Мария Маркова
В ДОЧЕРНЕЙ ПРОСТОТЕ
стихи

Маркова Мария Александровна родилась в 1982 году в Магаданской области. Окончила филологический факультет Вологодского педагогического университета. Автор поэтических книг «Соломинка» (М., 2012) и «Сердце для соловья» (М., 2017). Лауреат нескольких литературных премий и поэтических фестивалей, в том числе премии Президента РФ для молодых деятелей культуры (2011) – с формулировкой «за вклад в развитие традиций российской поэзии» – и фестиваля «Киевские Лавры» (2013). Живет в Вологде.

Мария Маркова

*

В ДОЧЕРНЕЙ ПРОСТОТЕ



* * *


...а потребность к памяти обращаться,

запуская руку в её карман, —

разновидность доступного людям счастья,

и не скажешь, что всё обман.


О страна моя, берега и реки,

принеси лекарство из той аптеки,

что росла из тремора стеллажей,

или пуговицу пришей.


Я несу не землю — цветка головку,

ноготка лекарственного подковку,

но и счастье — растительный мрак угла.

В ботаническом атласе с ястребинкой

он всегда бессмертен, и за картинкой

я его по запаху трав нашла.


У него — пиры,

во главе стола

торжество распада, метаморфоза,

чудеса деления, свет в котле,

и зимы гипнотическая угроза

не страшна ни клеверу, ни пчеле,

и в рассказе зимнем о царстве страха

золотистый лютик встаёт из праха

и горошек тянется по земле.




* * *


Что делать здесь — у ветра на виду,

с хранящимся в уме речитативом,

что делать здесь сегодня и вчера?

У прошлого прохладны вечера,

а ты выходишь в платьице счастливом.

В таком лишь на свидание идти,

баюкая сверкающую рану,

как сорванный шиповник, на груди.


Прости, но всё осталось позади,

и белое, и алое — былое,

а смелое и жаркое смело

порывом ветра.


Голые стволы —

и ветви голы, и слова малы.

На вырост воздух — вырази без звука,

когда тоска разящая нема,

и сходят поцелуи солнца юга,

а ты без этой нежности — с ума.




* * *


Так это разлука, когда отдаёшь темноте

и разум, и тело,

когда потухает светильник,

когда наступает нигде.


Так это разлука, когда,

уподобившись дальней звезде,

в пространстве земном отражаешься только в воде,

но не приближаешься, а отдаляешься — выше.


Я выше, чем видимый мир, я исчезла уже.


Так это разлука, когда говоришь о душе,

и страх нарастает, так это разлука, когда

я думаю, что никогда никого не увижу.


Так это разлука, писать о разлуке в слезах,

беспомощно мучая слово — осыпались рифмы,

осталось последнее «мы» — омывающей лимфы,

закрытого моря провалы

в невидимых красных лесах,

последнее «мы»

на пороге холодной зимы.


Как просто даётся бездушное слово «холодный».

Холодный-голодный.

Кочует ли образ бесплотный,

сияет ли разум в границах телесной тюрьмы?


Как больно от краткости «мы».


Мы всегда расстаёмся,

смеёмся в пустом переходе,

и гулкое эхо вчера

заходит, как солнце, а ночь велика до утра.

А кто здесь велик? Не царица ли ночь?

Воцарится

одна темнота,

в темноту окунётся столица,

и мы пропадём в темноте её все без следа.


Ведь это разлука — падение в обморок, бред,

фрагменты телесности, пот, говорящие руки,

сердечная «скорая», боль, поражающий свет,

обманчивость слуха, — но признаков нет у разлуки.


Но призраков нет, и не будет теней за спиной,

никто не придёт на обратную сторону света

просить обращения времени вспять,

и за мной

обвалится прошлое, выгорит чистое лето.


Об этом — в разлуке?..


О чём бы ещё рассказать?

О чём бы спросить?

Но когда за рукав ухватился,

когда уходящий остался, когда продлевается нить,

а свет растворения снова над словом сгустился —

над оловом, сплавом, овалом, над лавой любви —

оставшимся чудо яви —


не о многом прошу я.


О малости счастья — как, жизнь проживая большую,

детали беречь и не помнить за ними всего,

а существования ткань, как и лимфа в границах —

одно вещество.

Сохранится ли что-то потом?

С божественной лёгкостью, с потным тяжёлым трудом

возникнет ли вновь?

Воплотится ли вновь?

Повторится?..




* * *


До и после прилива, городского прилива

я могу отыскать тебя, словно предмет.

Это ты на ветру среди лип терпеливо

собираешь раздробленный свет,

это ты, отстранившись от общей прогулки,

гладишь чью-то собаку в пустом переулке,

это ты откликаешься — времени вне,

и в любом твоём возрасте форма условна —

это ты рассыпаешься музыкой, словно

был рождён для себя в тишине.


Но когда расстояния мера известна,

я пишу тебе просто, открыто и честно

и надеюсь всегда на ответ.

Всё равно, что стоит за ответом, пугая,

если вслед за сиренью выходит другая,

искажённая, с рядом примет,

по которым и судят, реально ли это,

или где-то за зеркалом чёрного света

ничего настоящего нет.




* * *


Вчера в дочерней простоте

открыла разум пустоте.

О мать моя, куда идём мы

в мычании, в смыканье губ

по улице пустой и тёмной,

вдоль заводских высоких труб?

Какой мозаики разбитой

предметы спящие лежат,

на этой улице забытой

какие яблони дрожат

от ветра? — где ты, ветер-ветер,

ответь мне в яме бытия,

в какие призрачные сети

попала музыка твоя

упрямая? — но облетели

былые света лепестки,

в корявом и трухлявом теле

стучат суставами жуки,

я слышу звуки заводские,

а где же голоса людские,

и что за тени, тихи, наги,

в колеблющемся полумраке

идут себе, бредут в мерцанье,

как металлические цапли —

здесь тень от тени высока, —

куда идут, когда река

встаёт и смотрит чёрным оком

зеркальным, и в её глубоком

пространстве ни одной звезды,

а только щедрое забвенье

в одном глотке её воды.




* * *


Зелье забвения, горькая влага.

Лес расступился у края оврага,

и не хватило ни воздуха, ни

жара сгореть на ветру, как бумага

(холоден был, а теперь полыхни).

Но раздвоилось в груди и распалось —

сладкая пропасть, сухая трава —

и отделилась текучая жалость

от ледяной тишины торжества.


Бега биение, слов огневица,

тесного лёгкого тела темница,

устрица сердца и крови канва.


О мой близнец, распусти рукава,

дай зацепиться за красную нитку,

за невесомую тайную нить,

выкрасть следы твои, время пленить

и превратить настоящее в пытку,

чтобы у края за шаг от огня

ты задержался навечно, дразня

несовершенством секунды...




* * *


Что мне ветер, стремящийся внутрь,

вымывающий снова крупицы

золотого тепла, напевающий смерть,

задевающий тени в темнице

за живое, — и слёзы пройдут,

отзываясь, и дрогнут ресницы, —

что мне тут в переходе минут

его труд, если не уклониться

всё равно: истончается плоть,

истощаются связи земные,

и огни пробегают ночные —

озарить, ослепить, уколоть.


Вот и сон — запоздалый укол.

Под уклоном слезливая нитка —

опоясанный город, его частокол —

фонари золотого избытка.

Это щедрости край и граница тепла,

где огни выжигают, не грея, дотла,

но с рассветом кончается пытка,

и, когда возвращаешься вновь

с охладившейся кровью под кров

непонятного быта, светла

потаённого сада калитка.



* * *


Пересыпать воспоминаний

мутнеющую чешую.

Вот гость из области изгнаний

снимает время, как свою

одежду, и под каждым слоем

он связан путами условий

и несвободен от меня.

У правильного горизонта

он снова пишет письма с Понта

при красном отсвете огня.

Покоя нет, и тени тянут

кривые плоские тела —

прильнут к живому и отпрянут

от мёртвого. Из-за стола

не встанешь, из своей же книги

не выйдешь при сюжетном сдвиге

в напрасных поисках тепла.


Зима. Крестьянин, торжествуя

нетленность, молча ждёт зимой

сухую розу поцелуя

в стихах, и долог путь домой.

Не попрощаться, не расстаться

в слепящей сини, в белизне

и по учебникам скитаться

в чужой неопытной слюне,

меняться, примерять личины

и на свои же сорочины

в сетях являться малышне.




* * *


Сквозь ребус леса и терцину сна

ещё одна страница неясна,

но в ясные глаза — как в зеркало смотреться,

и человека долго воспевать —

так долго, что и вечность не назвать,

как срок для ожидающего сердца.

Среди каких людей пройдёшь ты, тень теней,

бессмертие тая, кому подаришь взгляд?

Где среди множества блуждающих огней

душа твоя горит и тянется назад,

как язычок свечи по воле сквозняка?

Из перевода смерть твоя легка —

она была,

а жизнь твоя ушла из языка, и опустилась мгла.

В ней слов не удержать и сна не упросить

сберечь хотя бы образ. Под розой рассказать.

Любая тайна — сад. Но ты — не проза,

а слёз та сладость, для которой нет мгновения пройти,

и просто радость, драгоценный свет, живущий взаперти.




 
Яндекс.Метрика