КИНООБОЗРЕНИЕ
НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
ГОЛГОФА
По-настоящему
христианских фильмов в мировом кино
так мало, что пересчитать их хватит
пальцев одной руки: «Дневник сельского
священника» Робера Брессона, «Страсти
Жанны д’Арк» и «Слово» Дрейера, ну, со
скрипом — «Андрей Рублев»... Дальше
начинаются разночтения.
Тем
более впечатляет, когда нечто подобное
появляется вдруг сегодня, в полностью
секуляризированной, «погрязшей в грехах»
Европе.
И
ничто, главное, не предвещало!
«Голгофа»
— второй фильм ирландского режиссера
Джона Майкла МакДона, старшего брата
более известного Мартина МакДона,
снявшего культовую черную комедию
«Залечь на дно в Брюгге» (2007). Дебютный
фильм Джона Майкла тоже был, по сути,
черной комедией и назывался «The Guard»
(«Полицейский» — в нашем прокате «Однажды
в Ирландии», 2011). Этнический полицейский
боевичок с элементами черного юмора и
упоительными диалогами — про захолустного
ирландского копа (Брендан Глисон),
который хлещет виски, нюхает кокаин,
торгует оружием и пользует проституток,
но, когда припирает, идет до конца и
вдвоем с чернокожим фэбээровцем (Дон
Чидл) лихо мочит плохих парней за то,
что они убивают хороших.
В
«Голгофе» — практически тот же набор
актеров, то же ирландское захолустье,
та же сюжетная схема: главный герой с
ирландским упорством идет до конца.
Только Брендан Глисон играет тут не
копа, а католического священника. И это
мгновенно выводит коллизию на совершенно
немыслимый уровень. Даже не знаю, что
можно поставить рядом. Разве роман Грэма
Грина «Сила и слава» — так же просто и
с тем же оглушительным ощущением
непреложного Божественного присутствия.
В
романе Грина события разворачиваются
на фоне жестокого кризиса церкви,
вызванного гонениями со стороны
социалистического правительства
Мексики. В «Голгофе» кризис, пусть и не
столь кровавый, но масштаба не меньшего,
обусловленный педофильским скандалом.
Это для нас тут истории про совращенных
священниками детишек — повод в основном
по-гы-гыкать и злорадно потыкать пальцами:
«А у них негров линчуют!» Для современной
Европы/Америки факт, что члены почтенной
корпорации, прикрываясь сакральным
авторитетом, долгие годы безнаказанно
калечили тела и души детей, — клеймо,
от которого не отмыться. Авторитет
подорван, церковь не пинает только
ленивый; на дворе — встряхивающая и
приводящая в чувство эпоха гонений,
пора, когда приходится платить по счетам.
Платить
в фильме МакДона выпадает главному
герою — священнику Джеймсу Лавеллю,
хотя он-то уж точно никого не насиловал
и не совращал. Он — хороший священник.
Верующий. Он знает, о чем и о Ком говорит.
Но однажды некто сообщает ему на исповеди,
что вкус спермы попробовал впервые в
семь лет, что все детство какой-то, ныне
покойный, «батя» его жестоко насиловал
и что за грехи негодяя в рясе ответить
придется ему — отцу Джеймсу. Потому что
плохого священника убить — это не фокус;
а вот хорошего — это да! Короче, у героя
— неделя, чтобы привести в порядок свои
дела, и в следующее воскресенье убийца
ждет его у воды, на пляже...
Отец
Джеймс, понятное дело, в шоке. Как и
всякий нормальный человек, он переживает,
он на взводе, он видит плохие сны. Но это
— не главное. Священник узнал голос
человека в исповедальне. Но ему даже в
голову не приходит написать заяву в
полицию и тем самым обезопасить себя.
А вот привести в порядок свои дела...
Он
вел хорошую, достойную жизнь. Аскетическая
келья в приходском доме, ничего лишнего:
голые стены, кровать, распятие, скамеечка
для молитв; любимая собака, службы в
церкви, рыбалка на досуге, близкие люди
вокруг.... Ну да, напарник отец Лири (Дэвид
Уилмот) — недалекий ханжа; малолетний
«злокозненный» конопатый служка (Майкл
Ол Глэйн), похоже, приворовывает церковное
вино; прихожане — каждый со своими
тараканами — грешат напропалую, но
все-таки являются на исповедь и к
причастию; а идейные противники: владелец
бара, левак и буддист (Пэт Шорт),
атеист-доктор (Эйдан Гиллен) и коп-агностик,
по совместительству гей и сторонник
ИРА (Гари Лайдон) — все равно свои
парни... Он пережил смерть жены, справился
с пристрастием к выпивке, принял сан,
уехал в эту глушь на берегу океана... Это
не бегство и не защита, это — призвание...
Он верит, что со временем, живя среди
этих людей, сможет так или иначе убедить
их, что для Бога их жизнь бесценна и это
повод — не спускать ее в унитаз.
А
тут — восемь дней! Всего восемь дней на
то, чтобы убедить родную дочь (Келли
Райлли), приехавшую на побывку с
перевязанными запястьями, что не стоит
резать вены ни вдоль и ни поперек. Восемь
дней, чтобы выяснить, кто — мутноватый
муж (Крис О’Дауд) или брутальный
чернокожий любовник (Исаак де Банколе)
— поставил фингал под глазом гулящей
жене местного мясника (Орла О’Рурк);
как и его альтер эго из «Однажды в
Ирландии», священник очень не любит,
когда бьют женщин. Восемь дней, чтобы
отговорить от службы в армии туповатого
бармена (Киллиан Скотт), готового идти
убивать только потому, что ему девушки
не дают. Восемь дней, чтобы решить: стоит
ли поддерживать грезы об эвтаназии
экстравагантного старикашки-писателя
(М. Эмметт Уолш)... Восемь дней, чтобы
помочь эпатажному гею-жиголо (Оуэн
Шарп), который бравирует тем, что в
детстве приходилось «сосать пипиську
епископу»... Восемь дней, чтобы спасти
от окончательного распада вора-банкира
(Дилан Моран), который открыто издевается
над церковью и над самим отцом Джеймсом...
Восемь дней, чтобы исцелить их отчаяние,
одиночество, злобу, страх, кровоточащий
цинизм... Это нереально! Он один.
Ни
обманывающий себя самого дурачок-напарник,
ни епископ, рассуждающий о любви по
книгам, — ему не подмога. Единственная,
кто хоть как-то способен его понять —
заезжая француженка (Мари-Жозе Кроз),
потерявшая мужа в автокатастрофе. Ей
повезло. Ей знакомо, что значит быть
любимой. И этот опыт помогает выдержать
невыносимую боль: «То, что я потеряла
мужа, — это не несправедливость. Это
просто так получилось. Несправедливо,
когда люди проживают свою жизнь, не зная
любви».
Вот
с этой чудовищной несправедливостью и
пытается воевать отец Джеймс. Успехи
невелики. Да. Ему удается утешить дочь
и убедить, что он всегда будет жить в ее
сердце, а она — в его. Еще один человек,
готовый признать, что нуждается в Боге,
— осужденный на пожизненное маньяк-убийца,
запутавшийся в шизофренической каше в
собственной голове: «Но ведь Бог меня
создал! Значит, он меня понимает» — «Да
уж. Если Бог тебя не понимает, то никто
тебя не поймет», — кивает священник.
Все
остальные — по ту сторону баррикад.
Отец Джеймс догадывается, кто ему
угрожал. Зритель не в курсе, и фабула
развивается так, что заподозрить убийцу
можно практически в каждом. Вокруг
священника — стена осуждения, недоверия
и злорадства. Доходящих до ненависти.
Кто-то поджигает его церковь. Кто-то
жестоко убивает его собаку. Даже совсем
случайный разговор с девочкой на дороге
заканчивается тем, что папаша хватает
ребенка и в ужасе запихивает в машину
— сутана священника автоматом
воспринимается как клеймо педофила. Он
бессилен. Он видит: люди вокруг умирают
от голода, но по разным причинам брезгают
пищей из его рук. И тут не только свобода
их выбора, но и страшная плата священника
за грехи его церкви.
После
эпизода с девочкой отец Джеймс срывается
в штопор. Напивается в баре, ввязывается
в драку, палит по бутылкам из пистолета
и получает битой по почкам от хозяина
бара. Дома — избитый, спьяну высказывает
напарнику все, что он о нем думает.
Напарник уезжает. Священник тоже готов
свалить. А что? Его миссия провалилась.
Он не справился. Какой смысл «метать
бисер» — пытаться достучаться до
стопроцентно враждебных тебе людей.
Он
едет в аэропорт. Там случайно встречает
француженку. Она держится. На летном
поле, на каталке — гроб ее мужа. Пассажиры
на трапе. Два парня из багажного отделения
болтают, опершись небрежно о гроб.
Француженка держится... Это — чудо.
Стоически вынести вот это — не в
человеческих силах. Священник осознает,
что женщину поддерживает исключительно
живущая в ее сердце Любовь. Та, что
приходит свыше и исцеляет любые раны.
Та самая, о которой он, принимая сан,
обязался свидетельствовать несчастным
и грешным, изломанным, раненым,
несправедливо обделенным любовью людям.
Священник
разворачивается и едет обратно. Навстречу
своей Голгофе. Не для того чтобы принести
себя в жертву — он до последнего надеется,
что этого не случится. И что он еще может
спасти потенциального своего убийцу.
Утром
по пути на пляж он еще успеет поболтать
со стариканом-писателем и передумает
вручать ему пистолет. Пушку он выкинет
в море. Там, стоя на скале, над бездной,
умудрится перекинуться парой слов с
банкиром и даже пообещает вернуть его
к жизни.
Потом
спустится к воде. И навстречу ему в
чистой белой рубашке выйдет несчастный,
дерганый Мясник с пистолетом. Дуэль:
безоружная Любовь против вооруженного
«огнестрелом» отчаяния. Они поболтают.
Мясник расскажет священнику, чем
кончается «Моби Дик», открестится от
убийства собаки: «Это не я!» Но тут его
заест: «Ты плакал, когда убили собаку?»
— «Да. Я плакал». — «А когда читал про
издевательства над детьми?» — «Нет.
Я... отстранился...» Тут священник получит
первую пулю. Это — месть. Плата за
извечное поповское «отстранение». Но
второй выстрел — контрольный, в голову
— уже осознанный выбор. Отказ убийцы
от спасения. «Возвращенный билет».
Приговор самому себе.
В
общем, получается: на одном полюсе Бог
— неисчерпаемый океан вселенской Любви,
дающий человеку силы выбраться из
персонального ада; на другом — могильный
холод отделенности, отчужденности,
отстраненности; замурованность внутри
собственного, несчастного «я». И между
ними священник, «один в поле воин», как
и в романе Грина — готовый свидетельствовать
о безграничной Божьей Любви до конца.
Герой
Брендана Глисона в «Голгофе» — тот же
примерно типаж, что и полицейский из
«Однажды в Ирландии». Изрядно потасканный
толстый рыжий чувак — независимый,
умный, упертый, с незаурядным чувством
юмора и взрывным темпераментом.
Единственное, что его отличает, — вера,
осознанное присутствие в его сердце
Бога. И это превращает Героя, готового
стрелять во имя справедливости, — в
христианина, готового подставить вторую
щеку и пожертвовать своей жизнью.
Надо
сказать, этот матч священник если и
выигрывает, то с минимальным счетом.
Финальная панорама-нарезка: писатель,
лишенный шанса на эвтаназию, сидит на
лавочке, с удовольствием ест мороженое;
жена мясника трахается с негром, и
кажется — по любви, а не назло «всем
врагам»; какой-то епископ насилует
очередного ребенка; агностик-полицейский
равнодушно изучает под лупой купюру;
жиголо-гей тоскует после соития, сидя
на очередной койке; банкир пьет;
раскаявшийся маньяк дает наконец
показания, где припрятал тело последней
жертвы; бармен пьет; циник-доктор тушит
бычок о человеческую печень в никелированной
мисочке; француженка летит в самолете,
рядом — пустое кресло, где должен был
лететь отец Джеймс; тело священника на
берегу...
И
финал: дочь героя приходит в тюрьму к
убийце, чтобы его простить.
Эпиграф
к фильму: «Не отчаивайтесь, один из
разбойников на кресте был спасен. Не
обольщайтесь, второй — осужден», —
слова блаженного Августина.
Да.
У человека есть выбор. Просто должен
быть кто-то, кто засвидетельствует, что
этот выбор действительно существует.
И в этом своем свидетельстве будет готов
пойти до конца.
Вот
такое кино...