МАРИЯ
ГАЛИНА: ФАНТАСТИКА/ФУТУРОЛОГИЯ
СМЕРТЬ
ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ
Кончилась
эпоха? На самом деле две (о братьях
Стругацких и журнале «Если»)
Смерть
большого человека, писателя — всегда
«новостной повод». Тут нет ци-низма,
понятно, что Сеть будет полна восклицаний
типа «кончилась эпоха!» (она уже несколько
раз кончалась в прошлом беспощадном
году, когда оплакивали Рея Брэдбери и
Гарри Гаррисона), прощальных фотографий
и факсимиле автографов, а в СМИ появятся
некрологи, мемуары и т. п.
С
Борисом Натановичем Стругацким, однако,
случай особый.
Дело
в том, что он был очень наш. До последних
дней вел в Питере литературный семинар
и несколько лет в режиме нон-стоп отвечал
на всевозможные вопросы в интернет-интервью;
а еще курировал учрежденный в 2002 году
журнал «странной прозы» «Полдень, ХХI
век» и личную премию «Бронзовая улитка»
и еще одну именную «Премию АБС». Подписывал
письма в защиту гонимых и несчастных —
традиционная «повинность» интеллигента.
Не боялся резких высказываний, но при
этом, как я понимаю, был достаточно
сдержан и осмотрителен, поскольку знал
цену Слова.
Но
дело даже не в том, что мы потеряли
человека и учителя. Мы потеряли Легенду.
В первую очередь он был для нас «братом
Стругацким» — пока он был жив, писатель
по имени «Братья Стругацкие» был с нами.
(Тут
добавлю в скобках, что сотворчество —
процесс загадочный и химический, кто
тут катализатор, кто материя, кто душа,
кто тело и всегда ли эти роли закрепляются
в тандеме жестко — все это на самом деле
неустановимо, и тот, кто пытается
вычислить долю участия того или иного
соавтора, принизив при том роль другого,
ни черта на самом деле в механизмах
творчества не смыслит.)
Когда
на следующий день после смерти Бориса
Натановича Стругацкого мне позвонили
с радио «Свобода» и я сказала все, что
в таких случаях положено (при этом утирая
слезы, но по радио этого не видно), то
Андрей Шарый (я уже как-то беседовала с
ним, он ведет материалы по фантастике
и прогностике) спросил, помимо всего
прочего, были ли Стругацкие так же
популярны на Западе, были ли властителями
дум там? Я ответила что-то вроде того,
что, мол, на Западе традиция фантастики
не прерывалась идеологическим давлением
и указами сверху, тогда как у нас ее
раскатали по бревнышку (почти все
журналы, где печаталась фантастика,
закрыли в конце 20-х, были и другие
причины), и потому именно у нас появление
свободной и раскованной прозы Стругацких,
вновь вернувших фантастику в литературу,
восприняли как сенсацию, и дальше
развивать эту тему не стала.
Не
хотелось говорить, что на Западе
Стругацкие, пиши они на английском, были
бы просто хорошими писателями, равными
среди первых, а не первыми среди равных.
Ситуация гипотетическая, но вот другая,
реальная — на Западе их хорошо переводили
и хорошо принимали, но не ждали новых
книг с таким трепетом и напряжением,
как мы, и даже, казалось бы, близкий нам
Станислав Лем отзывался о Стругацких
доброжелательно, но без захлеба.
Ничего
обидного в этом нет.
Избитый
пример: если два имени — Толстой и
Достоевский — проговариваются любым
культурным западным человеком с уважением
и даже без ошибок, то, скажем, на Пушкина
реакция не столь однозначная, с некоторым
оттенком недоумения, мол, да, знаем, что
это ваше все, но у каждой культуры свои
загадки.
Что-то
ускользает, умирает при переводе.
Что-то
работает в контексте, но вне контекста
работать с той же мерой эффективности
перестает.
Есть
писатели всемирного значения, а есть —
национального. И неизвестно, что важнее.
Потому что при помощи национальных
писателей нация сама себя строит. При
помощи языка, формы высказывания,
словечек, паролей и т. п. О чем я уже
писала как раз применительно к Стругацким
в одной из прошлогодних колонок — и
тоже по печальному поводу — в связи с
уходом Рея Брэдбери.
Стругацкие
— явление огромного масштаба, однако
весьма специфическое. Я об этом говорила
уже не раз, и не только я, — скажем, через
два дня после кончины Бориса Натановича
переводчик и востоковед banshur69
(Владимир Емельянов) написал в своем
блоге от 25 ноября 2012 года:
«Мы никогда не можем угадать, откуда
выйдут классики русской литературы. В
первой половине прошлого столетия ими
стали журналисты Ильф и Петров. Мы готовы
были признать великими писателями самых
матерых диссидентов и антисоветчиков,
но только не заурядных певцов советского
строя. Но оказалось так, что два их романа
оказались живее всех живых, встали в
нашей памяти наряду с Булгаковым,
Платоновым. <…> Точно так же мы долго
не готовы были признать в пьянице и
бомже Веничке Ерофееве первостепенного
автора, пока цитаты из его поэмы, услужливо
подсказываемые нашей памятью, не привели
нас к такому печальному выводу. Ровно
то же самое произошло и с братьями
Стругацкими, которых мы считали кто
фантастами, кто сатириками, кто философами,
но только не великими писателями земли
Русской (к тому же считать таковыми
Натановичей вообще многим не приходило
в голову). Где-то ближе к нулевым оказалось,
что придется все-таки смириться с тем,
что оно вот так. Гениев могут поставлять
и легкомысленные жанры. Писатели эпопей,
смиритесь. Классик — не тот, кого цитируют
публично, а тот, кого цитирует наша
память, когда мы едем в метро или стоим
в очередях за очередной бумажкой».
Хороший
урок авторскому тщеславию, но дело не
в этом.
Специфика
явления состоит в том — и Владимир
Емельянов пишет об этом дальше, — что
Стругацкие писали для нации, которая
перестала существовать — или же, добавлю
я, если и существовала, то только в
воображении, в идеале. Эта нация —
«единая общность — советский народ»,
и существование ее было провозглашено
в 1961 году, когда, выступая на XXII съезде
КПСС, Н. С. Хрущев заявил: «В СССР сложилась
новая историческая общность людей
различных национальностей, имеющих
общие характерные черты <…> —
советский народ». Идея новой общности
(ей предшествовала послевоенная, краткая
и лихорадочная вспышка инспирированного
властью национализма) была с облегчением
воспринята просвещенной интеллигенцией,
измученной «делом врачей» и прочей
борьбой с «безродными космополитами».
Тем более что она соответствовала идеям
шестидесятничества и сопутствующему
этим идеям не менее краткому и
лихорадочному, чем попытка сплотить
нации вокруг «старшего брата», но гораздо
более конструктивному взлету энтузиазма
на полях науки и культуры.
Идеал,
как известно, способен влиять на
реальность, формировать ее (в идее новой,
наднациональной общности ничего плохого,
на мой взгляд, нет, скорее наоборот), и
произведения Стругацких, посвященные
Миру Полдня, как раз и были трансляцией
идеальной советской модели. Трансляцией
более эффективной, чем любые пропагандистские
приемы, поскольку здесь и сейчас
пропаганда терпела крах: идеал сталкивался
раз за разом с грубой действительностью,
и такое столкновение порождало либо
цинизм, либо раздвоение личности. В этом
смысле повести Стругацких, отнесенные
в далекое и в принципе непроверяемое
будущее, были прекрасной психотерапией.
Поначалу ХХII век — а именно так («Полдень,
ХХII век») называлась первая книга цикла
— таким будущим и казался. Сейчас
осталось всего сто лет до этого светлого
будущего — ну и что? — радио, как писал
Илья Ильф, есть, а счастья все равно нет.
С
единой общностью не сложилось. Потому
не знаю, будут ли тексты Стругацких из
«полуденного» цикла так же значимы для
тех, кто родился в постсоветское время.
Пока что попытки приложить Стругацких
к современности, скажем, экранизировать
«Обитаемый остров» (в сущности, повесть
— о противостоянии тоталитаризму и
промывке мозгов, где сверхчеловек Максим
выступает «богом из машины» по отношению
к обитателям Саракша, обычным людям,
обывателям, то есть — по отношению к
нам самим), дали нечто совершенно
неудобоваримое, хотя, казалось бы, тема
по-прежнему актуальна. Но сместились
акценты, и этого оказалось достаточно.
Остается надежда на фильм Германа, но
Герман как раз оттуда, из той нашей
культуры.
И
когда Владимир Емельянов пишет, что
«Стругацкие в своих текстах демонстрируют
мироощущение советского итээровца
60—70-х годов с его восторгом перед
техническим прогрессом, космическими
полетами и самостоятельностью созидающего
интеллекта. Этот тип безвозвратно ушел
вместе с советской цивилизацией», то
он абсолютно прав. Прекрасный на самом
деле тип, добавлю я. Хотя Лайку жалко. И
собаку, к спине которой пришита голова
другой собаки, — тоже. И безымянных для
обывателя мучеников, сгоревших,
задохнувшихся и облучившихся во время
ракетных испытаний. И известных всей
стране мучеников — тоже (кто сейчас
может с ходу вспомнить фамилии
Добровольский, Волков, Пацаев?). И, в
очередной раз вычитывая из СМИ, что
космическая наша программа находится
сейчас там, где находится, я иногда думаю
— а не возмездие ли это за те поспешные
жертвы, принесенные ради науки,
безопасности и престижа страны? За веру
в холодноватое торжество разума, которое
«все спишет» (в «Часе быка» с такой
стратегией, не жалеющей «расходный
материал», в том числе и подопытных
животных, безжалостно — устами своей
героини Фай Родис — разделался Иван
Ефремов).
Однако
ведь и сами Стругацкие менялись. От
воспевания высокого самопожертвования
человека во имя человечества (в «Стране
багровых туч») до объявления этой
«расходной» стратегии «твердокаменными
заблуждениями» (в «Стажерах» — «главное
— на Земле!»). От идей научного поиска
и принципиальной познаваемости мира —
до мистицизма и гностицизма в «Отягощенных
злом». От гимна прогрессу и прогрессорству
(еще один их термин!) — до отрицания
этого прогресса, переступающего через
малых сих («Улитка на склоне»). Собственно,
эта вот «единая общность — советский
народ» ведь и воплощала в себе до какой-то
степени идеи прогрессорства — хотя бы
насильственный «подъем» национальных
окраин прямиком из феодализма в социализм,
минуя стадию капитализма (как говорилось
в тогдашних учебниках истории).
Стругацкие
менялись вместе со страной, в том же
темпе — вот еще одно свидетельство их
«здешности».
Так
что мироощущение советского итээровца
— еще не вся правда. Иначе культурное
значение Стругацких уменьшалось бы со
временем, но оно, кажется, растет.
Свидетельством тому — издания и
переиздания собственно произведений
Стругацких, а также несколько жизнеописаний
(самое живое и неравнодушное из которых,
по-моему, принадлежит перу Анта
Скаландиса), вышедших уже после смерти
Аркадия Натановича, но при жизни Бориса
Натановича, и множество научных работ,
посвященных Стругацким, в том числе и
обширный биобиблиографический труд
группы «Людены», приведший к созданию
многотомного собрания черновиков, писем
и рабочих дневников братьев — «Неизвестные
Стругацкие» (вдохновитель и мотор —
Светлана Бондаренко), без которого любой
стругацковед не мыслит своей работы.
Фантастика,
от которой брезгливо воротят нос
литературные снобы, — на самом деле
развернутая метафора. И когда требуется
осмыслить все ужасы, все не поддающиеся
осмыслению гекатомбы ХХ века, именно
фантастика оказывается эффективней,
скажем так, реализма. Замятинское «Мы»,
оруэлловский «1984», платоновский
«Котлован», возможно, расскажут о ХХ
веке больше, чем реалистические эпопеи.
Поскольку есть вещи, которые лежат вне
реализма, — рассудок, нормальное сознание
в ужасе отворачиваются от их буквального
описания. Впрочем, это касается не только
ужасов, но и того, что Станислав Лем
назвал «жестокими чудесами», ибо ХХ век
был не только веком иррациональных
социальных психозов, но, одновременно,
веком торжества рационализма (тут
крайности часто смыкаются) — и в этом
смысле небольшая повесть Стругацких
«За миллиард лет до конца света» скажет
не меньше о науке и познании, чем,
допустим, гранинское «Иду на грозу».
Со
Стругацкими как выразителями
общенационального в один ряд можно
было бы поставить разве что Василия
Аксенова, но он слишком поспешил стать
«гражданином мира». И тем самым, мне
кажется, упустил свой шанс.
Возможно,
с концом той эпохи, со смертью мечты,
те вещи, которые при жизни авторов были
как бы отодвинуты на периферию
читательского восприятия, станут важны
и значимы теперь. Скажем, «Град обреченный».
Или «Отягощенные злом» (последние два
романа не из самых моих любимых, но это
именно потому, что я все-таки принадлежу
тому времени и тем идеалам). Или загадочная
«Улитка на склоне» — повесть-двойчатка,
которую писатель Михаил Бутов вообще
полагает непревзойденным шедевром
советского периода.
Несомненно
одно: на зачищенном пустыре, в который
по идеологическим причинам превратилась
блистательно начинавшая советская
фантастика, Стругацкие выстроили целый
город. С конструктивистскими зданиями
из бетона и стекла, полными свежего
воздуха и солнечного света (юркие
кибер-уборщики в этих зданиях мусор
перерабатывают именно в свежий воздух
и солнечный свет)… С мрачными готическими
замками. С перемычками и воздушными
мостами между зданиями, с крытыми и
открытыми галереями. С детской площадкой,
где топчется избушка на курьих ножках,
а в песочнице играют младшие научные
сотрудники. С подземными сырыми сводами,
где капает вода, пахнет плесенью и
скрываются чудовища. Даже с шоссе, причем
анизотропным. И, как выяснилось, — с
тайными казематами (куда же без них в
каждом уважающем себя городе!), со своей
спецслужбой и контролем за контролерами.
Если
бы с начала 60-х и до конца советской
эпохи у нас не было других фантастов (а
они были!), одних Стругацких хватило бы,
чтобы радикально изменить лицо советской
литературы и снабдить советского и
постсоветского человека множеством
метафор и концепций (концепцией «Зоны»,
например, концепцией «сталкера»,
концепцией «прогрессорства»). Сейчас
невозможно сочинять что-либо с мало-мальски
оформленной фантастической идеей, не
держа в голове весь корпус текстов
Стругацких (полемизируя с ними или,
напротив, стараясь уйти от них, придумать
что-то новое — и почти каждый раз
оказывается, что рядом с этой стройплощадкой
уже стоит какое-то строение с логотипом
АБС).
А
теперь о другом.
Это
другое событие — несоизмеримое, однако
знаковое — было замечено лишь фэндомом.
С 2013 года прекратил свое существование
единственный в России журнал фантастики
«Если».
Тут,
конечно, надо сделать множество поправок
— журналы и альманахи фантастики были,
они возникали и лопались на постсоветском
пространстве, как мыльные пузыри
(«Фантакрим-MEGA» в Минске, «Империя» в
Киеве), дольше всего просуществовал —
и заметно повлиял на пейзаж современной
фантастики — основанный в 2003 году
киевский журнал «Реальность фантастики»
(главный редактор Ираклий Вахтангишвили,
издатели — Татьяна Кохановская, Михаил
Литвинюк). Были питерский журнал
«FANтастика» и сначала фэнзин (безгонорарный
малотиражный журнал), а потом — на
краткое время — «настоящий» журнал
«Звездная дорога». До сих пор выходит
в Волгограде прекрасный фэнзин
«Шалтай-Болтай», и т. п. До сих пор
существует (хотя перспектива его, не
подкрепленная именем Бориса Натановича
Стругацкого, не очень внятна) тот же
«Полдень» — журнал, а вернее, альманах
«странной прозы», публикующий не всегда
ровные, но интересные, порой экспериментальные
вещи. Есть высокотиражный, посвященный
фантастике в разных ее изводах — от
фильмов до манги и компьютерных игр —
журнал «Мир фантастики», имеющий свой,
впрочем не слишком внушительный,
литературный отдел. Однако «Если» был,
если так можно выразиться, знаковым.
Если
заглянуть в справочник Сергея Ивановича
Чупринина «Русская литература сегодня.
Новый путеводитель», то увидим, что
переломный в истории страны девяносто
первый год полон литературными и
окололитературными событиями.
Ну,
вот только некоторые.
Журнал
«Континент» с 66-го номера начинает
выходить в Москве стотысячным тиражом,
«Литгазета» публикует отрывок из
«Бесконечного тупика» Дмитрия Галковского,
на советской — и вскоре, после августовского
путча уже на постсоветской территории
— начинают выходит пять новых газет и
шестнадцать (!) новых журналов (среди
них как раз тот самый «Фантакрим-MEGA» в
Минске (главный редактор Ефим Шур),
несколько альманахов. Организуются
новые (альтернативные) и делятся, как
амеба, старые союзы писателей.
И
наконец, самые важные для нас.
13
октября 1991 года умирает Аркадий Натанович
Стругацкий — смерть, очень символически,
очень исторически совпавшая с концом
эпохи.
Тогда
же, в 1991-м, выходит в свет первый номер
журнала фантастики — «Если». Одна эпоха
закончилась, началась другая.
Журналист,
детский писатель и филолог (занимался
теорией детской литературы) Александр
Шалганов о создании отечественного
профессионального журнала фантастики
задумывался еще в советское время.
Именно с этой целью — показать, что
отечественная фантастика отчаянно
нуждается в своей площадке, — в 1985 году
Шалганов провел в «Литературной газете»,
с которой он тогда сотрудничал, дискуссию
о проблемах фантастики. Однако до отмены
цензуры и эпохи «свободного
предпринимательства» еще далеко —
целых шесть лет, и как только заслоны
падают, журнал начинает выходить — при
издательском доме «Московские новости»
(затем издатель сменился).
Первоначально
журнал позиционировался как эта моя
колонка — журнал фантастики и
футурологии, аналог американского
«Аналога» (прошу прощения за каламбур,
с этими фантастическими журналами
всегда так), причем именно как площадка
для фантастики переводной, зарубежной,
с упором на англо-американскую. Это
объяснимо — в советское время
англо-американская фантастика находилась
под сильным цензурным прессом и теперь
могла привлечь к себе наибольший интерес
подписчика, наша же казалась тогдашнему
читателю скучной и неинтересной (хотя
уже тогда вовсю работали авторы «новой
волны», но до широкого читателя они еще
не дошли). Однако уже в № 3 (18) за 1994 год
было объявлено, что журнал намерен
публиковать и наших авторов, а в № 8 (22)
за 1994 год, как гласит неистощимая
Википедия, вышел рассказ-миниатюра
Александра Силецкого «День игры»; далее
произведения отечественных авторов
публиковались почти в каждом номере.
«Юбилейные» № 6 (100) за 2001 год и № 10 (200)
за 2009-й полностью состоят из произведений
российских авторов.
Журналу,
рубрикация которого имитировала научную
(«Мотив», «Задача», «Сбор данных»,
«Условия», «Гипотеза», «Эксперимент»
и «Результат», иногда — «Коррекция»,
после которой могли следовать еще один
«Эксперимент» и «Результат»), а к каждому
рассказу или повести подверстывались
статьи, как бы разъясняющие их научный
посыл, пришлось пойти на уступку, когда
выяснилось, что футурологией и научной
фантастикой читатель перекормлен, а
вот недоступное прежде фэнтези более
чем востребовано. В результате с № 5
(41) за 1996 год вместе со сменой формата
(первоначально журнал печатался в
формате А-4) с обложки исчезло слово
«футурология». Постепенно сошли на нет
футурологические статьи и новости. Из
познавательного, просветительского
журнал сделался развлекательным (тоже
очень показательное веяние времени),
однако обаяния не утратил. Паладин
научной фантастики Шалганов скрепя
сердце отвел фэнтези два номера в год,
остальное оставив научной (или, вернее,
твердой) фантастике. Таким образом в
«Если» последнее время присутствовал
весь спектр отечественной и зарубежной
«нереалистической» малой формы —
«топовые» тексты зарубежных авторов
(часто в «Если» они появлялись раньше,
чем признавались «топовыми» у себя на
родинах) и тексты отечественные, которые
в топ наших жанровых премий журнал
«Если» как раз и вводил. Будучи единственным
постоянным игроком на поле короткой
прозы, которую тогдашние книгоиздатели
«жанра» попросту не замечали, «Если»
естественным образом это поле и
формировал, и среди нынешних звезд
фантастики нет никого, чьи рассказы и
повести не выходили бы в «Если», — именно
журнал многих и сделал звездами. К тому
же редколлегией «Если» была учреждена
премия читательских симпатий — «Сигма-Ф».
И хотя премии так и не удалось достичь
престижа западной «Хьюго», свою лепту
в формирование картины современной
фантастики она внесла. Была и учрежденная
журналом премия имени Кира Булычева.
Много чего было. Без «Если» картина
современной фантастики была бы иной —
в условиях рынка и почти тотальной
халтуры, захлестнувшей прилавки, «Если»
позволял жанру сохранять достоинство.
Можно
долго перечислять авторов, которым
«Если» сделал имя, или тех, кому публикация
в нем принесла престижные жанровые
премии, можно ругать журнал за то или
это (безупречных нет), но понятно одно:
в очень быстро меняющейся реальности
это был некий островок стабильности,
некая данность. В советское время такого
журнала быть не могло (по ряду причин,
которые мы сейчас обсуждать не будем)
— «Если» стал флагманом нового времени.
И
вот в последнем № 12 (238) за 2012 год номере
«Если» на 288-й странице приведено
обращение главного редактора к читателям,
а также комментарий от редакции.
…К
сожалению, всё в нынешнем году сошлось
в фокусе: и решение издателя, и диктат
фирм-распространителей, и возрастающая
бесплатная раздача «Если» в Сети, и
массовый выброс на рынок разного рода
«читалок». Но если с первыми двумя
обстоятельствами редакция все-таки
могла бы совладать, то справиться с
последними нам не под силу.
...И
уже не от имени главного редактора,
придумавшего, создавшего и на протяжении
двадцати лет выпускавшего журнал, а от
имени самого «Если» я не прощаюсь с
вами, но говорю вам:
До
свидания. — Александр Шалганов.
В
10-м номере журнала, где впервые было
объявлено о закрытии журнала, текст
выглядел немного иначе — про «читалки»
там ничего не было, зато были слова
«из-за стремительного увеличения числа
„пиратских” сайтов, распространяющих
номера в Сети, „Если” в 2013 году выходить
не будет».
Вправду
ли виновато в закрытии журнала «пиратство»?
Ведь любой журнал, и «Если» не исключение,
не покупает контент, а берет его как бы
напрокат, попользоваться, а потом, через
короткое время, все тексты все равно
возвращаются в собственность авторов
или попадают в собственность к другим
издателям — и пускай уже у них по поводу
пиратов голова болит. А подписка вроде
бы и вообще снимает все эти проблемы.
Фанатов у «Если» — и именно в бумажной
версии — было много, его собирали
— номер к номеру: читатели фантастики,
как ни парадоксально, народ консервативный.
Все это уже обсуждалось на форуме
«Фантлаба», где закрытию «Если» посвятили
отдельную тему.
То,
что дело не в пиратах или, вернее, не
только в пиратах, косвенно — в тех же
обсуждениях, в блогах и на форумах —
признают и сами члены редколлегии.
Пираты и правда могли бы навредить, и
очень сильно, если бы журнал перешел на
электронный формат. Но на электронный
формат «Если» как раз и не перешел. Даже
сайт журнала уже несколько лет как не
обновлялся.
Ссылка
на «читалки» тоже не проясняет дело.
«Амазон», например, торгует электронным
контентом для «читалок», и весьма
успешно. «Читалки» и предназначены для
чтения — а для чего еще? Упрекать их в
этом как-то странно. Горькая ирония, как
заметил кто-то на том же форуме «Фантлаба»,
как раз и состоит в том, что журнал
фантастики и футурологии не вписался
в современный контекст, не сладил с
информационной революцией, продолжал
выходить и распространяться по старинке…
Современная
фантастика (особенно короткая форма) в
последние десять лет постепенно
перемещалась в Сеть, на сетевые ресурсы,
на странички сетевых конкурсов, она уже
не требовала посредника в виде издателя
между собой и читателем, а «Если» как
раз таким посредником и был. Он и начинал
как посредник, вернее — как транслятор,
как и любой другой журнал из тех, что,
после краткого взлета, прогорели еще в
90-х.
Судя
по всему (закрытие «Если» обсуждалось
в фэндоме много и горячо), причина все
же не романтическая («пираты»), а
скучно-экономическая. Такой журнал, как
«Если», может существовать только при
господдержке или при мощном издательском
холдинге, но отнюдь не самостоятельно
(«Полдень», например, начав свое
существование при издательстве «Геликон»,
потом поменял издателя и до последнего
времени выходил под логотипом «Вокруг
света»), а холдингу, при котором журнал
существовал последнее время, показалось
невыгодным выпускать пул глянцевых
журналов, которые как раз и обеспечивали
выход малодоходного «Если», и он занялся
каким-то другим делом, более прибыльным…
Признаемся
честно: эпоха расцвета журналов, в том
числе и глянцевых, подходит к концу.
Кончается время посредников, по крайней
мере в нынешней цивилизационной парадигме
между автором и читателем остается
один-единственный посредник: Интернет.
А уж как автор и читатель устроятся меж
собой, нам пока неведомо.
Со
смертью Аркадия Стругацкого начала
захлопываться дверь в Мир Полдня. С
уходом Бориса Стругацкого она захлопнулась
окончательно. Одновременно, как ни
парадоксально — но фантастика привычна
к парадоксам, — закончилась и эпоха,
последовавшая за Миром Полдня, эпоха
разочарований в общественном, эпоха
индивидуального предпринимательства,
свободной — и читаемой — печатной
прессы и веселого вызова обстоятельствам,
эпоха надежд и веры в то, что один
энтузиаст может все изменить. Эпоха
героя-одиночки (а Шалганов, несомненно,
и есть такой герой). Ходят слухи, что
«Если» возродится. Дай-то Бог. Но если
и так, это будет уже другой журнал.
Началось
что-то новое. Третья эпоха, если цитировать
Толкина (по Толкину как раз в третью
эпоху Землю окончательно покинула
магия).
P.
S. Когда уже была написана эта колонка,
на «Ленте.ру»
появилась новость, гласящая, что «Вокруг
света», возможно, откажется от выпуска
«Полдня». Если это произойдет и покупателя
на журнал не найдется, «Полдень»,
учрежденный, повторюсь, в 2002 году, к
выходу в свет этой колонки прекратит
свое существование. Десять лет, конечно,
не двадцать, но в остальном разницы, в
сущности, никакой…
И
еще одно печальное известие — в начале
января в Минске скончался Ефим Шур,
главный редактор «Фантакрим-МЕGA».