Кабинет
Сергей Костырко

КНИГИ

КНИГИ

*


КОРОТКО


Андрей Битов. Арион. От Михайловского до Болдинской осени. М., «Фортуна ЭЛ», 2017, 224 стр., 1500 экз.

Филологическая («пушкинская») проза Битова.


Лариса Йоонас. Кодумаа. М., «Русский Гулливер», 2017, 112 стр., 500 экз.

Вторая книга стихов русского поэта из Эстонии — «Закат устал растекся тянет день / за горизонт зеленым одеялом / мы тут одни / мы дышим асинхронно / переплетая воздухом слова / не различаем лиц своих древесных…»


Томас Де Квинси. Исповедь англичанина, любителя опиума. Перевод с английского С. Сухарева. СПб., «Пальмира»; М., «Книга по требованию», 2018, 319 стр., тираж не указан.

Полный перевод знаменитого эссе с позднейшим продолжением — «Suspiria de Profundis».


Марина Москвина. Крио. Роман. М., «АСТ (Редакция Елены Шубиной)», 2018, 604 стр., 2000 экз.

Новый роман известного прозаика — роман исторический, «семейный»: «Войны и революция, Москва, старый Витебск, бродячие музыканты», «Америка двадцатых годов, горячий джаз и метели в северных колымских краях, ученый-криолог, придумавший, как остановить Время, и пламенный революционер…»


Амос Оз. Фима. Третье состояние. Роман. Перевод с иврита В. Радуцкого. М., «Фантом Пресс», 2017, 480 стр., 5000 экз.

«Один из самых „русских” романов израильского классика, в котором отчетливо угадываются тени Гоголя и Чехова…» — от издателя.


Марина Палей. Ингерманландия. Лирика 2011 — 2017. Харьков, «Эксклюзив», 2017, 164 стр., 300 экз.

Новая книга стихов Марины Палей — «в толще воздуха лесного / перекличка поездов / да разорванное слово / меж взволнованных гудков...»


Эзра Паунд. Кантос. Перевод с английского, вступительная статья и комментарии А. В. Бронникова. СПб., «Наука», 2018, 881 стр., 2000 экз.

Первый полный перевод на русский язык главного произведения Паунда.


Павел Пепперштейн. Эпоха аттракционов. Сборник рассказов. М., Музей современного искусства «Гараж», 2017, 320 стр., 3000 экз.

Павел Пепперштейн. Предатель ада. Рассказы. М., «Новое литературное обозрение», 2018, 312 стр., 1000 экз.

Собрание короткой прозы знаменитого московского концептуалиста.


Лев Рубинштейн. Целый год. Мой календарь. М., «Новое литературное обозрение», 2018, 440 стр., 1000 экз.

Новая книга Рубинштейна, написанная в придуманном для нее жанре — историко-исповедальном, сочетающем лирику и строгую документалистику.


Сильвия Плат. Собрание стихотворений. В редакции Теда Хьюза. Издание подготовили: В. П. Бетаки, Т. Д. Венедиктова, Е. В. Кассель. Переводчики с английского В. Бетаки, Е. Кассель. М., «Наука», 2017, 410 стр., тираж не указан.

Собрание стихотворений известной американской поэтессы Сильвии Плат (1932 — 1963), вышедшее в серии «Литературные памятники».


*


Олег Аронсон. Силы ложного. Опыты неполитической демократии. М., «Фаланстер», 2017, 446 стр., 700 экз.

«Понятия „свобода”, „справедливость”, „достоинство” сегодня еще ориентируются на ценности личности, но уже отмечены печатью „неполитической демократии”, для которой не существует ни истины, ни индивида» — автор демонстрирует это с помощью «идей молодого Маркса и Генри Торо, теории искусства Льва Толстого, на формах политического протеста и современной художественной практики».


Михаил Вайскопф. Между огненных стен. Книга об Исааке Бабеле. М., «Книжники», 2017, 494 стр., 1000 экз.

О религиозно-национальных истоках и «общекультурных импульсах» европейской культуры в творчестве Бабеля.


Ф. А. Вигдорова. Право записывать. М., «АСТ», 2017, 416 стр., 2000 экз.

Статьи, очерки, журналистские записи Фриды Вигдоровой (1915 — 1965), а также воспоминания о ней.


Вожаки и лидеры Смуты. 1918 — 1922 гг. Биографические материалы. Под редакцией А. В. Посадского. М., «АИРО-XXI», 2017, 592 стр., 300 экз.

«Низовая военная элита» времен Гражданской войны.


М. Л. Гаспаров. Избранные труды. Том 1. О поэтах. М., «Карамзин», 2018, 588 стр., тираж не указан.

О Пиндаре, Катулле, Вергилии, Горации, Овидии и других.


Линор Горалик. Частные лица. Биографии поэтов, рассказанные ими самими. Часть вторая. М., «Новое издательство», 2017, 396 стр., тираж не указан.

«Часть первая» (Линор Горалик. Частные лица. Биографии поэтов, рассказанные ими самими. М., «Новое издательство», 2013, 404 стр.) содержала автобиографии Михаила Айзенберга, Владимира Гандельсмана, Алексея Цветкова, Веры Павловой, Натальи Горбаневской, Федора Сваровского, Сергея Гандлевского и еще шести поэтов; в «Части второй» — Лев Рубинштейн, Полина Барскова, Станислав Львовский, Евгения Лавут, Евгений Бунимович и другие.


Михаил Горбачев. Остаюсь оптимистом. М., «АСТ», 2017, 416 стр., 3000 экз.

Мемуары.


Н. С. Креленко, Л. Н. Чернова, А. К. Костина. «Такие разные…» Судьбы английских интеллектуалок Нового времени. Под общей редакцией Н. С. Креленко. М., Русский фонд содействия образованию и науке, 2018, 352 стр., 500 экз.

Женщины в культуре Англии с XIV века — общественный деятель Джоан Пайел, писательница Афра Бен, одна из первых феминисток Мэри Уолстонкрафт, Мэри Шелли, сестры Бронте и другие.


Бенуа Петерс. Деррида. Перевод с французского Д. Кралечкина при участии В. Гавриленко (гл. 3 — 4); под научной редакцией И. Кушнаревой при участии В. Анашвили, М. Маяцкого. М., Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018, 1000 экз.

Жизнеописание Дерриды.


Алехандро Ходоровски. Психомагия. Воображение как основа жизни. Перевод с испанского. М., «РИПОЛ классик», 2017, 384 стр., тираж не указан.

Книга знаменитого режиссера и поэта о психомагии — методике излечения психологических травм, изобретенной автором.



*

ПОДРОБНО


Андрей Грицман. Спецхран. М., «Воймега», 2018, 140 стр., 500 экз.

Принято считать, что самый плодотворный возраст для поэта — молодость, что к зрелости поэты, обретая мастерство, постепенно «остывают». На мой взгляд, сегодняшняя русская поэзия заставляет отказаться от подобных представлений — мы видим, как в новых стихах у, казалось бы, полностью «остановившихся» в своем развитии поэтов продолжает нарастать эмоциональный напор, углубляя содержание основных мотивов их лирики. Один из примеров этому — лирика Андрея Грицмана.

В новой книге его стихов в качестве одного из стержневых мотивов определился мотив одиночества. Но «одиночество» у Грицмана — это не только когда «некому руку подать». В использовании этого мотива нет и следа поэтического кокетства, которым часто грешат молодые поэты, отъединенностью от социума обозначая свою избранность, причастность к «проклятому ремеслу». У Грицмана другое — экзистенциальный холодок проживания своего постепенного отдаления от текущей вокруг жизни. Странное, парадоксальное, на первый взгляд, состояние: ты, который плоть от плоти окружающего тебя мира, смотришь на мир уже издали и чем ближе ты к миру, тем отчетливее внутренняя дистанция с ним.

Вот, скажем, взаимоотношения автора с Москвой, городом первой половины его жизни, городом, который он знает наизусть, как собственное тело, в описании которого естественным кажется присутствие еще и личных тактильных и обонятельных ощущений:


Прощай, Москва, пельменная, пивбарная

и подворотная, подъездная, морозная.

Базарная, дворовая, бульварная,

вокзальная, зенитная, безъямная.

Безъямная, жетонно-телефонная,

родная, трехвокзальная, бездомная.


Тем не менее интимность взаимоотношений с Москвой не мешает Грицману создать образ обобщенный, завершенный — как и в случае с Иудейской пустыней, возникающей в его стихах отдельными приметами и при этом образующей законченный образ, пусть это и образ «только» отсвета великого мифа. И так же, несмотря на конкретность, репортажность почти в воспроизведении городских деталей, мифологичен в его стихах образ Нью-Йорка.

Понятно, что здесь специфика поэтического слова вообще — конкретного и одновременно содержащего «метафорическое брожение». Но у Грицмана это еще и отрефлектированная поэтическая задача, точнее, внутреннее состояние автора, которое выстраивает эти стихи.


ночь снаружи. Гарь, фонарная стужа,

какие-нибудь Верея или Ревель.

Я все это вижу как в перископ подлодки.

Я, в принципе, живу и работаю в батискафе.

У меня там все есть: немного водки

Карта Леванта, пыльной Яффы.

Ко мне подплывают донные рыбы,

Глядят в окно холодно, беззвучно.

Я для них экспонат странного вида…


Или


что там, снаружи, теперь не знаю —

жизнь все больше напоминает кокон.

Но слышу тепло, запах и шёпот,

и всё легче до предпоследнего вздоха...


Здесь в формуле «мир и я» «и» почти зияет провалом. Это не только страх, что именно то стихотворение, которое он сейчас пишет, может оказаться последним, что «пора собираться в дорогу» — «Тихо дышит, остывая, печь, словно шепчет, сколько жить осталось…» Здесь потребность ответить самому себе на вопрос «А что же все это было на самом деле?» И, соответственно, подбирается поэтическая оптика, позволяющая видеть мир в неимоверном количестве деталей и одновременно единым образом, целиком помещающимся в поле изображения.


Сам себя спросишь: а зачем?

Он ответит — карма, что поделаешь?

<…>

Так и не ответил на вопрос зачем.

Но пора уже идти, и вот на выходе

Долг отдашь и пропуск, форму, честь

и шагнешь в окно, вздохнув на выдохе


При всем при этом в стихах Грицмана нет мелодраматического надрыва прощания с жизнью — с одиночеством автор налаживает свои равноправные почти взаимоотношения:


Одному оставаться не страшно

Надо только едой запастись

Стать веселым, как Чебурашка,

Сердце сжать в мускулистой горсти


Автор учится жить с этим своим одиночеством, потому как «одиночество» здесь отнюдь не иссякание жизни, но — особая ее форма. Воспользуюсь по аналогии формулой Марианны Ионовой: «любовь должна присутствовать хотя бы своим отсутствием».

И кстати — о любви, о постоянном мотиве в лирике Грицмана, но в этой книге как бы чуть отошедшем — нет, не в тень, не на второй план, а — вглубь. Мотив этот естественно вплетен в такое вот взаимодействие мотивов бытийного одиночества, бесприютности и одновременно плотной привязки к «земле». Вот две строчки из стихотворения Грицмана — еще одна его формула одиночества: «…И мы с ней остаемся совсем одни, / то есть я один и она одна».


Составитель Сергей Костырко



Составитель благодарит книжный магазин «Фаланстер» (Малый Гнездниковский переулок, дом 12/27) за предоставленные книги.

В магазине «Фаланстер» можно приобрести свежие номера журнала «Новый мир».




Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация