*
ЗАПОЗДАНИЕ
В ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА
Вардван
Варжапетян. Кое-что
про Тинякова. М., «Common place»; «Ной»,
2019, 188 стр.
В
одном из январских эфиров на «Эхе
Москвы», отвечая на вопрос радиослушателя,
кого из поэтов Серебряного века он бы
назвал самым недооцененным,
Дмитрий Быков ответил: Михаила Савоярова.
И, объясняя особенности его творчества,
упомянул: «Знаете, немножко это похоже
на Тинякова. Но Тиняков настолько
омерзительная личность и как исторический
герой, и как автор — что мы будем
скрываться от этого факта… Вот, кстати,
кто Брюсова боготворил и взял из его
учения какие-то худшие черты. Тиняков
производит впечатление омерзительное,
а Савояров — впечатление трагическое…»
Я
скопировал кусок о Савоярове и Тинякове
с сайта радиостанции и поместил в свой
фейсбук со словами: «Дмитрий Львович
Быков снова наехал на Александра
Ивановича Тинякова».
Дело
в том, что Быков периодически упоминает
его, но кратко и с одинаковой характеристикой.
Впрочем, Тиняков в образе литератора
Одинокого выведен им в романе «Остромов,
или Ученик чародея» (2010), где тоже
предстает фигурой омерзительной, да
вдобавок, по мысли другого персонажа,
Льговского: «Одинокого в самом деле
никогда не тронут: посадят всех, в том
числе вернейших, — а этот, как памятник
бессмертной, неприкосновенной низости,
образцовый минус, от которого станут
отсчитывать все, будет стоять у себя на
Измайловском или где он еще там стоит
в центре своего кружка… Он переживет
всех и останется, может быть, последним,
округлый, нечесаный, страшный, пахнущий
сырым мясом. Время благоприятствовало
теперь ему, ибо все остальное не вышло,
а Одинокому была самая пора».
Льговский
ошибся, реальный Одинокий (псевдоним
Александра Тинякова) был арестован в
1930 году за антисоветскую агитацию и
заключен «в концлагерь сроком на три
года» (так в приговоре).
На
то, что Одинокий в романе и есть Тиняков,
Дмитрий Быков указал сам, когда разгорелся
небольшой скандал — кое-кто увидел в
персонаже Быкова шарж на критика Виктора
Топорова.«Помилуйте, как можно! —
отозвался Быков. — Описанный в романе
персонаж — литератор Одинокий — это
вполне реальный Александр Тиняков, хоть
и безобразный человек, но талантливый
поэт».
И,
сопровождая цитату о Савоярове и Тинякове
словами «снова наехал», я надеялся (и
надеюсь) спровоцировать Дмитрия Львовича
на эссе о «безобразном человеке,
омерзительной личности, но талантливом
поэте». Многолетнее внимание Быкова,
человека, способного мыслить и изъясняться
свежо и нетривиально, к Тинякову очевидно.
Мой
пост прокомментировал литературовед
из Эстонии Борис Тух: «Тиняков до
революции писал черносотенные статьи,
а после работал в ЧК, присутствовал при
расстреле Гумилева и др. членов никогда
не существовавшего „таганцевского
заговора”. Кажется, этого достаточно».
(Надо понимать, достаточно для «наезда».)
Борису
Туху ответил другой литературовед,
автор огромной биографии Оруэлла
Вячеслав Недошивин: «Борис, для меня
ново, что Тиняков (в 20-х гг. прикидывавшийся
нищим — это видела Ахматова) участвовал
в расстреле Гумилева. О его расстреле
вспоминал поэт Сергей Бобров и то — со
слов знакомого чекиста. Откуда же вы
взяли Тинякова? Я, правда, не читал только
что вышедшую книгу о Тинякове моего
знакомца Вардвана Варжапетяна. Может,
там?..»
Так
я узнал о книге, которая называется
«Кое-что про Тинякова».
Через
несколько дней моя жена ехала в Москву,
и я попросил ее эту книгу привезти.
(Кстати, в начале наших отношений, когда
люди стараются больше
узнать и рассказать друг другу, речь
вдруг зашла о Тинякове, и будущая жена
сказала, что читала его статьи о евреях
и была возмущена, а теперь вот как любящая
женщина, должна была раздобыть книгу о
ненавистном ей персонаже истории,
который является предметом интереса
ее мужа. Бывает.)
И
вот книга передо мной. Она мной прочитана
за день — в ней меньше двухсот страниц,
шрифт крупный, много воздуха, один
материал отделен от другого широким
интервалом... Да и не только поэтому
прочитал так быстро — содержание
оказалось мне абсолютно знакомым.
Вардван
Варжапетян — писатель, переводчик,
главный редактор издававшегося в 1990-е,
очень заметного журнала «Ной», автор
двух десятков книг. Кроме этого именно
он вернул из небытия фигуру Александра
Тинякова. Помню, какой интерес вызвала
его повесть в документах «Исповедь
антисемита», опубликованная в 1-м номере
«Литературного обозрения» за 1992 год.
Затем, с некоторыми сокращениями (без
авторского предисловия), она была
опубликована и в журнале «Ной» (1994, №
8), там же (1995, № 15) вышла вторая повесть
в документах «Смердяков русской поэзии»,
посвященная дебютной книге стихов
Тинякова.
Спустя
двадцать с лишним лет в «Экслибрисе» —
литературном приложении к «Независимой
газете» — к 130-летию со дня рождения
Тинякова была опубликована статья
Вардвана Варжапетяна «Хождение за
Тиняковым». В ней рассказывалось, как
он узнал об этой фигуре, как в Ленинграде
конца 80-х разыскивал тех, кто знал его
лично, как собирал в библиотеках
тиняковские публикации, публикации о
нем…
Кстати,
в предисловии к «Исповеди антисемита»
в «ЛО» есть сноска, принадлежащая то ли
автору, то ли редакции журнала: «Публикуемая
повесть — лишь малая часть большой
(около полутора тысяч страниц) работы
о А. А. (так в журнале — Р.С.)
Тинякове».
Помня
это замечание, я и ожидал увидеть в книге
Варжапетяна эту работу. Пусть не все
полторы тысячи страниц, но… А книга
оказалась повторением уже опубликованных
в 1992 — 1995 и в 2016 годах работ. Два-три
документа исчезли (в том числе и
предисловие из «Литературного обозрения»),
три-четыре добавились.
Книга
вызывает и недоумение, и обиду за автора.
И вопрос — зачем она издана в таком
виде?
Повесть
«Исповедь антисемита» была событием.
Она открыла нам забытый, но яркий скандал
эпохи Серебряного века. Вкратце сюжет.
Во
время процесса над евреем Бейлисом,
обвиняемого в ритуальном убийстве
православного подростка Ющинского, в
газете «Земщина» появились две грубые
антисемитские статьи за подписью
Куликовского. Спустя два года выяснилось,
что под псевдонимом «Куликовский»
выступал Александр Тиняков, ранее много
публиковавшийся в либеральной газете
«Речь» и теперь являвшийся автором
демократических изданий. Тинякова стали
порицать, и он выступил с покаянной
статьей «Исповедь антисемита», где
сообщил, что в «Земщину» его привел
уважаемый в прогрессивных кругах Борис
Садовский. Садовского, дворянина,
простили, готовы были простить и
крестьянского сына Тинякова, но тот
продолжал печатно оправдываться и в то
же время атаковать, и одну из своих
статей напечатал все в той же «Земщине».
Тут уж с ним разорвали отношения
практически все, и Тиняков на несколько
лет исчез из литературного мира
Петрограда…
Повесть
интересна своими документами, ранее
(до 1992-го) по большей части неопубликованными.
Да и опубликованные в сложившемся
контексте стали восприниматься иначе.
Например, в собрании сочинений Блока
1960-х есть такие строки из записной
книжки: «Обедал у нас Ал. Ив. Тиняков —
он стоит пятидесяти Левберг и Тумбовских,
которых зовет к себе З. Н. Гиппиус». Вроде
бы ничего особенного, но, оказывается,
Блок принимал у себя Тинякова через
несколько дней после открытого (под
своей фамилией) возвращения того в
«Земщину».
Есть
в повести Варжапетяна и не вошедшее,
кажется, в то собрание сочинений Блока
письмо Тинякову, написанное в те же дни.
Блок признается: «Мы с Вами почти
одинаково думаем о евреях. Я не раз
высказывал и устно и письменно (хотя и
не печатно) — евреям и неевреям — мысли,
сходные с Вашими; иногда и страдал от
этого, хотя далеко не так, как Вы».
В
нынешней книге повесть «Исповедь
антисемита» составляет вторую часть,
первую же — «Смердяков русской литературы
(История одной книги)». Повторюсь, первой
книги Тинякова (1912), состоящей из
подражания то Бодлеру и Брюсову, то
Бунину и Фету; «Смердяковым» назвал
его, а вернее, одного из персонажей своей
книги «Перед восходом солнца» Михаил
Зощенко, прочитав третью (и последнюю)
его книгу, вышедшую в 1924 году, но зачем-то
автор предваряет повествование в
документах о первой книге таким вот
пассажем:
«Александр
Тиняков явил собою в самой законченной
форме тот тип российского интеллигента,
замороченного идеей великорусского
шовинизма, который оказался поразительно
живуч, мерзок и опасен. Вместе с тем А.
Тиняков — один из самых своеобразных
представителей Серебряного века русской
поэзии, который с полным основанием
можно назвать и Золотым веком русского
антисемитизма. Он знал всех, его все
знали, дарили ему на память книги, писали
стихи в альбом».
Во-первых,
эти строки могли бы стать общим
предисловием к книге, но никак не к одной
ее части, в которой Тиняков предстает
эпигоном самых разных поэтов, смиренным
участником литературного процесса,
удостаивающимся скупых похвал мэтров.
Во-вторых,
где доказательства того, что Серебряный
век русской поэзии стал Золотым веком
русского антисемитизма? Да, в той или
иной степени антипатию к евреям испытывали
многие литераторы, писавшие на русском
языке (в том числе и Чехов, и, как мы
увидели, Блок), но, с другой стороны,
именно литераторы Серебряного века,
подняв поистине всероссийский шум,
добились освобождения Бейлиса, сильнее
всех осуждали еврейские погромы и
собирали средства пострадавшим…
Вышеприведенные
строки о Тинякове-шовинисте перекочевали
в книгу из журнальной публикации. Там
они выглядят более-менее уместными, как
попытка кратко объяснить, что за фигура
главный герой. Здесь же, после подробного
«Хождения за Тиняковым», они вызывают
недоумение — они и неточны, и излишни.
Вообще
книга оставляет ощущение небрежности,
спешки или лени. У автора была четверть
века, чтобы после первых публикаций
представить нам книгу в строгом смысле
этого слова, а получилось как в песне:
«слепила из того, что было». Читатель
не в теме так и вовсе может повредиться
умом, натолкнувшись на такое: «Вот такая
фигура! В этом номере вестника («Ной»,
М., 1994, № 8) читатели узнают историю первой
книги Тинякова…»
Что
за «Ной»? При чем здесь 1994 год? (Тем более
публикация этой повести на самом-то
деле состоялась в 15-м номере «Ноя», в
1995-м.) И ведь автор не просто забыл убрать
этот фрагмент — в самом журнале он
выглядел так: «Вот такая фигура! В этом
номере вестника читатели узнают историю
первой книги Тинякова…» Если автор
хотел напомнить о первой публикации, о
«Ное», который когда-то возглавлял, то
это можно было сделать как-то более
изящно, что ли.
На
99% книга состоит из документов, которые,
в общем-то, представляют нам Тинякова,
скажем мягко, в темном цвете. Авторский
голос почти отсутствует, но тем не менее
слышно осуждение и некоторая брезгливость.
Самого автора заинтересованный читатель,
открыв его биографию, может узнать как
стойкого и давнего борца с антисемитизмом.
Хорошо. Но тогда вот эта деталь в
самом-самом начале книги приводит в
недоумение: «Конечно, хотелось бы узнать,
где могила А. И. Тинякова, — если она
сохранилась, положить цветы; если
разрушена, поставить скромный памятник».
За что такому человеку цветы?..
Ответом
могло бы стать предисловие из «Литературного
обозрения», где Варжапетян признается:
«Не оправдывая тиняковские гнусности,
„тиняковщину”, замечу, что не будь их,
Александр Иванович стал бы совсем иным
человеком — чистеньким, приличным,
трезвым, пахнущим одеколоном… и
совершенно мне неинтересным. А истинный
Тиняков мне с каждым днем роднее; пусть
у него нет, как у великих, своего
пространства в русской поэзии, но угол-то
свой есть».
Такое
бывает с писателями: первоначальный
враг автора становится ему родным.
Отсюда и цветы, и памятник. Но предисловие
отсутствует, и читатель этот момент
вряд уловит.
А
в самом конце книги есть рисунок
немолодого, седого (умер, кстати, в 48
лет) Тинякова работы Серафимы Даниловой.
Примечание: «Публикуется впервые». Но
рисунок — точнейшая, словно компьютером
обработанная, копия фотографии, помещенной
в «ЛО» в 1992 году.
И
теперь самое, на мой взгляд, важное.
С
1992 и 1995 годов, когда Вардван Варжапетян
предъявил обществу первые части своих
исследований судьбы Тинякова (а он
установил и год его смерти, и множество
подробностей его жизни), вышли два
издания сборников тиняковских
стихотворений, были опубликованы десятки
и десятки статей, в том числе Николая
Богомолова, Никиты Елисеева, Нины
Красновой, Михаила Вольпе, Олега
Лекманова, Марии Котовой, Владимира
Емельянова, Глеба Морева, Дмитрия
Воденникова… Достоянием общественности
стало множество архивных документов;
в 1998 году Тиняков был реабилитирован,
как все, осужденные «тройками», и его
уголовное дело стало доступно любому
человеку. А в этом деле, в качестве
вещдока, страницы такого дневника!
Да,
Вардван Варжапетян — первопроходец.
Но на фоне всего того, что мы теперь
знаем о Тинякове, представленные плоды
первопроходчества вызывают сочувствие
к автору. Он словно бы остался в середине
90-х, спал двадцать лет и, вдруг пробудившись,
решил собрать две те повести в документах
под одной обложкой, добавив историю о
том, как он тридцать лет назад собирал
для них материал…
Найди
в себе силы, сделай третью часть, например,
о Тинякове и Акиме Волынском (Хаиме
Лейбовиче Флексере), который опекал и,
кажется, ценил Тинякова, благодаря
которому тот имел площадки для публикаций,
вступил во Всероссийский Союз писателей
и после смерти которого вышел просить
милостыню с табличкой на груди «Подайте
поэту, впавшему в нужду»… Да, будь у
книги третья часть, книга бы состоялась.
А так — нечто кое-как слепленное из
старого теста. И название книги —
«Кое-что про Тинякова» (кое-что, а не
все) — такой подход не оправдывает.
…В
начале 2017 года в журнале «Урал» вышел
мой рассказ под названием «Дедушка», в
котором я попытался представить последние
часы жизни Александра Тинякова. Через
несколько месяцев раздался телефонный
звонок — это был Вардван Варткесович
Варжапетян. К моему удивлению, он
поблагодарил меня за то, что я написал
о Тинякове, сказал, что это интересная
личность, а потом спросил: «А где можно
прочесть ваш рассказ?» Я с некоторым
удивлением назвал номер журнала. «А не
подскажете, в Москве я могу найти этот
номер?» Первым делом я посоветовал
интернет. «Интернетом, я к сожалению,
не пользуюсь», — сказал Вардван
Варткесович.
Да,
он человек немолодой, но… Может быть,
действительно, он пропустил все, что
появилось в том числе и в интернете о
Тинякове за это время? Не знает, что и
номера «Ноя» там достаточно легко
обнаружить? Что обнародованные им
документы давно пущены в литературоведческий
оборот?
И
выдал свои четвертьвековой давности
открытия как новость.
Роман
Сенчин
Екатеринбург