СГЛАЗ ЖЕЛЕЗНОГО
ВЕКА
Денис
Новиков. Река — облака. Составители Ф.
Чечик, О. Нечаева. Вступительная статья
К. Кравцова, подготовка текста, примечания
О. Нечаевой. М., «Воймега», 2018, 488 стр.
Поэзия
Дениса Новикова — яркое явление в
русской литературе конца ХХ века.
Заметное настолько, что к пятидесятилетнему
юбилею поэта, увы, давно уже покойного,
выходит не просто сборник его избранного,
но работа, можно сказать, академического
уровня в плане состава и полноты. Книга
«Река — облака» — максимально полная,
в ней представлены как ранее публиковавшиеся
стихи автора, так и нашедшиеся в черновиках
и архивах близких ему людей, а также
эссеистическая проза. Причем уже
публиковавшиеся стихи представлены не
сборниками, как это делается обычно, а
по хронологии, по годам. Причина этому
— довольно хаотичная в плане книгоиздания
прижизненная судьба Дениса Новикова:
некоторые стихи публиковались несколько
раз, в коллективных и индивидуальных
сборниках, некоторые — только в
периодической печати. «С учетом
вышесказанного мы решили отказаться
от традиционного представления по
книгам <…> и предпочли хронологический
принцип», — пишут составители в
примечаниях к сборнику. И это решение,
этот благородный, титанический труд
издателя Александра Переверзина и
составителей Ольги Нечаевой и Феликса
Чечика помимо возможности внимательного
прочтения поэта открывает еще одну
соблазнительную возможность, возможный
соблазн: читать книгу как летопись, а
ее автора — как поэта социального, даже
политического, встроенного в эпоху
перехода от восьмидесятых к девяностым,
свидетеля исторических перемен,
методичного фиксатора слома сознания.
И этот соблазн особенно силен потому,
что именно таким поэтом Денис Новиков
и был и рассмотрение его как «чистого
лирика» (которым Денис Новиков, несомненно,
был тоже) отнюдь не делает из него
поэта-эскаписта. Денис Новиков — поэт
с изначальным, предзаданным трагическим
мироощущением. Живи он в другое время,
его поэзия не была бы «светлой» все
равно, условно говоря, он продолжает
линию Тютчева, а не Фета. Но период
примерно с 1980-го по 1995 год оказался
мрачно, трагически идеальным для развития
такого голоса: сначала безысходно серые,
давящие годы бесконечного СССР, а потом
— исход из этой безысходности, который
Денис Новиков рассматривает, отнюдь не
симпатизируя «застою», тем не менее как
крушение, захлопнутую, а не открытую
дверь.
Здесь
следует отметить, что сам термин
«развитие» в отношении Дениса Новикова
не вполне точен. Он начал очень рано и
очень мощно, его голос не набирал силу,
а сразу был обретен. Вот, собственно,
стихотворение, которое открывает книгу.
Написано оно, когда автору было шестнадцать
лет:
Сырой,
как арбузная корка,
и
серенький, словно обложка
болгарского
диска битлов,
был
вечер, упрямо и колко
накрапывал
дождь, неотложка
ныряла
в провалы дворов.
И я
пожелал ей удачи,
вернее,
не ей — человеку,
на помощь
позвавшему... Я
купил
два билета без сдачи
в ненужную
мне дискотеку,
чтоб
спрятаться и от дождя.
И дальше
заложенные здесь признаки будут звучать
все с той же силой — наблюдательность
внешняя и внутренняя, строгость и
сдержанность рефлексии. И уже здесь
явно обозначенные меланхоличность,
тусклость пейзажа говорят не об общей
романтической тоске юноши, а о взрослой
невеселой и трезвой ясности мировосприятия.
И дальше, на протяжении примерно двух
десятилетий, все так и будет плыть
тяжелыми ватными облаками, небо будет
давить на землю и не раскрасится в цвета,
а если и раскрасится, то только за тем,
чтобы через миг обесцветиться, слинять,
перестать обманывать: «Красное лето,
зеленый патруль. / Встали в шеренгу и
оцепенели / <…> / Это не оторопь энного
дня / напоминания отрокам кармы, / часа,
когда стекленеет броня, / и различимы
снега и казармы» — здесь Денису Новикову
восемнадцать.
Периодизация,
которой можно подвергнуть стихи Дениса
Новикова, связана не с движением поэтики,
не с нарастанием того, что изначально
явлено во всей полноте, а с обстоятельствами
жизни лирического героя, или здесь
уместнее говорить — все же именно
автора, потому что «Река — облака» —
тщательнейшим образом собранный
лирический дневник, фиксирующий движения
как в душе поэта, так и в окружающем его
общественном пространстве. Вот, например,
юноша-поэт угнетен перспективой попасть
в армию: «Умерь напрасные дебаты, / что
будет? — будут аты-баты / под бокс
подстриженных людей», а вот — в 1988 году
— фиксирует происходящий тектонический
сдвиг:
Когда
сбывается прогноз
(неверящий,
проси прощенья) —
воспринимаются
всерьез
все
остальные сообщенья.
Но
политический дневник
и
причитанья Толкуновой
не
ведают, что в них проник
каким-то
чудом привкус новый.
В стихах
Дениса Новикова, с юности вполне
самостоятельных, тем не менее, сквозит
и круг его общения, и круг чтения.
Выражается это опять же не в просодии,
а во взгляде на мир, а также в прямом
назывании имен — стихи посвящены
Александру Башлачеву, Михаилу Айзенбергу,
Тимуру Кибирову. И, собственно, в
поэтических координатах конца XX века
поэзия Дениса Новикова, пожалуй,
расположена между Айзенбергом и
Башлачевым.
С Михаилом
Айзенбергом, в то время — участником,
как и Денис Новиков, альманаха «Альманах»,
стихи Новикова роднит подчеркнутая
сдержанность, аскетичность интонации,
визуальная наблюдательность,
сосредоточенная на графическом, а не
живописном. Из стихотворения, посвященного
Михаилу Айзенбергу:
Вот
лежит человек, одинок,
поднимается
к небу дымок
из его
сигареты, набитой
черт-те
чем и набитой на треть.
Если
выпотрошить, растереть
на ладони
— одною обидой
будет
больше на этот режим,
и на
критику с мест, и зажим
мусульман
со своим газаватом…
Но именно
Александр Башлачев, автор, в качестве
именно поэта, а не рок-звезды, кажется,
недооцененный, оказывается из современников
к Новикову ближе всего — из-за безудержной
склонности обоих к игре слов, к обретению
новых смыслов через остроумие, отнюдь
не призванное смешить.
Просодически
Денис Новиков — поэт, конечно, традиционный.
И здесь существует для кого-то —
опасность, для кого-то — напротив,
соблазн, объявить Новикова автором,
работающим вне языкового поиска,
намеренно избегающим, чурающимся
новаторства. Об этом — с приятием —
пишет и автор предисловия к сборнику
Константин Кравцов, попутно цитируя и
Илью Фаликова. «„В литературно-ситуативном
плане — то же самое. Истинный поэт,
верный стиху, Денис явился в пору распада
стиха <…> Этот факт не отменяет
возникновения нового качества
(тематического, стихового, фонического
и т. д.). Новиков принес новую ноту, всецело
принадлежа единому оркестру отечественного
стихотворства, не вчера появившегося.
‘Не пес на цепи, но в цепи неразрывной
звено‘”.
А вот еще, оттуда же: „Кто сказал, что
высокая лирика ныне невозможна? Все
говорят. Денис Новиков шел поперек этим
разговорам. Конечно, лучше этого не
видеть…”»
«Беда Новикова (или его победа — как
посмотреть) — продолжает Кравцов, — в
том, что он был поэтом, традиционным не
только по своей поэтике, но и по
самоопределению. А если так, то это
миссия и судьба».
Однако,
может быть, это «новое качество» все же
шире, чем своеобразие звучания в однажды
установленных пределах? С уверенностью
можно сказать, что поэтом-новатором, и
новатором не только взгляда, но и языка
поэзии Денис Новиков все же является.
И новаторство это — именно в уже
упомянутом игровом начале, в раскрытии
возможностей юмора в поэзии. И это роднит
Дениса Новикова не только с Александром
Башлачевым, но и с Тимуром Кибировым,
посвящения которому среди стихов
Новикова тоже есть. И в этом плане Новиков
не отстоит от условного «постмодернизма»,
концептуализма конца XX века. Не только
не отстоит, но и отнюдь не противостоит
ему, а где Кибиров, там и до Пригова рукой
подать. Но ближе всего, просодически,
мелодически и в том, что поэтическое
остроумие оказывается здесь серьезной
игрой, нешуточным каламбуром, да, именно
Александр Башлачев.
Жаль,
обморожены корни волос,
вышел
— попал в молоко.
В прошлый,
Отечество спасший, мороз
я еще
был далеко.
За семь
морей от окрестных лесов,
от
коммуналки отца,
смутно
врубаясь из люльки Весов
в культ
Кровяного Тельца.
Семеро
душ от еврейской семьи,
сколько
от русской — бог весть,
но
уцелевшие корни твои
тоже
считают: Бог есть.
Кровь
ли чужая не сходит мне с рук,
иль
мазохистка душа
нынче
себя же берет на испуг,
всласть
«Беломором» дыша?
Ладно.
Не жить. Выживать. Из ума.
С
вавилонянами бог,
с нами
природная милость — зима,
порох
и чертополох.
Два
бивуака парят в небесах,
пав
среди звездных полей,
белый
журавль, я усну на Весах,
без
ощущенья корней.
Да и Цой
здесь местами слышится — «Сердце бьет
в эрогенную зону…», «Нет денег. В сотый
раз обшарил / Карманы куртки — денег
нет». Рок-поэзия, как к ней ни относись,
все же одна из ключевых точек отечественной
словесности, да и общественной жизни
конца прошлого века, и мимо поэта-летописца,
поэта-наблюдателя, каким был Денис
Новиков, это пройти не могло.
Но самый
близкий для Дениса Новикова автор,
конечно, не современник, а предшественник,
творимый здесь в качестве такового
совсем по Борхесу, Георгий Иванов.
А мы,
Георгия Иванова
ученики
не первый класс,
с утра
рубля искали рваного,
а он
искал сердешных нас.
Ну,
встретились. Теперь на Бронную.
Там, за
стеклянными дверьми,
цитату
выпали коронную,
сто
грамм с достоинством прими.
Ключевое
слово здесь, пожалуй, «достоинство».
Достоинство не просто обреченного, но
уже при жизни вышедшего за скобки жизни
наблюдателя, Иова не вопиющего, но
констатирующего факт. К этому располагала,
как уже было сказано, и эпоха, но если в
случае Иванова историческая ситуация
не оставляла возможности иных оценок
происходящего, то в случае Дениса
Новикова это был выбор, и не столько
историко-политический, этический,
сколько эстетический. Денис Новиков не
оплакивает ушедшую страну, СССР ему
вовсе не нравился, а Иванов дореволюционную
Россию любил. Однако изначальное
трагическое мировосприятие, особого
рода сила тяжести заставляют Дениса
Новикова прочитывать современную ему
эпоху как однозначно безысходную —
именно там, где многие обрели выход.
Большой
редакторской и составительской удачей
было включение в сборник «Река — облака»
не только поэзии, но и прозы Дениса
Новикова. Не только потому, что она тоже
весьма интересное литературное явление,
но и потому, что она оказывается о том
же самом и еще больше проясняет, утверждает
позицию поэта. И не последнюю роль здесь
играет то, что перед нами колумнистика,
жанр в постперестречной России заново
оформляющийся, модный, а значит —
соответствующий духу времени и ставящий
автора в позицию отношений с этим
временем, с этим духом, со-временную.
Два
текста, «Допустим, как поэт я не умру…»
и «Мнимолетное», посвящены творчеству
и личности Георгия Иванова, еще в одном,
«Раздача, или Цитатник распадающегося
сознания», о Георгии Иванове тоже сказано
немало. И все это — среди рассуждений
об эмиграции, эстетике ностальгии,
позорно проигранном чемпионате по
футболу — первом, в котором участвовала
Россия не в составе СССР, языковом
менталитете. Себя и Иванова Денис Новиков
называет пассеистами, людьми, тоскующими
по прошлому, и говорит о том, что его
печаль, как и ивановская, была дарована
ему изначально, а на чужбине, настоящей
— Новиков не раз пытался эмигрировать
и возвращался — и метафорической —
новая Россия другая, чужая страна, не
страна его детства, обрела почву, в
глубину которой и уходят обмороженные
корни.
«Тебя
это трогает — Да. — Надолго ли? —
Навсегда. — Может ли это что-то поправить,
уберечь от сглаза настоящего железного
века? — Думаю, что нет» («Раздача, или
Цитатник распадающегося сознания»).
Евгения
РИЦ
Нижний
Новгород