Анонс
июльского (№ 7) номера журнала «Новый
мир»
ПРОЗА
Владимир
Губайловский. Учитель цинизма.
Роман. Начало
Повествование,
написанное с ориентацией на жанр «истории
моего современника»; то есть роман
классический (как бы), выстраиваемый
сюжетом взаимодействий индивидуальной
биографии автора-повествователя и его
Времени. Времени и в традиционном
понимании, то есть времени историческом
– текст содержит картины из жизни
молодого человека, студента МГУ на
излете советской эпохи, коя предстает
здесь в том облике, в коем ее знали те,
кто жил в те времена, а не в нынешнем ее
киноварианте. И одновременно в изображении
стиля жизни и психологии позднесоветских
лет, в изображении героя, сюжетов и
микросюжетов его личной биографии
присутствует не только попытка автора
точно воспроизвести черты минувшей
эпохи, но и стремление показать то, то
обнажало для нас то Время в природе
человека и в устройстве окружающего
нас мира. Как раз вот это и делает
«воспоминательную прозу» Губайловского
романам.
Темы
и мотивы: друзья, родители, студенческий
быт; Москва и провинциальная Россия,
начинавшаяся в не слишком отдаленном
Подмосковье; математика как наука и как
образ мышления, шизофрения как патология
и как полная свобода и т. д. Роман,
вошедший – на стадии рукописи - в список
финалистов премии «Большая книга»
Валерий
Буланников. Скрепка.
Рассказы
Традиция
старинного русского рассказа в сегодняшнем
ее изводе – рассказ про душевное (и -
духовное) смятение, пережитое насельниками
современного небольшого монастыря
(«Скрепка»); и рассказ про сына, навещающего
мать в доме для престарелых, доме
достаточно специфическом, в котором
матери вроде как хорошо, и ей, действительно,
там комфортно; а также про то, от чего,
на самом деле, умирают старики («ПНИ»).
Виталий
Сероклинов. Санитарная зона.
Рассказы
Рассказы
про грань между «нормой» и патологией
в жизни человека и жизни социума - про
пожилого астронома, человеческая
естественность поведения которого
вызывает агрессию общества; про заботу
матери о дочке, о попытках ее приучить
девочку, а потом и молодую женщину к
правильной, гарантирующей успех и
счастье жизни; про человека, нашедшего
для себя точку жизненной опоры вне этой
жизни и т. д.
Виталий
Щигельский. Невидимка.
Рассказ
"Далеко
не каждому дано высшее право постичь
себя. Часто человек проживает жизнь не
собой, а случайной комбинацией
персонифицированных понятий и штампов.
Каждый раз, перечитывая некролог
какого-нибудь общественно полезного
Ивана Ивановича и не находя в нем ничего,
кроме постного набора общепринятых
слов, задаешься справедливым вопросом:
а был ли Иван Иваныч? Ну а если и был, то
зачем, по какому поводу появлялся?
Впрочем,
среди принимаемого за жизнь суетливого,
шумного и бессмысленного маскарада
иногда попадаются люди, вдумчиво и
упрямо заточенные не наружу, а внутрь.
В коллективных социальных системах их
обычно считают больными, а больные
принимают их за посланцев. Если кому-то
вдруг захочется ляпнуть, что истина
лежит где-то посередине, то этот кто-то
явно не ведает ни середины, ни истины…
Одним
из таких посланцев был Эдуард Эдуардович
Пивчиков ..."
Евгений
Шкловский. Реликвия.
Рассказы
Четыре
новых рассказа в жанре психологической
новеллы, который разрабатывает в нашей
прозе Шкловский, предложивший свой
вариант сочетания жесткого, вполне
«реалистического» психологического
рисунка с гротеском, ориентирующим в
его текстах сугубо бытовое на - бытийное.
Рассказ про человека, подсознательно
стремящегося занять как можно меньше
пространства в окружающем его мире
(«Зеркало»); рассказ про человека,
лишенного способностей и как будто
самой воли жить, но который, тем не менее,
делает усилие собрать себя заново с
помощью самого процесса записывания
своей жизни - «Сейчас уже редко рукой
пишут, больше по Интернету, sms всякие,
несколько словечек – и все. По клавишам
тюк-тюк. А тут не клавиши. Тут рукой
непременно надо, рукой и сердцем.
Непременно сердцем!» («Мы пишем»); и
другие рассказы.
СТИХИ
Подборки
стихотворений Юлианы
Новиковой "На расстоянии огня",
Дмитрия Быкова "Новые баллады",
Татьяны Полетаевой "Ты такую не знал",
Виталия Науменко «Косноязычие»,
Игоря
Караулова "За палеонтологию"
(Да
и небо тоже - ворованное или ввезённое.
Хорошо,
если хотя бы лицензионное.
Шведское
небо, подсвеченное с углов.
Вон
облако, как сгорбленный рыболов,
несёт
за спиною сеть,
а
в сети полыхает сельдь.
Нам
прислали такое небо в обмен на нефть
и
оставили до вечера повисеть.)
Подлинник
речи. Современная армянская поэзия в
переводах Георгия Кубатьяна (Ваагн
Мугнецян, Акоб Мовсес, Рачья Тамразян)
ФИЛОСОФИЯ.
ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
Андрей
Волос. Русские в Средней Азии
Про
историю России в Средней Азии и про Азию
как часть жизнь России. Вступление: "В
начале мая 1997 года я провел несколько
дней в штабе мотострелковой бригады
Министерства обороны республики
Таджикистан", "совсем рядом,
буквально за парой горных хребтов,
моджахеды Ахмад-шаха Масуда сдерживали
вооруженные отряды талибов, рвущихся
к границам Таджикистана. Талибы хотели
перенести афганскую войну на территорию
бывшего Советского Союза, который в
свое время – и совсем недавно – капитально
в ней проучаствовал на их собственной
территории. В самом Таджикистане война
(жестокая, беспощадная, кровопролитная,
но оставшаяся почти неведомой миру)
только-только утихла", "комбриг
расстроенно вздохнул и пробормотал,
как будто недоумевая: – Вот занесло-то,
ядрена копоть! И куда, спрашивается,
лезли?! ".
Основное
содержание очерка составляет рассказ
о том, как и когда собственно "занесло"
русских в Азию. Финальные фразы: "Триста
лет назад Бекович-Черкасский возглавил
экспедицию русских первопроходцев в
Хиву. Триста лет – легендарный срок
жизни ворона. Если бы речь шла о
какой-нибудь суетливой бестолковой
птахе вроде воробья, ничего не стоило
бы брякнуть: сдох воробей. Но ворон! –
ворон может только почить. Ворон почил.
Конец эпохи свершился".
ОПЫТЫ
Сергей
Боровиков. В русском жанре - 44
Советская
творческая элита времен Сталина –
выписки, комментарии, реплики. «Когда
я слушаю записи выступлений Вертинского
в советских концертных залах, то живо
воображаю послевоенную советскую элиту,
которая в ожидании верховной ласки или
гнева и при большом денежном благополучии
принялась изображать большой свет.
Зрительный ряд здесь можно взять из
кинофильма Ивана Пырьева «Сказание о
Земле сибирской» (1947): в антракте концерта
- ослепительные дамы и господа, меха,
платья до блестящего паркета, цветы в
вазах, декольте, бриллианты, коньяк из
маленьких стопок, пирожные, кофе и
золотые медальки лауреатов Сталинской
премии. И вот – словно бы специально
для них приехал осколок империи и звезда
декаданса.»
Сергей
Костырко. Записи.
Два
эссе: «Забор», «Пляж» - «Парадокс: какое
еще зрелище может быть более тревожным
и угнетающим, нежели вид толпы обнаженных,
беспомощных и беззащитных перед лицом
стихий людей на берегу моря. Но именно
эту картину наше время сделало для нас
праздником. Нашим избавлением от
неостановимого, казалось бы, скольжения
человека все дальше и дальше от своего
природного естества к искусственным
формам жизни».
Валентин
Барышников. Ностальгия
Пластичная
эссеистская проза про еще один подвид
ностальгии, образ которой Барышников
разворачивает в картинках дорог – дорог
европейских с их космополитическим
комфортом, с легкостью перемещения по
ним, «переходящей в легкость жизни,
поверхностное скольжение мимо миров и
укладов, гладкость асфальта позволяют
не расходовать силы на трение с
шероховатостью чужой жизни и сосредоточиться
на своей», и дорог российских, «антитезе»
европейских дорог – «Их асфальт обломан
по краям и врастает в землю обочин, в
пыль и грязь. Российские дороги ведут
не мимо чужой жизни, а сквозь нее, им
чужды абстракции пунктов А и Б. Полчаса
от Москвы – и пожалуйста: дорогу обступают
приземистые варварские постройки с
косыми изгородями и слепыми окнами. Но
страшная мысль о мертвой деревне уступает
место еще более страшной – о том, что
за грязными битыми стеклами может быть
жизнь.». И автору, последние годы
пользующемуся в основном дорогами
европейскими как будто стало недоставать
«сцепления с окружающим миром» - «Нынешние
дороги очень гладкие. Ностальгия ли это
по обломанному асфальту? Возможно, да,
но, быть может, и нет».
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Александр
Белый. Внемля арфе серафима
Статья
о споре/диалоге Пушкина с митрополитом
Филаретом и, соответственно, о "вопросе
«личной церковности» Пушкина" - "По
свидетельству Вяземского, Пушкин был
«задран» стихами его преосвященства,
который пародировал его стихи о жизни.
«Задран» значит неприятно задет. Как
известно, Пушкин был «злопамятен», то
есть старался рано или поздно расквитаться
с «обидчиком» . Вполне возможно, что так
произошло и в данном случае. Если верить
Н. В. Сушкову, биографу владыки, Филарет
назвал свое стихотворение «Пушкин, от
мечтаний перешедший к размышлению», а
наставления – опровержением
философствования Пушкина. Знал или не
знал об этом Пушкин, но спор с Филаретом
он продолжил именно на этом уровне.
...".
РЕЦЕНЗИИ.
ОБЗОРЫ
Григорий
Аросев «Нестолкновение мировоззрений»
– о книге: Андрей Дмитриев «Крестьянин
и тинейджер». М., «Время», 2012;
Александра
Гуськова «Вечера на хуторе близ Поволжья»
- о книге: Наиль Измайлов «Убыр». СПб.,
«Азбука», «Азбука-Аттикус», 2012;
Аркадий
Штыпель «С гурьбой и гуртом» - о книге:
Мария Степанова. Киреевский. СПб.,
«Пушкинский фонд», 2012.
Елена
Михайлик «Путеводитель по дважды
загробному миру» - о книге: Л. В. Шапорина
«Дневник». В двух томах. Вступительная
статья В. Н. Сажина, подготовка текста,
комментарии В. Ф. Петровой и В. Н. Сажина.
М., «Новое литературное обозрение»,
2011.
Книжная
полка Павла Крючкова
Воспоминания
о Корнее Чуковском. Составление и
комментарии Е. Ц. Чуковской, Е. В. Ивановой.
М., «Никея», 2012;
Лидия
Чуковская. Софья Петровна. Повести;
стихотворения. М., «Время», 2012;
Лидия
Чуковская. Избранное. «Былое и думы»
Герцена; Декабристы – исследователи
Сибири; Н. Н. Миклухо-Маклай; Мои чужие
мысли; Статьи. М., «Время», 2011;
Год
с русскими поэтами. Православный
календарь на 2012 год. Стихотворения,
фрагменты из дневников и писем русских
поэтов Золотого и Серебряного века.
Составитель Дмитрий Шеваров. Минск,
Свято-Елисаветинский женский монастырь;
М., издательство Сретенского Монастыря,
2011;
Нелли
Морозова. Мое пристрастие к Диккенсу.
Семейная хроника. XX век. М., «Новый
хронограф», 2011, 352 стр. («От первого лица:
история России в воспоминаниях, дневниках,
письмах»).
Александр
Рубашкин. Заметки на полях жизни. СПб.,
«Петрополис», 2011;
Петр
Зайцев. Записки пойменного жителя.
Рыбинск, «Медиарост», 2011;
Г.
Е. Гернет, Е. Г. Друкарев. Он умер от
радости. СПб., «Европейский Дом», 2011;
Михаил
Нодель. Книга жизни. М., «Laterna Magica», 2012;
Молитвы
русских поэтов. XX – XXI. Авторский проект,
составление и биографические статьи
В. И. Калугина. М., «Вече», 2011.
Кинообозрение
Натальи Сиривли
Шарманка
На
этот раз – об, увы, недоступном широкому
зрителю фильме: «Есть такой фильм -
«Сентиментальный
романс – 2000. Реквием XX веку».
Точнее, даже не фильм - цикл из 15 коротких
монтажных фильмов на основе русских
песен и романсов в исполнении Олега
Погудина, «Венок киносонетов», созданный
сотрудником Госфильмофонда Валерием
Босенко к 100-летию отечественного кино.
Это – выдающееся произведение. Без
дураков. Я не решалась до сих пор о нем
написать просто потому, что его практически
невозможно увидеть. Фильм всего пару
раз демонстрировался публично в 2008 году
и существует ныне лишь на DVD-дисках,
подаренных в год 100-летия российского
кино всем участникам архивного
кинофестиваля «Белые столбы». Судя по
стопроцентному отсутствию резонанса,
никто из участников его так и не
посмотрел».
Детское
чтение с Павлом Крючковым
О
литературной премии имени Чуковского
и ее лауреатах, в частности, об Александре
Кушнере, Григории Гладкове, Артуре
Гиваргизове, Викторе Лунине, Сергее
Махотине. Заканчивается обзор
представлением детского поэта из
Арзамаса Галины Дядиной, которая «играет
на всех инструментах сразу: она тщательно
работает со словом, извлекая из него
все мыслимые и немыслимые вторые смыслы.
Она дурачится, шутит, «переворачивает
перспективу». Но, главное, почти все
свои открытия замешивает не на иронии,
а, что гораздо труднее, на лирике, помня,
вероятно, о том, что естественное
состояние для ребенка – это счастье.
Если
я во сне летаю, –
Набираю
высоту,
Обгоняю
птичью стаю –
Это
значит, я расту.
Мне
один знакомый метко
Так
сказал (и был он прав):
«Мышь
во сне летала редко,
Чаще
всех летал жираф!»
Библиографические
листки. Книги (составитель С. Костырко).
Периодика (составители А. Василевский,
П. Крючков)