Анонс №9, Сентябрь 2020 год

120 руб.    купить


Анонс сентябрьского (№ 9, 2020) номера журнала «Новый мир»



ПРОЗА


Ольга Покровская. Ночной приятель. Повесть.

Повесть, написанная в стилистике готического романа, сюжет которой выстраивает появление в одном из уездных городов России 20-х годов прошлого века человека в облике недавно покончившего с собой Сергея Есенина; при этом «готика» здесь вполне органично сочетается с изображением раннесоветской атмосферы русской жизни. Действующие лица: молодой служащий, девушка-библиотекарь, глава администрации города, чекист, кухарка-домработница, председатель сельсовета и другие, ну и, разумеется, являющийся перед героями повести по ночам «Сергей Есенин».

 

Евгений Шкловский. Из цикла «Доктор Крупов».

Подборка рассказов, первый из которых «Голубь» удивит постоянного читателя Шкловского своим началом: «Наконец-то догадался: они меня не видят. Реально не видят, просто поразительно! Других видят и облетают на приличном расстоянии, а мне приходится отшатываться, пригибаться, испуганно вскидывать руку... Да, я пугаюсь, вздрагиваю, если вдруг какой-нибудь поблизости неожиданно вспорхнет с тротуара, с проводов или еще откуда-то. Дальше все будет как обычно: он спикирует прямо на меня. Поначалу казалось — случайность…», но оказалось – нет, не случайность, у этой аномалии есть свои закономерности, в которых пытается разобраться повествователь, размышляющий о формах присутствия себя в мире. Этот же «мотив присутствия», мотив связей с миром отчасти продолжается и в двух других рассказах подборки.   



Евгений Лукин. Пых – и там! Рассказ

Фантастический рассказ про отдаленное будущее, в котором перемещение в пространстве будет обустроено для людей с необыкновенным комфортом, и про то, чем человечество за этот комфорт будет платить.

           

Александр Ливергант. Непревзойденная Джейн.

«Интересно – про неинтересную», как слишком уж обыкновенную, по мнению многих,  жизнь одного из лучших писателей Европы, «дочери пастора» Джейн Остин; повесть, представляющая собой попытку создать художественный образ Остин средствами сугубо документальной прозы.


Владимир Березин. Барин («Зимний дуб» Юрия Нагибина)

Очередное эссе Березина о русской классике посвящено на этот раз не столько знаменитому рассказу Нагибина, вошедшему в школьную программу, сколько фигуре его автора. Нагибин был одним из самых талантливых прозаиков в советской литературе, но при этом читательская востребованность его прозы, как считает Березин, вызвана ее сориентированностью на «новый сентиментализм», то есть на обслуживание читательских ожиданий.



СТИХИ 

Подборки стихотворений Андрея Полякова  «Из книги Радиостанция “Последняя Европа”»,  Любови Чикановой «Холодное начало», Анны Аркатовой «Один балкон», Дмитрия Данилова «Коммуникация»,  Ирины Котовой «Вечер одноразовых стаканчиков»,

Владимира Салимона «Сирота московская»


Вообрази себе Москву

пустынной, словно Вечный город,

что не во сне, а наяву,

как лед, сковал забвенья холод.

В объятьях язвы моровой

он, верно, столь великолепен,

как в пору страсти роковой,

хотя его нам воздух вреден.

Прекрасен Рим перед концом!

Так на Голгофу вознесенный,

внезапно просветлел лицом

разбойник злобный, вероломный.

Москва столь чудно хороша

помимо нашего желанья

готова ль стать?

Ее душа

принять готова испытанья?

… … …


ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Василий Авченко. Слова и пули незнаменитой полувековой (От Цусимы до Харбина: звезды, кресты и рифмы сопок Маньчжурии).

Исторический очерк, посвященный «короткой» и при этом действительно «победоносной войне» СССР с Японией в 1945 году,  победа в которой на самом деле далась нелегко; а также о судьбах русской эмиграции в Китае (Манчжурия, Харбин).



КОНТЕКСТ   

Сергей Страшнов. «Вы любите ли НЭП?» НЭП в социально-бытовых практиках и поэтической интерпретации современников.

НЭП в советской литературе как правило персонифицировался карикатурным образом нэпмана, и тем не менее, как показывает автор этой статьи, почти сразу же возникла в русской литературе и тема противостояния «революционной коммунистической идеи» и НЭПа как проявления живой, естественной жизни с ее «мелкобуржуазными чувствованиями».

                       

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ.

Сергей Солоух. Человек, который нашел свой понедельник.         

Эссе о Ярославе Гашеке и цикле его бугульминских рассказов про русскую революцию, которые могут рассматриваться как подступы к главной книге Гашека о солдате Швейке, и о внутренних взаимоотношениях автора с коммунистической идеей, далеко не таких одномерных, как было принято считать в нашем литературоведении.


           

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Елена Павлова. Черный/розовый: модный «женский» роман российских широт.

О женском романе в России сегодня – кто его читает и почему, и как меняет специфика нашей русской жизни сложившиеся в европейской массовой литературе законы этого жанра.



ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Кирилл Корчагин. Диалектическая поэтика Эдуарда Багрицкого:             «Последняя ночь» и «ТВС».

Диалектика как философская категория и одновременно как некая форма поэтического мышления Эдуарда Багрицкого.

                                                                                  

Александр Жолковский. «Душечка»: лабиринт сцеплений.

Автор статьи – о задаче, которую ставил перед собой: «…Сплетением в ″Душечке″ противоречивых мотивов я и займусь – с опорой на предшественников. Что-то новое я надеюсь сказать о менее изученной мета-словесной стороне вопроса. Дело в том, что курьезная история героини – это одновременно трактат об обращении с текстом, языком, ″идеями″, в равнодушии к которым любила упрекать Чехова передовая общественность. Рассказ великолепен и как социально-психологический этюд, и как этюд мета-текстуальный, мета-вербальный – на тему об инвариантном у Чехова ″провале коммуникации″».    

                                  

Маргарита Шанурина. «Если вещи ваши сны». «Пиковая дама» А. Пушкина и «Портрет» Н. Гоголя как претексты романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

Анализ использования авторами «Двенадцати стульев» сюжетных мотивов из произведений Пушкина и Гоголя.

 

                                              

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Ася Михеева. Воды Борисфена (Виктор Мартинович. Ночь. Роман)

Татьяна Бонч-Осмоловская. Золотые крылья, золотые когти, собственный учебный курс (Елена Михайлик. Экспедиция)

Валерий Шубинский. Сказать о несказуемом (Полина Барскова. Седьмая щелочь. Тексты и судьбы блокадных поэтов)

Вл. Новиков. По-новому о вечном: Панов и его историческая поэтика (М. В. Панов. Поэтический язык Серебряного века. Символизм. Футуризм. Курс лекций)        


           

Кинообозрение Натальи Сиривли

«Папа, сдохни!»

 «Одним из заметных событий в отечественном кино стал очаровательный слэшер под названием ″Папа, сдохни!″ (2019) – полнометражный режиссерский дебют Кирилла Соколова, получивший главный приз на фестивале ″Окно в Европу″ и еще кучу призов на фестивалях класса ″Б″ по всему миру. В прокате он особо не отличился, зато сразу стал культовым, а режиссер-дебютант объявлен достойным наследником Тарантино, Гая Ричи, Пак Чхан Ука, братьев Коэнов и прочих великих мастеров кромсать человеческие тела перед камерой».                                                 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ

           

Книги: выбор Сергея Костырко.

Олег Юрьев "Книга обстоятельств. Три поэмы", Катя Капович "Суп гаспачо", Мишель Монтень "Путевой дневник. Путешествие Мишеля де Монтеня в Германию и Италию".

Периодика (составитель А. Василевский)

«Горький», «Дискурс», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Литературный факт», «MK.ru», «Моцны», «Музыкальная жизнь», «Наш современник», «НГ Ex libris», «Нева», «Неприкосновенный запас», «Новая газета», «Прочтение», «Российская газета», «Русская Idea», «Современная литература», «Урал», «Textura».                                          

 
Яндекс.Метрика