Вишневецкий
Игорь Георгиевич родился в 1964 году в
Ростове-на-Дону. Окончил филологический
факультет МГУ. Защитил диссертацию в
Браунском университете (США). Автор семи
сборников стихов, трёх монографических
исследований, повестей и романов,
режиссер экспериментального фильма
«Ленинград» (2014). В печати как стихотворец
дебютировал в 1990 году в «Русской мысли»
(Париж). Живет в Питтсбурге.
Ян
Каплинский (22 января 1941 — 8 августа 2021)
— эстонский поэт, прозаик, эссеист,
переводчик. Автор четырех поэтических
книг, написанных по-русски. Лауреат
«Русской премии» (2014) и Премии Андрея
Белого в номинации «За заслуги перед
русской литературой» (2018). —
Ред.
Игорь Вишневецкий
*
ПАМЯТИ
ЯНА КАПЛИНСКОГО
Мы
знакомы были ведь с ним скорее,
если
точность тут соблюдать, заочно.
Виделись
однажды в сырой Москве, и
это
уж точно
получился
вдруг разговор, которым
только
лишь в романах бывает место;
и
гордиться этаким разговором
было
бы просто,
если
б говоривший всегда
— в стихах и
в
жизни — не касался того, что сами
мы
коснуться в мысленном даже взмахе,
что
там словами,
не
страшились из суеверья: смерти
и
всего, что вне человека, речи
трав,
чешуекрылых, воды. Поверьте,
и
человечий
в
рифму, в ритм упругий, как мяч о воду,
труден
мне язык; говорить бы надо
вот
сейчас, чтобы забирало сходу,
чтобы
надсада
этой
неизбежно поминовенной
речи
проницала б без перевода
весь
вне-человеческий строй вселенной,
чтобы
Природа
возглашала
с нами одним наречьем.
(Впрочем,
в этом только самообманы
видел
он — не нашим, не человечьим
мир
осиян.) И
я
вошёл уже в тень вечерней рощи:
солнце
опускается к окоёму.
Он
ценил довольно простые вещи —
те,
что другому
для
работы сельской нужны, в подспорье:
кадку
и топор, грабли, лемех плуга.
В
нём крестьянин жил — не от маловерья
в
дальнего Бога,
а
от пониманья того, что точно
всех,
кто под камнями, в камнях, всех пленных
времени
ещё призовут к бессрочной
в
новых вселенных
жизни
и всё вымершее как будто
на
сознанья плёнке возникнет снова,
станет
ярче — праздничней почему-то —
нашего
слова.
Я
произнесу, хоть и никогда не
были
мы на ты (впрочем, намекал он:
почему
бы нет?),
здесь об Иоанне
(ибо
назвал он
имя
мне своё при крещенье): Боже,
dona
tibi requiem sempiternam,
Ioannes!
— более не
тревожа
празднично
мерным
языком,
каким в январе овеян
был
приход твой в мир наш (по-над купелью
тот
язык звучал).
И
с каких полей он
вверх
по раздолью,
где
стрижи, поднимется, будет слышен
и
тебе, стрижу, сквозь полёт свободный
выше
сосен, дюн и приморских башен?
А
соприродный
нашей
мысли здесь — тот живой и чистый
русский
ли, эстонский (тебе подвластны
оба
были) нежный во влаге лист и
свежий
и ясный
после
гроз весь лес, чьи стволы, чьи кроны
словно
книги зыблются многозвездно,
этот
очень близкий нам мир зелёный,
мир
неуместный
в
городе, без наших фонем и наших
интонаций
пусть же звучит полнее
в
зрелых колебательных книгах-чашах
в
память о тебе!.. Я
вспоминаю
снова о разговоре.
«Вот
представьте, — он говорил тогда мне, —
вы,
к примеру, Хлебников. Речь как море
бьётся
о камни
правил.
Вы их выбрали, вы им форму
придали,
без вас их не увидали.
Создали
язык как стандарт, как норму.
Это
в начале
головокружительно:
всё возможно.
А
потом приходят к камням другие,
говорят
не то чтоб неосторожно
речи
такие,
мол,
не наш язык и поэт „не знает”.
Где
бы были все они в корнесловий
тьме?
Ведь это нами язык питает
жизнь
своей крови.
Вот
вы русский хвалите мой. Некрепко
я
владею им. Что на вас — не знаю.
По-английски:
„кэп”». — «То же слово: кепка».
Припоминаю,
что
ещё не стал он крепчайший кофе
пить,
да и без прочих напитков было
хорошо
в кафе. В нём самом сквозила
мощная
сила.
Мы
потом стояли у светофора
на
Тверском бульваре. Всё моросило,
как
в Москве бывает в апреле. Скоро
нам
предстояло
разойтись.
Он речь продолжал — похоже,
дождь
препоной не был: в «полях ливонских»
(вспоминая
Тютчева) день погожий
редок.
В эстонских,
в
русских ли стихах его даже стёртость
цвета
смысл высвечивает — короче
вычерченный
путь, верной мысли твёрдость.
В
близости ночи,
за
которой снова рассвет желанный,
стих,
какой храним, как свою державу,
да
воздаст Каплинскому Иоанну
память
и славу.
9
августа 2021. Питтсбург