Александр Куляпин
КУХАРКИ ВО ВЛАСТИ
Контекст

Куляпин Александр Иванович — литературовед. Родился в 1958 году. Доктор филологических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета. Автор более 400 публикаций по истории русской литературы ХХ века, в том числе нескольких монографий и учебных пособий. Живет в Барнауле.



Александр Куляпин

*

КУХАРКИ ВО ВЛАСТИ


В статье «Удержат ли большевики государственную власть?», написанной в первых числах октября 1917 года, Ленин, признав, «что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством», требует, «чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту»1. Менее чем через месяц ленинский призыв приобрел чрезвычайную злободневность.

В сложившейся после революции ситуации социальные лифты заработали на предельных скоростях. Так, минуя все промежуточные ступени, прапорщик Н. В. Крыленко в ноябре 1917 года становится Верховным главнокомандующим русской армии. Несложно привести множество других примеров столь же стремительного карьерного взлета в годы революции и Гражданской войны.

Вполне естественно, что по мере стабилизации новой государственной системы революционные лифты останавливаются, однако в массовом сознании вера в то, что любой чернорабочий и любая кухарка способны вступить в управление государством сохраняет свою притягательную силу. Теория, «согласно которой любой аптекарь, даже „малоопытный”, может управлять государством», по-прежнему актуальна2. При этом ленинская идея проходит через неизбежную стадию вульгаризации. В поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924) тезис из статьи «Удержат ли большевики государственную власть?» трансформируется в лозунг: «Дорожка скатертью! / Мы и кухарку / каждую / выучим / управлять государством!»3

Более сильному искажению ленинскую фразу подвергли авторы политических плакатов. На плакате И. П. Макарычева, С. Б. Раева «Работницы и крестьянки все на выборы!» (1925) Ленину приписана такая формулировка: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». На плакате 1926 года «Ленин и работница» значится: «„…В стране советов каждая кухарка должна научиться управлять государством” (Ленин)».

В массовых представлениях дело обстоит еще проще, многим хотелось бы верить, что, не тратя время на образование, любая кухарка и так может управлять государством.

Обыденное сознание советского человека двадцатых годов, пожалуй, вернее других писателей отразил Михаил Зощенко. Показательны мысли и поступки Фомы Крюкова героя рассказа «Фома неверный» (1924). Получив из Москвы от сына пять целковых, он готов предположить, что тот чудесным образом вознесся к вершинам власти: «И чего только не делается на свете! Батюшки-светы! Царей нету, ничего такого нету, мужик в силе… Сын-то, может, державой правит… По пять рублей денег отцу отваливает…»4

Дизайн новых банкнот как будто подтверждает самые смелые ожидания Фомы: «Ну? Не врут, значит, люди. Мужик изображен на деньгах-то. Неужели же не врут? Неужели же мужик в такой силе посля революции?» Кассир еще больше подогревает властные амбиции маленького человека: «Кассир посмотрел на мужика и сказал, усмехаясь: — Мужик изображен. Ты, ваше величество, заместо царя изображен. Понял?»

Все еще сомневаясь, Фома Крюков решается немедленно экспериментально выяснить: «Неужели же мужику царский почет?» В полупустом зале ожидания вокзала он демонстративно по-хамски будит «какого-то человека в мягкой шляпе»:

«Фома купил на две копейки семечек и присел на окно, но, посидев минуту, подошел к спящему и вдруг крикнул:

Эй, шляпа, слазь со скамьи! Мне сесть надо…

Человек в шляпе раскрыл глаза, оторопело посмотрел на Фому и сел. И, зевая и сплевывая, стал свертывать папироску. Фома присел рядом, отодвинул мешок и стал со вкусом жевать семечки, сплевывая шелуху на пол.

Не врут, — думал Фома. — Почет, все-таки, заметный. Слушают. Раньше, может, в рожу бы влепили, а тут слушают, пугаются. Ишь ты, как все случилось, незаметно приключилось… Скажи на милость… Не врут”».

Фома, уверовав в особое положение мужика при новом порядке, по сути, возвращается к той модели бытового поведения революционной эпохи, которую закрепил в культурной памяти А. Блок («Двенадцать», 1918): «Ужь я времячко / Проведу, проведу. <…> Ужь я семячки / Полущу, полущу… / Ужь я ножичком / Полосну, / полосну!..»5

Безнаказанно и беспричинно издеваться над интеллигенцией («мягкая шляпа» — знаковая деталь костюма), жевать семечки, сплевывая шелуху на пол, — печально известные приметы повседневности 1917 — 1919 годов. Надежда Тэффи в рассказе «Семечки» (1917) даже предположила, что историки назовут впоследствии период русской революции периодом «семеедства». Много раз заплеванные подсолнечной шелухой улицы города как яркая примета времени упоминаются в «Окаянных днях» Бунина. Одесса в апреле 1919 года кажется ему завоеванной «каким-то особым народом, который кажется гораздо более страшным, чем… казались нашим предкам печенеги. А завоеватель шатается, торгует с лотков, плюет семечками, „кроет матом”»6. Рюрик Ивнев, Зинаида Гиппиус, Лев Урусов и другие мемуаристы подтверждают точность наблюдений Блока, Тэффи и Бунина.

Однако паттерны революционного поведения в середине двадцатых годов уже не в моде. За свой социальный эксперимент Фома Крюков получает не «царский почет», а административное наказание. Милиционер составляет протокол о мелком хулиганстве:

«Фома поставил под протоколом крестик и, вздыхая и дергая головой, вышел из помещения.

Отвязал лошадь, сел в телегу, достал из шапки деньги и посмотрел на них. Потом махнул рукой и сказал:

— Врут, черти…»

Крестик под протоком — это, конечно, не только свидетельство неграмотности Фомы, но еще и крест на планах «кухарок» разного пола «управлять государством».

Неудачей заканчивается попытка хождения во власть героя другого произведения Зощенко тех же лет — рассказа «Столичная штучка» (1925). «Передовых надоть…» — провозглашают агитаторы перед голосованием на выборах председателя в селе Усачи, поэтому единственным подходящим кандидатом оказывается «столичная штучка» Лешка Коновалов. «Меня можно выбирать…» — соглашается Лешка, но во время предвыборной речи проговаривается о своем тюремном прошлом. «— За что же ты, парень, в тюрьмах-то сидел? <…> Политика или что слямзил?» — спрашивают из толпы. «— Политика, — сказал Лешка. — Слямзил самую малость»7. После такого признания путь наверх герою закрыт, хотя еще пять-семь лет назад не имело бы никакого смысла задавать кандидату на любой пост вопрос: «Политика или что слямзил?» На эту тему в апреле 1918 года на заседании ВЦИК очень определенно высказался в «Заключительном слове по докладу об очередных задачах советской власти» Ленин: «Попало здесь особенно лозунгу: „грабь награбленное”, — лозунгу, в котором, как я к нему ни присматриваюсь, я не могу найти что-нибудь неправильное, если выступает на сцену история»8. Характерно, что реплику вождя члены ЦИКа встретили аплодисментами.

Авторы статьи «Социальный лифт революции 1917 года» пришли к обоснованному выводу: «Новые революционные лифты определялись перераспределением. А поэтому революционному обществу нужны были, прежде всего, не те, кто умеет „прибавлять” (создавать, производить), а те, кто умеет „отнимать”, т. е. перераспределять. <…> Революционный лифт останавливается тогда, когда общество устает от разрушений и в нем начинает прорастать потребность в устойчивости. Вот тогда начинают формироваться другие постреволюционные социальные лифты»9.

Фома Крюков и Лешка Коновалов реализовать свою волю к власти не успели. Настали другие времена, востребованными оказались другие качества. Впрочем, на умение «все отнять и поделить» в стране вскоре снова возник спрос. В период коллективизации лозунг «грабь награбленное» обрел былую популярность.

Напрасна злобная ирония героя романа Леонида Леонова «Скутаревский» (1930 — 1932) — замаскировавшегося врага и вредителя Петрыгина: «— Прогресс. Банщики единодушно идут в управление государством»10. Хотя бывший банщик в роли власть имущего предстает на страницах романа всего раз, очевидно, что со своими новыми полномочиями он справляется весьма успешно. Случайно услышав в привокзальном буфете фразу какого-то человека, что его богатство «крепко спрятано», Матвей Никеич спешит записать в книжечку имя и адрес незнакомца, неосторожно назвавшего себя «последним нэпманом на вашей паршивой земле»11. «Что-то темное и жестокое мелькнуло в лице Матвея Никеича» и на мольбу перепуганного нэпмана пощадить его ради детей, отвечает с угрозой: «Да не проси, приедем...»12 О цели такого визита догадаться нетрудно.

Вера Фомы Крюкова из рассказа Зощенко в то, что «посля революции» мужик может державой править, основана на внешнем виде советских банкнот. Раз на них «заместо царя» изображен крестьянин, значит ему теперь и «царский почет».

Герой Леонида Леонова не хуже Фомы Крюкова осведомлен о древней традиции помещать на монеты и купюры портреты правителей. После того как его избирают в столичный Совет депутатов, он извлекает из тайника свое сокровище — три золотые монеты: «Разложив монетки на столе, он пытливо разглядывал их; они носили портреты царей, отца и сына; лик отца был одутловат от водки и сытной жизни; плоский профиль сына почти вчистую стерся от жадных людских прикосновений. Цари глядели равнодушно, мимо Матвея, во мрак сырого угла, откуда появились, как фантомы. Оба были с бородами, и это в обидной степени роднило их с Матвеем»13.

Претензия Фомы Крюкова на «царский почет», разумеется, комична. Герой Леонова серьезен, он прекрасно понимает, что в советской реальности смертельно опасно хоть чем-то походить на представителей прежней власти. Матвей Черимов мог убедиться в этом осенью 1917 года, став свидетелем убийства отставного полковника только за то, что его фуражка немного напоминала головной убор полицейского. Поэтому Матвею необходимо избавиться от пусть и отдаленного сходства с царями: только сбрив бороду, «он стал тоже советская власть»14.

В тридцатых годах искаженная фраза Ленина о кухарках стала использоваться как аргумент в политической борьбы против Сталина. Лев Троцкий упрекал последнего в отходе от ленинских демократических принципов правления: «Важнейшую задачу диктатуры Ленин видел в демократизации управления: „каждая кухарка должна научиться управлять государством”. Происходит обратный процесс: число управляющих не расширилось до „каждой кухарки”, а сузилось до одного единственного повара, да и то специалиста по острым блюдам. Политический режим стал невыносим для масс, как и имя его носителя становится для них все более ненавистно»15.

Неточность автора «Сигнала тревоги» при цитировании ленинского текста, видимо, можно объяснить двояко: либо Троцкий считывал фразу Ленина о кухарках с плакатов середины двадцатых годов (что маловероятно), либо социально-политическая ситуация, изменившаяся в стране после смерти лидера большевиков, продиктовала новую редакцию ленинского тезиса.

Эстафету по переиначиванию ленинской мысли подхватит в пятидесятых годах Александр Солженицын. На страницах романа «В круге первом» (1955 — 1958) Сталин ведет мысленный спор с Лениным, доведя до абсурда его идею: «Образование!.. Что за путаница вышла с этим всеобщим семилетним, всеобщим десятилетним, с кухаркиными детьми, идущими в ВУЗ! Тут безответственно напутал Ленин, вот уж кто без оглядки сорил обещаниями, а на сталинскую спину они достались непоправимым кривым горбом. Каждая кухарка должна управлять государством! — как он себе это конкретно представлял? Чтобы кухарка по пятницам не готовила, а ходила заседать в Облисполком? Кухарка — она и есть кухарка, она должна обед готовить. А управлять людьми — это высокое умение, это можно доверить только специальным кадрам, особо отобранным кадрам, закалённым кадрам, дисциплинированным кадрам. Управление же самими кадрами может быть только в единых руках, а именно в привычных руках Вождя»16.

Ставшие уже крылатыми слова о кухарках во власти в очередной раз актуализировались в годы хрущевской оттепели. Но теперь уже как повод для анекдота. В шестидесятых годах появилась целая серия анекдотов о министре культуры Екатерине Фурцевой. Среди них такой: «Какой тезис Ленина иллюстрирует Фурцева?» — «Ленин сказал: „Мы научим каждую кухарку управлять государством”»17. Полюбившаяся народу ленинская фраза окончательно ушла в массы.



     1 Ленин В. И. Удержат ли большевики государственную власть? — Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5. М., «Политиздат», 1969. Т. 34, стр. 315.

2 Слезкин Ю. Л. Дом правительства. Сага о русской революции. М., «АСТ: CORPUS», 2019, стр. 176.

3 Маяковский В. В. Владимир Ильич Ленин. — Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 13 тт. М., ГИХЛ, 1957. Т. 6, стр. 285.

4 Цит. по: Зощенко М. М. Фома неверный. — Зощенко М. М. Сочинения. 1920-е годы. СПб., «Кристалл», 2000, стр. 289 — 291.

5 Блок А. А. Двенадцать. — Блок А. А. Собрание сочинений в 8 тт. Стихотворения и поэмы. 1907 — 1921. М. — Л., ГИХЛ, 1960. Т. 3, стр. 355.

6 Бунин И. А. Окаянные дни. Воспоминания. Статьи. М., «Советский писатель», 1990, стр. 107.

7 Цит. по: Зощенко М. М. Столичная штучка. — Зощенко М. М. Сочинения. 1920-е годы. СПб., «Кристалл», 2000, стр. 386 — 388.

8 Ленин В. И. Заседание ВЦИК 29 апреля 1918 года. «Заключительное слово по докладу об очередных задачах советской власти». — Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. 5. М., «Политиздат», 1969. Т. 36, стр. 269.

9 Захаров Н. Л., Перфильева М. Б., Захаров Д. Н., Сигов В. И. Социальный лифт революции 1917 года. — «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета», 2018, № 1(109), стр. 97, 100.

10 Леонов Л. М. Скутаревский. — Леонов Л. М. Собрание сочинений в 10 тт. М., «Художественная литература», 1979. Т. 5, стр. 150.

11 Леонов Л. М. Скутаревский, стр. 270.

12 Там же, стр. 271.

13 Там же, стр. 125.

14 Там же, стр. 126.

15 Троцкий Л. Д. Сигнал тревоги. — Бюллетень оппозиции. 1933, № 33 <https://www.marxists.org/russkij/trotsky/works/trotm342.html>.

16 Солженицын А. В круге первом. М., Центр «Новый мир», 1990. Т. 1, стр. 118.

17 Мельниченко М. Советский анекдот (Указатель сюжетов). М., «Новое литературное обозрение», 2014, стр. 648.








 
Яндекс.Метрика