Кабинет
Максим Калинин

СОНЕТЫ О РУССКИХ СВЯТЫХ


Калинин Максим Валерьевич родился в 1972 году в Рыбинске. Окончил Рыбинский авиационный технологический институт. Поэт, переводчик с английского. Автор поэтических книг «Темный воздух» (М., 2008) и «Часовые над Шексной» (М., 2014), а также книги переводов Томаса Прингла «Африканские зарисовки» (М., 2010). Живет в Рыбинске. В «Новом мире» публикуется впервые.

Все события, имена, даты, топонимы и цитаты даны по изданию: Жития Русских Святых. В 6-ти книгах. Коломна, Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1992 — 1994.



Максим Калинин

*

СОНЕТЫ О РУССКИХ СВЯТЫХ




Преподобный Леонид Устьнедумский


1551 — 1654

(память 17 июля)


Вела в обитель призрачная гать —

Копать канал до Чёрной речки надо

И ждать на болотине водоспада.

А смоли в волосах — уж ни на прядь...

Не слышал он слепней гудящих рать,

Когда сомлел от укушенья гада,

Лишь голос был, копателю услада:

«Бежать не думай, продолжай копать».


Ту речку Леонид назвал Недумой.

Двух рек и двух озёр слилась вода.

Тянулась рукотворная бразда

По «Лузской Пермце», стороне угрюмой,

Дветысячисажённая почти.

И мельница крутилась на пути.



Устьнедумский — «„И копа того непроходимаго леснаго болота от Лузы реки до Чернаго езера 900 сажен, а от Чернаго езера копа болота 40 сажен до Святаго езера, от Святаго езера до Черныя речки копа 800 сажен, а та Черная речка течет из лесных дальних болот. И обратися та Черная речка тою копаною бороздою в Святое езеро и в Черное и в Лузу реку и постави старец Леонид мельницу колесную на той речке”. Общая длина канала составила около двух километров (канал существует и ныне, исполняя свое назначение). И поскольку вырытый канал был назван преподобным Недумой-рекой, поэтому и обитель стала именоваться Устьнедумской».

Луза — река в Кировской области, республике Коми и Вологодской области.

Гать — деревянный настил через трясину.

Сажень — древнерусская мера длины, равная 2,13 м.

Лузская Пермца — «Тот край, где поселился блаженный Леонид, был край пустынный и глухой. Он и после долго назывался „Лузскою Пермцею”, то есть частицею страны диких пермяков».



Преподобный Макарий Жёлтоводский и Унженский


1349 — 1444

(память 25 июля)


Ползла уныло за верстой верста,

Вилась от Жёлтых Вод до Унжи тропка.

Четырёмстам переселенцам — топко,

Но жгуч рубец татарского хлыста.

Вдруг видят — лось завяз вблизи куста.

Кто нож, кто сук — схватили все торопко,

Но на Макарья покосились робко:

Три дня до окончания поста…


«Пускай бежит!» — промолвил старец сухо.

Сохатому один подрезал ухо,

И в сумеречной чаще зверь исчез.

Отогнан голод старцевой молитвой.

Четвёртый день лосиною ловитвой

Был начат — глядь: на ухе-то — надрез!



Жёлтоводский — Озеро Жёлтое в Нижегородской области. Ныне поглощено Волгой.

Унжа — река в Вологодской и Костромской областях, приток Волги; а также — город в Костромской области, ныне — село.

Четырёмстам переселенцам… — В 1479 году хан Улу-Махмет разорил Жёлтоводскую обитель. Из уважения к Макарию хан отпустил на свободу его и ещё четыреста христиан, но селиться при Жёлтом озере запретил.





Святой блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский


1515

(память 10 августа)


Калуга — агарянину заграда.

Правитель Симеон с мечом в руке,

Собравши православных на Оке,

Рубился с окаянными с насада.

В тот час Лаврентий в княжьем доме: «Чада,

Топор тащите! — закричал в тоске, —

Псы обложили князя на реке!

От псов оборонить его мне надо!»


А через миг стоял он средь бойцов

И призывал в столпотворенье диком:

«Не бойтесь!» — клич поверх всех голосов.

И враг бежал в смятении великом.

А праведник вернулся в терем с криком:

«Оборонил я светлого от псов!»



Агарянин — мусульманин.

Насад — плоскодонное судно.



Святой преподобномученик Феодор Печерский,

в Ближних пещерах почивающий


XI век

(память 11 августа)


Таскал он брёвна на гору с Днепра

Для кельи от рассвета до заката,

А бесы в ночь пускали вниз со ската

Всё то, что наработал он с утра.

Вздохнул монах: «Всё, злыдни, вам игра.

Христом, в свиней загнавшим вас когда-то,

Велю: берите по бревну на брата

И — вверх. Крутенька будет вам гора!»


И до рассвета бесы лес носили.

Той ночью видно не было ни зги,

Но крики разносились над рекою:

«Проклятые Феодор и Василий!

Теперь вы наши лютые враги!

Не изведём — не будет нам покою!»



Василий — святой преподобномученик Василий Печерский, в Ближних пещерах почивающий. Духовный брат Феодора Печерского. День памяти тот же.





Священномученик Кукша Печерский,

в Ближних Пещерах почивающий

Преподобный Пимен Печерский,

в Ближних Пещерах почивающий


после 1114

(память 27 августа)


В дороге будь всё время начеку:

Сквозь вятичи идут, как по кладбищу.

Сбегают пальцы вниз по голенищу —

Повсюду смерть готовится к броску.

Сначала кровь стекала по клинку —

Нашла себе людская злоба пищу —

А после потекла по топорищу.

Рассветный ветер растрепал Оку.


Не всякий край земной гостеприимен.

В Печерской церкви замер постник Пимен —

На душу набежала чья-то тень.

Открыл он рот в мучительном ответе:

«Убит брат Кукша нынче на рассвете!» —

Сказал и умер в тот же самый день.


Вятичи — восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII — XII веках в бассейне Верхней и Средней Оки.

Убит брат Кукша… — вместе с Кукшей был убит его ученик Никон, память которого — в тот же день.




Преподобный Арсений Коневской


до 1373 — 1447

(память 12 июня / 8 сентября)


Благословенен остров Коневой,

Где духи табуны оберегали.

За это каждой осенью в печали

Корел преподносил им дар живой —

Коня, что гиб в чащобе вековой.

Издревле знали ладожские дали:

Те духи под Конь-камнем обитали,

Венчавшем остров мшистой головой.


Арсений, бурей к острову прибит,

Поставил крест, потом построил скит,

И, помня об ограбленном кореле,

С молитвою к нечистым приступил,

Святой водой Конь-камень окропил —

И вороны над Ладогой взлетели.




Коневой (Коневец) — остров в Ладожском озере.

Корел — карелы — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Тверской области и в восточной Финляндии.

Конь-камень — валун из серого гранита с прожилками кварца размером примерно 9 на 6 метров, высотой более 4 метров и весом более 750 тонн.

Скит — уединённое жилище подвижника.




Благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор


1246

(память 20 сентября)


I


Орда ждёт крови. Воздух полон гари,

И яростное пламя рвётся ввысь.

«Огню и солнцу, русский, поклонись!»

«Творцу я поклоняюсь, а не твари!»

«Тебе велел Батый, — взревел в угаре

Эльдега, оборвав коняги рысь, —

Пройди сквозь пламя! Русский, покорись!»

«Не покорюсь». Заплакали бояре:


«Мы на себя возьмём епитимью!»

«Поганым веру не попрать мою!

Вот слава мира этого!» — и княжий

Сорвал с плеча и бросил наземь плащ.

Тут на него накинулись всей стражей,

И захрустел под саблей шейный хрящ.



Эльдега — приближённый хана Батыя.

Епитимья — наказание, налагаемое духовником. 



II


Даман салютовал своим богам

Отрезанною княжьей головою.

Феодор, окружённый татарвою,

Внимал Эльдеги вкрадчивым словам:

«Скормлю тебя, как Михаила, псам».

Все замерли, прислушиваясь к вою.

Продолжил враг с усмешкою кривою:

«А хочешь — на княженье честь воздам?


Скажу — ярлык получишь от Батыя,

И — правь заместо князя своего,

Но — в нашей вере!» «Горы золотые

Сули другим, а мне в них — ничего».

И было слово русское едино:

«За Господа умру и господина».



Даман — «…один из отступников от христианской веры по имени Даман отсек голову святому мученику».

Ярлык — ханская грамота.




Святитель Димитрий, митрополит Ростовский


1651 — 1709

(память 19 июля / 21 сентября / 28 октября)


Любил потешить пряником на праздник

Димитрий малых клириков своих,

Но дьявол затесался между них:

Стал отроком и — в очередь. Но враз вник

В обман святитель: «Что ж ты, безобразник,

Мешаться вздумал между малых сих?»

И — в глаз ему жезлом. В стенаньях злых

Умчался тот — в крови ладонь-наглазник.


А вскорости озёрным рыбакам

Попался в сети отрок одноглазый.

Один сказал: «Земле предать бы нам

Его по-христиански…» Только фразы

Не завершил — услышав тот посул,

Мертвец вскочил и в озеро нырнул.




Клирик — псаломщик, дьячок, чтец — низший чин церковнослужителей, не возведённый в степень священства, читающий во время  богослужения тексты Священного Писания и молитвы.

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация