Есипов
Виктор
Михайлович — литературовед, пушкинист.
Родился в 1939 году в Москве. Автор книг
стихов (М., 1987; CПб., 1994, 2016), а также
историко-литературных книг «Пушкин в
зеркале мифов» (М., 2006), «Божественный
глагол» (М., 2010), «От Баркова до Мандельштама»
(М., 2016), «Мифы и реалии пушкиноведения»
(М., 2018) и многих публикаций в журналах
и сборниках. Постоянный автор «Нового
мира». Живет в Москве.
Виктор
Есипов
*
СОБЛАЗН
О
стихотворении Пушкина «Напрасно я бегу
к Сионским высотам…»
Стихотворение,
содержащее, по нашему убеждению,
глубочайший смысл, состоит всего из
четырех строк, что представляется
необычайным даже для Пушкина:
Напрасно
я бегу к Сионским высотам,
Грех
алчный гонится за мною по пятам...
Так,
ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный
лев следит оленя бег пахучий.
О
том, что это совершенно законченное
стихотворение, а не набросок и не отрывок,
как представлялось иногда некоторым
авторам, достаточно обоснованно, на наш
взгляд, заявила Н. Н. Петрунина: «Стихи
„Напрасно я бегу…” безусловно кратки,
но очевидно, что главному признаку
наброска — отрывочности — они не
отвечают. Четверостишие цельно. Оно
закончено и тематически, и
ритмико-интонационно, и синтаксически».
Стихотворение
записано в черновом автографе стихотворения
«Из Пиндемонти», другого пушкинского
создания того же времени, видимо, в
момент перерыва в работе над ним. Записано
предположительно 5 июля 1836 года в
первоначальной и в окончательной
редакции сразу. Под окончательной
редакцией — характерный пушкинский
знак окончания работы над текстом и
рисунок бегущего льва.
Образная
система стихотворения восходит к
Псалтыри, одной из древнейших книг
Ветхого Завета: «Сион в Псалтыри —
священная гора, путь к Сиону — путь к
Богу. Олень (в русском переводе — лань)
символизирует в псалмах душу, стремящуюся
к Богу („Как лань желает к потокам воды,
так желает душа моя к Тебе, Боже!” — Пс.
41.2). И, наоборот, льву уподобляется
нечестивый, преследующий бедного
праведника (Пс. 9.30; 16.12), грех, подстерегающий
его на пути к спасению».
Все
это и тематически, и по форме сближает
«Напрасно я бегу к Сионским высотам…»
со стихотворением «Странник» и
стихотворениями так называемого
«Каменноостровского цикла», состав
которого не определен, но входящими в
него принято считать те пушкинские
стихи, которые отмечены в его автографах
римскими цифрами: II — «Отцы пустынники
и жены непорочны», III — «Подражание
итальянскому», IV — «Мирская власть»,
VI — «Из Пиндемонти». Ряд исследователей
(например, Н. Н. Петрунина, Н. В. Измайлов)
допускают, что под номером V могло бы
войти в упомянутый цикл рассматриваемое
нами стихотворение.
В
«Страннике» «духовный труженик» жаждет
спасения души и в конце концов, узрев
«болезненно отверстым» оком «некий
свет», бросается бежать ему навстречу:
… но
я тем боле
Спешил
перебежать городовое поле,
Дабы
скорей узреть — оставя те места,
Спасенья
верный путь и тесные врата.
То
есть намерение то же, что и в нашем
стихотворении, но произносится все уже
от первого лица и это очень важно для
нас: «…я
бегу к Сионским высотам» (здесь и далее
курсив мой
— В. Е.).
Но
в отличие от «Странника» появляется
ужасное разочарование, выраженное
наречием «напрасно», — побег этот
неосуществим!
Обратимся
теперь к стихам «Каменноостровского
цикла».
В
стихотворении «Отцы пустынники и жены
непорочны…» речь тоже идет о спасении
души и о грехе, грехах, от которых автор
в своем страстном обращении к Богу
просит оградить его, но в которых,
по-видимому, ощущает себя в какой-то
степени повинным:
Владыко
дней моих! дух
праздности унылой,
Любоначалия,
змеи сокрытой сей,
И
празднословия
не дай душе моей
В
другом стихотворении «Каменноостровского
цикла» «Подражание итальянскому» («Как
с древа сорвался предатель ученик…»)
— расплата за предательство. Мы не
знаем, ощущал ли Пушкин причастным себя
к этому греху, но, в отличие от предыдущего
стихотворения, никаких личных мотивов
в этом случае обнаружить не удается —
совершающееся в стихах действие дается
отстраненно от личности автора.
А
вот в стихотворении «Напрасно я бегу к
Сионским высотам…» —
глубоко прочувствованное откровенное
признание: «Грех алчный гонится за
мною
по пятам...»
Что
же это за грех, который неотступно
преследует Пушкина?
Зная
биографию Пушкина, мы не можем не
предположить, что имеется в виду соблазн,
исходящий от какой-то женщины. Очень
выразительно охарактеризована подобная
ситуация Анной Ахматовой:
…Соблазн
в тиши живет,
Он
постника томит, святителя гнетет.
(«Соблазна
не было. Соблазн в тиши живет…», 1917)
Представляется
вполне вероятным, учитывая еще и страстную
натуру автора, что здесь имеет место
постоянно ощущаемое им невольное
влечение к другой женщине — при том что
сам он женат на первой красавице
Петербурга.
Кто
же может быть этой женщиной?
14
июля 1834 г. Пушкин писал жене из Петербурга
в Полотняный завод, где находилась в то
время Наталья Николаевна в окружении
своих старших сестер Александрины и
Екатерины:
«Теперь
поговорим о деле. Если ты в самом деде
вздумала сестер своих сюда привезти,
то у Оливье
оставаться нам невозможно: места нет.
Но обеих ли ты сестер к себе берешь? Эй,
женка! смотри... Мое мнение: семья должна
быть одна
под
одной
кровлей: муж, жена, дети покаместь малы;
родители, когда уже престарелы. А то
хлопот не наберешься, и семейственного
спокойствия не будет. Впрочем, об этом
еще поговорим».
Однако
уже в середине сентября 1834 года Пушкин
с Натальей Николаевной и ее сестрами
прибыли в Петербург.
Старшие
сестры Екатерина Николаевна (1809 — 1843)
и Александра Николаевна (1811 — 1891) были
похожи на Наталью Николаевну, но их
красота меркла рядом с необыкновенной
красотой младшей сестры.
А
между тем и они были недурны собой,
особенно Екатерина, как утверждается
в книге И. М. Ободовской и М. А. Дементьева.
Таким
образом, Пушкин оказался в окружении
трех молодых женщин, из которых одна
являлась его женой. Что не могло не
вызвать шуток о трех женах. Сестра
Пушкина Ольга Сергеевна писала отцу:
«Александр представил меня своим женам
— теперь у него их целых три».
Забавно
письмо Пушкина от 6 января 1835 года А. А.
Бобринскому:
«Мы
получили следующее приглашение от имени
графини Бобринской: г-н и г-жа Пушкины
и ее
сестра и
т. д. Отсюда страшное волнение среди
моего бабья (как выражается Антикварий
В. Скотта): которая?
Предполагая, что это попросту ошибка,
беру на себя смелость обратиться к вам,
чтобы вывести нас из затруднения и
водворить мир в моем доме.
Остаюсь
с уважением, граф, Ваш нижайший и
покорнейший слуга».
(Франц)
(16, 2)
Но
мы сосредоточим свое внимание на одной
лишь Александре. Она, как и сестры,
получила должное воспитание, что
считалось обязательным в любой дворянской
семье. Глаза ее имели еще большую косину,
чем у Натальи, которая была едва заметна.
Александра
была начитанна, записывала в альбом
стихи, в том числе стихи Пушкина. Как и
Наталья, была отличной наездницей.
В
упомянутой уже книге И. М. Ободовской и
М. А. Дементьева средняя сестра Натальи
Николаевны характеризуется как барышня
довольно противоречивая:
«Взбалмошная,
неуравновешенная, она всецело человек
настроения: то смеется и шутит, иногда
остроумно и зло, не стесняясь в выражениях,
то впадает в меланхолию, и белый свет
ей не мил».
Подобного
рода качествами отмечены обычно натуры
творческие, что не могло не вызвать у
поэта ощущения духовного родства.
В
переписке Пушкина Александра упоминается
несколько раз вместе со старшей сестрой
и как бы мимоходом, но есть одно письмо,
где ей уделено персональное внимание.
Это приписка к письму П. В. Нащокину от
27 мая 1836 года, т. е. за месяц с небольшим
до написания стихотворения «Напрасно
я бегу к Сионским высотам…»:
«Вот
тебе анекдот о моем Сашке. Ему запрещают
(не знаю зачем) просить, чего ему хочется.
На днях говорит он своей тетке: Азя! дай
мне чаю: я просить не буду» (16, 121).
Ничего
особенного как будто, но эта подробность
проливает некоторый свет на отношения
в семье: Александра участвует в заботах
о детях и упомянута Пушкиным довольно
тепло.
О
столь же внимательном отношении к ней
Пушкина сообщается А. Н. Вульф, со слов
сестры поэта, П. А. Осиповой в письме от
12 февраля 1836 года: «Ольга утверждает,
что он очень ухаживает за своей
свояченицей».
Гораздо
больше говорят о тесных отношениях
Александры с Пушкиным упоминания об
этих отношениях в роковые дни января
1837 года в письмах и дневниках современников.
Например,
многократно цитированное в разных
исследованиях известное, неприязненное
по отношению к поэту, письмо Софьи
Карамзиной брату от 27 января 1837 года (в
день дуэли Пушкина!):
«В
воскресенье <24 января> у Катрин
было большое собрание без танцев:
Пушкины, Геккерны, которые продолжают
разыгрывать свою сентиментальную
комедию к удовольствию общества. Пушкин
скрежещет зубами и принимает свое
всегдашнее выражение тигра, Натали
опускает глаза и краснеет под жарким и
долгим взглядом своего зятя, — это
начинает становиться чем-то большим
обыкновенной безнравственности; Катрин
направляет на них обоих свой ревнивый
лорнет, а чтобы ни одной из них не
оставаться без своей роли в драме,
Александрина по всем правилам кокетничает
с Пушкиным…»
Очень
убедительно, на наш взгляд, высказалась
по поводу этого «кокетничанья» Анна
Ахматова: «Как можно кокетничать с
человеком, который от ярости скрежещет
зубами…»
Действительно
в поведении Александрины вряд ли можно
заподозрить кокетство. Скорее всего,
она, чутко понимая происходящее, старалась
отвлечь внимание Пушкина от Дантеса.
Для
нас важны здесь проявившиеся между
Пушкиным и его свояченицей вполне
короткие, дружеские отношения и
взаимопонимание.
Об
этом говорят и факты: в тот же день, когда
происходил упомянутый раут, Пушкин
отдал в заклад столовое серебро
Александрины для получения денег на
покупку дуэльных пистолетов, необходимых
ему для уже решенного им для себя поединка
с Дантесом.
Вполне вероятно, что Александрина что-то
знала о его намерениях или о чем-то
догадывалась.
Упоминается
Александрина и в дневнике А. И. Тургенева
в записи от 19 января 1836 года в следующем
контексте:
«У
князя Вяземского о Пушкиных, Гончаровой,
Дантесе-Геккерне»,
— Гончаровой здесь названа, конечно,
Александрина, она единственная из сестер
оставалась не замужем.
Вот
как прокомментировал эту дневниковую
запись Тургенева Р. Г. Скрынников:
«…запись
Тургенева чрезвычайно важна, так как
подтверждает, что в доме Вяземских
новость о треугольнике „Пушкин — его
жена — Александрина Гончарова”
обсуждалась уже 19 января».
По
мнению Скрынникова, полностью совпадающему
с мнением Абрамович и Ахматовой, слухи
об этом треугольнике активно инспирировались
Геккерном с целью морально уничтожить
Пушкина в глазах общества и тем отомстить
ему за все унижения последних месяцев.
И
наконец, именно с Александриной,
единственной находившейся в доме кроме
детей, Пушкин простился 27 января уезжая
на дуэль с Дантесом.
При
этом оставляем за скобками «свидетельства»
прислуги и дочери Натальи Николаевны
от второго брака П. А. Араповой (1845 —
1919) о крестике и цепочке или о крестике
с цепочкой Александрины, якобы найденных
в постели Пушкина. Потому что вся эта
позорная версия, повторяющая злоумышленную
сплетню Геккернов, которую они усиленно
распространяли в петербургском обществе
в 1837 году, категорически отвергнута
всеми серьезными исследователями, в
том числе и упомянутыми нами чуть выше.
Не
говоря о моральной стороне дела, этого
не допустила бы в своем доме ревновавшая
Пушкина по пустяковым поводам Наталья
Николаевна, и ее добрые отношения с
сестрой-предательницей не могли в таком
случае сохраниться, а их совместное
проживание после смерти Пушкина стало
бы невозможным.
Кроме
того, как заметила Ахматова, «такая
связь рассматривалась тогда как инцест
(кровосмешение)»
А
теперь, возвратимся к стихотворению
«Напрасно я бегу к Сионским высотам…»
Пушкин
в это время целиком погружен в работу
по составлению и изданию «Современника».
При этом он испытывает непреходящее
отчаяние в связи с неисполнимыми
денежными долгами, раздираем ревностью
и негодованием по поводу откровенного
ухаживания Дантеса за Натальей
Николаевной, окружен светскими сплетнями
по этому поводу, усугубленными 4 ноября
1836 года еще издевательским дипломом
рогоносца.
Общение
с Александрой Гончаровой, все видящей
и понимающей достаточно глубоко суть
происходящего, вероятно, служило для
него духовной отдушиной, являлось
единственным духовным проблеском во
мраке склубившихся вокруг него
неразрешимых житейских проблем.
С
достаточной долей вероятности мы можем
считать, что именно Александра Гончарова,
сблизившаяся с Пушкиным вследствие
проживания в его семье и ставшая в
роковые дни конца 1836 и января 1837 года
единственным, по мнению С. Л. Абрамович
и Р. Г. Скрынникова, человеком, понимавшим
и морально поддерживающим его в последней
преддуэльной ситуации, именно Александра
Гончарова могла стать предметом его
соблазна, признание о котором содержится
в рассматриваемом стихотворении.
Добавим
к изложенному выше еще несколько
наблюдений.
Черновик
стихотворения «Из Пиндемонте», на
котором было записано стихотворение
«Напрасно я бегу к Сионским высотам…»,
обрывался на следующих строчках:
Не
гнуть ни совести, ни мысли непреклонной
[Перед
созданьями искусств и Вдохновенья
Замедливать
свой путь — ] (3, 1031 — 1032)
Здесь
Пушкин «замедлил» путь своего пера и,
отклоняясь от развиваемой темы, вероятно,
подумал о том несбыточном, сказочном
времени, когда это сможет произойти
(«по прихоти своей скитаться здесь и
там, / Дивясь божественным природы
красотам / И пред созданьями искусств
и вдохновенья…»), и поймал себя на мысли
об Александре Гончаровой, которая
непременно должна будет при этом
присутствовать, находиться рядом с ним…
И устыдился этой мысли, вспомнив о
реальном положении вещей.
И
тут же осознал это как величайший грех,
что и запечатлел в мгновенно возникших
в этот момент покаянных строках о грехе,
который гонится за ним по пятам…
А
еще раньше, в июне-июле 1835 года, сидя над
черновиком «Странника», крепкими нитями,
как было упомянуто выше, связанного со
стихотворением «Напрасно я бегу к
Сионским высотам…», тоже, видимо, в
момент замедления пера, он нарисовал
два профиля Александры на полях автографа
(18, 164).