Кабанов
Александр Михайлович — украинский
поэт, пишущий на русском языке. Родился
в 1968 году в Херсоне. Окончил факультет
журналистики Киевского Государственного
Университета им. Т. Г. Шевченко. Автор
14 книг стихотворений и многочисленных
публикаций в журнальной и газетной
периодике. Стихи переведены на европейские
языки. Лауреат ряда литературных премий,
в том числе «Русской премии», новомировской
премии «Anthologia», Международной Волошинской
премии, специальной премии «Московский
счет» и др. Главный редактор украинского
журнала о современной культуре «ШО».
Живет в Киеве.
Александр Кабанов
*
ВДРУГ
ЧЕХОВ ГОВОРИТ
*
*
*
Мне
тошно от чего угодных,
живущих
в тренде новых слов,
а
сколько их, красивых, модных —
из
нашей речи сбросят в ров.
Казалось,
ярких и любимых —
всем
миром нищих и господ,
а
в сущности — необходимых
тебе
и мне всего на год.
А
что останется над ними —
все
те же старые слова,
эх,
знал бы прикуп — жил бы в риме,
женился,
сдал бы на права,
закусывая,
пил микстуры,
играл
за деньги на трубе —
средь
памяток архитектуры
как
памятник любви к тебе.
И
это — не кряхтенье старца,
не
странный замысел творца —
слова,
рождённые остаться
с
людьми до самого конца.
Просторный
дом, вода в кувшине,
сирень,
цветущая весной,
и
бог как слово на вершине,
собачий
холод, летний зной,
дельфин
и книга, царь и пушка,
добро
и зло, пчелиный мёд,
печаль,
акация, кукушка...
кукушка?
— ладно, пусть живёт.
*
*
*
Век
железный обнимая, как «буржуйку» в
феврале,
в
честь серебряного мая — ем в париже
крем-брюле,
заискрит
гиперболоид — одноногий и хромой,
то,
как зверь, в ночи завоет: шерри-бренди,
милый мой!
То
заплачет — душный, скучный, век стеклянный
— дребезжит,
век
бетонный, благозвучный — всем теперь
принадлежит,
засыпает
пьяный в ванной, голубые вены вскрыв,
в
новой копии экранной — киноплёнка на
разрыв.
Вспоминаю
ночь в июле, кухню: длинный, узкий шкаф,
печку,
адские кастрюли, баклажаны спят в мешках,
лук
в корзине — кругл и репчат, каждому —
своя кровать,
прижимаясь,
ангел шепчет: век свободы не видать.
Нам
генсек вручил медали, поклонился до
земли,
ранним
утром — расстреляли, воскресили и
спасли,
а
затем кормили салом, яркой жизнью на
спирту,
я
большое видел в малом и переступил
черту.
Я
поскрёб по всем сусекам, там, где порох
и металл,
взял
и стал отдельным веком — человеком
вольным стал,
и
маркиза карабаса сплавил в дальние
края,
мой
народ — не просто масса, это — власть,
и власть — моя.
Век
смартфонов и планшетов, век бумаги и
чернил:
я
сажал в тюрьму поэтов, академиков казнил.
Время,
как труба бернулли, — в смерть выталкивало
нас,
будет
вечной ночь в июле и соломенный матрас,
кухня,
скрип оконных створок, вывихнутый лунный
свет —
словно
палец — вставлен в морок будущих и
прошлых лет,
вспоминаю
зиту с гитой, всех — идущих на убой,
ангела
с губой разбитой, с нецелованной губой.
*
*
*
Я
впервые родился мужчиною
и
не плакал, как многие здесь,
мёртвой
мамой и кислой овчиною —
провонял,
обезвоженный весь.
Сирота:
не в рабы и не в цезари,
без
кинжала, коня и жилья,
ведь
отца — под роддомом зарезали —
наши
кровники, дядя илья.
Пощадил,
воспитал ради помощи,
ради
подлого чувства вины,
помогал
ему фрукты и овощи
продавать
на базарах страны.
После
школы остались мы в киеве,
павильоны,
лотки, закрома:
груши,
яблоки, персики, киви и
виноград,
мандарины, хурма,
авокадо
и прочие радости,
постоянно
растущий объём:
кто
же купит восточные сладости,
если
мы — всех неверных — убьём?
Новый
мир, да хреновое качество,
удивление,
злоба и страх:
в
каждом городе — наше землячество,
а
неверных — так много в горах.
Как
последнее стихотворение,
там,
где точка — стремится к нулю,
я
бы злость обменял на смирение,
но
зарезали дядю илью.
Вот
и стал я наследником прошлому,
жить
по хитрости, а не по лжи,
и
смотреть по айфону хорошему:
вот
— айву разгружают бомжи,
вот
— проходит красивая, спелая
украинка
с глазами лилит,
и
вот так что-то бедрами делая,
и
вот так, но аллах не велит.
Вся
природа в соблазнах раздвоена,
что
встаёт одинокий вопрос:
почему
на торговца и воина —
ты
с презреньем глядишь, абрикос?
Будто
крёстный из фильма про мафию,
загоревший,
как в небе — земля,
взял
планшет и открыл фотографию:
точно,
вылитый дядя илья!
*
*
*
Привет,
эпоха, обнимаю крепко,
благодарю
за школьные труды,
когда
любовь — паяние и лепка,
вязание
на спицах ерунды.
Где
ожиданья медная чеканка,
вокруг
враги, а мы — один народ,
и
девочка — родная африканка,
олимпиады
беспартийный плод.
Нам
врали так восторженно и грубо,
что
нынче помнят только старики,
когда
машина времени, как группа, —
играла
песни на мои стихи.
Да,
было плохо, откровенно плохо:
голодомор,
великая война,
но
это — ваша, не моя эпоха,
моя
эпоха — радостью полна.
Я
— эхо от чудовищного гула,
нас
ждёт закат, коричневый, как йод,
и
мальчик из соседнего аула —
тебя
ограбит, а меня убьёт.
Пусть
обезбожен, пусть расчеловечен
был
прошлый век, а люди в нём — совки,
но
этой тьмой я изнутри подсвечен,
мой
абажур — ночные мотыльки.
Наш
гоголь вышел из девятой роты,
мы
пили отвратительный агдам,
и
если ты — подался в патриоты,
то
я свою эпоху — не предам.
Когда
опять начнутся пересуды,
я
напишу последнюю из книг —
евангелие
для детей иуды:
по
лайкам их узнаете вы их.
*
*
*
Вдруг
чехов говорит: когда я появился —
был
чёрный снегопад над ялтинской баржой,
мой
спутник — левитан, он, как и я, — привился
вакциной
ковишилд на родине чужой.
Тогда
сквозь мокрый снег — прабабочка летела
и
села отдохнуть с похмелья на причал,
и
ялтинской волной — утопленника тело —
внесло
в наш разговор, и чехов замолчал.
А
левитан смотрел, как подсыхает слово,
на
чехова в пенсне как на пустой стакан,
а
я перетекал — из одного — в другого:
сворачивался
в кровь, стал чехов-левитан.
Был
чёрный снегопад, болело от укола
то
правое плечо, то левое плечо,
нахлынула
волна из грубого помола —
утопленник
запел, и стало горячо.
В
прабабочке всю ночь прокручивалась
плёнка,
составлено
досье, не то чтобы — лонгрид,
две
фразы, два крыла, отчётливо, негромко:
вдруг
чехов замолчал — вдруг чехов говорит.
*
*
*
Перед
самым началом утра, когда проступают
швы,
едва
подсохшие ранки, битое в кровь стекло,
возраст
спящих людей, снега, листвы, травы:
не
плачь, мой милый, — непобедимо зло.
В
час, когда трижды некому прокричать —
съеден
петух на ужин, семейное серебро —
было
украдено, вышел майн кампф в печать,
не
плачь, мой милый, — непобедимо добро.
Мёртвые
птицы, обняв свои гнёзда, падают вниз,
тонут
в море дельфины, это последний шанс —
дан
во спасенье, но бог запретил ленд-лиз,
наше
с тобой бессмертие — это баланс, баланс.
Голод,
разруха, смерть, страх, первородный грех
—
непобедимы
все, нет на них топора,
и
только любовь — сосёт, хавает грязь —
за всех,
но
только она — спасёт, и только она — твой
смех,
а
вот теперь, мой милый, плакать пора,
пора.
*
*
*
Читал,
читал так долго и прилежно,
что
научился чувствовать, когда —
меня
читают грубо или нежно,
листают
жадно, словно я — вода.
Сквозь
оптику австрийских пивоварен
какой-то
хрен глазел на свой народ,
и
я читал, как бродский благодарен, —
покуда
глиной не набили рот.
От
поцелуя — ночью, до ушиба —
я
пробирался, зрения лишён,
мне
ласточка чирикнула: спасибо,
мне
ёжик бросил в спину: данке шон.
Когда
в икеа наконец валгалла —
была
впервые собрана в одно,
мне
вечность с одобрением моргала,
и
в небе отражалось наше дно.
Я
чувствовал прощальный залп зарницы,
и
был придавлен к низу — животом,
кто
вырвал с мясом из меня — страницы,
кто
ими подтирался под кустом?
Теперь
смотрю на племя молодое,
на
эти книги, ляжки и хвосты:
прекрасные,
я был для вас водою,
чтоб
только смыть случайные черты.
Пускай
вас всех минует змей-тугарин,
пусть
переплёт, снаружи и внутри —
хорошим
людям будет благодарен,
люблю
тебя, и не благодари.