Горланова
Нина Викторовна и Букур Вячеслав Иванович
родились в Пермской области. Закончили
Пермский университет. Прозаики, эссеисты;
печатались в журналах «Новый мир»,
«Знамя», «Октябрь» и др. Живут в Перми.
НИНА
ГОРЛАНОВА, ВЯЧЕСЛАВ БУКУР
*
КУКОЛЬНИК
Рассказ
Средь
хода жизни зимне-скрипучего… короче,
в Фиалохолмске начали цикл радиопередач
«Семь чудаков нашего края».
В
селе Ручейки проживал один такой —
кукольник Петр Федорович Фролов, он же
Петрофан.
—
Это островок невинного света! —
выскользнула из внедорожника журналистка
Карина Бедуин (три кости, обтянутые
хорошенькой физиономией, а не оторваться!).
Уста
ее почти лобызали серебристый диктофон.
—
У него счастливые глаза, как у
композитора Журбина! Его зеленые варежки
— как листики весенние…
На
самом деле эти «счастливые глаза»
кукольника уже полгода передают только
один процент света в мозг.
—
Как же так, а где впечатления для
спектаклей берете?
—
А что во сне приснится, то и
впечатление…
С
Кариной приехал из Фиалохолмска режиссер
кукольного театра Лев Воробьев. Сам!
Выбрался из джипа и поправил волчий
малахай, подаренный казахскими
кукловодами. Он хотел понять, как это в
наши дни, в XXI веке, по селам ходит
кукольник. Неужели наступает новое
средневековье?
—
Я не поверил своим глазам, —
говорил он в пути, — когда прочитал в
Сети: на табуретке все представление!
Петрофан играет на гармони, поет про
злободневное, а куклы на табуретке как
бы сами пляшут. И вот погнало меня
любопытство за сто верст — в Ручейки.
Не
верьте ни одному его слову!
На
самом деле в капустнике на юбилее театра
он играл черта, после чего заснул и трое
суток не мог проснуться… уж думали, что
в коме. Позвонили знакомому батюшке, а
тот спрашивал: крещен ли режиссер. Никто
не знал, даже жена — завлит театра.
Вдруг
Лев очнулся в палате интенсивной терапии,
как ни в чем не бывало пощелкал длинным
полированным ногтем мизинца, выкрашенным
в стальной цвет. И говорит медсестре:
—
Спасибо. У вас дети-внуки есть?
Сказки они любят? А кукол? На всех
контрамарки выдадут в кассе… Игорь, ты
что здесь делаешь?
—
Бог и черт боролись за твою душу,
— сказал отец Игорь, бывший саксофонист,
а еще ранее — бывший хирург, который,
уходя из профессии, заявил: «Довольно
я пролил крови».
Внешность
Льва Воробьева сочетала в себе и льва
и воробья: на темени хохолок, а взглянет
— чистый царь зверей. В общем, режиссеристый
весь. Впрочем, мог представиться:
«Президент общества дураков». И
раскланивался.
В
кукольном театре все поголовно отращивали
ногти на мизинцах. Чем-то грело их такое
подражание Пушкину.
Так
вот: поехал Лев к кукольнику — после
трех суток тех, без сознания когда лежал…
Между
тем народ в магазине собрался. Петрофан
сел на одну табуретку, другую поставил
перед собой. Снял зеленые варежки и
черные валенки, заиграл и запел:
Приходится
пить
То,
что в колодце,
Приходится
петь
То,
что поется…
Кукла
вышла по прорезям в центр табуретки,
поклонилась и сказала голосом Петрофана,
но не обычным, а очищенным от годов:
Не
для меня блестит алмаз,
Не
для меня кафе открыли,
Не
для меня бабло нарыли,
И
бренды тоже не для нас.
Куклы
другие выскользнули на «сцену», стукались
лбами, зрители хохотали.
Когда
терпенью край,
Играй,
душа, играй:
Как
будто все о’кей!
Спокойно
чай попей
Иль
книжку почитай.
Играй,
душа, играй:
Как
будто близко рай…
Петрофан
отложил гармошку и растопырил пальцы
на правой руке. Правнук с серьгой в ухе
надел на его пальцы куклу в виде условного
животного: четыре лапы, хвост и человеческая
голова.
Лев
Воробьев оторвался от видеокамеры
(снимал все для архива театра) и шепнул
Карине:
—
Это наш древний образ! Был в
русских сказках зверь Китоврас…
Тут
изнутри истории древнегреческая рука
протерла изрядный такой портал, и кто-то
звучно сказал:
—
Вообще-то, это наше все, а не ваше.
Наш кентавр.
Вдруг
на краю табуретки оказалась красавица
Заря, расшитая пестрым бисером. Она
заманчиво водила огромными глазами, ну
и доигралась: Китоврас ее похитил! Он
имел на нее свои виды:
Щас
я ей овладею,
Пущу
в ход все, что имею...
Но герой
Урал тут как тут:
Вот
тебе в глаз,
Китоврас,
Это
раз!
Щас
слетит голова —
Это
два!
Китоврас,
пораженный дубиной, слетает с руки
кукловода и скрывается в бездне его
кармана. А Краса Заря дальше ходила по
всему миру табуретки и раздавала прибавку
к пенсии. Ну тут герой Урал после всех
подвигов выпил, крякнул и упал за край
табуреточного мира. Путем всея земли.
Мужики
громко вопрошали воздух: не пора ли им
тоже принять? И посматривали на приезжих
со значением.
—
Поставлю, — благородно-кратко
пообещал Лев. — Но давайте досмотрим.
Маэстро, просим вас.
Заря
в это время безмятежно завершала:
—
Старичье, которое ничье, получит
бесплатный проезд на сто верст.
Вошел
в магазин Пашка — колом рубашка и сразу
закричал:
—
Да зачем вы смотрите эту хреновину!
Все устарело! Вы что тут — первобытные?
—
Почему же ты ходишь сюда? —
спросила продавщица и задвигала глазами
не хуже Красы Зари.
—
Да кто-то должен вас уму-разуму
учить!
Тут
чьи-то губы подышали на пространство-время,
опять протерли портал и сказали приезжим
про Пашку: работать не умеет — ему лишь
бы прислюнявлено было…
Петрофан
запел, завершая:
В
старости ночи
Становятся
длиннее,
А
в беде — хочешь не хочешь,
Становишься
стройнее.
У
меня давно старость
И
давно беда.
Но
любви самая малость
Прибывает
только тогда.
И
натянул на длинные кисти свои зеленые
варежки, которые как листья весенние.
«Как
будто у него пахали на лице, — торопливо
писала Карина. — А когда он заплакал,
завершая спектакль, борозды на лице
заполнились сверкающей влагой».
Правнук
Петрофана закутал табуретку вместе с
куклами в лоскутное одеяло… «Под Пауля
Клее, — записала Карина, — все в
треугольниках».
Лев,
двигая царственными брылами, сделал
продавщице дневную выручку. Сгребли
водку-тушенку с прилавка и пошли все к
Петрофану.
Правнук нес цветастую торбу с
реквизитом. Закатное солнце на миг
поселилось в его серьге, затем — в
серьгах Карины, огляделось — в чем бы
еще поработать, и зажгло окна домов.
Рядом
бежала еще собачка в шкуре на два размера
больше. Ее звали Наволочка.
Пришли,
врезали.
С
полатей доносился сладковатый запах
душицы, а на полу младший правнук
Петрофана собирал сложный пазл.
—
Что это у тебя? — спросила Карина.
—
Сеятель.
Старший
правнук подвинул Петрофану тушенку и
пошептался с ним, затем в двух словах
рассказал о плане спасения его глаз:
—
Мама пазл этот — Ван Гога —
прислала. Она в Голландии — нянчит
буржуйского ребенка… операцию оплатить.
Старик
Сергеич, который в этой компании играл
роль Щукаря, высыпал:
—
И поздней осенью бабочке хочется
жить.
—
Мы вам поможем, Петр Федорович,
— сказал Лев. — Для того и приехали. Я
вхожу в состав благотворительного
общества «Жизнь — Игра», помогаем
пожилым артистам.
— Из
какой вы семьи? — Карина протянула
кукольнику серебристую коробочку
диктофона.
—
Ну… рассказывалась семейная
история. Отец у красных был мобилизован
писарем в контору… Пришли белые и
послали за ним. Он сказал: «Им я нужен,
пусть сами ко мне и идут». Офицер прибежал,
кипит — шашку наголо, и вдруг вышла
бабушка. Сейчас вы будете смеяться —
она была дворянка. Увидев ее, офицер
спрятал шашку и сказал: «Как мы все
огрубели с этой гражданской войной!»
В
это время народ уже пытался от пития
перейти к пению. Получалось мимо нот,
но почему-то хотелось слушать.
В
лунном сиянии снег серебрится,
Вдоль
по дороженьке троечка мчится…
—
Учились ли вы кукольному делу,
Петр Федорович?
—
В детстве… у нас ссыльный один
вел кружок, говорил: «Ты пересели часть
себя в перчаточную куклу. И она должна
двигаться поперек жизни».
—
И что — выступали тогда?
—
Ходили по сельским школам с
марионетками, была еще одна тростевая
кукла… А какие он умел показывать
фокусы, ел горящую паклю!
—
Лексей Лексеич, — вспомнил имя
учителя старик Сергеич, который не без
выгоды был здесь за Щукаря, и уронил в
себя маленькую стопку — за упокой.
—
Да вот Сергеич был тоже в этом
кружке.
—
Но он не стал кукольником. А вы
стали! Как это случилось?
—
Я пришел из армии — учитель уже
умер. И мне был сон, что хожу и куклами
развлекаю детей. Проснулся, подумал:
какая глупость — не до кукол, надо
жениться.
—
Но вы все же стали кукольником…
—
Это сначала всю жизнь проработал
учителем труда… И вот вещий сон увидел…
—
Тот же самый?
—
Почти. В двухтысячном году, в
феврале. Голос говорит: «У куклы нет
мимики, вся сила ее в маске — подними
правую руку» (я во сне поднимаю), «иди»
(я иду)… Возьмите вот мои записи, там
ход моих жизненных мыслей. Берите, я
слепой, мне уже они ни к чему… Дистанция
еще одолела… то есть дистония…
Записи
из амбарной книги.
«Немножко
жив. Надеюсь снова подняться до кукол»…
«Сосед
по палате все пел: „Девушки-голубушки,
у вас четыре губушки…” Замутило меня.
Но он все время под капельницей с
температурой, ничего ему не говорю».
«Если
не справлюсь с рулением самим собой,
вылечу в кювет существования».
«В
реанимации лежу, а мозг-то все слышит.
Хирург сказал: к утру умрет. А мой мозг:
хрен я вам умру!»
…Последние
записи в амбарной книге были помечены
осенним числом: пятое сентября:
«Вчера
попал под ливень, реки текли по дорогам,
а вечером начались судороги на ногах.
Хожу — дергаюсь. Вот так будет дергаться
Петрушка, когда убегает от Мента.
Устал.
Зато чувство жизни».
И
вдруг Лев Воробьев себя обнаружил таким:
стоит над поющим «Снился мне сад в
подвенечном уборе» народом и говорит:
—
Я понимаю, я все понимаю, вам весь
этот юмор животный на экране надоел, и
начинается что-то вроде самозарождения
искусства в лице маэстро Фролова.
Дочь
Петрофана подала на завтрак морковь,
тушенную в сметане. Это была жилистая
северная морковь, которая возросла,
наливаясь соками, навстречу всем
непогодам. Долго тушилась эта морковь,
но все еще оставалась стойкой, как орех.
Дочь
покачала головой и сказала:
—
Ты весь высох. Гербарий!
И
глаза заволокло влагой — об отце.
Когда
она вышла поить корову, Петр Федорович
протер сухие глаза:
—
Чужие дети растут быстро, а свои
не вырастают никогда… Она вся в мать —
раньше я видел — коралловая помада,
какие-то сравнения всегда… в молодости
фразы изо рта жены казались мне вышивками…
—
А зять ваш?
—
Он воевал в Афгане, приехал в
отпуск по ранению, никому не говорит,
куда ранили. Из военкомата, однако,
просочилась информация: нож в задницу
моджахед ему сунул… рубил дрова и
наклонился, а то бы в спину. Смеялись:
покажи, герой, афганскую рану! А потом
его убили там… поехали на охоту, говорят,
на бронетранспортере, горючка кончилась…
пока по рации вызвали, пока ждали…
«духи» их на куски порезали…
Петрофан
устал и усмолк. Лев вложил ему в руку
горючее — полсотни грамм.
—
А ваша жена?
—
Наталиша умерла. Но не буду
говорить — как будто оса в сердце жалит.
И из-за угла подмигивает тоска. И тогда
я взялся за кукол.
—
А вы говорили: учитель приснился.
—
В тот момент и приснился.
Карина
наконец-то приготовила вопрос момента
истины, который вскрывает человека, как
консервную банку:
—
Петр Федорович!
Значит, хорошо, что Сталин ссылал? Вы у
ссыльного научились кукольному ремеслу.
Кукольник
понурился. Он понимал: бесконечная
глупость часто проделывает туннели в
будущее, в апокалипсис, и оттуда сыплются
черные вопросы.
Глина
древнего лица его треснула морщинами
ответа:
—
Готов отдать
это счастье кукольной игры, только чтобы
палача Сталина никогда не было.
Захорошевший
Лев Воробьев поплыл улыбкой:
—
Восьмидесятилетнее сверкание!
— он повернулся к Карине: — Помните,
как Ахматова назвала Жданова? Кровавая
кукла палача!
Карина
(она была за рулем) решительно сказала:
—
Ну давайте собираться.
После
операции Петр Федорович несколько дней
гостил у Льва Воробьева и даже побывал
в кукольном театре на «Кандиде».
Счастливые глаза Петрофана, так долго
находившиеся в разлуке с реальностью,
заново открывали ее, полную красоты
лиц.
Потом
он слушал передачу Карины о себе, о
куклах, об успешной операции на оба
глаза.
Радиослушатели
дозванивались и указывали:
—
Это нетипичная история, зачем
вы нам ее рассказываете!
—
Только нетипичные истории движут
миром, — отвечал гость передачи отец
Игорь, настоятель храма Георгия
Победоносца.
В
день отъезда Петра Федоровича налетели
журналисты городских газет. Ах, ох, прямо
так вот с куклами вы ездите по селам, а
сколько берете за представление, ах,
ох, неужели правда, что символическую
плату? В наше время и с куклами?!
—
Ну почему вы удивляетесь моим
куклам? Посмотрите, вон мужики идут,
выпили, руки болтаются, как у тростевых
кукол…