Яков Дымарский
БУКИ И БУМАГИ
стихи

Дымарский Яков Михайлович родился в 1952 году в Златоусте. До 2014 года — луганчанин, с 2014 — москвич. Окончил математический факультет Воронежского университета. Профессор кафедры высшей математики МФТИ. Публиковался в журналах «Дружба народов», «Согласие», «Литературная учеба». Автор поэтического сборника «Песни русских евреев» (М., «ЛУЧ», 2013). В «Новом мире» публикуется впервые.


Яков Дымарский

*

БУКИ И БУМАГИ



Между строчками трещины. Да и в самих строчках щели между словами. Такая негладкость важна. В ладони остаются занозы. Так и надо.

Нельзя писать как Пушкин, как Мандельштам, как Высоцкий. Важно не то, что они наговорили, важнее, что они успели намолчать. Это молчание велико и ясно. Там поэту собрать нечего. Но от молчания можно оттолкнуться.

В стихах Дымарского важны не состояния — расположение слов относительно вмещающего контекста, а скорость движения между словами. Не что он говорит, а то под каким углом со слова на слово перепрыгивает. Важна не сама структура (чаще всего регулярная), а сдвиги и паузы, спотыкание ритма, скошенность рифмы. Нарушения регулярности делают структуру устойчивой на изгиб. Свет сквозь поцарапанную линзу всегда уникален. Но это свет, пусть и треснувший. С ним жить немного легче.


Владимир Губайловский



Два стихотворения


1


Жил-да-был Пушкин. По жилам его

Кровь протекала живей, чем у прочих.

Был он из тех, из — поболе всего —

До всех подробностей жизни охочих.


Будь ты хоть росс, или лях, или жид,

Твой обиход однобок и несладок.

Только его соблюдать надлежит —

Тот, заведённый не нами порядок!


Будь добрый малый, сосед, домосед —

И обретёшь безмятежность в награду…

Тошно — вышагивать плеши во след!

Подло — поставить подножку собрату.


Сам не судим и не смеешь судить,

Чуждый восторгов, не веруешь в слёзы…

Стыдно — ревниво карету следить.

Гадко — поставить ей палки в колёсы.


Честь береги незапятнанной, чтоб

Мог безупречной зачислить в пропажу…

Грешно — прицелить товарищу в лоб.

Глупо — свой бледный подставить лепажу.


Бал молодых и приятных господ

Вальсом кружит не последнюю ночку…

Больно друзей провожать до ворот,

Страшно встречать листопад в одиночку.


Страшно в Кавказа разлом заглянуть.

Страшно и сладко — стоять над разломом.

Но ещё слаще — на полную грудь

Всё обозначить божественным словом!



2


На привычное просторы,

Покидая карантин,

Неподвижны вперил взоры

Под докучное «дин-дин».


Под дугой своей яремной

Неотвязный господин,

Он по ком твой равномерный

Похоронный «дин-дин-дин»?




Прощай, 20-й


Не корю и уже не гоню.

Прогонять надо было в начале.

Если б знали, какой ты говнюк,

То салютом тебя б не встречали.


По китайскому календарю

В феврале ты родился по сути —

Я тебя не гоню, не корю —

В точный день, при сверхточной минуте.


Начудила летучая мышь

Или тварь полевая, поверьте,

Безразлично! Одно только лишь

Меня душит в текущем моменте —


Я бездарно живу! Я гляжу

В монитор, а не в ясные очи.

Я дыханьем своим дорожу,

А не выдохом чернорабочим.



Грушки


Iшла дівча лучками.
Лучками, лучками, лучками.
Несла фартух з грушками.
Грушками, грушками, грушками.



Пианина заиграла за стеной…

Призрак Музыки охотится за мной!


Он включает метроном на раз-два-три

И колотит в моё сердце изнутри.


В ресторане, в переходе ли, в такси

Заиграет — сразу милости проси.


Жанры, стили… в них — признаюсь — не силён,

Легион непотопляемых имён.


Два притопа — громовой дивертисмент,

Три прихлопа — гробовой аплодисмент.


Барабаны и гитары до колен?

Маргиналы вечно хочут перемен.


Три мелодии, слова, слова, слова…

Право, авторская песня не права.


К коммунизму я ходил не на парад —

Всё просрал однопартийный аппарат.


Три аккорда проломили голову.

Признаюся — жаль Марусю Климову.


И не раз-два-три, не раз-два… «Только раз»,

Только «Грушки» да романс про дивный вальс…


Карла Черни — равно Гедике — этюд.

Ни свободы, ни покоя не дают,


Ни забыться, понимаешь, ни заснуть,

Наболевшую не успокоить грудь —


Что за грушки! Ой, дівчино, чия ти?

Чи зi мною, дiвча, підеш гуляти?



Не скажу я, чия я.
Чия я, чия я, чия я.
Я дівчина не твоя.
Не твоя, не твоя, не твоя.







Блокадный Мандельштам


В укор исчезнувшим мышам,

Презрев блокаду,

Бредёт беззубый Мандельштам

По Ленинграду.


Какая Батюшкова спесь,

Взаправду — вечность!

Не хочется ни пить, ни есть,

Ни гресть конечность.


Но душит ревность старика

Мафусаила:

Вот где — костьми и на века,

Где слово — сила!


Не смог Усатый приберечь —

Не до верёвки,

Со всеми б по-людски залечь —

Для Пискарёвки!



У ж/д


А. Марголиту


Предметы в будке буднично дрожат.

Дрожит посуда. Буки и бумаги.

Дрожит будильник. Требуя отваги,

Дрожит перо; но им не дорожат.


Пора вставать — идти под чьи-то флаги

Не хочется! И, кажется, дожат

Остаток браги и горючей влаги

Из фляги вдохновения. Деньжат?


Известности?! Не мне стяжать изустно.

На тощее одна надежда гузно —

Пройду долготерпения ли тест?

Состав грохочет — трепетные буки

Вибрируют, распространяя звуки.

Звук умолкает. Остаётся текст.



Два стихотворения


1. Практикующий


Знаток двуногих человеков,

Без вызова и в тот момент

В жилище входит д-р Чехов,

Как умирает пациент.

Без стетоскопов и перкуссий

Он смотрит на того в упор:

Анамнез ясен, безыскусен.

Диагноз скор, как приговор.

К другому б пациенту спехом…

Но, как последний серафим,

Врач остаётся с человеком.

И погибает вместе с ним.


2. Заклинание


И в степи, и в овраге

Добывают и жгут.

Здесь от нас не отваги —

Безразличия ждут.

Над больничной палатой

Проржавевшая жесть.

Одичанью — расплатой

Нумерация шесть.

Клетка — кенарю, кесарь

Решкой гнёт чужаков…

Делай дело, профессор,

Делай, Серебряков!



Дело


Изъедена каверною

Вся ткань, куда ни глянь…

И дело наше верное,

А дело наше — дрянь.


Да наше это дело ли?

Что ж мучит нас одно:

Какими бракоделами

Оно оскорблено!


Забыть, что честь оболгана,

Глагол не изречен…

Но дело — дело долгое! —

Закончилось ничем.



Пиит


Открывал неоднократно

Нотный стан словам взамен:

Ключ, тональность, квинта, кварта…

Почему-то — безвозвратно —

Не указан инструмент.


Здесь — отчётливо — стаккато,

Здесь — рубато, здесь — затакт…

Вдруг крещендо — нет, ребята!

И реприза как награда —

Нет, ребята, всё не так!


Кто сыграет эти знаки,

Эти враки прохрипит,

Тот, минуя Зодиаки, —

Шут в отеческом бараке, —

Будет истинный пиит.





 
Яндекс.Метрика