Анонс
июльского (№ 7) журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Георгий
Давыдов.
Аполлон. Плутовской роман
Повествователь
в этом романе разбирается с литературной
мифологией, возникшей вокруг писателя,
который впоследствии стал фигурой
культовой, – полубездомного, не способного
ужиться с институтами советской власти,
постоянно менявшего места работы,
эрудита и охальника, автора гениальной
повести «Полет на бесе в Ерусалим» -
отпечатанной «на пишущей машинке в
четырех экземплярах в зимней Москве
1979-го», «два экземпляра были потеряны
сразу, один – обнаружен спустя неделю
в месте общего пользования для понятного
употребления, и только один выжил, хотя
и в нимбе винных пятнышек по краям», в
принципе, текста малодоступного, но
целое поколение молодых горожан говорило
фразами из этого сочинения, - охальника,
ну и, естественно, радостного и безудержного
выпивохи, умершего в самом начале
перестройки, когда текст его романа
стал всемирно известным, и герою удалось
побывать прижизненным классиком русской
андерграундной литературы. В романе
писателя этого зовут Иван Аполлонов,
для друзей – Ванечка.
Сергей
Жадан.
Продавцы счастья. Повесть. Перевод с
украинского Евгении
Чуприной
Как
бы не слишком замысловатое, отнюдь не
«остросюжетное», камерное почти («сугубо
бытовое») по материалу повествование,
но – с обращением к вечным темам. В
частности,
речь - о самой энергии жизни в современном
человеке: главные герои повести - двое
мужчин, приближающихся к «среднему
возрасту», два «лузера», если пользоваться
нынешним жаргонным определением
социально-психологических типов,
перебарывающих жизнь, и девочка-подросток
со своим жизненным напором, со своей
еще не отрефлектированной, но уже
обретенной жизненной философией.
Возможно, лучшая повесть одного из
ведущих украинских прозаиков, появившаяся
на русском языке.
Цитата:
«И тогда я рассказал ей обо всем этом:
и о водоемах, из которых неохота выходить,
и о люках, которые непременно закроются,
и о сквозняках, которые исчезнут, оставив
нас наконец наедине с нашими воспоминаниями
и отчаяньем, и об инерции, вызревающей
ныне, прямо сейчас, посреди нашей
нежности, которой нам никак не избежать,
как бы мы ни пытались, как бы несказанно
хорошо и спокойно сейчас нам ни было.
Ведь ничто не может длиться вечно,
особенно наша радость и покой. Наверно,
я зря ей все это говорил, вряд ли именно
это она хотела от меня услышать. Но мне
важно было все это сказать, не держать
в себе. И когда она ушла, молчаливая и
задумчивая, я даже не нашел в себе сил
остановить ее, поскольку понимал, что
это будет нечестно после всего, что я
ей сказал, после всего, в чем я ей
признался. По крайней мере, я ничего от
нее не скрываю, думал я, понимая, как
ошибаюсь, как потом буду об этом жалеть».
Евгений
Шкловский.
Чужой. Рассказ
Внешне
скупая, жесткая психологическая проза
без каких-либо внешних эффектов –
бытовая и бытийная ситуация двух людей:
двух мужчин, одинокого москвича и
безработного узбека-«нелегала», пущенного
им в свою квартиру - «просто жизнь»,
которая сводит два разных мира.
СТИХИ
Подборки
стихотворений Виктора
Кудрявцева «Под насыпью»,
Григория
Петухова «Пять стихотворений»,
Кирилла
Ковальджи «Стихи в темноте»,
Вадима
Муратханова «Воздух открытого сна»
(Вода
Что
толкнуло сбежать
вниз
по крутому откосу –
не
помню, но быстро
кончился
рост, и чуткая крыша
сомкнулась
над головой,
отменяя
теченье. Две огромных руки
до
первого вдоха
вырвали
из теплой утробы –
мокрого,
испуганного.
Но
успели увидеться черные травы
на
затопленном склоне
и
зеленое солнце реки. Короткая радость
стоянья на дне
до
сих пор не дает научиться плавать).
ФИЛОСОФИЯ.
ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
Сергей
Нефедов.
Тайна Чингисхана
«Тайной»
в данном случае названы сами причины
той катастрофы, которая обрушалась на
страны Азии и Европы в XIII
веке, - нашествия Чингисхана. «Как могло
случиться такое? Ведь цивилизованные
государства обладали могучими армиями
из десятков и сотен тысяч закованных в
сталь рыцарей. Их границы охраняли
неприступные крепости, а главные города
были окружены тройными каменными
стенами». И, тем не менее … «Современные
историки рассуждают о тактике и стратегии,
о мобильности и дисциплине монгольского
войска. Но во всем этом не было ничего
особенного, ничего, что отличало бы
монголов от других кочевых племен.
Некоторые специалисты говорят о военных
талантах Чингисхана – но монголы
продолжали одерживать победы и после
смерти Владыки Человечества. В конечном
счете, попытки найти объяснение приводят
лишь к осознанию присутствия тайны –
к осознанию того, что существует какая-то
иная причина всесокрушающего нашествия.
Для того, чтобы осмыслить причину этой
вселенской катастрофы,
нам нужно познакомиться с историей
кочевников – нужно понять, почему они
были столь жестоки, как они научились
одерживать победы».
ОПЫТЫ
Василь
Махно. Вруби свою музыку громче, если
сможешь… Тернополь.
Лирико-эссеистская
проза поэта Василя Махно, бывшего
когда-то жителем Тернополя, затем –
Кракова, а ныне обитающего в Нью-Йорке,
про музыку своей юности, и не только
музыку: «Пройдет каких-то тридцать лет,
и эту английскую группу и ее хиты, которые
звучали на всех дискотеках, будет помнить
только твое поколение. Теперь коллекцию
этих песен можешь запаковать в компьютерный
файл «My music», чтобы потом слушать их
вместе с нью-йоркским дождем. А кто будет
помнить твое поколение? И почему этот
дождь нью-йоркский? И, собирая сумки
перед отъездом в Нью-Йорк, не забыл ли
ты чего-то такого, за чем всякий раз
возвращаешься и никак не можешь отыскать?»
- автор вспоминает про особый,
польско-украинско-еврейский Тернополь
30-х годов, уничтоженный в годы Второй
мировой войны; про Тернополь
поздне-советский, который автор успел
застать; про годы перестроечные, когда
жизнь опять перевернулась, про
тернопольский театр, про его актеров и
бутафоров, про духовой оркестр
мясокомбината, про РУХ и про друзей,
короче – про движение истории, свидетелем
и участником которого стало наше
поколение.
ДАЛЕКОЕ
БЛИЗКОЕ
Рената
Гальцева.
В строю и вне строя. К 90-летию Фундаментальной
библиотеки общественных наук АН СССР
и 40-летию Института научной информации
по общественным наукам РАН
Воспоминания
про ставшую сегодня легендарной
библиотеку ИНИОН, которая в семидесятые
годы оказалась чем-то вроде - пусть и не
слишком широко открытого, но –окна в
мир современной мысли – «Задуманный
как флагман зарубежной информации для
высших инстанций и пропаганды передовой
идеологии для рядовых научных и учебных
кругов, он, Институт научной информации
по общественным наукам АН СССР, представлял
собой издательский симбиоз, выпускающий
для узкого читательского круга, «Для
служебного пользования», политико-философские
заблуждения врагов, и на широкие просторы
– «краснознаменные сборники», так
именовалась у нас информация для второго,
учебного эшелона читателей».
Стефан
Ляхович.
Высота 97,0. Воспоминания о Курской дуге
Журнал
продолжает публикацию воспоминаний
Стефана Ляховича о войне, начатых в №2,
2013 («Под Сталинградом»). На этот раз –
про Курскую дугу («В конце июня в боевых
порядках немцев стало заметно оживление.
Всю ночь со стороны Змиёвки слышался
непрерывный рев немецких танков,
движущихся к нашей передовой. Рев был
настолько сильный, что казалось, они
совсем рядом. Ночью далеко за Панской
загоралась ярко светящаяся точка. Как
будто на столбе повесили лампочку, и
горела она в чистом поле до рассвета,
когда замолкал рев моторов. По-видимому,
это был маяк для ориентировки танкистам
при движении ночью. Создавалось
впечатление, что танки сосредотачиваются
где-то за Панской. Это подтверждало, что
мы находимся на направлении главного
удара немцев. Танковые моторы ревели
каждую ночь, почти до 5 июля…»).
ПОЛЕМИКА
Андрей
Ранчин.
Сумерки просвещения. Высшее образование
в современной России. «"Сумерки
просвещения" – книга под таким
названием, сборник статей Василия
Розанова, была напечатана «столетье с
лишком, не вчера», в предпоследний год
XIX века. Ответственность автор возлагал
прежде всего на бездумных, но ретивых
чиновников-реформаторов. Недавно
перечитывая это сочинение, я с печальным
чувством убедился: заботы, тяготившие
автора, не канули в небытие, опасения
опять горячи, страхи – живы, а недомыслие
реформаторов от образования – неистребимо.
Хотя размышлял Розанов не только в
другое время, но и вроде бы об ином.
Преимущественно не об университетском,
а о гимназическом образовании. Но диагноз
совпал. Разве что мгла сейчас стала
погуще да потемнее».
РЕЦЕНЗИИ.
ОБЗОРЫ
Сергей
Шикарев «Бабочка и президент» – о книге:
Стивен Кинг. 11/22/63. Роман. Перевод с
английского В. А. Вебера. М., «Астрель»,
2013;
Людмила
Вязмитинова «Такая вот традиция» - о
книге: Олег Дозморов. Смотреть на
бегемота. М., «Воймега», 2012;
Вл.
Новиков «Эстетика орфоэпии» – о книге:
М. Л. Каленчук, Л. Л. Касаткин, Р. Ф. Касаткина
Большой орфоэпический словарь русского
языка. Литературное произношение и
ударение начала ХХI века: норма и её
варианты. М. АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
Книжная
полка Марии Галиной
Представлены:
Клодия
Хэммонд. Искаженное время. Особенности
нашего восприятия времени. Перевод с
английского О. Дементьевской. М.,
«Livebook», 2013;
Оливия
Джадсон. Каждой твари – по паре. Секс
ради выживания. Перевод с английского
Е. Милицкой, научный редактор Е. Наймарк.
М., «Альпина нон-фикшн» при поддержке
фонда Дмитрия Зимина «Династия», 2012;
Фильм
Андрея Тарковского Солярис. Материалы
и документы. Составитель и автор
вступительной статьи Д. А. Салынский.
М., «Астрея», 2012;
Рустам
Святославович Кац. История советской
Фантастики. СПб, Издательский центр
«Гуманитарная Академия», 2013;
Альфред
Дёблин. Горы моря и гиганты. Роман.
Перевод с немецкого Татьяны Баскаковой.
СПб, «Издательство Ивана Лимбаха», 2011;
Чарльз
Кинг. Одесса. Величие и смерть города
грез. Перевод с английского О. Кириченко.
М., «Издательство Ольги Морозовой»,
2013;
Анаит
Григорян. Из глины и песка. Роман.
New York, «Ailuros Publishing», 2012;
Екатерина
Шерга. Подземный корабль. Роман.
Издательский дом «Ключ-С», М.,
2012;
Анна
Сапегина. Постмодернистская любовь.
Роман. Мужчины провинциального города.
Сборник рассказов. СПб, «Свое издательство»,
М., «Проект Абзац», 2013;
Наталья
Бельченко. Зимородок. Стихи. Киев,
«Издательский дом Дмитрия Бураго»,
2013.
Кинообозрение
Натальи Сиривли
Легенда
№ 17
«Фильм
«Легенда № 17»
- блокбастер, рассказывающий о восхождении
к высотам большого спорта великого
советского хоккеиста Валерия Харламова,
создал не Михалков-режиссер (постановщик
картины – Николай
Лебедев),
а Михалков-продюсер, точнее - возглавляемая
им студия «ТриТэ». Авторы по-своему
честны и сразу предупреждают, что будут
врать…»
Детское
чтение с Павлом Крючковым
Ковалиное
перо
О
Юрии Ковале,
которому в этом году исполнилось бы 75
лет (1938 — 1995) – «Ну, конечно, он – детский
писатель. Одни только «Полынные сказки»,
«Недопесок» да «Вася Куролесов» чего
стоят (кто-то очень точно заметил, что
приключения Васи Куролесова – первый
в русской литературе детектив для
детей). Но я тут же вспоминаю, что
«Недопеска» страстно любил Арсений
Александрович Тарковский, решительно
считал эту повесть о сбежавшем со
зверофермы песце – гениальной русской
прозой. Да и не один, многие «взрослые»
писатели еще в старинные времена, когда
Коваль был молодым, понимали, что перед
ними нечто невероятное. Юрий Домбровский
безуспешно попытался пристроить его
рассказ в "Новый мир"».
Библиографические
листки
Книги
(составитель С. Костырко)
Периодика
(составители А. Василевский, П. Крючков)
Июльский
номер журнала «Новый мир» выставлен на
сайте «Нового мира» (http://www.nm1925.ru/), в
«Журнальном зале» (для открытого доступа)
появится после 28 июля.