*
ЭТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
ИНТЕЛЛЕКТА
Ольга
Балла. Упражнения в бытии. М., «Совпадение»,
2016, 144 стр.
Есть
критики, пишущие только о том, что на
слуху или про то, что уже заслужило
премий. Лучшие из таких критиков пытаются
писать о мейнстриме, поддерживаемом
мощными издательствами, максимально
широко — чтобы, помимо охвата мод и
трендов, появилась возможность открывать
«новые имена». Однако в последнее время
(характеризуемое в том числе чуть ли не
полным исчезновением профессиональной
литературной рефлексии) появилась
плеяда рецензентов, которые словно бы
избегают писать о том же, о чем и все.
Выискивая малотиражные или же вовсе
редкие издания, приобрести которые
сложно, они таким образом поддерживают
некоммерческих издателей и энтузиастов
из смежных областей культурной
деятельности. Пафос таких авторов
понятен: про бестселлеры и блокбастеры
мейджеров, заполняющих длинные и короткие
списки крупных литературных премий,
все и так обязательно отпишутся как по
разнарядке — раз уж случился информационный
повод, даже если это не «новый Пелевин»,
за последние десятилетия умудрившийся
благодаря своей методичности стать
проклятьем для всех штатных обозревателей
отделов культуры.
Но, во-первых, понятно
же, что в нынешних, постсоветских условиях
относительно свободного выбора и
отсутствия единого информационного
поля культур и литератур (в том числе и
альтернативных друг другу) может быть
сколько угодно, просто не все локальные
образования одинаково заметны.
Во-вторых, внутри
разнородных культурно-литературных
процессов давным-давно должны были
возникнуть Маугли и «сыновья полка»,
воспитанные всяческими локальными
особенностями поэтик, эстетик и идеологий.
Вот они и возникли, не образуя из себя
никакой явной тенденции и тем более
системы (точкой сборки подобных структур
может оказаться только заинтересованная
читательская голова), рассыпанные по
самым разным сайтам, газетам и журналам.
И есть критики, которым они интересны.
Для себя я называю
эту плеяду критиков «модернистами»,
так как для многих из них формообразующим
оказывается синтез неофициальных
(«полуподпольных») поэтик с поисками и
разработками немассовой западной
литературы. Когда «как» гораздо важнее,
чем «что». Но главное здесь даже не
диалектические отношения формы и
содержания, но служебная роль критического
инструментария, необходимого для более
насущных, нежели книгоиздательский
процесс, экзистенциальных надоб. Когда
экстравертные практики письма необходимы
для глубинных, сугубо интровертных
задач. Для меня к этому, достаточно
условному, направлению относятся,
например, Александр Чанцев и Евгения
Риц, Александр Скидан и Константин
Львов, Анатолий Рясов и Игорь Гулин,
Евгений Из и Александр Уланов, хотя
безусловным лидером таких вот
«младомодернистов», практически не
зависящих от внешней конъюнктуры,
является именно Ольга Балла. Хотя бы
из-за многолетней интенсивности и
максимальной тематической (жанровой,
дискурсивной) широты своих трудов.
Ведь редактора, с
ней работающие, хорошо знают, что для
Баллы чем сложнее — тем лучше; и она ни
за что не откажется от самых безнадежных
случаев типа коллективной монографии
или сборника, изданного по итогам
научного коллоквиума: раз уж люди
работали, думали и писали, значит у труда
их обязательно должен отыскаться не
только адресат, но и анализатор, наглядно
объясняющий, как и почему под одной
обложкой собираются столь разные тексты.
Поразительно, что все эти чужие разработки,
пасущиеся на полях соседских дисциплин,
параллельных, порой очевидно чужих
(какое-нибудь особенно экзотическое
языкознание или малонаселенное
периферийное искусствоведение) областей
исследовательской деятельности,
оказываются поводом для высказывания
вполне личного и даже подчас
экзистенциального. К плодам чужой
интеллектуальной деятельности Балла
подходит как к явлениям окружающей ее
природы, стихийно складывающейся
ноосферы, где нет и не может быть чего-то
избыточного или тем более ненужного.
Казалось бы, что ей Гекуба? Ан нет, на
тонких, малозаметных уровнях метода и
аналогий, параллелей или же, напротив,
культурных перпендикуляров Балла
извлекает из каждой, казалось бы, случайно
залетевшей к ней книги витамины. Причем,
не только полезные, но и качественные.
Балла вживается и
проживает чужие тексты, то есть тратит
время своей жизни на понимание и приятие
чужого опыта. В то время, когда другим
людям некогда остановиться и когда
важные, подчас судьбоносные решения
принимаются на бегу, одним из самых
редких видов специалиста оказывается
интеллектуал, способный к замедлению
и качественной эмпатии. Да, это особенно
важно и ценно, что Балла осознанно
посвящает свое драгоценное время другим
— в этом смирении и самоотдаче заключается
для нее отдача долгов культуре. Она же
ненасытна и всеохватна не ради карьеры,
денег или ложно понимаемой влиятельности,
хотя и, как это положено творческому
человеку, решает свои личные вопросы.
И тут все дело — какие именно.
«Поймала себя на
том, что то, что не имеет (хотя бы
потенциально) этического смысла, мне
не интересно — то есть не вызывает
внутреннего движения к себе, не
интенсифицирует меня внутренне» («Об
интересном»). Конечно, поначалу хочется
обвинить Баллу во всеядности, пока,
притормозив, не начинаешь вглядываться
в логику ее монументального труда,
окончить который нет никакой возможности.
Усилья Баллы будто бы рассеяны, рассыпаны
по разным бумажным и сетевым площадкам
и не имеют видимого каркаса (точно так
же принципиально незаметной оказывается
и антитоталитарная, антиинституциональная
деятельность «младомодернистов», прежде
всего внимательных к форме). Однако
собранные в выпущенном издательством
«Franc-tireur» трехтомнике «Примечания к
ненаписанному» (2010) ее статьи и эссе
впервые получили возможность выказать
четкость и жесткость авторского подхода.
Мозаика, казавшаяся абстрактной,
неожиданно для непосвященных сложилась
в многофигурную фреску. С этой книгой
— несколько иное.
«Слова — это механизм
свободы, то есть буквально — „устройство”
для ее выработки. Даже не в первую очередь
в том простом смысле, что, выговаривая
что-то, мы хоть отчасти да освобождаемся
от него (раз могли сформулировать —
значит, хоть чуточку да сильнее
формулируемого), но в том, что, наговаривая
(лучше письменно) слова, мы тем самым
наращиваем наше собственное внутреннее,
автономное пространство» («О механизмах
свободы»).
Понятно же, что
младомодернисты, подобно своим культурным
прародителям окапывающиеся внутри
реальности с помощью персональных
мифологий, насыпают свои текстуальные
острова не просто так, но с генеральной
целью, обобщающей все эти действия,
выходящие вовне (чаще всего модернист
интровертен), в единый и весьма личный
план. Осознавшие раньше других, что
битва с действительностью не может
закончиться победой, из текстуальной
соломки младомодернисты насыпают
амортизаторы себе и другим — чтобы
менее жестко падать было.
«В каждом опыте —
в каждом — мы постигаем частичку удела
человеческого. Даже так: Удела
Человеческого. Все новые стороны
пластичного и единого — при всех
разорванностях — человеческого существа»
(«Об опыте»).
Теперь, когда Ольга
Балла выпустила в издательстве
«Совпадение» эти избранные записи
своего личного дневника, видно, что
бесперебойное книжное и литературное
рецензирование оказывается обратной
или другой стороной постоянного
усовершествования и изощрения собственной
экзистенциальной рефлексии. Книги учат
замечать и формулировать совсем уже
какие-то периферические черточки —
личные, событийные или хотя бы атмосферные.
Воздух делается видимым не сразу, но
ценой титанических (а главное, постоянных)
усилий по замечанию того, что в силу
разных причин не видят другие.
«Мне издавна кажется,
будто ум — разновидность честности.
Разновидность полноты отчета самому
себе — прежде всего, а затем и другим —
в происходящем в мире. Ценность интеллекта,
то есть, кажется мне прежде всего
этической. Поэтому, когда я кажусь себе
недостаточно умной, мне прежде всего
бывает стыдно. И не в том смысле, что я
произвожу не то „впечатление” на других
(чем дальше, тем, слава богу, менее меня
волнует, какое „впечатление” я произвожу
— в конце концов, оно — факт душевной
жизни „впечатляемых”), но в том, что
это мнится мне разновидностью самообмана
и слепоты — не так уж важно, намеренной
или невольной. В обоих случаях плохо.
В конце концов, даже невольная слепота
— это всегда недостаток усилия, а значит,
в каком-то смысле намеренна» («Об уме»).
Внутри грубой,
неотесанной советской культуры к таким
младомодернистам относились и продолжают
относиться как к людям не от мира сего
только потому, что человек, сосредоточенный
на методичной внутренней работе, не
интересуется поверхностными поп-материями.
«Рассеянный человек и есть самый
сосредоточенный», написал где-то Василий
Розанов, выказывая, почему этакий
«ботаник» («очки» и «эй, в шляпе»),
действующий по непонятному алгоритму,
опережает профанного современника,
застрявшего в болоте бытового сознания,
на пару экваторов. Тут ведь еще странной
и даже подозрительной оказывается
щедрость, с какой младомодернисты
пускают сторонних людей не только в
свою творческую, но и экзистенциальную
лабораторию.
«Все-таки ценнее
всего (мне) не спокойствие (даже ясное,
гармоническое спокойствие), а уязвленность
и неустойчивость. Они гораздо вернее —
и шире — и принудительнее — открывают
мне внутренние глаза» («О потребности
в неверии»).
Такое
ощущение, что чем больше вытаскиваешь
из себя, тем сильнее воплощаешься.
Однажды в интернете попалась статья
«Зачем люди ведут дневники?». Так вот
для этого, для самовоплощения, когда
превращаешься в постепенно проявляющуюся
фотографию, изображение на которой
проступает, отдельными черточками, на
протяжении лет. Важно, конечно,
заготавливать сырье для памяти — чтобы
затем, однажды, сесть и раскопать то,
как ты изменялся, однако такое чтение,
случайное и едва ли не единичное, не
может служить оправданием длительному
процессу, в который вбухивается масса
ежедневных усилий. Все равно большинство
записей, как и событий, их породивших,
забывается — жизнь несется, постоянно
наслаивая на поверхность восприятия
все новые и новые обстоятельства. И они
никуда не уходят, только если их
зафиксировать. Записать и забыть, но,
как показывает практика, не до конца —
слова все равно застревают где-то на
глубине и сволачиваются в то, что можно
назвать неповторимым слоем личности.
Читая дневниковые
записи Ольги Баллы, видишь движение,
направленное вовне — к другим людям.
Важно пересечься своим опытом с читателем,
который находит перекличку того, что у
него внутри, с тем, что Балла вытаскивает
из себя и формулирует для общих оснований.
Важна не только особенность, но и
типичность, типизованность — иначе
чужие записи не смогут быть востребованы.
Прагматика дневникового трудолюбия в
том, чтобы узнавать себя в других,
отражаться в соседях, а не сублимировать
непохожесть: эка невидаль в эпоху
постмодернистской распыленности
выглядеть наособицу. Работа важна, когда
имеет отклик пересечения, иначе легко
прикинуться авангардистом: «А я так
вижу!» Да смотри ты на себя как угодно,
но только выдай похожесть — ибо только
она и является для автора «проверочным
словом», позволяющим доверять и тому,
что тебе совершенно не свойственно.
Дневники Баллы
именно этим и ценны — вслед за главнейшими
наблюдателями человеческой жизни, типа
Лидии Гинзбург, Ольга ищет со-бытия и
со-общения там, где человек невнимательный
их попросту не заметит. Мы же рождаемся
точно стеклянными, то есть прозрачными:
самое главное в нас, самое внутренне
очевидное почти всегда незаметно, ибо
не сформулировано и не вытащено на
поверхность. Многие живут внутри этой
прозрачной данности — людям кажется
странным фиксировать очевидные им
материи, раз уж они по определению
очевидны (следовательно, по умолчанию
понятны и всем прочим). Между тем как
именно это (то, из чего состоит личность),
непроговоренное и работающее по
умолчанию, и есть самое важное, нуждающееся
в одежке из слов и в переводе с внутреннего
языка на внешний, общепринятый.
Тонкие материи
напоминают излучения. Поди поймай, тут
особенное мастерство необходимо. Когда
ловишь ощущение за самый его кончик и
начинаешь раскручивать. Точнее,
овеществлять, добираясь до кочерыжки
через чреду шажков и стежков «в первом
приближении», затем во втором и третьем,
пока полностью не проявится смысл всей
мыслительной цепочки, внутри которой
и пульсирует новое знание. Со временем
подсаживаешься на эту пульсацию с такой
силой, что только она и может ассоциироваться
с полнотой бытия, граничащей со счастьем.
Если верить одной
из записочек Ольги Баллы, в состав
счастья входят свобода, отсутствие
чувства вины и «согласие собственного
существования с тем, что мы чувствуем
главными смыслами своей жизни». Если
интерес к явлениям, людям и книгам
основывается на их этическом потенциале,
то счастье базируется на осмысленности
жизни, становящейся его непременным
условием.
Дмитрий
БАВИЛЬСКИЙ