КРАЙНИЙ НА ФЕЙСБУКЕ
Виктор
Пелевин. Лампа Мафусаила, или Крайняя
битва чекистов с масонами. М., «Эксмо»,
2016, 416 стр.
Виктор
Олегович Пелевин в последнее время
пишет по роману в год, так что не успеваешь
и прочитать: «Бэтман Аполло» (2013), «Любовь
к трем цукербринам» (2014), «Смотритель»
(2015)... Вот и последний его роман, пожалуй,
можно было бы назвать не последним, а
крайним, что недвусмысленно отражает
название. Иронически обыгранный жаргонный
синоним слова «последний» подготавливает
нас к двусмысленному, несерьезному
прочтению книги, то же делает аннотация
«гибридный роман», и двусмысленность
эту в процессе прочтения мы получаем с
лихвой. Автор будто хочет прорваться в
«горячую десятку» массового читательского
внимания: чекистские генералы, масоны
и обилие «голды» вызывают невольные и
навязчивые ассоциации с бульварным
криминальным чтивом конца девяностых
— начала нулевых, заполонившим тогда
прилавки книжных магазинов.
Можно сказать, что все не так-то просто:
эта линия начата Пелевиным примерно в
то же время романом «Generation „П”», и в
1999 году роман скорее с сюрреалистическим,
чем постмодернистским повествованием
оказался злободневной сатирой на жизнь
«креативного класса»; перекликается с
ним и необычное, «условно сакральное»
имя, данное одному из ключевых героев
и контрастирующее с его личной
ординарностью, но эта деталь впервые
была использована еще в «Омоне Ра» —
для Пелевина вообще характерно
подчеркивать именование главных героев,
хотя бы это имя было прозвищем. В «Лампе
Мафусаила...» фигурирует династия
Можайских, отмеченных в нескольких
поколениях по мужской линии необычными
именами; очень легко предположить, что
фактически мы уже имеем дело с пелевинской
самопародией или же эти повторы несут
нагрузку «авторского бренда» больше,
нежели смысловую. Фамилии двоих
персонажей, устанавливающих контакт с
персонифицированным Духом Денег, вовсе
незамысловаты: один Капустин, второй
Карманников.
Роман со своей четырехчастной структурой
навевает воспоминания о русском
полифонизме: так, основной герой первой
части Кримпай Можайский становится
эпизодическим персонажем в заключительной
части, и вовсе не случайно там же
упоминание его «гомоэротической прозы»
о старушке-процентщице. Пелевин ерничает,
к месту и не к месту используя экскурсы
в философию и квазифилософию, статус
философского термина с последующим
доскональным прояснением обретают
сетевые мемы и речевые окказионализмы;
охваченым оказываются даже те самые
«рептилоиды», существование которых
проходит в культуре на грани кинофантастики
и интернет-пространства, — у Пелевина
это реально существующая «высшая
планетная раса», занявшая якобы верхушку
мирового правительства в предложенной
нам «альтернативной истории».
В «Лампе Мафусаила...», как и во всяком
пелевинском романе, мы имеем перед собой
скрупулезно прочерченный, но замкнутый
мир, строение которого проясняется
герою различного рода «учителями» по
ходу проходимого им сюжетного
пути-инициации. Такое развитие сюжета,
которым, впрочем, не исчерпывается весь
роман, берет начало еще в фольклоре
различного происхождения, можно вспомнить
хоть жизнеописание Будды, а в третьей
части — «Храмлаг» — инициируемым
оказывается и сам читатель, открывший
этот псевдоисторический (альтернативный
исторический) очерк. Альтернативное
мироздание раскрывается нам с разных
сторон, и первое, что нам встречается,
— это философские выкладки адепта Духа
Денег Кримпая, сообщающего нам о двух
основополагающих жизненных явлениях
— Вате и Цивилизации:
«...Герои финансового космоса не жулики,
нет. Они мистики. Причем очень успешные.
И помогает им не „инсайд”, а „инсайт”
— подобие особого духовного озарения,
в котором они пребывают. Во всяком
случае, так я пишу в своих обзорах, когда
работаю на Цивилизацию. Когда я работаю
на Вату, мои взгляды несколько запутанней.
Но об этом позже. Поэтому я не то чтобы
совсем не верю в мистику. Я в нее верю
— но только что объяснил, в какую.
Архаичные суеверия не для меня. Я строгий
и последовательный материалист — в
том, что касается природы моего разума
и окружающего мира. Но в Духа Денег я
тем не менее верю всей душой, хотя и не
пишу о нем в обзорах. Противоречия здесь
нет. Этот могучий Дух — такой же
материалист, как я. Материалист до такой
степени, что полностью отрицает свое
существование — и вместе с ним его бытие
тщательно скрываем мы, его слуги. Теперь,
надеюсь, дальнейшее будет понятней».
Сам же Дух Денег, встреченный героем в
психоделическом трипе, предлагает
нетривиальное вместилище нематериальной
человеческой природы — собственно,
следы, оставляемые им в виртуальности,
и рассматривает самую основу человека
как палимпсест.
Встретившиеся затем «учителя»-чекисты
раскрывают Кримпаю глаза на истинную
природу дуалистического воззрения, где
главенствующими антагонистами оказываются
куда более древние, досетевые мемы —
«чекисты» и «масоны». Но фейсбучная не
бог весть как отраженная «реалити»
вторгается и во вторую часть, выдержанную
в пародийном фантастическом ключе и
заставляющую вспоминать то Акунина, то
Шекли, то письма Макара Девушкина, —
являясь прапрадеду Кримпая Маркиану
Можайскому в виде алкогольных зеленых
чертей, которые оказываются все как на
подбор феминистками. Собственно
повествование, как и в предшествующем
«Смотрителе», как бы распадается на
части, плотность текста сходит на нет,
и мы видим торчащие грубыми углами
пустые внепространственные балки —
третья часть представляет собой и вовсе
псевдоисторический трактат на вольную
тематику, название лагеря ссыльных
масонов «Храмлаг» однозначно перекликается
с ГУЛАГом, а абажур из татуированной
кожи мейстера Голгофского — безвариантная
саркастическая аллюзия к «легенде
Бухенвальда» времен Второй мировой.
Очевидно, что для Пелевина, как и для
многих писателей современности, эта
война навряд ли еще когда-то будет
окончена, даже если за это время
запрещенные масоны успели переродиться
в простых деревенских «посонов».
Можно сказать, что пелевинские миры
вкладываются один в другой подобно
наглядно — слишком наглядно —
продемонстрированной в заключительной
части китчевой матрешке в руках Кримпая.
Которого к тому моменту зовут уже просто
Крым, модифицированно от сокращенного
Крим, поскольку звучит гораздо более
патриотично, даже в альтернативной
реальности Крым к этому моменту «наш»,
да и бывший герой-философ измельчал
как-то, сник перед могучими чекистскими
учителями. Злободневной откровенно
фейсбучно-блогерской, скорей интимного
толка, проблематикой, поднятой до ранга
философских истин, пусть я здесь и
повторяюсь, пестрит вся ткань романа:
тут и манифестированная в самом начале
гомосексуальность главного героя
(homosexuality), и, упаси Господи, «lambersexuality»
(возникшая из слияния ключевых, как
оказалось, понятий, «lamber» и «aurum»), и даже
«дендрофилия», она же «арборфилия», в
некий момент подцепленная главным
героем, и без всякого излишнего сарказма
вызывающая в памяти цветаевские строчки
«Да, был человек возлюблен! / И сей человек
был — стол // Сосновый...» — вот на основе
такого прочтения этого отрывка из первой
части романа Пелевина можно без обиняков
называть постмодернистским писателем.
А дальше, собственно, все как у людей:
из папье-маше сконструированная
современность; литературные, вплоть до
Жюль Верна и Уэллса, источники экскурса
в прошлое; дымящийся военной кинохроникой
Храмлаг. И нет оттель ни выхода, ни входа,
даже если существует единственное на
весь мир Всевидящее Око. Собственно
говоря, суть мироустройства изложена
во второй части генералом Капустиным
Маркиану Можайскому:
«— …Финансистами, как вы хорошо
понимаете, управляют масоны. А противостоит
масонам, по сути, один только светлый
рыцарский орден на всей земле — русские
чекисты. То есть мы.
Карманников при этих словах тихонько
прокашлялся.
— Я не понял, что такое „чекисты”, —
сказал я. — Не от английского ли это
„check”? В том смысле что эти люди все
любознательно исследуют и проверяют?
Или это от банковского „chеque”?
— Можно сказать и так, — неопределенно
ответил Капустин. — Не будем углубляться
в детали. Зачем вам лишняя информация?
— Что такое информация? — спросил
я.
— Ну это как бы… ну знания, всякие
сведения. Так у нас называется. У нас
считается, что если ее слишком много,
от этого у человека стресс. В смысле,
угнетение нервной системы».
В этой безвыходно финансообразующей
пирамиде чекисты давно происходят от
англоязычного «check-in», одичавшие масоны
скликают друг друга по Сибири «Масаны!
Масаны!», и вся эта кодла, за нечем больше
заняться, занимается ограничением
мироздания. По крайней мере масоны хоть
успели простить чекистам выдумку про
«абажур Бухенвальда» (так в мироздании
по Пелевину, по крайней мере)...
В общем, довольно безнадежный роман,
как и все поздние пелевинские вещи.
Возможно, в каком-нибудь следующем
десятилетии он будет читаться, как
читается сейчас «Generation „П”» — несколько
преувеличенным и метафоризированным,
но острым воспоминанием о «духе эпохи»
(взамен давно забытых реалий и ощущений
эпохи подлинной). Сейчас он читается,
мягко говоря, с трудом. И сложно под
конец не вспомнить пелевинского младшего,
но уже погибшего предшественника Егора
Радова, жизнеописание Гаутамы которого
под названием «Змеесос» начиналось
так:
«Иоганн Шатров упал из окна и разбился.
Лао и Яковлев были богами, они сидели в
буйстве сущностных облаков и сотворяли
все, что могло быть в наличии. Однажды
было скучно, и Яковлев, словно намыливаясь
благовонием астрала, приобретал
конкретную оболочку, которая говорила:
— Лао, придумай мне мир, ибо Я есть Все!
Лао, находящийся по ту сторону предела,
окружал товарища по творению райскими
прелестями истины и жизни. Он тоже мог
бы стать предметом, но в данную секунду,
или минуту, обладал абсолютным временем,
в котором нельзя терять регалии высшего
существа и нисходить в собственное
создание, чтобы разговаривать, или быть
рядом».
Не нужно было ни газетных реалий, ни
семиотических различий, ни социальных
сетей — только юность и вечная жизнь.
И информация была лишена иерархий.
Ирина ШОСТАКОВСКАЯ