Е. К.
ПОВТОРЯЮ СЕБЕ: РИГА, РИГА
рассказ
Е.
К.
*
ПОВТОРЯЮ
СЕБЕ: РИГА, РИГА
Рассказ
М.
В.
Рижские
кирхи привязаны к низкому небу за шпили,
как елочные игрушки; на воскресном
ветру, перемешанном с поземкой и коричным
запахом из окна таверны, они едва заметно
раскачиваются, звенят колоколами и
вытряхивают прихожан. Если хочешь, я
покажу тебе прихожан. Когда служба
заканчивается, они выходят на улицу
печатать на снегу узкие строчки рельефными
резиновыми подошвами. Они запахивают
пальто и нахлобучивают на глаза цилиндры,
и смешиваются с толпой, а заодно и с
маленькой стайкой юрких карликов,
высыпавших из церковных подвалов и
погребов, чтобы зарядиться перед сном
глинтвейном и купить черной шелковой
ткани, которую можно нарезать на ленточки
для головных уборов. Карлики завязывают
эти ленточки вокруг тульи, как галстуки,
старым немецким узлом. Шелковые кончики
свешиваются с полей и полощутся в рижском
воздухе, как в бальзаме. Когда свет в
витражах выключается и двери кирхи
запираются на засов, карлики бросают в
корзину все незаконченные дела:
откладывают тетради с непроверенными
домашними заданиями, приглушают ламповое
радио (обязательно ламповое, учти),
задувают огонь под чаном, в котором
доходит глинтвейн (покупной обычно
заканчивается быстрее, чем нужно), стелют
коврики на полу и слушают, как скамейки
набегают деревянной волной на кафедру,
за которой еще днем стоял пастор и
транслировал что-то монотонное в пустоту,
а дети, подкравшиеся к нему за спиной и
не замечающие отчаянной родительской
жестикуляции, клеили к его рясе хулиганскую
матерную записку. Когда церковь
рассыплется от старости и придут новые
времена, археологи обнаружат эту записку
и выучат наш язык.
А
мне хочется сохранить только одно слово
— название города, потому что оно похоже
на то, как тебя зовут, и, идя по улице
Элияс до пересечения с улицей Пушкина
или Тургенева, а там — до Гоголя и по
прямой, к Рижскому вокзалу, я повторяю,
переступая через трещины: Рига, Рига, —
и кажется, что вот, и ты шагаешь рядом
по мостовой. По земле рассыпаны монетки
неправильной формы — это вода, замерзшая
в канавках и рытвинах, блестит на солнце.
Но они рассыпаны не везде, и, если прилежно
идти по цепочке монет, никуда не сворачивая
и не отвлекаясь на витрины, можно
неожиданно вывернуть в переулок, где
след обрывается и где друг против друга
стоят два пятиэтажных дома — там есть
и другие здания, но нам нужны только
эти. Их крыши покрыты шлемами рыжих
черепичных волос, а балконы вынесены
на улицу, как подносы. Летом там собираются
семьями — пить чай, или запускать в
воздух змея, или в шутку браниться с
соседями, или снимать высохшее белье.
Ранним
утром по переулку вихрем проносятся
мальчишки на велосипедах — одни развозят
газеты и письма, бросая их в форточки и
почтовые ящики, а другие просто пользуются
случаем, чтобы разнести понравившееся
стекло. Машины здесь ездят редко, скорее
ходят, попыхивая трубой и переваливаясь
с боку на бок, а трамвайная линия на
соседней улице была много лет назад
проложена для того, чтобы местные мужчины
могли делать комплименты девушкам,
бегущим на остановку. Если знать номер
правильного трамвая (двенадцатый
маршрут) и вовремя задраить окна (под
откидывающимися сиденьями есть резиновые
прокладки), можно выехать к Рижскому
заливу. Рельсы уходят в воду, и какое-то
время состав идет под водой, а потом
делает крюк и выныривает у Булльупе.
Кондуктором на маршруте служит старый
леший Кристап. «Старый леший» — так
говорят о нем за спиной. Кажется, что
ему двести лет и редкие зубы, торчащие
в серых деснах, нужны ему для того, чтобы
дырявить билеты — он их прикусывает,
как монеты. Но голос его глубокий и
мягкий, особенно он старается, объявляя
остановки, а в общении с пассажирами
всегда остается вежлив и деликатен:
«Будьте любезны, проваливайте отсюда,
вы ни черта не понимаете в этом городе».
Шутит; кто не понимает, никогда не попадет
в трамвай.
Он
ходит каждые двадцать лет. Едешь и знаешь
наверняка, что в следующий раз сядешь
в него другим. Хотя это можно сказать о
любом средстве передвижения — третий
троллейбус ходит раз в пятнадцать минут,
и этого времени бывает достаточно для
того, чтобы изменилось все. Возьмем для
наглядности одного молодого человека
двадцати с небольшим лет — это не такой
дурной молодой человек, чтобы не сделать
его центром одной истории, — возьмем
его и положим на брусчатку. Он не хочет
попасть под колеса, ему не жить — даже
просыпаться каждое утро в пустой постели
не надоело за все эти двадцать с лишним
лет. Просто общественный транспорт в
самые жаркие летние месяцы принято
ожидать здесь в горизонтальном положении.
Считается, что форма рижской мостовой
идеально повторяет контуры позвоночника
и исправляет самые гибельные искривления,
а мышцы сбрасывают напряжение и
наполняются бодростью от соприкосновения
с теплым камнем. Машины текут по улицам
редкой струйкой, а в иные районы не
заглядывают месяцами, поэтому кое-где
красная линия не соблюдается и за ее
пределами оказывается чья-то клумба
или крыльцо, а дома иногда строятся
прямо на проезжей части — в них вместо
первого этажа тоннель, но и он предназначен
не для автомобилей, а для велосипедистов
и пешеходов.
Молодого
человека зовут Теодор, и он только что
пропустил третий троллейбус. От остановки
до дома недалеко, и он мог бы успеть
заварить себе чаю или вскарабкаться на
крышу — налить в миску свежей воды для
птиц, а он предпочел занять себе место
на мостовой. Солнечная сторона улицы
была пуста, но там, в прелой листве и
пушистой пыли, обычно любили греться
беспризорные кошки, которых, впрочем,
сейчас не было поблизости, и Теодор лег
в тени. Солнце было здесь полчаса назад,
и от камней еще шел сладкий горячий ток.
Он повернул голову к остановке, чтобы
сосредоточиться на ожидании и не уснуть,
и только благодаря этому заметил
вылетевший из-за поворота фургон — ты
помнишь, у нас вымышленная история, а в
любой вымышленной истории все меняется
внезапно. Водитель был ослеплен солнцем
или просто не знал местных обычаев — и
вот фургон, не сбавляя скорости, понесся
прямо на Теодора. Теодор откатился в
сторону, а водитель ударил по тормозам
и сделал сложный зигзаг — боялся случайно
догнать жертву на панели или въехать в
фонарный столб. Машина уперлась,
взвизгнула, сбросила со спины несколько
саквояжей; остановилась.
Теодор
поднялся с земли. Не успел он стряхнуть
с себя случайные песчинки и зерна
дорожной пыли, как перед ним вырос
автомобилист и стал, сотрясаясь,
объясняться, взволнованно лепить
пальцами сложные фигуры, выходящие у
него с воздухом изо рта, но запутался и
просто протянул пятерню для рукопожатия.
Оказалось, он действительно незнаком
с городом и собирается вселяться в
пятиэтажку, стоящую напротив коттеджа
Тео. Вселяться было некуда, но в Риге
говорят, что хорошие дома — это те, что
растут, как люди. Новые квартиры
наращиваются на крышу и держатся там,
как улитки, пока не образуют новый этаж,
и так происходит до тех пор, пока здание
не упрется затылком во что-то твердое.
Старики жалуются на низкое небо и
опасаются, что чья-нибудь антенна однажды
проткнет своим острием звездный купол,
тот сморщится и засосет в образовавшееся
отверстие весь квартал, а там, чем черт
не шутит, и весь блин земной, но молодые
не верят, а дети, втайне от старших,
забираются на флагштоки и печные трубы
и оттуда иголкой пробуют дотянуться до
синей пленки над головой. Теодор не мог
рассказать об этом водителю, потому что
тот от волнения трещал не переставая и
теперь объяснял, что первое время он с
семьей будет ночевать в фургоне, а когда
жилье будет готово, молодой человек
станет первым, кого позовут на новоселье.
Из
машины тем временем выбралась крупная
женщина с плавающим взглядом и крохотной
бородавкой в углу рта — бородавка
покачивалась на улыбке, как шлюпка на
волне, — а вслед за женщиной появилась
девушка в ситцевом сарафане, очевидно,
дочь автомобилиста. Если хочешь, я покажу
тебе эту девушку. На ее носу и скулах
рыжими созвездиями горели веснушки, а
волосы были прихвачены янтарной заколкой,
и нет, это была не заколка, а чьи-то губы,
потому что нельзя представить, чтобы
таких волос касалось что-то неживое и
металлическое, — все это как-то помимо
воли вспыхнуло и погасло в голове
Теодора. Его до сих пор немного знобило
от случившегося, и, чтобы отвлечься, он
позвал новых соседей на прогулку по
городу. Не просто показать город, а
провести их сквозной тропой — так здесь
говорят, и так хотел сделать Тео. Но
желание выразила только девушка, что-то
осторожно вспомнившая о Межапарке.
Теодор услышал звон в правом ухе и
повернулся к остановке — скрипя рессорой
и бликуя эмблемой, к ней подъезжал
троллейбус, который мог подбросить до
Саркандаугавы, оттуда было два шага до
парка, а там, если ноги не отсохнут и за
мороженое не станут драть месячную
зарплату, можно будет добраться до
Старого города, — короче, они запрыгнули
в пропитанный запахом сладкой кожи
пустой салон, двери за их спинами
захлопнулись, и троллейбус, набирая ход
и сигналя, чтобы предупредить окружающих
о своем появлении и просто потому что
был очень хороший день, покатил по
бульвару, объезжая канализационные
люки и отдыхающих на мостовой.
Потом
он будет часто вспоминать, как она
впервые взяла его под руку и он наклонился
к ее голове, чтобы сдуть пушинку, а на
самом деле поцеловать, а сейчас они
просто гуляли по парку, и Теодор врал,
что парк возник на месте выродившегося
и облысевшего леса, который несколько
веков назад населяли орки, не отводи
глаза, самые заурядные орки, обитавшие
в землянках, дуплах и домиках на деревьях.
Они были разделены на два клана. Никто
не мог сказать, в чем различие между
ними, — по большому счету это давно
никого не занимало. Орки производили
разные сорта пива (каждый клан напирал
на исключительные свойства своей марки)
и извели друг друга после того, как
кем-то был пущен неосторожный слух о
похищении рецепта, при этом было неясно,
кто у кого тащил, но и этого хватило для
большой резни.
Она,
кажется, не верила, но понимала, что Рига
— город, который перегорит, как лампочка,
мигнет несколько раз и исчезнет с карты,
если не будет человека, сочиняющего ему
историю. Сочинять приходилось сказочные
и бытовые детали, придумывать за каждого
прохожего, за собаку, запрыгнувшую на
скамейку, чтобы подцепить зубами сосиску,
свесившуюся из хот-дога зазевавшегося
хозяина — он роется в мобильнике и не
видит, как мимо идет женщина, которая
держит в кошельке портрет сына,
отправившегося по контракту служить в
Мали, чтобы вернуться несколько месяцев
спустя с простреленной головой, откуда
с мозгами вытечет память о школе и
университете, он играл в институтской
сборной правым форвардом и какое-то
время думал уйти в профессиональный
спорт, но потом увидел репортажи из
горячих точек и узнал, куда их страна
отправляет свой контингент, чтобы
помогать дикарям строить западную
демократию, — помог и в итоге гниет в
земле, и какая разница, что это разыгралось
только в чьем-то воображении. С другой
стороны, это не такие единственные
события, и, если придумывать Ригу с нуля,
зачем повторять то, что может произойти
в любой другой точке земного шара, ну
хорошо, блина? Можно придумать то, что
вырастет только на этой почве, или
плюнуть на бытовое и заговаривать страхи
сказкой: бабушка рассказывала Теодору,
как чуть не погибла в войну, когда
пряталась в соседском сарае от стирающих
все на своем пути немецких танков. Она
зарылась в солому и, чтобы заглушить
звуком собственного голоса треск
ломающихся под гусеницами заборов и
крики людей, запертых в горящих избах,
— чтобы не слышать всего этого, зажмурилась
и рассказывала непонятно кому о выдуманном
поселке, на месте которого однажды
возникла Рига, и выходило так, что мир
придумала девочка, спасающаяся от смерти
в чужом сарае.
Продолжая
идти, Теодор в шутку отстранился,
прищурился, словно хотел лучше ее
разглядеть, потом снова привлек к себе
и сказал, что она чем-то напомнила ему
бабушку. Правда, не эту, а другую, по
отцовской линии. По семейной легенде,
она была немка, и звали ее Маргарита.
Дед, тогдашний семинарист, полюбил ее
до полного забвения совести и рассудка,
она ответила ему взаимностью, но правила
запрещали ему видеться с женщинами,
поэтому путь в келью Маргарита проделывала
в холщовом мешке, заброшенном за плечо
любимого, и в разговоре с попадавшимися
на пути священниками выдавалась то за
картошку, то за булыжники, которыми на
следующее утро можно будет продолжить
мостить дорожку. Неуклюжие построения
деда вскоре были раскрыты, он, к своему
счастью, с позором вылетел из семинарии,
получил работу газетного наборщика и
женился на Маргарите.
Я
иногда устаю, сказал Теодор, и днем еще
могу запрещать себе придумывать истории
с дурным концом, но ночью забываюсь, и
тогда город складывается из всего, что
подворачивается под руку, откуда-то
вылезает грязь и мусорная труха, из
которой тоже собирается чья-то жизнь,
временами кажется, что моя. А тебе
достаточно недовольно тряхнуть головой
перед зеркалом, как бы сердясь на то,
что мир устроен несовершенно и волосы
иногда спутываются после душа, — и
останется только это зеркало, и маленькая
комната в отражении, и город, заливающий
комнату солнцем или фонарным светом,
как из брандспойта, словом, город как
город, а не пустая фанерная декорация.
Если вы встретите на улицах Риги
картонного, плоского, насморочного
человека, не спешите его судить — это
мы в приступе эгоизма забыли сделать
его живым, это в нашей вымышленной
истории ему не нашлось роли и оправдания,
но вот, смотрите, он уже появился,
вернитесь на несколько строк назад. У
него родственники в Варшаве и дети,
страдающие от анорексии, ему предстоит
долгий и утомительный развод с женой,
но даже тогда он не бросит ее любить.
Позвольте нам это сказать, а ему не
услышать. Позвольте нам придумывать
жизни за других, чтобы, если и из нас
однажды уйдет объем, кто-то нашел нас и
от нечего делать досочинил. Но пока еще
наша очередь. Мы будем студентами
консерватории, которые заходят в
букинистические лавки и роются в огромных
картонных коробках с потрепанными
партитурами. Ты найдешь любимые ноты,
пробежишь их глазами, протянешь мне:
«Вот, послушай!» Мы будем стариками,
везущими внуков на озеро, и мы же будем
подростками, подрезающими их на мопеде.
Ты будешь продолжать бороться с моей
щетиной и менять белье, когда я разучусь
двигаться и дышать без помощи аппарата,
вентилирующего легкие, а я, узнав об
этом, приеду из Германии и сделаю большой
фоторепортаж, а потом вернусь домой и
как-нибудь спрошу, делая вид, что в шутку:
а мы сможем как та пожилая пара? Мы станем
всеми без исключения, придумаем им
характеры, тембры голоса, походки,
привычки, формы лица, капризы и прихоти,
вылепим их взбалмошными и счастливыми
и ни на секунду не вскинем подбородки
— потому что мне, говорит Теодор, такого
даже в голову не придет, я от природы
скромный и непритязательный малый, а
тебе — эй! — а тебе совершенно необязательно
щелкать меня по носу, когда я несу чепуху.
Лучше смотри, вот уже Старый город.
Они
поворачивают в уличное кафе, Теодор
заказывает два американо с корицей,
откидывается на спинку плетеного стула
и продолжает рассказывать, а она достает
из сумочки блокнот и что-то неторопливо
туда зарисовывает, иногда отвлекается,
смеется в ответ, сбрасывает сандалии и
ищет ногами его ноги под столом. Смотри,
вот они, этот молодой человек и девушка.
Они переплетаются, как буквы, рассыпанные
по странице, остаются в гуще других
людей. Я уже не разбираю их, вижу только
толпу, в которой не разглядеть, где
вымышленные, а где настоящие люди.
Никогда не выучусь их делить. Похоже,
это конец истории. Постой,
а кто тогда выдумал Теодора? Кто вылепил
его самого и оставил там? Ну,
а этого я не знаю, это меня уже не касается.