*
ТЯЖКИЙ ГРЕХ
СТАДНОСТИ
Себастьян
Хафнер. История одного немца. Частный
человек против тысячелетнего рейха.
Пер. Н. Елисеева под редакцией Г.
Снежинской. Комментарий и послесловие
Н. Елисеева. СПб., «Издательство Ивана
Лимбаха», 2016, 448 стр.
Эту книгу написал в
1939 году тридцатидвухлетний немец,
эмигрировавший из фашистской Германии
в Англию, представитель того слоя
послевоенного поколения молодых немцев,
которые воспитывались в духе высоких
традиций немецкой культуры, но при этом
были начисто лишены (война избавила)
каких-либо иллюзий относительно
мироустройства и природы человека; и
которым, по идее, предстояло стать
национальной элитой Германии ХХ века.
Увы — не пришлось. Хотя сам Хафнер,
несомненно, «состоялся», но — в качестве
гражданина Великобритании, ставшего
одним из самых известных в Европе
журналистов, политических аналитиков
и историков; главные свои книги Хафнер
писал по-английски, исключение — вот
эта, незаконченная и неопубликованная
им при жизни «История одного немца»,
писавшаяся по-немецки.
Жанр книги:
автобиографический роман, «исповедь
сына века». Содержание ее составила
история политической жизни Германии
20-х — начала 30-х годов, от конца войны
до прихода к власти Гитлера; описание
общественной и бытовой жизни Берлина
тех лет; ну а главное — авторские попытки
найти ответ на вопросы: как и почему
нацизм в Германии стал тем умонастроением,
которое сплотило нацию. И почему он,
Хафнер, считавший себя истинным немцем,
для того чтобы сохранить в себе «немца»,
должен эмигрировать. Книга эта не только
свидетельство очевидца и размышления
умного образованного человека, но и —
исповедь: объектом наблюдения в своей
книге автор делает еще и себя в качестве
«среднестатистического немца» и, надо
отметить, в этом качестве себя не щадит.
То есть перед нами история формирования
нацизма, написанная «изнутри» пером
аналитика-историка и художника-психолога.
Так все-таки почему?
Прочему Германия выбрала нацизм? Причин
много. Одной из главных Хафнер считает
гражданскую инфантильность немцев,
отсутствие у них навыка частной жизни,
таланта выстраивать свой собственный
национальный мир — для того, чтобы
чувствовать себя нацией, немцам необходима
некая внешняя подпорка, ну, скажем, в
виде некой «национальной идеи», кем-то
сформулированной и правильно поданной,
что-то такое очень простое, понятное и
торжественное: «Невозможно себе
представить, насколько ребяческими по
самой своей сути являются теории, которые
способны поднять массы и повести за
собой». Вот таким «ребяческим» было,
например, представление о войне, которое
складывалось в детстве у будущих
нацистов: «Война как великая,
вдохновенно-волнующая игра народов,
способная одарить более глубокими
переживаниями и более сильными эмоциями,
чем все, что может предложить мирная
жизнь, — таков был с 1914 по 1918 год ежедневный
опыт целого поколения немецких школьников;
это и стало основой позитивного образа
нацизма». То же самое касается и лидеров
нации — самыми непопулярными у немцев
были те «обыкновенные» «спокойные»
государственные деятели, профессионалы,
которые смогли — худо-бедно, но —
наладить нормальное функционирование
экономики Германии после войны, остановить
дикую инфляцию, обеспечить нормальное
течение мирной жизни и дать стране
определенные перспективы развития;
такие, например, как рейхсканцлер и
министр иностранных дел (1923 — 1929) Густав
Штреземан, которого берлинцы могли
увидеть гуляющим в одиночестве без
охраны на своих улицах — «неприметный
маленький человек в котелке». Для «масс»
такие люди в «вожди» нации не подходят,
они для этого слишком «скучные». Облик
вождя нации должен быть неординарным.
Не важно, в какую сторону эта «неординарность»
направлена. Вождем мог бы стать в свое
время умный, талантливый политик-харизматик,
каким был министр Ратенау, «человек
необъятной культуры», и с тем же успехом
вождем мог стать человек «необъятной
пошлости» — Гитлер, вышедший «из
джунглей, из грязи и тьмы бульварной
философии и бульварного чтива; из
подземного, подпочвенного мира, где в
мутном вареве роятся бесы мещанских
чуланов, ночлежек, казарменных сортиров
и застенков». Германия выбрала Гитлера.
Гражданская
инфантильность и патернализм — явления
взаимосвязанные. Хафнер цитирует в
книге Бисмарка, считавшего, что
«гражданское мужество, то есть способность
принимать собственное решение и нести
за него ответственность, — добродетель
в Германии весьма редкая». И, соответственно,
массы всегда готовы — рады даже —
«сплотиться» в подчинении «сильной
руке» «сильного лидера». В конце концов,
в нацистскую партию в начале тридцатых
годов массово вступал не только
«мелкобуржуазный обыватель», но стройными
рядами и по собственной воле шли те, кто
когда-то составлял многотысячные
демонстрации «спартаковцев». «Свастика
внедрилась в немецкую массу, которая
оказалась <…> бесформенным, кашеобразным
тестом. Придет день — и тесто так же
легко и без сопротивления примет любую
другую форму», — пишет Хафнер. Высказывание
сильное, и вырванное из контекста оно
может показаться запальчивым высказыванием
молодого человека, но вот описание
тогдашней повседневности: улицы Берлина
1933 года, праздничные, ежедневные (!) марши
штурмовиков — и, когда их колонны
приближались, повествователь должен
был искать подворотню или глухой двор,
чтобы переждать это шествие в отдалении,
то есть спрятаться, чтобы не поднимать
руку в нацистском приветствии проносимым
мимо флагам со свастикой. Потому как
всегда была угроза, вполне реальная,
что неподнявшего руку изобьют. И не
штурмовики будут бить, а просто случившиеся
рядом на тротуаре люди. Бить уже по
собственной воле, по собственной
инициативе. И вот в таком контексте
фраза о нации как субстанции кашеобразной,
способной принимать любую форму (любую
— это буквально), отнюдь не выглядит
выплеском эмоций — это уже не суждение,
а констатация. И констатирует здесь не
автор, а, так сказать, сама жизнь.
В откликах на выход
этой книги в России лейтмотивом стало:
читайте, вот вам зеркало для нынешней
российской действительности. Ну да,
исторических аллюзий здесь много. Куда
от них денешься. Но читать эту книгу
исключительно из-за ее исторических
аллюзий значит обеднять ее содержание.
Ценность этой книги — в поиске тех
исторических универсалий, которые ведет
Хафнер. Сделаем простую вещь: заменим
при чтении книги слово «немцы» словом
«массы», и выяснится, что мы читаем во
многом и про сегодняшнюю Венесуэлу, и
про Россию, и про Китай, и про США и т. д.
То есть книгу эту следовало бы читать
прежде всего как проработку и развитие
на конкретном историческом материале
тех мыслей, которые сформулировал за
десять лет до Хафнера испанец
Ортега-и-Гассет в «Восстании масс» (не
знаю, читал ли Хафнер «Восстание масс»,
скорее всего, не читал и к нынешнему
пониманию феномена «масс» подошел
вполне самостоятельно). Ну а вот одна
из формулировок Ортеги-и-Гассета: «Масса
— это посредственность, и, поверь она
в свою одаренность, имел бы место не
социальный сдвиг, а всего-навсего
самообман. Особенность нашего времени
в том, что заурядные души, не обманываясь
насчет собственной заурядности,
безбоязненно утверждают свое право на
нее и навязывают ее всем и всюду. <...>
Мир обычно был неоднородным единством
массы и независимых меньшинств. Сегодня
весь мир становится массой».
И кстати, при чтении
«Истории одного немца» в подобном
контексте исчезает внутреннее противоречие
в построениях самого Хафнера, необыкновенно
выразительного в изображении того, как
стремительно происходило объединение
немцев в нацию вокруг нацистской
идеологии, и при этом утверждавшего,
что нацизм — это явление принципиально
анти-немецкое по духу, по строю; что его
нужно рассматривать как оккупацию
Германии силами, чуждыми ее национальной
культуре.
Изначально Хафнер
собирался употребить в названии книги
слово «дуэль», имея в виду дуэль
повествователя как истинного немца с
фашистской диктатурой. Но потом от этой
мысли отказался, хотя слово «дуэль» в
тексте оставил. И, возможно, не потому
отказался, как считает автор послесловия
к книге, что дуэль была невозможна из-за
очевидного неравенства сил. Дело, на
мой взгляд, в другом: дуэль предполагает
нахождение дуэлянтов в одном пространстве,
тогда как здесь речь идет о существовании
в пространствах принципиально разных
— здесь противостояние индивидуальности
(«частного человека») и массы, толпы. А
это существа разной породы. Национальный
аспект здесь уже на втором месте.
Сергей КОСТЫРКО