Кекова Светлана
Васильевна родилась на Сахалине, окончила
филфак Саратовского государственного
университета. Автор тринадцати поэтических
сборников и нескольких литературоведческих
книг, в том числе посвященных творчеству
Николая Заболоцкого и Арсения Тарковского.
Стихи Светланы Кековой переводились
на многие европейские языки. Лауреат
нескольких литературных премий. Доктор
филологических наук, профессор кафедры
гуманитарных дисциплин Саратовской
государственной консерватории. Постоянный
автор нашего журнала. Живет в Саратове.
Светлана
Кекова
*
СКВОЗЬ
ЭТОТ ХОЛОД
* *
*
Мне нужно
прошедшие годы
как пламя
увидеть и лёд,
надеть
сапоги-скороходы
и сесть на
ковёр-самолёт,
и сбросить
ненужное бремя,
и меч свой
волшебный сломать,
чтоб
быстролетящее время
за хвост, как
дракона, поймать.
Я знаю — ни
силой, ни властью
мне не овладеть
никогда —
и вот
огнедышащей пастью
уже я
проглочена, да.
И всё-таки в
этом пожаре
я мыслю…
И чувствую
я,
что молча
мне руку пожали
мои по
несчастью друзья.
* *
*
Как мир
огромен,
как ребёнок
мал!
Но мир его
на удочку поймал —
плотву святую,
рыбку золотую.
Закончим
мысль.
Поставим
запятую.
Но мысль, как
разноцветный попугай,
сидит на
ветке,
смотрит
круглым глазом
и хочет съесть
весь мир
подлунный
разом —
расхожий
корм ты ей не предлагай.
Ты ей не верь.
Она издалека
начнёт рассказ
про всё, что есть на свете —
про удочку,
про сеть,
про рыбака,
про то, что
жизнь — великая река,
где молча
рыбы плавают и дети.
Перед
иконой Страшного Суда
Ю.
К.
1
Сначала степи
развернули свой
ковёр осенний
с выжженной травой
(а кое-где
проглядывала озимь,
покрывшая,
как плат, пласты земли),
и взгляды
оторваться не могли
от тех чудес,
что создавала осень.
2
На горизонте
плоские холмы
обозначали
странное величье
пустынных
мест; и щебетанье птичье,
а также брызги
солнечной волны
напоминали
о нетварном свете,
который видят
ангелы и дети
и чтут святые
очи Паламы.
3
По чёрным
комьям вспаханной земли
воронья стая
движется вразвалку.
Два облака
плывут, как корабли.
Деревья
входят в мир, как в раздевалку,
и оставляют
пышный свой наряд
для ротозеев,
фавнов и наяд.
4
А путь наш
продолжается. Вот-вот
вороньему
рукой помашем войску,
деревьям
обнажённым, Волге, Вольску
и совершим
опасный поворот
в тот край,
где посреди незримых бурь
то золото
сияет, то лазурь,
то светится
фаворским светом Слово,
как на иконе
инока Рублёва.
5
Под шум
последний лиственной молвы
возникли
вдруг хвалынские холмы,
где ковыля
печально колыханье,
холмы —
Хвалынска слава и хвала,
как бы церквей
подземных купола —
живой земли
свободное дыханье.
6
И снова
наплывают на меня
в волне
молчанья и сердцебиенья
тень всадника
и красного коня —
и языки
подземного огня
как будто
замирают на мгновенье.
А там, где
глина, воздух и вода
соединились
в День Господня гнева,
у яблони
вдвоём — Адам и Ева
перед иконой
Страшного Суда.
* *
*
С трёхлитровой
банкою подмышкой
движется по
саду Смердяков
к бане, где
в котле под чёрной крышкой
Свидригайлов
ловит пауков.
Смердяков
родился в этой бане,
знает в ней
все щели и углы…
Как кузнечик
юный, на экране
прыгает Полад
Бюльбюль-оглы.
Этот сюр
конца семидесятых
мне явился,
как кошмарный сон,
или словно
ангелов крылатых,
ангелов
крылатых легион.
Липнет грех
к душе, как снег к подошвам,
кровью
наливается звезда,
а в воспоминаниях
о прошлом
просто иней
лёг на провода.
Знать бы там,
в тоске неосторожной,
что мы отдаём,
а что берём…
…Просто в
нашей юности безбожной
Достоевский
был поводырём.
* *
*
На высоком
берегу, под ивою,
от родного
дома вдалеке,
ели дети
яблоки червивые,
отражаясь в
медленной реке.
Кто они? Где
их отцы и матери?
Где их ангел?
Где телец и лев?
Чью любовь
они уже растратили,
чью убьют,
внезапно повзрослев?
Не горит
лампадка в детской спаленке,
ходит строй
теней на потолке,
кот мурлычет,
сидя на завалинке,
мышь скучает
в красном уголке.
И не знают
временные жители,
как дома их
оказались тут,
и в каком
саду, в какой обители
яблоки
червивые растут.
Мальчик
Однажды
внимательный мальчик прочёл
не сказку, а
притчу про мух и про пчёл,
и вот,
глубочайшего смысла полна,
ему полюбилась
она.
Теперь он
следит не за боем быков —
вникает в
любовные игры жуков
и видит за
ними, в дали голубой,
что будет со
мной и тобой.
А муха, в боях
нагуляв аппетит,
одна над
поверхностью жизни летит,
и видит её
удивительный глаз
и небо, и
землю, и нас.
На синей
земле по зелёным холмам
рассыпаны
Богом цветы.
Струится от
чашечек роз
фимиам,
как знаменье
их чистоты.
Но мухе не
нужен цветочный нектар —
души
расцветающей тающий жар,
ей нравится
падаль, гнильё и навоз,
а вовсе не
запахи роз.
…Как пышно
сирень в это лето цвела!
Забором был
сад обнесён.
И сладкий
нектар собирала пчела,
забыв обо
всём, обо всём.
А рядышком
сёстры трудились её,
и мальчик
сидел на крыльце.
На ветхом
заборе светилось бельё,
как слёзы на
детском лице.
— Но кто же,
скажи, эти притчи поймёт?
— Лишь тот,
кто нуждается в них.
Есть люди,
как пчёлы, творящие мёд
в жилищах
своих восковых.
Есть люди,
чьи души похожи на мух,
их зренье —
как шар, как парабола — слух,
их цепкие
лапки оставят следы
на всём — от
еды до беды.
А мальчик
сидит на ступеньке крыльца,
и видит он
мать свою, видит отца,
какую-то
видит старуху…
Он знает, что
смерть далека и близка,
как этот
забор —
и опять от
виска
он гонит
жужжащую муху.
* *
*
На деревьях
снег, как в бокале пенки,
и озябли
руки, замёрзли ноги.
Наступило
время давать оценки,
раздавать
долги, подводить итоги.
Ты забыл о
юности драгоценной,
но вернётся
прошлое — только свистни…
Пусть забито
лексикою обсценной,
как листвой
осенней, пространство жизни,
пусть по
скверу бедному возле речки,
где смешалась
брань с колокольным звоном,
цифровые
бегают человечки,
пряча дрожь
испуга в карман с айфоном,
но сквозь
этот холод, сквозь этот морок
ожиданье
радости вдруг проступит,
и любой, кто
был мне когда-то дорог,
в гастроном
зайдёт, шоколадку купит.
Казанская
Спит земля,
безвидна и гола,
сны её — как
каменные плиты.
Сброшены с
церквей колокола
и кресты
сияющие сбиты.
Но в железных
узах темноты
сон приснился
девочке Матроне:
нужно утром
принести цветы
к погребённой
заживо иконе.
* *
*
Татьяне
Кан
Всё, о чём
мечталось, как ни странно,
сбудется,
настанет в свой черёд…
И опять под
звуки фортепьяно
чья-то жизнь
по улице идёт.
Чья-то жизнь
в красивом белом платье,
в туфлях на
высоких каблуках,
в кофточке,
похожей на объятье,
с разноцветным
зонтиком в руках.
Вот она
застыла у порога
и кому-то
задаёт вопрос —
девочка,
вещунья, недотрога
в лёгком
нимбе золотых волос.
Но по строгим
правилам науки
невозможно
получить ответ
на вопрос —
откуда льются звуки,
на любовь
похожие и свет.