 стр., 500 экз. (автор более известен как прозаик, активно сотрудничает с “Новым миром”); Андрей Гришаев. Шмель. М., “АРГО-РИСК”; “Книжное обозрение”, 2006, 55 стр., 500 экз. Стихи Гришаева — одна из самых значительных поэтических заявок в новом поколении: “Белый пароход, твое дело плохо. / Погуди налево, помолчи направо. / Что ты скажешь, милый? Отцвела эпоха. / Зацвели неведомые травы. // На борту твоем кто-то в телогрейке / В кулаке сжимает птичку расписную. / Не за этой ль птицей потекли все реки? / Где найдешь такую?”

Анна Франк. Рассказы из Убежища. Жизнь Канди (неоконченный роман). Перевод с нидерландского Дмитрия Сильверстова. М., “Текст”, 2007, 189 стр., 4000 экз.

Автор знаменитого “Дневника” представлен в этом издании как прозаик — четыре десятка коротких рассказов и неоконченный роман, написанные совсем юной девушкой, в сущности, подростком (Анна Франк погибла шестнадцатилетней) в том самом амстердамском Убежище, где она и еще семеро евреев два года укрывались от нацистов.

.

Эмилий Арбитман. Жизнь и творчество Н. Н. Ге. Составление и подготовка текста Е. И. Водоноса и Р. Э. Арбитмана. Послесловие Е. Водоноса. Волгоград, “ПринтТерра”, 2007, 320 стр., 1000 экз.

Жизнеописание и анализ творчества знаменитого художника, фигура которого, при всей ее хрестоматийности, долгие годы оставалась одной из самых непрописанных в отечественном искусствоведении. Отдавая должное таланту Ге-портретиста и автора исторических картин, советские искусствоведы скороговоркой упоминали картины, написанные на библейские сюжеты, которые, собственно, и составляли ядро творческого наследия художника. Автор книги, писавшейся в 60-е годы, Эмилий Николаевич Арбитман (1930 — 2002), поставил перед собой задачу представить творчество Ге во всей его полноте и сложности. Первым изданием монография вышла — после нескольких лет “пробивания в печать” — в 1972 году. В нынешнем издании текст исправлен и дополнен. В “Приложении” помещены статьи Э. Арбитмана о Серове, Нестерове, Боголюбове, Мясоедове, о картине “Виленские евреи” М. П. Клодта.

Иосиф Бродский. Книга интервью. Составление В. Полухиной. М., “Захаров”, 2007, 784 стр., 3000 экз.

“Издание 4-е, исправленное и дополненное” — то есть самое полное (176 текстов) из существующих ныне собраний интервью с Бродским, исключая интервью, сделанные Соломоном Волковым и изданные им отдельной книгой.

Александр Горянин. Традиции свободы и собственности в России. От древности до наших дней. М., 2007, 360 стр. Тираж не указан.

Работа историка и социолога о традициях свободы и собственности в России как плоде ее саморазвития — саморазвития вполне равноценного, по убеждению автора, другим известным мировым моделям. Автор отталкивается от двух распространенных утверждений, двух гипотез, которые — и он как историк доказывает это в последующем повествовании — не выдерживают проверки реальностью: “О том, что свобода и собственность — чуждые для России понятия, хоть раз, да слышал у нас едва ли не каждый. В более развернутом виде это звучит (касательно свободы) примерно так: историческая Россия никогда не знала прав человека, демократического выборного представительства, справедливого суда, соперничества политических партий, независимой печати и прочих либеральных благ, личность у нас, в отличие от счастливого Запада, всегда была бесправна; самый дух свободы был неведом для России. <…> Вторую гипотезу — о том, что Россия не знала настоящих собственников, — начиная с 1974 года настойчиво внедряет американец Ричард Пайпс”.

Сергей Куняев. Жертвенная чаша. М., “Голос-Пресс”, 2007, 454 стр., 1000 экз.

Книга литературоведческой и литературно-критической эссеистики — персонажи: Сергей Есенин, Николай Клюев, Анна Ахматова, Михаил Кузмин, Пимен Карпов, Павел Васильев, Николай Заболоцкий, Николай Тряпкин, Владимир Корнилов, Лиля Брик и Маяковский, Юрий Кузнецов, Сергей Марков и другие.

Александр Кушнир. Хедлайнеры. СПб., “Амфора”, 2007, 398 стр., 5000 экз.

Книга известного музыкального критика о современной рок-культуре (Илья Кормильцев, Гребенщиков, Глюкоза, Земфира и другие), автора антологии, имеющей характер энциклопедического издания, “100 магнитоальбомов советского рока. 1977 — 1991: 15 лет подпольной звукозаписи” (М., “Аграф”; “Крафт+”, 2003, 400 стр., 2000 экз.), а также соавтора книг: Леонид Порохня, Александр Кушнир. Nautilus Pompilius. СПб., “Амфора”, 2007, 336 стр., 5000 экз. (история группы c 1982 по 1997 год), А. Рыбин, А. Кушнир, В. Соловьев-Спасский. Аквариум. Сны о чем-то большем. М., “София”, 2004, 400 стр., 5000 экз.

Габриэль Марсель. Присутствие и бессмертие. Избранные работы. Перевод с французского, общая редакция, составление, предисловие и примечания А. П. Визгина. М., Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007, 327 стр., 1000 экз.

Избранное одного из знаменитых мыслителей Франции ХХ века, “христианского экзистенциалиста”, а также драматурга, театрального и литературного критика Габриэля Марселя (1889 — 1973). Название сборника воспроизводит название главной его книги, вышедшей в 1959 году и составившей первую часть данного издания. Во вторую часть, “Работы разных лет”, вошли эссе “Оглядываясь назад”, “Размышление о вере”, “Кьеркегор в моем мышлении”, “Философское завещание” и др. Из предисловия составителя: “<…> в современной европейской философии Марсель выступает как редко встречаемый в ее традиции художник мысли. При этом никакой небрежности в форме выражения мысли он себе не позволяет. Но точность мысли достигается им не за счет чисто формального, силлогистически правильного вывода из общих посылок или банализированных постулатов, а за счет меткого интуитивного схватывания неповторимой, личностно значимой ситуации в ее метафизической глубине”.

Рене Петер. Одно лето с Марселем Прустом. М., “Б.Г.С.-Пресс”, 2007, 223 стр., 2000 экз.

Книга известного в начале ХХ века французского писателя о пяти месяцах, проведенных им в 1906 году в тесном общении со своим старинным приятелем Марселем Прустом.

Алексей Татаринов. Нирвана и Апокалипсис. Кризисная эсхатология художественной прозы. Краснодар, “Перспективы образования”, 2007, 264 стр., 220 экз.

“Мотив Нирваны” и “мотив Апокалипсиса” в сегодняшней литературе — их поэтика и смысловое наполнение у Мишеля Уэльбека, Фредерика Бегбедера, Виктора Пелевина, Владимира Сорокина, Владимира Шарова, а также — у Борхеса, Сартра, Селина, Камю.

Тарас Трофимов. Продавец почек. Первая книга стихов. М., “АРГО-РИСК”, “Книжное обозрение”, 2007, 56 стр., 500 экз.

Стихи молодого поэта из Екатеринбурга, уже замеченного и журналами (“Урал”, “Воздух”), и литературными экспертами премии “Дебют” (входил в лонг-лист премии в 2001, 2002 и 2003 годах). “А жук жужжал. / А ящик был из досок. / А жук сердился — панцирь ему жал. / А ящик тень бросал — всю из полосок. // А мальчик книгу по ночам читал, / Раскрыв страницы до размеров ночи, / Под утро удивлялся, что устал. // Ложился он. С ним в темноте лежал, / Как тень от ящика, / столбец / зеленых / строчек. // Автобус первый, словно жук, жужжал” (журнал воспроизводит аннотацию, уже публиковавшуюся в № 11 за 2007 год, с извинениями составителя автору — в предыдущем представлении книги им была допущена ошибка в имени поэта).

Л. Ю. Фуксон. Чтение. Кемерово, Кузбасвузиздат, 2007, 223 стр., 500 экз.

Научная монография о чтении как “акте звучания произведения”: “Литературное произведение отнюдь не только то, что произведено (автором), но и то, что производит (читателя). В момент звучания слова произведения читатель, не как потенциальный (умеющий читать), а как реальный, и производится” — слагаемые вот этого процесса исследуются автором и как литературоведом, и как философом.

Герхард Шрёдер. Решения. Моя жизнь в политике. Перевод с немецкого Г. Леоновой. М., “Европа”, 2007, 552 стр., 5000 экз.

Современная — 1990-х и 2000-х годов — европейская и мировая политика глазами одного из ее участников и вершителей, а также повествование о собственной жизни, в котором автор пытается воссоздать сложные взаимосвязи между Шрёдером-человеком и Шрёдером-политиком (“Воспоминания — источник моего восприятия себя. Кусочки мозаики, словно детали головоломки, складываются в мой собственный автопортрет, а в нем мало общего с теми портретами, которые нередко создают журналисты, сопровождающие нас по жизни, — пишущие или телевизионные”).

Составитель Сергей Костырко.

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация