*
НЕ БЫТЬ МЫШЬЮ
Ирина Богатырева.
Формула свободы. М., «Аквилегия-М», 2018,
352 стр.
Ирина
Богатырева, во многом благодаря этнической
саге «Кадын» (2015), выросшей из повести
«Луноликой матери девы» (премия им. С.
Михалкова, 2012; «Студенческий Букер»,
2015), воспринимается сейчас как автор
фольклорно-мифологической литературы
для подростков. Романы с этнической
тематикой и подростковой проблематикой
— это и юношеский «АвтоSTOP» (2007), и «Жити
и нежити» (2017). Мифологическому сознанию
присуще то же отсутствие полутонов и
категоричность, что и подростковому,
поэтому симбиоз мифологических мотивов
и темы взросления вполне органичен.
Но даже там, где реализм превалирует
над фэнтезийностью («Товарищ Анна»
(2011), «Замкадыш» (2017), «Формула свободы»
(2017, первый вариант — роман «Ганин»,
2014), этот реализм какой-то сомнительный.
Перед нами снова миф, сотворенный из
окружающей действительности.
Мифологическая парадигма прозы
Богатыревой созвучна сегодняшней
литературной ситуации. Если отечественная
литература XIX века задавалась вопросами
«кто виноват?» и «что делать?», ХХ-го —
«свой или чужой?», то сегодня ее занимает
вопрос личностного самоопределения:
кто я, какой я? как справляться с жизнью
один на один, без идеологических котурнов?
«Формула свободы»
— книга о подростках на пороге последнего
школьного года. Ощущение «конца времен»
и порога, который надо перешагнуть, —
лейтмотив романа, действие которого
начинается в последний день лета и
заканчивается в последний месяц учебного
года. Роман так и начинается — с ощущения
конца: «Лето кончалось. Кончалось лето».
Героям предстоит попрощаться не только
с беззаботностью прежней жизни, но и с
привычным образом мира и самих себя,
так как взросление означает переоценку
казавшихся незыблемыми ценностей.
У Кэтрин Маклин есть рассказ
«Необыкновенное жертвоприношение». На
одной из планет, зеленой и прекрасной,
во время весенних дождей юношей вешают
вниз головой на деревьях. На много дней.
Некоторые умирают. Другие же учатся
видеть мир перевернутым. Но из крепких
и мускулистых подростков они становятся
болезненными и слабыми взрослыми.
Поколение за поколением жители планеты
истязают своих юношей и не могут
вспомнить, почему это началось и зачем
продолжается.
Толерантные американские
космонавты решают спасти одного
подвешенного. Но, очутившись на залитой
водой земле, юноша… начинает укореняться
и превращаться в растение. В отличие от
мучительного висения вниз головой,
укоренение кажется ему уютным, приятным
и «правильным». В итоге вместо человека
космонавты получают куст.
Так что первое условие формулы
свободы состоит в том, что взросление
— процесс болезненный, переворачивающий
мир с ног на голову (и часто превращающий
подростка-бунтаря в, если пользоваться
терминологией той же Маклин, «длинного
и унылого старшего»). Но настоящее
взросление — это не принятие конформизма
как образа жизни, а умение отвечать за
свои поступки.
Каждому из пяти подростков,
центральных героев романа, предстоит
пройти свой путь изменений и потерь. Не
все захотят идти до конца. Единственный,
кто станет в романе по-настоящему
взрослым, — Максим Ганин, главный герой.
Уже к началу действия он взрослее своих
друзей, так как его путь начался четырьмя
годами ранее, с первой потери — гибели
отца.
«Формула свободы» — роман столь
ж реалистический (история Максима,
Леньки, Саньки, Светки и Михи разворачивается
в узнаваемых декорациях современного
Ульяновска), сколь и условный. Во-первых,
из-за «растянутости» времени действия,
которое мерцает между 1990-и и 2010-и годами
(двоятся приметы времен: «за заборами
детсадов, в верандах слышался мат и
гогот», «растянутые треники» — и
выпускные экзамены в формате «ЕГЭ»;
двоится лексика, например, «тикаем,
быро» девяностых — и «анриал» десятых
годов). Возможно, немалую роль тут сыграло
и то, что «Формула свободы» — фактически
римейк «Ганина», что приводит к размыванию
четких ориентиров и невольно сообщает
тексту необходимую глубину и отстраненность,
несиюминутность.
Во-вторых, мифологическое
вторгается в реализм за счет системы
лейтмотивов, символики, суггестии,
зеркальных композиционных повторов и
включения внесюжетных элементов.
Повторяется образ тяжелых запертых
дверей, которые герои хотят, но не
решаются открыть: «двойные железные
двери» кабинета директора, «тяжелая
красная дверь в тупике», «тяжелая
подъездная дверь», отделившая Макса от
любимой девушки. Запертые двери в
ашрамах, двери в подъездах, квартирах
и комнатах словно напоминают героям о
том, что каждый их поступок, каждый выбор
— необратим.
Можно открыть дверь и шагнуть
из этого мира в иной. Но неизвестно,
каким он окажется и есть ли он вообще.
Мир романа зооморфен, как скифская
культура. Зооморфен на всех уровнях
романной структуры, где образы животных
выполняют многообразные функции: утка
из легенды о сотворении мира открывает
и закрывает сюжетное действие, придавая
ему статус космогонического мифа;
бинарная оппозиция «быть соколом» или
«быть лещом» воплощает ницшеанскую
парадигму, желание «не быть мышью» —
путь личностного самосовершенствования…
к тому же сами герои склонны выстраивать
анималистические параллели: отец Леньки
— Ёж, Миха и Светка — «как щенки», гопники
— волки, девочка — волчонок, лицо у
Сашеньки — лисье, у Даньки — тело дикой
кошки, и даже любимый учитель характеризуется
через футболку с мордой енота как «Костя
с енотом», «носитель енота». Иногда
анималистические образы выражают и
авторскую оценку: «Сашенька Диброва
носила высокий конский хвост и густую
челку до самых бровей», как маленькая
пони. А в кульминационный момент любовной
сцены на Сашенькиной пижаме «пляшут
веселящиеся разноцветные бегемотики»,
что явственно снижает лирический пафос.
Звери, двери, расщепленное во
времени пространство действия лишают
роман необходимой для реализма
устойчивости. Добавим к этому любимую
Богатыревой закольцованность сюжета
(кольцевая композиция, два ашрама, две
потери невинности, два падения и пр.),
предметную символику (башня, тупик,
открытое окно и пр.) и инь-янскую систему
образов, где все персонажи поделены на
антагонистические пары (две Саньки,
отличница и оторва; два «учителя»: Данька
и Кэп; два друга: сильный и слабый и пр.)
— и получим в результате странное,
ускользающее повествование, где все —
правда и в то же время все — миф.
Текст двоится и предает ожидания.
Как и жизнь подростка. Кажется, стараниями
героев все в их жизни выстраивается,
получает нужный порядок, и автор тоже
будто тщательно подбирает тона
гармонического созвучия и символического
равновесия — и вдруг последняя нота
обрывается визгливым диссонансом,
зеркальная сцена фальшивит, уводит
сюжетную линию вбок. Все надо начинать
сначала. И так до бесконечности.
Как следствие, персонажи здесь
— маски разной степени прорисованности:
от девочки-волчонка, о которой известно
лишь то, что она одевалась в черное,
имела мрачный взгляд и выбросилась с
16-го этажа, — до многажды описываемой
Саньки, с ее горчичным свитером, новой
шубкой, пижамой с бегемотиками, пушистым
конским хвостом, пухлыми губами и т. д.
Но несмотря на густоту внешнего узора,
мы знаем о Саньке на самом деле не больше,
чем о «девочке-волчонке». Персонажи
романа плоские, как человекоподобные
жестяные мишени. Самой большой
неожиданностью может быть поворот такой
мишени на 180 градусов, который откроет
ее изнанку (как в случае с Санькой,
переспавшей с Даней), но не глубину.
По-настоящему интересен в романе
лишь Ганин — именно он как бы стягивает
на себя истории других людей. Остальные
персонажи и есть те самые истории,
наблюдение за которыми составляет
содержание внутренней жизни героя.
Отсюда, возможно, и их одномерность,
обеспечиваемая выбранным ракурсом.
Ганин — герой созерцательный
и чувствующий, но не рефлексирующий. Он
выработал умение не поддаваться порыву,
иметь собственное мнение, прислушиваться
к своей внутренней правоте. Так, Ганин
не поддается обаянию Дани, собирающего
секту, хотя и посещает ее из любопытства.
Единственный из класса, он находит в
себе мужество на прямой разговор с
директором и восстановление справедливости.
Но одномерность восприятия
мешает ему видеть в других таких же
сложных и сомневающихся живых людей.
Там, где его слово, участие, даже простой
жест могли бы изменить ход их жизни,
Ганин не делает ничего.
Сразу после увольнения Кэпа на
разговор с директором хотела решиться
Санька. Но, стоя перед железной дверью
кабинета, не смогла, не осилила — и
впервые почувствовала себя мышью. Ганин
был рядом, но не поддержал:
Она стояла и ковыряла
подоконник. Смотрела перед собой. Ганин
не видел ее лица, но он мог себе его
запросто представить — он мог себе
запросто представить все, что она
чувствовала. И разделить с ней это.
Только она не позволяла. Он уже хотел
тронуть ее за локоть, как она молвила
глухо:
— Сволочь он. Лёнька
— сволочь. — И, подумав, добавила: — И
все мы — тоже…
Рука у Ганина
опустилась, будто он получил по ладони.
Он стоял, молчал, чувствуя, как жар
поедает душу.
— Кэпа жалко, —
сказала она и обернулась. Глаза у нее
были блестящие, как холодный камень в
воде. — Связался с дебилами. Сволочами
и дебилами. И предателями до кучи. И
трусами.
Никто не заступился.
Всем только себя жаль. Гады мы. Все —
гады.
Она закрыла глаза.
Ганин, оцепенев, смотрел на нее.
В тот же день Санька приходит в
секту. Через некоторое время становится
любовницей Дани. А потом — потом уже
слишком поздно, чтобы что-то изменить.
Позицию невмешательства Ганин
объясняет для себя уважением к свободе
другого человека: «когда даешь свободу
другому — обретаешь свободу сам». Но
как тогда отделить свободу от одиночества?
Ганин трогательно беззащитен в своем
одиночестве: «Он не хотел думать, что
мамка его бросила», «Он всегда думал,
что любовь и есть попытка преодоления
фатального одиночества»…
С первых же страниц в беззаботных
пляжных разговорах героев всплывает
древняя легенда о сотворении мира.
Легенда о том, как дикая утка носилась
над волнами мирового океана и негде
было ей снести яйцо:
…вот не было ничего,
только тьма и океан, и эта утка, как она
металась и кричала.
— А чего кричала? —
тупил Лёнька.
— Чего-чего, —
пробормотала Санька. <…>. Смотрела
на реку, на далекий-предалекий горизонт.
<...> — От одиночества.
Одиночество — главный враг
подростка, оно разъедает душу отчаянием
и тоской, толкает на безумства разной
степени тяжести. Герои романа пробуют
разные способы преодоления одиночества:
Ленька уезжает в ашрам, Светка и Миха
открывают увлекательный мир секса, Буян
и Санька номер два спасаются алкоголем,
Ганин — книжками.
Стремление к свободе, как кажется
подростку, напротив, его главный друг.
Стать свободным — высшая форма проявления
личности.
Вот только путь к свободе
оказывается значительно сложнее, чем
представляется. Мало изжить в себе
социальные шаблоны, хотя можно бросить
школу и не сдавать ЕГЭ. Мало приседать
и отжиматься — физическая выносливость
не сделает тебя «не мышью», а лишь мышью
сильной. Мало противостоять инстинктам,
крича, как Санька Ганину: «Так нельзя!
Нам — нельзя. Ты же не хочешь быть, как
все? Как мыши — не хочешь?»
Одним словом, свобода рождается
не из борьбы с несвободой.
Свобода — это умение делать
выбор.
Например, выбрать между «путем
воина и путем мага»:
Воин движется с
потоком силы. Он создает события и
действует на их гребне. Воин борется,
движется, ищет. А маг — выжидает. Для
него не существует события, которое
могло бы пройти мимо. Для него нет вещей,
которых он может пропустить. Он не
подгадывает. Он живет в настроении и
действует только тогда, когда волна
подкатила к его ногам. Но она всегда
выносит то, что магу надо.
И хотя кажется, что путь воина —
благороден, а путь мага — труслив, на
деле правильным будет тот, который твой.
Ленька, желавший идти путем
воина, бросается по сгнившим перекрытиям
на верх старой башни и падает; уезжает
в ашрам — и лишается денег, телефона и
документов. Ганин — выжидает и мыслит.
Выбор должен быть осознанным. И
жизнь предлагает ребятам возможность
научиться выбирать. В романе два
учителя-антагониста: Даня, желающий
«получить безраздельную власть над
людьми», и Кэп, заботящийся о свободе
другого. Две Саньки, олицетворяющие
любовь возвышенную и любовь плотскую.
И два понимания свободы: свобода
противостоять миру — и свобода принимать
его.
Желание «не быть мышью», не быть
как все — символ свободы внешней, но не
внутренней. Подростковый, но не взрослый
способ бытия.
Взрослый принимает жизнь и
смерть, людей и одиночество. И становится
свободным через принятие и смирение.
Ирина Богатырева отражает
многомерность мира не через характеры
героев, а через образ бога, растворенный
в мироздании. Во всех ее романах есть,
по сути, только один субъект — сознание,
авторское в той же мере, в какой и
общечеловеческое, и только один объект
— мир природы, символ высшей цельности
мироздания. Внутренний сюжет всех ее
книг — путь от суеты повседневности к
гармонии вечности через постижение
своего Я. На сочетании внешнего и
внутреннего сюжетов и основывается
сложность художественной структуры
«Формулы свободы».
Нелепо и глупо встречать Новый
год в летней палатке в лесу, когда салаты
смерзлись, а сок можно откалывать
кусками, когда ноги заледенели так, что
больно ходить. Но трое упрямых пацанов,
придумавшие свой Новый год и оказавшиеся
совсем одни в тридцатиградусный мороз,
вдруг начинают хохотать над дурацким
своим положением. А потом:
— Бли-ин, мужики!
Айда сюда! Тут такое!
Толкаясь, Лёнька и
Ганин полезли за ним. Вылезли из палатки
— и замерли.
Вокруг тоже был
купол.
И звезды.
И тишина.
Ветер стих — они и
не заметили. Тучи разметало, и небо
светило на них своим белым шлейфом,
протянутым от горизонта до горизонта.
Как мост, как дорога между мирами, звезды
висели над ними, как и сотни, тысячи и
миллионы лет назад. И ни одна из них не
была Полынь, хотя каждая имела свое имя.
Как три истукана,
они торчали, задрав головы, и любовались
небом.
— Конус времени, —
пробормотал Лёнька. — Каждая звезда —
конус времени. Когда-то давным-давно
загорелась. А мы вот сейчас на них глядим.
— Эгей! — раздался
в стороне голос Буяна. — Эгей! Я один!
На всем свете я один! Лё-лё-лё-лё-лё!
Они проломились
через кусты. Он носился по белому,
выглаженному ветром яру, орал и прыгал,
валился в снег, выныривал, плевался и
снова прыгал, теряя носки.
А под яром лежала
Волга, белая и будто неживая, и терялась
в черноте, в небытии, будто пространство
кончалось, и что там — еще никто себе
не помыслил, а потому ничего и не было,
а был здесь самый край света.
Вот так, через принятие своей
нелепости и своего одиночества, через
готовность к смерти и смирение, сначала
утвердив свое Я, а потом опрокинув его
в мир, постигают вечность и приходят к
богу. И иллюзия одиночества разбивается...
Для этого надо уйти от привычного
образа себя. Увидеть мир перевернутым
с ног на голову. Ганину приходится уйти
от образа отличника, верного рыцаря,
хорошего друга — для нахождения себя
настоящего. На какое-то время он теряет
себя самого. Становится мышью. Закрывается
от внешнего мира. Боится, как мышь, выйти
из норы. Живет как мышь, простым и вещным.
Однако это оказывается не
проигрышем, а победой. Ведь лотос, чтобы
стать лотосом, должен пройти через ил.
Все, все, все! — и
вдруг с новым спазмом в горле, глотнув
воздуху и выдохнув одним махом: — Прощаю!
И опять колотил по
воде, не чувствуя холода и не зная, с кем
говорит. Но твердил и видел перед собою,
и правда, все — и Кэпа, и мамку, и Даню,
и Саньку, и эту больную весну, и лживую
зиму, и конец света, один на всех, и свою
любовь, одну на все времена, и — прощаю!
прощаю! — кричал им.
А когда поднялся и
вышел из воды, шел по берегу другим
человеком, шел и бормотал то, что
неожиданно всплыло:
Не было ни земли, ни
неба, только тьма и океан велик, и одна
утка Итма металась, не зная, где себя
угнездить.
И был в тот момент
совершенно, абсолютно свободен.
Одним ярким майским днем ток
жизни выталкивает Ганина из мышиной
норы. Теперь навсегда.
Анна ЖУЧКОВА