Куляпин
Александр Иванович — литературовед.
Родился в 1958 году. Доктор филологических
наук, профессор Алтайского государственного
педагогического университета. Автор
более 400 публикаций по истории русской
литературы ХХ века, в том числе нескольких
монографий и учебных пособий. Живет в
Барнауле.
Александр
Куляпин
*
КУХАРКИ
ВО ВЛАСТИ
В статье «Удержат ли большевики
государственную власть?», написанной
в первых числах октября 1917 года, Ленин,
признав, «что любой чернорабочий и любая
кухарка не способны сейчас же вступить
в управление государством», требует,
«чтобы обучение делу государственного
управления велось сознательными рабочими
и солдатами и чтобы начато было оно
немедленно, то есть к обучению этому
немедленно начали привлекать всех
трудящихся, всю бедноту».
Менее чем через месяц ленинский призыв
приобрел чрезвычайную злободневность.
В сложившейся после
революции ситуации социальные лифты
заработали на предельных скоростях.
Так, минуя все промежуточные ступени,
прапорщик Н. В. Крыленко в ноябре 1917 года
становится Верховным главнокомандующим
русской армии. Несложно привести
множество других примеров столь же
стремительного карьерного взлета в
годы революции и Гражданской войны.
Вполне естественно, что по мере
стабилизации новой государственной
системы революционные лифты останавливаются,
однако в массовом сознании вера в то,
что любой чернорабочий и любая кухарка
способны вступить в управление
государством сохраняет свою притягательную
силу. Теория, «согласно которой любой
аптекарь, даже „малоопытный”, может
управлять государством», по-прежнему
актуальна.
При этом ленинская идея проходит через
неизбежную стадию вульгаризации. В
поэме В. Маяковского «Владимир Ильич
Ленин» (1924) тезис из статьи «Удержат ли
большевики государственную власть?»
трансформируется в лозунг: «Дорожка
скатертью! / Мы и кухарку / каждую / выучим
/ управлять государством!»
Более сильному искажению ленинскую
фразу подвергли авторы политических
плакатов. На плакате И. П. Макарычева,
С. Б. Раева «Работницы и крестьянки все
на выборы!» (1925) Ленину приписана такая
формулировка: «Каждая кухарка должна
научиться управлять государством». На
плакате 1926 года «Ленин и работница»
значится: «„…В стране советов каждая
кухарка должна научиться управлять
государством” (Ленин)».
В массовых представлениях дело обстоит
еще проще, многим хотелось бы верить,
что, не тратя время на образование, любая
кухарка и так может управлять государством.
Обыденное сознание советского человека
двадцатых годов, пожалуй, вернее других
писателей отразил Михаил Зощенко.
Показательны мысли и поступки Фомы
Крюкова героя рассказа «Фома неверный»
(1924). Получив из Москвы от сына пять
целковых, он готов предположить, что
тот чудесным образом вознесся к вершинам
власти: «И чего только не делается на
свете! Батюшки-светы! Царей нету, ничего
такого нету, мужик в силе… Сын-то, может,
державой правит… По пять рублей денег
отцу отваливает…»
Дизайн новых банкнот как будто подтверждает
самые смелые ожидания Фомы: «Ну? Не врут,
значит, люди. Мужик изображен на
деньгах-то. Неужели же не врут? Неужели
же мужик в такой силе посля революции?»
Кассир еще больше подогревает властные
амбиции маленького человека: «Кассир
посмотрел на мужика и сказал, усмехаясь:
— Мужик изображен. Ты, ваше величество,
заместо царя изображен. Понял?»
Все еще сомневаясь, Фома Крюков решается
немедленно экспериментально выяснить:
«Неужели же мужику царский почет?» В
полупустом зале ожидания вокзала он
демонстративно по-хамски будит «какого-то
человека в мягкой шляпе»:
«Фома
купил на две копейки семечек и присел
на окно, но, посидев минуту, подошел к
спящему и вдруг крикнул:
— Эй,
шляпа, слазь со скамьи! Мне сесть надо…
Человек
в шляпе раскрыл глаза, оторопело посмотрел
на Фому и сел. И, зевая и сплевывая, стал
свертывать папироску. Фома присел рядом,
отодвинул мешок и стал со вкусом жевать
семечки, сплевывая шелуху на пол.
„Не
врут, — думал Фома. — Почет, все-таки,
заметный. Слушают. Раньше, может, в рожу
бы влепили, а тут слушают, пугаются. Ишь
ты, как все случилось, незаметно
приключилось… Скажи на милость… Не
врут”».
Фома,
уверовав в особое положение мужика при
новом порядке, по сути, возвращается к
той модели бытового поведения революционной
эпохи, которую закрепил в культурной
памяти А. Блок («Двенадцать», 1918): «Ужь
я времячко / Проведу, проведу. <…> Ужь
я семячки / Полущу, полущу… / Ужь я
ножичком / Полосну, / полосну!..»
Безнаказанно
и беспричинно издеваться над интеллигенцией
(«мягкая шляпа» — знаковая деталь
костюма), жевать семечки, сплевывая
шелуху на пол, — печально известные
приметы повседневности 1917 — 1919 годов.
Надежда Тэффи в рассказе «Семечки»
(1917) даже предположила, что историки
назовут впоследствии период русской
революции периодом «семеедства». Много
раз заплеванные подсолнечной шелухой
улицы города как яркая примета времени
упоминаются в «Окаянных днях» Бунина.
Одесса в апреле 1919 года кажется ему
завоеванной «каким-то особым народом,
который кажется гораздо более страшным,
чем… казались нашим предкам печенеги.
А завоеватель шатается, торгует с лотков,
плюет семечками, „кроет матом”».
Рюрик Ивнев, Зинаида Гиппиус, Лев Урусов
и другие мемуаристы подтверждают
точность наблюдений Блока, Тэффи и
Бунина.
Однако
паттерны революционного поведения в
середине двадцатых годов уже не в моде.
За свой социальный эксперимент Фома
Крюков получает не «царский почет», а
административное наказание. Милиционер
составляет протокол о мелком хулиганстве:
«Фома
поставил под протоколом крестик и,
вздыхая и дергая головой, вышел из
помещения.
Отвязал лошадь, сел в телегу, достал из
шапки деньги и посмотрел на них. Потом
махнул рукой и сказал:
— Врут, черти…»
Крестик
под протоком — это, конечно, не только
свидетельство неграмотности Фомы, но
еще и крест на планах «кухарок» разного
пола «управлять государством».
Неудачей
заканчивается попытка хождения во
власть героя другого произведения
Зощенко тех же лет — рассказа «Столичная
штучка» (1925). «Передовых надоть…» —
провозглашают агитаторы перед голосованием
на выборах председателя в селе Усачи,
поэтому единственным подходящим
кандидатом оказывается «столичная
штучка» Лешка Коновалов. «Меня можно
выбирать…» — соглашается Лешка, но во
время предвыборной речи проговаривается
о своем тюремном прошлом. «— За что же
ты, парень, в тюрьмах-то сидел? <…>
Политика или что слямзил?» — спрашивают
из толпы. «— Политика, — сказал Лешка.
— Слямзил самую малость».
После такого признания путь наверх
герою закрыт, хотя еще пять-семь лет
назад не имело бы никакого смысла
задавать кандидату на любой пост вопрос:
«Политика или что слямзил?» На эту тему
в апреле 1918 года на заседании ВЦИК очень
определенно высказался в «Заключительном
слове по докладу об очередных задачах
советской власти» Ленин: «Попало здесь
особенно лозунгу: „грабь награбленное”,
— лозунгу, в котором, как я к нему ни
присматриваюсь, я не могу найти что-нибудь
неправильное, если выступает на сцену
история».
Характерно, что реплику вождя члены
ЦИКа встретили аплодисментами.
Авторы статьи «Социальный лифт революции
1917 года» пришли к обоснованному выводу:
«Новые революционные лифты определялись
перераспределением. А поэтому
революционному обществу нужны были,
прежде всего, не те, кто умеет „прибавлять”
(создавать, производить), а те, кто умеет
„отнимать”, т. е. перераспределять. <…>
Революционный лифт останавливается
тогда, когда общество устает от разрушений
и в нем начинает прорастать потребность
в устойчивости. Вот тогда начинают
формироваться другие постреволюционные
социальные лифты».
Фома Крюков и Лешка Коновалов реализовать
свою волю к власти не успели. Настали
другие времена, востребованными оказались
другие качества. Впрочем, на умение «все
отнять и поделить» в стране вскоре снова
возник спрос. В период коллективизации
лозунг «грабь награбленное» обрел былую
популярность.
Напрасна злобная ирония героя романа
Леонида Леонова «Скутаревский» (1930 —
1932) — замаскировавшегося врага и
вредителя Петрыгина: «— Прогресс.
Банщики единодушно идут в управление
государством».
Хотя бывший банщик в роли власть имущего
предстает на страницах романа всего
раз, очевидно, что со своими новыми
полномочиями он справляется весьма
успешно. Случайно услышав в привокзальном
буфете фразу какого-то человека, что
его богатство «крепко спрятано», Матвей
Никеич спешит записать в книжечку имя
и адрес незнакомца, неосторожно назвавшего
себя «последним нэпманом на вашей
паршивой земле».
«Что-то темное и жестокое мелькнуло в
лице Матвея Никеича» и на мольбу
перепуганного нэпмана пощадить его
ради детей, отвечает с угрозой: «Да не
проси, приедем...»
О цели такого визита догадаться нетрудно.
Вера Фомы Крюкова из рассказа Зощенко
в то, что «посля революции» мужик может
державой править, основана на внешнем
виде советских банкнот. Раз на них
«заместо царя» изображен крестьянин,
значит ему теперь и «царский почет».
Герой Леонида Леонова не хуже Фомы
Крюкова осведомлен о древней традиции
помещать на монеты и купюры портреты
правителей. После того как его избирают
в столичный Совет депутатов, он извлекает
из тайника свое сокровище — три золотые
монеты: «Разложив монетки на столе, он
пытливо разглядывал их; они носили
портреты царей, отца и сына; лик отца
был одутловат от водки и сытной жизни;
плоский профиль сына почти вчистую
стерся от жадных людских прикосновений.
Цари глядели равнодушно, мимо Матвея,
во мрак сырого угла, откуда появились,
как фантомы. Оба были с бородами, и это
в обидной степени роднило их с Матвеем».
Претензия Фомы Крюкова на «царский
почет», разумеется, комична. Герой
Леонова серьезен, он прекрасно понимает,
что в советской реальности смертельно
опасно хоть чем-то походить на
представителей прежней власти. Матвей
Черимов мог убедиться в этом осенью
1917 года, став свидетелем убийства
отставного полковника только за то, что
его фуражка немного напоминала головной
убор полицейского. Поэтому Матвею
необходимо избавиться от пусть и
отдаленного сходства с царями: только
сбрив бороду, «он стал тоже советская
власть».
В тридцатых годах искаженная фраза
Ленина о кухарках стала использоваться
как аргумент в политической борьбы
против Сталина. Лев Троцкий упрекал
последнего в отходе от ленинских
демократических принципов правления:
«Важнейшую задачу диктатуры Ленин видел
в демократизации управления: „каждая
кухарка должна научиться управлять
государством”. Происходит обратный
процесс: число управляющих не расширилось
до „каждой кухарки”, а сузилось до
одного единственного повара, да и то
специалиста по острым блюдам. Политический
режим стал невыносим для масс, как и имя
его носителя становится для них все
более ненавистно».
Неточность автора
«Сигнала тревоги» при цитировании
ленинского текста, видимо, можно объяснить
двояко: либо Троцкий считывал фразу
Ленина о кухарках с плакатов середины
двадцатых годов (что маловероятно), либо
социально-политическая ситуация,
изменившаяся в стране после смерти
лидера большевиков, продиктовала новую
редакцию ленинского тезиса.
Эстафету по переиначиванию ленинской
мысли подхватит в пятидесятых годах
Александр Солженицын. На страницах
романа «В круге первом» (1955 — 1958) Сталин
ведет мысленный спор с Лениным, доведя
до абсурда его идею: «Образование!.. Что
за путаница вышла с этим всеобщим
семилетним, всеобщим десятилетним, с
кухаркиными детьми, идущими в ВУЗ! Тут
безответственно напутал Ленин, вот уж
кто без оглядки сорил обещаниями, а на
сталинскую спину они достались
непоправимым кривым горбом. Каждая
кухарка должна управлять государством!
— как он себе это конкретно представлял?
Чтобы кухарка по пятницам не готовила,
а ходила заседать в Облисполком? Кухарка
— она и есть кухарка, она должна обед
готовить. А управлять людьми — это
высокое умение, это можно доверить
только специальным кадрам, особо
отобранным кадрам, закалённым кадрам,
дисциплинированным кадрам. Управление
же самими кадрами может быть только в
единых руках, а именно в привычных руках
Вождя».
Ставшие уже крылатыми слова о кухарках
во власти в очередной раз актуализировались
в годы хрущевской оттепели. Но теперь
уже как повод для анекдота. В шестидесятых
годах появилась целая серия анекдотов
о министре культуры Екатерине Фурцевой.
Среди них такой: «Какой тезис Ленина
иллюстрирует Фурцева?» — «Ленин сказал:
„Мы научим каждую кухарку управлять
государством”».
Полюбившаяся народу ленинская фраза
окончательно ушла в массы.