ЧТЕНИЕ КАК ЭЛИКСИР
БЕССМЕРТИЯ
Ольга Балла. Время
сновидений. М., «Совпадение», 2018, 120 стр.
Ольга Балла —
журналист, критик, автор нескольких
книг, а «Время сновидений» —
книга-исследование, эссеистика высшей
пробы. Перед нами открываются
непредсказуемые философские очерки о
дальних странствиях, взрослении, памяти
и логике — автор так живо рассуждает о
социуме, невидимом мире ребенка,
метафизической и физической связи,
медитации и смерти, что невольно попадаешь
под гипнотическое воздействие. Путешествие
в глубину сознания запускается практически
сразу: каждая новая строка срабатывает
подобно уникальному коду воспоминаний,
куда нам предстоит проникнуть сквозь
годовые кольца вечнозеленых сосен,
олицетворяющих собою жизнь, в конце
концов оказавшись в самом Начале Времен
— сжатой пружине вселенских циклов.
В мире Ольги Балла,
как в детстве, все окружающее нас
гиперболизировано и равно несет на себе
отпечаток значимости и тайны: «…сама
сущность вещей смотрит на нас глазами
Шкафа, Двери, Вешалки, Газовой Плиты».
И физически ощущается,
что дождь за окном — антропоморфный,
что слова имеют вкус и запах, а пуговица
в старой коробке является тайным
посланием. Так когда-то, давным-давно
мы во всем усматривали универсальные
знаки, а потом забыли, как их разгадывать.
Вдох-выдох, дом-бездомье, жизнь-смерть,
боль как лекарство. Тяжелая болезнь не
более чем медитация, вспыхнувшая яркими
красками внутри Пустоты. И все взыскует
состояния, нет которого выше, когда
превосходящая понимание истина становится
доступна. Автор-проводник уверенно
вручает нам нить повествования,
вибрирующую и танцующую в темноте, и мы
осторожно движемся вперед, надевая на
себя ощущения подобно платью, чтобы
пересмотреть прожитое, осознать его и
отпустить, если получится.
Первое — страх перед
миром (точнее, чувство того, что случиться
может все, что угодно и это «что-угодное»
с высокой вероятностью будет страшно,
причем как-то очень не конкретизировано
— и крупно-страшное, что-то вроде: «ОНО
меня погубит»). Второе — чувство
ориентированности мира на меня. Все
имело ко мне отношение — и свет, и туман,
и темнота, и сырость, и кирпичная кладка
случайной стены. Все говорило мне —
всем собой — что-то важное (не
экстатически-важное, а буднично- и
объемлюще важное). Туман за окном был
такой же частью личного бытия, как
комната, стол, окно. И все было живым...
На мой взгляд, одно
из важнейших направлений в литературе
— территория познания, когда текст
расширяет горизонты философско-этического
плана, а не уводит читателя в литературный
парк развлечений (который, конечно, тоже
имеет право быть). Когда-то такой пример
подавала лирика суфиев, духовные песни
и гимны в эпоху Реформации, притчи
мистиков Востока и Запада. Читатель —
бессмертен, он проживает десятки, сотни
и даже тысячи жизней вместе с литературными
героями и авторами-проводниками. Книга
Ольги Балла дает нам возможность
совершить такое погружение. Ее «Время
сновидений» действует не менее эффективно,
чем волшебный пинок Дона Хуана.
Люди старательно
сохраняют поразившие их истории, острые
ощущения и любимые мелодии — эти
накопленные на всем протяжении личной
истории сокровища. Накопленный опыт
превращается в супермощную телепортационную
мысле-машину. Из родного подъезда, с
гулкой мостовой, из самолета, спальни
и кухни, мы легко оказываемся в любом
уголке своей памяти, а неизбежные потери
заставляют нас ощущать значимость
прожитых мгновений.
Каждая потеря — акт
взросления и рождения. Рождение без
боли — не настоящее, как и взросление
без травм и утрат. Всякая потеря заново
производит нас на свет: выталкивает из
теплого лона сложившейся и обжитой
ситуации в холод и ветер мира, из прежнего
дома — в новое бездомье.
Домашний уклад щадит
человека, дом становится центром мира,
где все комфортно и знакомо. Оттого так
полезно бездомье, оно выдергивает,
выбивает нас из привычных рамок.
Оказавшись в чужом краю, в непонятной
ситуации, мы изучаем доселе неведомое,
непривычное, а чувство собственной
важности истончается и становится
бесполезным. Недаром Ольга Балла так
часто пишет о путешествиях — и так часто
путешествует. Люди и вещи приходят в
нашу жизнь, чтобы чему-то научить,
преподать урок. Мудрые схватывают на
лету, остальные — блуждают в лабиринтах
судьбы, настойчиво пытаясь накопить
элементы счастья. В сочинении Аристотеля
«Никомахова этика» утверждается, что
счастье — это нечто общее для многих,
поскольку «мы все живем душой», а «счастье
— это некая деятельность души в полноте
добродетели». Тем не менее счастье —
очень интимное, очень индивидуальное
состояние. Ольга Балла констатирует,
что научилась быть счастливой:
И думаю я о том, что
только теперь, в своих «сороковых»
годах, ближе к их концу, научилась быть
счастливой (скорее, оно само «научилось»)
— стало получаться радостно, спокойно
(иной раз, правда, со спокойной экзальтацией,
по крайней мере, со спокойной
взволнованностью — такое, оказывается,
бывает), доверчиво и с интересом принимать
мир, радоваться и удивляться самому
факту его (а заодно и своего) существования.
Во «Времени сновидений»
представлена метафизическая кириллица
— интуитивный дар ассоциаций: «Ё» —
это буква риска и экзистенциального
избытка, «Ж» — энергичного и агрессивного
человеческого самоутверждения, эдакий
жук, тянущий лапки сразу во всех
направлениях. «Н» — буква равновесия,
примиряющая вертикаль и горизонталь,
в ней нет никакого насилия, утверждает
автор и советует не относиться слишком
серьезно к данному исследованию. Помимо
кириллицы есть постскриптум в виде
латинской буквы «Z», обозначенной как
«зигзаг, метание. Буква, маскирующая
мнимой твердостью — растерянность».
Синестезия — как
уже отмечали критики, подарившие этой
книге щедрые отзывы, но и нечто большее…
Чтобы отыскать
первоэлементы, требуется время. И цена
велика: мы всегда платим за опыт годами.
Путь в тысячу ли начинается с первого
шага, на котором границы молодости и
старости стираются, а стрелки компаса
и часов показывают просто-напросто
условные величины.
А все-таки интереснее
всего, сильнее всего волнует книга
непрочитанная, даже еще не открытая: ее
можно домысливать, разращивать внутренне
во все потребные воображению стороны;
не будучи узнанной, она скрывает в себе
и обещает какие угодно перспективы: всю
полноту еще-не-сбывшегося (в какой-то
мере, о ужас, — куда интенсивнее работает
на наши личные смыслы, чем когда читается.
— Чтение, разведывание книги — это,
понятно, освоение нового, но ведь и
отсекновение возможностей, сужение их
до одной тропы — хоть бы и очень широкой.)
<…>
Разумеется, точно
то же самое относится к событиям жизни
вообще — да и к жизни в целом.
(Хороши поэтому те
книги / тексты / что угодно, что так и
остаются непонятыми / недопрожитыми /
недоосуществленными до конца — в
понятости и осуществленности которых
всегда остается — причем в большом, я
бы даже сказала — неудобном количестве
— настойчивая, продуктивная нехватка.)
(Все это нимало не
противоречит той хорошо обжитой мысли,
что, только став прошлым, события и
предметы становятся по-настоящему сами
собой, потому что, и не будучи обретены,
и оказавшись утраченными, они в равной
степени даны нам в интенсивнейшем из
модусов: в воображении. Самое главное
— чтобы они не были даны в этом схлопывающем
все дистанции, упраздняющем все
перспективы, осязаемом и плоском
здесь-и-сейчас.) —
пишет Ольга Балла в
своем Живом Журнале, служащем ей
творческой лабораторией,
— и все это в полной мере может быть
отнесено и к ее собственным книгам, к
ее собственным текстам.
Книга Ольги Балла
наглядно демонстрирует, как человек,
живущий в социуме, извлекает из большой
копилки знаний — культуры — все, что
он сочтет значимым и сверхценным, и
воспринимает наш мир через настройку
внутренних и внешних эманаций.
Полина ЖЕРЕБЦОВА
Финляндия