Минаков
Станислав Александрович родился в 1959
году в Харькове. Поэт, переводчик,
прозаик, эссеист. Автор нескольких
поэтических книг. Член Союза писателей
России и Русского ПЕН-клуба. Лауреат
ряда литературных премий. В 2014 году был
исключен из Национального союза писателей
Украины и вскоре был вынужден переехать
из Харькова в Белгород.
Станислав
Минаков
*
УСТОЯТЬ
НА ВЕТРУ
* *
*
Ревнитель
по Боге, ответь, для чегошеньки страх?
Себя надоумлю:
боязнь — может быть, запятая,
и вверх
восклицательна. Здесь аллегорья простая:
о райских
взыскующих кущах, эдемских кустах,
в которые,
ужас изведав живой живота,
до стенки
дойдя, претворяясь, душа устремилась
и смертыньки
доброй лакает свободу — как милость,
как ласку,
взирает на землю: ну вот же, вот та
питала меня
и пытала, недолгое мясо
неловкого
тела водила по зыбким путям —
неужто вот
та? Да, вот та, да, вот та, и вот там —
не ведая
часа…
Но ежели
страх — это просто и только спина
глазастая,
жалкая, холод Орфея в Аиде,
тогда ты не
бросишь испугу калёное: выйди!
Тогда ты и
есть — подземелье, обрыв и стена.
* *
*
Думал: ужас
земной отжену,
коль сестру
обниму как жену.
И затменье
пришло ввечеру:
как жену
обнимал он сестру.
Но женою —
не стала сестра.
И настало
прозренье с утра.
И сгорел
горемычный костёр.
…Он объятья
жене распростёр
и отринул на
ярых ветрах
их обоих
сжирающий страх.
И забылась
в объятьях жена.
И почти что
простилась вина.
Кто обнимет
жену как сестру —
дольше всех
устоит на ветру.
Про
Зеведея
Се — сидит
Зеведей, починяющий сети.
«Где же дети
твои?» — «Утекли мои дети.
В Галилее
ищи их, во всей Иудее,
позабывших
о старом отце Зеведее».
Так речет
Зеведей, покидающий лодку.
И мы видим
тяжёлую эту походку
и согбенную
спину, поникшие руки,
ветхий кров
возле Геннисаретской излуки.
А вдали, как
поведано в Новом Завете,
оба-двое
видны — зеведеевы дети,
что влекутся
пустыней, оставивши дом их,
посреди
первозванных, Мессией ведомых.
Да, мы видим:
они, Иоанн и Иаков,
впредь ловцы
человеков — не рыб и не раков, —
босоного
бредут посреди мирозданья
нам в укор и
в усладу, в пример, в назиданье.
Вот — пред
тем, как приблизится стражников свора,
сыновья
Зеведея в сиянье Фавора,
вот — заснули
под синим кустом Гефсимани —
от печали и
скорби, как будто в тумане,
и всегда —
как надёжа, защита, основа —
обнимает
Иаков, старшой, Богослова.
Нам откроют
деянья, где явлены братья:
Иоанн
златокудрый — ошую Распятья,
и, сквозь
дымчатый свет тополиного пуха,
мы Святаго
увидим сошествие Духа,
а потом —
как, зашедшись от злобного хрипа,
опускает
Иакову Ирод Агриппа
меч на шею,
святую главу отсекая;
у апостольской
святости участь такая.
Дальше мы
озираем весь глобус как атлас:
Компостеллу
из космоса видим и Патмос,
и Сантьяго
де Куба, Сантьяго де Чили…
Это всё мы
от братьев навек получили
в дар —
свечение веры, величие жертвы.
Те, что живы,
и те, кто пока ещё мертвы,
грандиозную
видят Вселенной картину,
окунаясь в
единую света путину,
где пульсирует
Слово Христово живое,
за которым
грядут зеведеевы, двое.
…Да, понятен
посыл и отрадна идея.
Отчего же
мне жаль старика Зеведея?
На
«Анну тёплую»
Бабка в
валенках,
согбенная,
идёт.
Бабка маленька
—
сквозь
город-идиот.
Людный,
каменный —
да пустыни
пустей.
Ад в нём —
пламенный,
ан холод —
до костей.
Зимней шапкою
по августу
трясти?..
Губы шамкают,
иконочка в
горсти.
Цветик
аленький —
аргоновы
огни...
Бабку маленьку
спаси и
сохрани!
* *
*
Бегство
(читай — изгнание) — та же смерть,
в нём душа
устремляется в духоту,
впредь не в
силах выситься, быть и сметь,
покидая
вещное на лету.
И, попав в
непонятное, как шпана,
озираешься,
странный: некуда дальше бечь,
потому что
повсюду — одна хана,
и лишь
изгнанный может про то просечь.
Вроде б —
ходишь и выглядишь так, как все,
но не ловишь
больше наземный кайф,
а родимых,
отрезанных в чортовой полосе,
слышишь
сердцем, издали, даже не тронув skype.
Виноград
Ветку выставил
пикой и врезался в глаз —
мой открытый,
красивый, здоровый —
сверх очков.
Ну а в чём виноват грешный аз?
С табуретки
коровой
перепуганной
прянул, ладонью закрыл
бедный глаз.
Раскатились
грозди враз
из ведра. Виноград — пятикрыл —
бросил лист
на тропинку… Так стилос
указующий
ткнулся мне в око, и вот
я снимаю
умняк, разумея:
виноград,
как старинная битва, живёт
иль Егорий,
пронзающий змея.
Значит, левый
— закрой? Стал-быть, правым глядеть.
Видит хуже,
но правый.
Виноград-гладиатор
поймал меня в сеть,
честной
палкой сразил — не отравой.
Думай, думай,
мудрило, смекай, просекай,
в чём вина,
коли плачет и плачет
половина
лица. Знать, зашёл ты за край
и в вине твоя
истина, значит.