Парамонов
Борис Михайлович родился в 1937 году в
Ленинграде. Окончил Ленинградский
государственный университет и одно
время был в нем преподавателем (кафедра
истории философии). Кандидат философских
наук. Эмигрировал в 1977 году. В 1986 — 2004
годах — штатный сотрудник «Радио
Свобода», продолжает работать для радио
и сейчас. Автор нескольких
литературно-публицистических сборников.
Живет в Нью-Йорке. В «Новом мире»
публикуется впервые.
Борис
Парамонов
*
МЕДВЕЖЬЯ
ОХОТА
* *
*
Издалека, от
дней потопа
тяните
связи
до топота,
до Конотопа,
до коновязи.
Скользя,
соединяет полоз
лыжню и
лыжу.
Чем отдаленней
лес и голос,
тем лучше
слышу.
Где филин-леший
сдуру ахнет,
как тыща
пугал,
там след, там
мед, там бортью пахнет
медвежий
угол.
Былые были
— речка млечна
и место
злачно,
и жизнь хотя
и не беспечна,
а всё ж
удачна.
Нам, раздувающим
печурку
с двух
уст согласно,
последнюю
подсунуть чурку —
и вот,
погасла.
А там
Верстовский, там Аскольда
холмом
могила.
И сколько
верст еще, и сколько
холмов, и
мило.
Письмо
в Тарусу
1
Оленька,
маленька, город Таруса,
травы и росы,
укрывище руса.
Умные книжки,
заветные сказки,
суффиксы
-еньки и -оньки для ласки.
Словоразделы
и словоеры-с,
в коих застрял
застарелый мой эрос.
Оленька
смотрит в старинную книжку,
слово «живот»
означает жизнишку,
о какового
мирном скончании
молются
москвичи с костромчанами.
Дом ли сгорит
и цветок ли завянет,
но не
печалуйтесь, братья-славяне:
славяноведенье
— это наука,
где всё равно:
что Ока, что разлука.
2
Что же другая
бубнит — география?
Бубны и горы
славе потрафили.
Не приближайся
— вышний ли, низший.
Пафос дистанции
звал это Ницше.
Пафос ли,
Бахус, лаской ли, палкой —
только
pathetic по-аглицки жалкий.
Впрочем,
забудем пи-эйчи, ти-эйчи
и перейдем,
поднатужась, на deutsche,
ибо найдется
в любом иждивенце
некая грань,
по-немецкому grenze,
то есть
граница, ее не прейдеши,
равноприсущая
Гоше и Кеше.
То, что в
последнем из легиону
не подлежит
естеству и закону.
3
Так, на границе
хора и соло
есть огурец,
избежавший засола,
ибо такой
молодец-огуречик
с ручками-ножками
есть человечек.
Не в гекатомбах
крестики-нолики,
он человечен,
он памятен Оленьке.
Не огурцы
же, не в этом же дело,
каждая кошка
знает, что съела:
было скоромно,
было ли постно,
было ли рано,
было ли поздно,
было ли гадко,
было ли вкусно,
было ли
письменно или устно?
Как же потом
рассудили ребята:
это фекалии
или котята
шли, содрогаясь,
из орифиций,
пренебрегая
телесной границей?
4
Кошка ли
мышку, контрик ли вышку,
или лисица
залезла под мышку?
Я ли терпел,
беспорточный спартанец,
или подобный
образованец?
Но объявившие
царство Урарту
предком
совдепа — Афины за Спарту
выдадут, и
без Перикла-Аспазии
перезимуют
в просторах Евразии.
Что ж до
любви, то она Абеляра
не обеляла,
а убеляла.
А потому
Элоизе для арий
самое верное
— эпистолярий.
5
Почта есть
пост: не столбы полосаты,
а воздержанье,
лишенья, утраты.
Пневма —
синоним духа и воздуха,
а не petit bleu
Мопассанова роздыха.
Почта духов
(или духов?), короче,
крест, то
есть Kreuz, философия Кроче.
Плюс (лучше
минус) на расстоянье,
как предусловие
расставанья,
а одиночество
то или это
есть предусловие
для дуэта.
Третий же
лишний, зачем эти риски,
как в переписке
Маринки-Бориски.
Так что смотри
без смущенья на то, что
было постом,
а сделалось почтой.
6
Всё ж разберемся
— плоть или слово?
Где тут
начало? В чем тут основа?
Курица-птица
с яйцами носится —
тот же вопрос
любомудру предносится.
Вот и пойми-ка,
что тут первично:
то ли пеструха,
то ли яичко.
Сфера, конечно:
округлость, ab ovo,
может быть,
эллипс, и всё-таки — слово.
А потому в
траве без опаски
яйца катаем
по случаю Пасхи.
Оленька,
голенька, дурочка, дура,
Оленька —
русская литература!
Труд твой
прилежен и отдых отраден.
Сонные ноты
твоих виноградин.
Медвежья
охота
O
Europe! O ton of honey!
Sylvia
Plath
1
Зал
заливался минуты
две:
— Медведь,
медведь, медведь, медве-е-е!
Это «Про
это»: про то, как поэт,
отлученный
от ложа и прочих конфет,
ночью
рождественской приворотной
как тень, как
пень стоял подворотней.
Итак, положив
сей первый брик,
с шепота
переходи на рык,
загороди
проезд кирпичом,
если речь ни
при чем,
и, отрекаясь
от ведьм,
оборотись
медведем.
2
Мёда охота.
Пуще неволи.
Счастья,
участья, участи, доли.
Но о пчелах
в России какая речь?
«Северная»
— Булгарин да Греч.
Разве о тех,
что среди лужков
разводил для
понта бывш. мэр Лужков.
Ну как,
пчеловод, хороша погода?
Или уйти на
другую версту?
«О Европа, о
тяжкая ноша мёда!»
Пчелы медведя
ату! ату!
Сильвия Плат
на серебряном блюде,
медведь
сиволап, как русские люди,
о чем и веду
свою речь просту.
Мантия
Наполеона твой улей,
только и тут
намечается убыль,
испаряется
спиритус, винный дух,
размножаются
полчища сартровых мух.
Впрочем,
последние — те же эринии,
так что
выстраиваются в линии.
Гоните
урсуса-руса от наших пасек и сот!
Пускай
залезает в берлогу и лапу пустую сосет!
3
Наше дело
иное, иная плесень,
леса вырубают,
медвежья болезнь,
помрачились
умы посередь зимы,
но, как сказал
один прохиндей:
отменим
монгольскую букву Ы,
и сразу гора
народит медведей.
И в славном
городе Медвежегорске
будем
поглаживать мишек по шерстке.
4
О европеянки
нежные, гордые американки!
Где ваши
пушки и масло, ваши «шанели» и танки?
Или вы сами
мохнатого гостя позвали?
Где он: в
гостиной или пока что в подвале?
А не позвали,
так не мешало позвать бы —
разве Проспер
Мериме не писал про медвежьи свадьбы?
Вот по амнистии
вышел на белый свет из застенка,
встал на дыбы
и подмял Колонтайку Дыбенко.
Дальше в
Швейцарии, кто там: медведь, медвежатник?
Взлом невинного
сейфа, а на Лемане бомжатник.
Девочка Маша,
манная каша, не думать о белом медведе,
ни о природе,
ни о параде, ни о победе.
Мёдом и
млеком, Чуком и Геком, пчела, где твое
жало?
Ульи окуривают,
то-то слеза набежала.
5
Что делать
в берлоге? Писать «Цыган»,
любоваться
пылинками дальних стран
и зверя водить
Алекой-калекой
под псевдонимом
Иван Рубан.
* *
*
Тянулась
очередь часами, долго-долго,
но кончились
часы, и вышла Волга-Волга.
Советские
часы, холодная штамповка,
к нам лягут
на весы столовка и шамовка.
О, скудным
рацио отмеренная мера,
в которой
рацион превозмогает вера!
В оркестре
медная для мелочи тарелка,
и красная
стрела, и письмоносец Стрелка.
Ступают
посуху носочки-босоножки,
а ежели вода
— резиновы сапожки.
О, порт пяти
морей, Москва с опресноками!
«И. Сталин»
— теплый ход по Волге и по Каме.
Блажен кто
верует, тепло ему на свете,
блаженный
хлынет смех, смеемся мы, как дети,
и широка
страна, и нету слаще доли,
и слезы
высохли, и хавай хлеб без соли.
О, маточка
чека, призри такую бедность
и выдай
молочка за верность и за вредность!
Бабье
лето с индейцем
Индейское
лето, чулок Чевенгука,
каблук
Следопыта!
Россия-разлука,
в Америке где-то
собака
зарыта.
Не так уж
далекая фауна-флора,
лишь
двери отверзи.
И сразу
предстанет страна Фенимора
и крейсер
«Нью-Джерси».
(Заметил
однажды в старинном волюме
тридцатого
года,
смекнув, что
в подобных широтах погода
приятней
в июле.)
Для бабы под
сорок — не возраст, а лето:
живи и
надейся
на лучшие
шансы, на то и на это,
на ласку
индейца.
А если
мальчишка — тем более двигай
на остров
сокровищ,
за правдой
и фигой, за сладкой ковригой
заморских
чудовищ.
Расстелена
скатерть, ни мало ни много,
консервы
из жести.
От кладов до
кладбищ прямая дорога —
к индейцу
в Нью-Джерси.
Он встретит
пришельца за стойкой, за баром,
как некая
пристань.
Расскажет,
какая трава под забором
в селении
Принстон.
Ты слушаешь
жадно, ты истины чаешь,
но, выйдя
из паба,
в такую
жарищу с трудом различаешь,
где лето,
где баба.