Иличевский Александр
Викторович родился в 1970 году в Сумгаите.
Окончил Московский физико-технический
институт. Прозаик, поэт. Лауреат премий
имени Юрия Казакова (2005), «Русский Букер»
(2007), «Большая книга» (2010). Живет в
Тель-Авиве, Берлине, Сан-Франциско и
Тарусе.
Александр
Иличевский
*
ТОЧКА
РОСЫ
Рассказ
Самые странные
облака из тех, что я видел, образовывались
в Сан-Франциско. Из-за разницы температур
холодного течения, льнущего к Тихоокеанскому
побережью, и теплых воздушных масс над
континентом, прогретым мелким заливом,
густые молочные реки устремляются по
утрам и вечерам к береговой кромке. В
самом городе, стоящем на множестве
высоченных холмов, низины, ложбины,
улицы и тупики заполняются непроходимой
густой пеленой. Где-то вверху глохнут
фонари и зажженные окна. Туман тучнеет
и, постепенно нагреваясь, превращается
в облако: великий слепец поднимается,
всматривается незрячими бельмами в
верхние этажи, оставляя проходимыми
переулки. Машины опускаются по авеню
Калифорния в озеро тумана и на склоне
другого холма выныривают, чтобы снова
рубиново зарыться у светофора задними
стоп-огнями.
Когда облако уходит в полет — с вершины
холма это выглядит ни с чем не сравнимым
зрелищем. Гигантский, размером с сотню
парфенонов дряблый дирижабль с
подсвеченным жемчужным подбрюшьем
понемногу оставляет внизу центр города.
Темный пирамидальный силуэт небоскреба
Трансамериканской корпорации чудится
швартовой мачтой. Происходит это уже в
полной тишине — в поздний час, когда
светофоры отключены и мигают, и лишь
желтые такси с рекламными гребнями, как
у игуан, шаря фарами по обочине, ныряют
и выныривают по холмам.
Есть какая-то тайна у этого города.
Какая-то древняя заклятость, сохранившаяся
еще со времен, когда здесь обитали
индейские племена. Наверняка на вершинах
лесистых тогда холмов, с которых
открывалась долина океанского размашистого
прибоя, они содержали при сторожевых
сигнальных кострах тотемные алтари, к
которым привязывали иногда прекрасных
пленниц. И верили, что душа кровавой
жертвы уносится вместе с туманом к
божеству облаков, представляя, как
где-то далеко вверху среди звезд обитают
все хранящиеся в нем, облаке, образы и
обличья.
Никогда не знаешь, что могут выдумать
варвары.
По дороге я часто сворачивал к причалам,
надеясь еще застать припозднившихся
рыбаков, достающих из лодок разнообразный
улов, — меня интересовали серебряные
слитки тунца, лежавшего плашмя поверх
сетей, и крабы, две-три штуки которых
иногда копошились в ловушках…
Я приходил к ней в то самое время, когда
облако поднималось до верхних этажей
небоскребов и готово было поползти в
сторону Беркли, чтобы, настигнув россыпь
домишек, университетскую башню, и за
ними — прогретых наделов континента,
— растаять.
Она была хрупкой, вечно мерзнущей
девочкой, боявшейся сырости, мечтавшей
летом перебраться в прогретый Сан-Диего
к школьной подруге, получавшей там в
университете степень по биологии.
Я почти ничего не знал о ее прошлой
жизни, понимая, что знать особенно
нечего, но не поэтому все время, что мы
проводили вместе, большей частью молчал
— очень странные ощущения, ибо любовные
дела, как правило, многословны.
Я едва умел сдернуть себя с нее или
отстраниться — так мне вышибало пробки,
— чтобы дождаться, когда, очнувшись,
она протянет руку и вырубит меня
окончательно несколькими хищными
движениями.
Однажды мы услышали какой-то странный
звук за стеной — жила она в дешевом
отеле, в древнем, одном из немногих
выживших после землетрясения и пожара
1905 года доме — тогда чуть не весь город
был отстроен заново, — винтовая узкая
лестница с этажа на этаж, стертое
малиновое сукно дорожек, пыль и
истонченные, отполированные ладонями
перила, — хриплый предсмертный крик,
какой-то булькающий ужасающий звук
вывел нас из летаргического состояния.
«У соседа астма», — сказала она, и я
натянул джинсы, вышел наружу, шагнул к
приоткрытой двери в соседний номер. За
ней, привалившись к косяку, стоял человек
с кислородным баллоном в руке, другой
он прижимал к подбородку маску. Когда
он отнял ее, чтобы что-то сказать, я
заметил родинку, большие губы, дубленую
кожу, высокие скулы; лицо человека лет
пятидесяти. Через мгновение я понял,
что это слепец: темные очки, неосвещенная
комната, за пространством которой
жемчужный туман, шевелясь, льнул к окну,
превращая его в бельмо. Человек гортанно
хрипел и не отвечал на мои вопросы, а
затем сполз на пол.
Я зажег зачем-то свет, кинулся вниз к
портье, он вызвал «скорую», и, пока не
прибыли фельдшеры, я стоял на коленях,
одной рукой прижимая к его рту маску,
другой надавливая ритмично на грудь.
Как вдруг мой взгляд упал на журнальный
столик — на стопку пухлых книг Брайля,
на женскую голову из пластилина цвета
сепии, стоявшую на блюде, — нельзя было
в этом скульптурном лице не узнать ту,
что осталась в постели за стеной.
Я услышал шаги на лестнице и поспешно
встал, протянул руку, чтобы ощутить то,
что некогда ощущали пальцы слепца,
лежавшего сейчас на полу, что ощущал
несколько минут назад мой скользящий
внимательный язык.
Больше я никогда ту девочку не видел.
Остался ее вкус на губах, вкус ее кожи,
казавшейся в туманных сумерках голубой.
Два бедра ее светлели в постели, как
большие рыбины в лодке.