Молчанов
Александр Владимирович родился в 1974
году в поселке Сямжа Вологодской области.
Окончил филологический факультет
Вологодского государственного
педагогического университета, работал
в Вологде в областных газетах. В 2001 году
переехал в Москву. Был главным редактором
и шеф-редактором изданий «Метро», «Новый
Крокодил», «Взгляд», «Частный
корреспондент». Учился во ВГИКе
(кинодраматургия, мастерская А. Э.
Бородянского) и американском университете
UCLA. Написал несколько пьес, одна из
которых («Убийца») поставлена более чем
в тридцати театрах в России и Европе и
вошла в составленный в 2011 году европейскими
критиками список из двухсот лучших
современных пьес. Единственный российский
участник международного театрального
проекта «Миллениум фронт театр». Автор
пьесы «Stein», поставленной в рамках этого
проекта в Лейпциге, Мюнстере и Бонне
(Германия). Участвовал в работе над
многими популярными телесериалами
(«Захватчики», «Кости», «Москва,
центральный округ», «Час Волкова»,
«Побег», «Черчилль», «Салам, Масква» и
многих других) и анимационными фильмами
(«Золотые яйца», «Затмение»). Лауреат
литературных и кинематографических
премий. Член Союза кинематографистов
и Союза писателей. Преподавал во ВГИКе,
Московской школе кино, киношколе
«Синемоушен лаб» и Мастерской
индивидуальной режиссуры. Автор
четырнадцати книг, одна из которых —
учебник «Букварь сценариста», входит
в список рекомендованных учебных пособий
всех основных московских киношкол.
Создатель и руководитель первой
российской онлайн-киношколы. Живет в
Москве.
Александр
Молчанов
*
ДЕРЕВО
Стендап-трагедия
Самый
страшный враг человека — это надежда.
Эта тварь погубила больше народу, чем
все государства вместе взятые. Если вам
нужно по-настоящему качественное
решение, берите себе в советчики отчаяние.
Только не перепутайте его с унынием.
Потому что на самом деле трагическое
мироощущение — это когда тебе всегда,
сука, весело.
Часть
1. Мой сын превращается в дерево
Раньше
это происходило с каждым тысячным
ребенком, потом с каждым сотым. Сейчас
— с каждым шестидесятым.
Они
говорят, у нас есть год. Последний год,
пока он будет похож на человека. Потом
они заберут его у нас и высадят в лесу.
В Европе и США для этого есть специальные
парки в пригородах, а в скандинавских
странах так и прямо в городской черте.
Там Д-родители знают, где растут их дети.
Они могут приехать в парк и увидеть свое
дерево. Они могут поговорить с ними.
Потрогать его.
Мы
не можем.
Они
называют это милостью. Они прячут наших
детей. Они не хотят, чтобы кто-нибудь
видел нас, плачущих в парке посреди
города. Они не хотят, чтобы мы общались
с другими Д-родителями. А больше всего
они не хотят, чтобы мы строили комьюнити.
Пока
нет комьюнити, пока мы разобщены, они
могут притвориться, что мы не существуем.
Вот почему они прячут наших детей в
глухом лесу. Благо более или менее вся
Россия — это глухой лес. Самое подходящее
в мире место для того, чтобы спрятать
что-то странное и пугающее.
Но
у меня есть идея. План на самом деле. Дэн
останется со мной. Никто не отнимет его
у меня. Да, у меня есть план.
Знаете,
я думал... где находятся дети до того,
как они к нам приходят? Мне нравится
думать, что они сидят на облаке и смотрят
вниз. Они смотрят на нас с высоты. Они
выбирают. И мы должны быть или хотя бы
казаться хорошими, прежде чем они примут
решение. Если мы плохие люди — они
выбирают кого-то другого. Хорошие дети
достаются хорошим родителям. А плохим
родителям достаются те дети, что не
успели отхватить себе хороших родителей.
Теперь
я все время думаю об этом — что мы такого
сделали? За что нас наказали?
Я
думаю, что мы всегда были хорошими
людьми. Не самыми плохими, давайте так
это назовем.
Я
люблю Анну, она любит меня, но моя совесть
все-таки не вполне чиста.
Я
был старше Анны на шесть лет и был женат
до того, как встретил ее.
Моя
первая жена… это был студенческий брак;
мы толком не знали друг друга и не
понимали, как это работает. Мы просто
все время хотели трахаться.
Мы
так и не поняли, как это работает. Как
два человека могут быть вместе.
Наш
брак распался, и моя первая жена осталась
в нашем городе с маленькой девочкой,
нашей дочерью, а я покинул наш родной
город и переехал в Москву.
Все
эти годы я каждый месяц отправлял им
деньги. Каждый год я приезжал в мой город
и встречался со своей дочерью. Исполнял,
так сказать, обязанности отца. Но этого
было недостаточно для того, чтобы быть
хорошим отцом.
Это
была моя вина, мой грех, мое проклятие.
Я не любил женщину, но я не мог оставить
ребенка. Это не закон; но это правило, и
я нарушил правило.
В
Москве я встретил Анну и влюбился. Мы
были молоды и очень бедны. Но мы знали,
со временем у нас все будет хорошо.
Я
писал, Анна работала дизайнером в газете,
и мы были очень, очень счастливы.
Счастливая семья — это хорошо для
участников, но плохо для драматургии,
скучно для зрителей.
Я
помню этот день... это была суббота.
Ранняя зима. Везде был снег, и снег
блестел на солнце, это был очень солнечный
день.
Я
ждал в холле. Анна вышла из кабинета,
тетка-докторша шла рядом с ней, они обе
улыбались и разговаривали. Анна подошла
ко мне и дала мне что-то. Это было Фото
УЗИ. Я увидел голову и два маленьких
крыла. Это были не руки, это были крылья,
я клянусь. Мой сын, мой маленький ангел.
Я
почти не помню тот день, когда родился
Дэн. Утром я отвез Анну в больницу и
вернулся домой. В полдень она позвонила
мне и сказала: «Дэн родился».
Я
увидел его на следующий день. У него
было смешное сердитое лицо.
Анна
сказала, что ей сделали кесарево сечение.
Дэн был обвит пуповиной. Тогда я не
придал этому значения. Потом нам про
это часто напоминали. При каждом удобном
случае.
До
года он был нормальным малышом. Только
одно — он не спал.
Мы
ложились в десять. В 10.30 Дэн начинал
крутиться в кроватке и плакать. Я брал
его на руки и ходил по комнате. И тогда
он засыпал. Когда я клал его в кроватку,
он начинал плакать.
Он
успокаивался в 5, иногда в 6 утра.
Я
должен был просыпаться в 7, чтобы писать.
Нам
нужны были деньги, поэтому я взялся за
несколько крупных проектов — детективные
сериалы для прайма. Очень дорого, очень
много геморроя с поправками. Я писал
три сериала одновременно. Не простая
задача в нормальных условиях. Очень
Сложная задача, если вы спите два часа
за ночь.
Когда
эти сериалы вышли в эфире, я заметил —
все истории были о детях. Похищения,
педофилия, контрабандные бриллианты в
детских подгузниках.
У
всех моих персонажей были дети. В моих
сериях детские сюжетные линии расширялись,
вытесняя линии расследований преступлений.
Если мой детектив приходил домой к
свидетелю, тот говорил детективу: «Тихо!
Дети спят».
Пытка
бессонницей продолжалаись три месяца.
Потом я нашел выход. Когда мы были на
улице, Дэн сразу засыпал. Я поставил
детскую коляску на балконе. Каждый вечер
я сидел здесь и качал коляску. Дэн спал.
Я мог смотреть фильмы на своем телефоне,
читать книги и слушать музыку. Здесь я
мог придумывать свои истории. Мы спали
по очереди с Анной. Один спит — другой
качает коляску на балконе.
Это
было хорошее время. Но, как говорят у
нас в комнате авторов, катастрофа
приближалась.
Каждый
день мы гуляли с Дэном. Была ранняя
осень, солнечные дни. Дэну было десять
месяцев. Я привез его в коляске в парк.
Когда Дэн увидел детскую площадку, он
встал и пошел прямо к качелям через лес.
Я снял видео на свой телефон — Дэн в
толстовке и с такими забавными медвежьими
ушами на капюшоне. Он идет через лес,
подходит к ограде, хватается за нее
двумя руками и начинает трясти. Он не
видел, что ворота рядом, в метре от него,
и возмущался, почему он не может пройти
сквозь ограду.
Это
был наш последний счастливый день.
Когда
мы вернулись домой, и Анна мыла руки
Дэна с мылом, она нашла маленькую зеленую
точку на его запястье. Она потерла эту
точку мочалкой, но та не исчезла. Мы не
испугались, мы просто удивились.
— Где
вы вляпались в краску? — спросила Анна.
— Я
не знаю.
Вечером
я сидел на балконе и смотрел «Змеиный
источник» Бергмана на своем телефоне.
Дэн спал в коляске. Анна сидела в комнате
и смотрела что-то в интернете. Я услышал,
как она тихонько вскрикнула.
— Тихо!
— прошептал я, не сводя глаз с экрана,
— разбудишь Дэна.
— Андрей,
иди сюда.
Что-то
в ее голосе заставило меня повиноваться.
Она показала мне научную статью. Там
были фотографии — зеленые руки и ноги.
И что-то совсем страшное — рука с зеленой
веточкой вместо пальцев. Все это были
дети — на всех фотографиях.
— Что
за херня? — спросил я.
— Это
болезнь.
— Ясно.
Как это лечится?
— Никак.
Я
долго не решался задать следующий
вопрос.
— Он
умрет?
— Нет.
— Нет?
Она
нажала на ссылку. На экране появилось
фото дерева. Я не понял.
— Они
превращаются в деревья.
— Как
это?
— Где
вы были сегодня?
— Что?
— Что
вы там делали? Ты заразил его в парке!
— Нет!
Ничего такого мы там не делали. Просто
гуляли.
— Он
играл с другими детьми?
— Я
не помню.
— Что
нам делать?
Я
не знал.
На
следующий день я должен был быть в
студии. Анна заставила меня перенести
встречу. Мы пошли в больницу. Наш терапевт
рассматривал зеленую точку на запястье
Дэна через лупу.
Потом
вздохнул, положил лупу на стол и впервые
посмотрел на нас.
«Я
не хочу вам врать. Это CTS».
Анна
заплакала.
Childhood
tree syndrome.
Ночью,
лежа рядом с Анной, я малодушно думал
об усыновлении. Мы отдадим Дэна старой
паре из Финляндии или Швеции. У них
лучшие лекарства, у них передовая
медицина; они спасут его.
С
утра мысль об усыновлении кажется
несущественной. Но я начинаю говорить
о европейской медицине.
«Что
ты знаешь о европейской медицине? Ты
помнишь историю Майи, как у нее болела
спина и она не могла получить помощь у
врачей?»
Майя
— наша подруга, она живет в Мальмё, и я
помню историю о ее спине. Но эта история
не была бы полной без упоминания о
зависимости Майи от болеутоляющих, и
мы не знаем, какую помощь она попросила
у врачей.
Но
наша медицина точно не лучше. Когда у
Дэна был ложный круп, мы вызвали «скорую»
и докторша сказала: намажьте ему лоб
святой водой.
Мы
начали ходить к врачам. Лучшие врачи.
Мировые светила. И каждый раз я видел
одно и то же: интерес к болезни и полное
равнодушие к нашему мальчику.
До
сих пор эта картина у меня перед глазами.
Доктор, седой генетик, хватает Дэна
своими холодными руками, мнет его,
крутит. Дэн плачет, но доктору все равно.
Для него это не человек. Полено. Строчка
в его долбаной диссертации. Направление
на анализы и лишние сто долларов
реферальных от компании, которая делает
эти анализы.
Никаких
генетических нарушений у Дэна нет.
Абсолютно здоровый мальчик. Просто его
тело превращается в дерево. Постепенно,
клетка за клеткой. И никто не знает,
почему это происходит и как это можно
остановить.
В
средние века дети умирали от болезней,
которые сегодня лечатся двумя таблетками
под язык. Когда-нибудь найдут лекарство
и от «Д-синдрома». Только нам от этого
не легче.
Дэн
не понимает, что случилось. Кажется, он
думает, что сделал что-то не так. Он
чувствует себя виноватым.
Он
подходит ко мне и обнимает меня. И когда
он делает это, все силы покидаюет меня.
Я не могу дышать.
Анна
умоляла меня не рассказывать маме. Она
права. Мама найдет одно объяснение:
«кесарево». И один рецепт: «покрестите
его». Я уже давно не могу находить общий
язык с людьми, воспитанными телевизором.
Это
очень популярная точка зрения. Анна
круглые сутки пасется на форуме
«Д-родители».
«Если
бы я была министром здравоохранения,
мой первый приказ был бы: только
естественные роды. Кесарево сечение
запрещено, потому что это главная причина
CTS».
Когда
человеку больно — он ищет кого-то, кому
тоже больно. И пытается удвоить,
удесятерить эту боль. Потому что когда
другому больнее, чем тебе, это значит,
что тебе не так больно, как ему.
Это
их способ справляться с болью. Мой способ
справляться с болью — это писать. Я пишу
книгу о счастье.
Часть
2. Что такое счастье?
У
счастья плохая репутация. Счастливый
человек всегда вызывает у окружающих
подозрение — боже, уж не придурок ли
он?
Человек,
излучающий неиссякаемый оптимизм,
кажется… скажем так, недостаточно
информированным об опасностях и
сложностях нашего постоянно меняющегося
мира.
Да
и вообще, разве можно быть все время
счастливым? Разве можно встречать любые
неприятности и огорчения с улыбкой?
Вот
вы сейчас слушаете меня и думаете про
себя: разве можно быть счастливым, когда
у меня… (здесь впишите то, что мешает
вам быть счастливым).
А
уж у творческих людей унылое выражение
лица — главный и зачастую единственный
признак профессиональной состоятельности.
У
одного хорошего сценариста на сайте
прочитал: «Творческий человек должен
быть депрессивным».
Кому
должен?
Помните
у Надежды Мандельштам: «Кто тебе сказал,
что ты должна быть счастливой?»
Хорошо
сказано. Красиво. Давайте носиться с
этой мудростью как с писаной торбой и
вытаскивать каждый раз, когда нам вдруг
покажется, что что-то давно с нами не
случалось ничего плохого.
Стоп.
А
кто вам сказал, что вы должны быть
непременно несчастным?
Человек
создан для счастья, как птица для полета.
Для полета птица создана, заметьте, а
не для мечты о небе. Почему же мы тратим
нашу жизнь на мечты о счастье вместо
того, чтобы быть счастливыми?
Козьма
Прутков, русский Тони Роббинс девятнадцатого
века, говаривал: «Если хочешь быть
счастливым — будь им».
Старина
Прутков издевался, конечно. Он тоже, как
и вы, думал, что быть счастливым невозможно.
Или по крайней мере очень трудно.
Кстати,
да, это трудно. И одного решения здесь
недостаточно.
Это
целая технология.
Точная
наука.
Стать
счастливым за одну минуту трудно.
А
вот за месяц — можно. Ну, хорошо, за
полтора.
Для
этого не нужно сворачивать горы,
зарабатывать миллиарды, становиться
поп-звездой, влюблять в себя принцессу.
Это все тоже можно сделать, и для всего
этого существуют свои технологии. О
которых как-нибудь в другой раз.
Счастье
— это состояние.
Счастьем
можно управлять.
Этим
мы с вами и займемся.
Выполняя
каждый день простые и прикольные
упражнения, мы с вами раз и навсегда
научимся быть счастливыми. Как минимум
— чуть более счастливыми, чем были
раньше.
Много
времени у вас это не займет.
Но
есть один секрет. Упражнения, которые
я вам предлагаю, нужно делать. От того,
что вы про них услышите и, может быть,
даже поймете, как они работают, — толку
мало.
Прежде
всего мы с вами выясним, что такое
счастье.
Как
оно устроено и как оно работает.
Узнаем,
что мешает вам быть счастливым.
Для
тех, кто собаку съел на тренингах
личностного роста, обещаю: это будет не
просто эмоциональная накачка, а довольно
глубокая работа с ценностями, с целями
и управлением вашей энергией, которая
даст не просто временный эффект, а
приведет к необратимым, я бы даже сказал,
непоправимым изменениям к лучшему.
Вам
резко разонравится быть несчастными.
Счастье
— неплохая штука на самом деле.
Вам
понравится.
Часть
3. Черновик
Семь
месяцев назад я должен был сдать в
издательство свою новую книгу-бестселлер
«Технология счастья». Вместо нее я пишу
эту пьесу. Вернее, я не пишу эту пьесу.
И это оказалось еще более трудной
работой, чем писать. Бергман говорил,
что написание пьес разрушает кору
головного мозга. Я думаю, мозг разрушает
не писательство, а неписание, потому
что не писать в тысячу раз труднее, чем
писать.
Я
жую, жую, жую этот чертов черновик. Я
снова и снова пишу план этой пьесы, а он
рассыпается у меня в руках. Все мое
ремесло, которое я осваивал много лет,
не имеет силы. Сотрясание воздуха.
Например,
я рассказал вам о том, что меня мучает
совесть из-за моего первого развода, а
ведь это неправда. Я не чувствую себя
виноватым, я поступил совершенно
правильно, и если бы мне приходишлось
прожить свою жизнь еще раз — я сделал
бы точно так же.
Нет,
меня не мучает совесть.
Но
там, за этим рассказом, скрывается
настоящая тьма. Там скрывается то, куда
я даже посмотреть не могу, не то что
рассказать об этом. То, в чем я даже себе
никогда не признаюсь, не то что вам.
Нет
слов, чтобы описать эту тьму.
И
наоборот. Я не могу написать про счастливый
день, день рождения Дэна, когда ему
исполнилось семь лет и когда мы все
вместе пошли в аквапарк. Как сияло его
лицо, когда он качался на искусственных
волнах или грелся в теплом бассейне.
Нет у меня сил про это писать. Стоит мне
просто на секунду вспомнить это — и как
будто вся кровь мгновенно вытекает из
моего тела. Я становлюсь обескровленной
мумией. Стоит мне шелохнуться — и
рассыплюсь в прах, как рассыпается сюжет
этой пьесы.
Про
что тогда писать?
О
чудесных выздоровлениях от «Д-синдрома»,
рассказы о которых передаются из уст в
уста?
О
том, как мамочки выгнали нас с Дэном из
детского клуба, когда увидели зеленые
пятна у него на руках?
О
том, как мы пытались получить справку
об инвалидности, для того чтобы Дэна
зачислили в специализированный детский
сад вместе с другими Д-детьми? До сих
пор помню довольное лицо той тетки в
комиссии, когда она нам отказывала.
Почему в эти комиссии всегда берут
законченных садистов?
О
том, как мы мотались через весь город
на встречи с какими-то мутными специалистами
на ободранных съемных квартирах? Как
читали купленные за бешеные деньги
отксерокопированные книги этих мутных
специалистов?
Или,
может быть, о том, как я ездил на Байкал
на встречу с шаманом? Шаман взял с меня
десять тысяч, провел обряд и сказал, что
Дэн выздоровеет в течение года. Дэн не
выздоровел, а я проклял и шамана, и его
тупых, ленивых и слабых лесных духов.
Помните,
были лесные пожары в Сибири? Это сработали
не китайцы-поджигатели. Это сработало
мое проклятие. Не хрен от имени духов
обещать то, чего не можешь выполнить.
Мне
все время снится, что я дерево.
Мир
вдруг становится невероятно быстрым.
Я начинаю видеть не детали, не события,
а потоки. Я вижу движения, которые при
обычной скорости не видны. Вот что такое
быть деревом. Вот что происходит с Дэном.
Я
иду в парк, встаю напротив дерева и
пытаюсь стать деревом.
Я
придумываю танец. Нужно крепко встать
на землю двумя ногами и почувствовать,
как ноги уходят глубоко в землю, как
корни. Тело — это гибкий ствол. А руки
и голова — это ветви. И теперь представьте,
что вы стоите на дне реки и вокруг вас
не воздух, а медленное течение реки.
Почувствуйте поток и двигайтесь в этом
потоке. Двигайте телом, руками и головой,
крепко держась за землю ногами.
Так
можно стоять часами, и в конце концов
начинаешь чувствовать поток, чувствовать
эти тончайшие движения и главное —
чувствовать себя частью этого движения,
частью потока.
День
за днем я танцую этот танец дерева.
Анна
предложила мне завести второго ребенка.
Я ее понимаю. Невозможно жить, когда
знаешь, что все, что ты делаешь, —
бесполезно, потому что ты уже проиграл.
Но
это значит, что Дэн — черновик, неудачная
попытка.
Я
слишком люблю его для того, чтобы считать
его черновиком.
Мой
сын — не черновик.
Часть
4. И вот что я увидел, став деревом
Наконец-то
я сошел с ума. И сразу все понял.
Все
проблемы нашего общества происходили
из-за того, что мы учились у животных, а
не у деревьев. Как только мы сменим
учителей, мы начнем получать совершенно
другие результаты.
В
прошлом веке философ Мишель Фуко ввел
термин «эпистема» как совокупность
способов познания и мышления.
Он
говорил о трех эпистемах, начиная с
эпохи Возрождения. Все, что было раньше
и после, — ему было не очень интересно.
Я
задумался: а почему неинтересно? Мне
кажется, имело бы смысл сходить и в
прошлое, и в будущее.
Первое
— это древний мир. Первые племена, первые
поселения, первые войны, первые боги.
Главный человек в это время — воин.
Второе
— античный мир. Полисы, философия,
олимпийские игры. Главный человек в это
время — философ.
Третье
— христианская эпоха. Монастыри, книги,
диспуты, костры инквизиции. Главный
человек — монах.
Четвертое,
и тут мы с вами догоняем Фуко, — эпоха
Возрождения. Живопись, литература,
музыка. Взлет технологий. Главный человек
— художник.
Пятое
— классицизм. Просвещение. Энциклопедии.
Разум. Революции. Храмы разрушают,
оставляя одну башню для научных опытов.
Главный человек — ученый.
Шестое
— современный мир. Мир систем. Мир
коммуникаций. Прозрачный мир. Мир, когда
возможно все. Главный человек —
предприниматель.
Седьмое
— мир будущего. Мир потока. Мир после
информации. Мир, когда вопросы будут
важнее, чем ответы. Когда умение
пользоваться будет цениться выше, чем
умение создавать. Мир без лидеров.
В
этом мире главным будет не человек, а
дерево.
Часть
5. Однажды утром
Однажды
утром я встаю рано, одеваю Дэна, беру
его за руку и мы вместе уходим из дома.
Я знаю, что ждет нас в конце этого пути.
Два
человека.
Или
два дерева.