*
Три
встречи
Ирена
Желвакова. Короткие
встречи и дружба на долгие годы. Доктор
Белоголовый и Александр Герцен. М.,
«Знак», 2021. 168 стр., илл.
Еще в минувшем году вышла, в московском
издательстве «Знак», небольшая книга
Ирены Желваковой
— «Короткие встречи и дружба на долгие
годы». Если кратко определять ее тему
— то это история отношений двух хорошо
известных в русской культуре людей,
Александра Герцена и Николая Белоголового.
Второй, впрочем, подзабыт широкой
публикой — но в свое время был хорошо
известен как врач, а после смерти — и
как мемуарист, автор воспоминаний,
вышедших в 1897 году. При жизни он приобрел
довольно любопытную репутацию, с которой
связана и тема новой книги: Белоголовый
стал известен как «литературный врач»,
поскольку в числе его пациентов были,
помимо Герцена, еще и Тургенев, и
Салтыков-Щедрин, и Некрасов — а если
брать фигуры не только первого плана,
не сугубо литературные, но так или иначе
причастные русской интеллектуальной
жизни, то перечень станет до неприличия
велик. Причиной тому было замечательное,
если и не уникальное, то крайне редкое
сочетание качеств: крепкая врачебная
репутация, регулярная забота об
«освежении», как писали в те времена,
своих медицинских знаний, широкие
литературные интересы в соединении с
глубоким умом и тактичностью — и
нравственная доброкачественность.
С Герценом Белоголовый встречался три
раза — в 1861, 1865 и 1868 годах. В общем-то
несколько эпизодов, замечательно
рассказанных доктором в своих поздних
воспоминаниях, — и соответствующие
упоминания в письмах Герцена той поры.
И автор книги на первый взгляд поступает
почти «наивно», бредет по «ленте времени»,
прежде всего вслед за рассказом самого
доктора. И здесь — первое принципиальное
и достоинство, и своеобразная черта
работы: «Короткие встречи…» не пытаются
«рассказать историю» — уже хотя бы
потому, что она именно как «история»
уже рассказана одним из персонажей.
Вместо этого книга выстраивается как
рассказ-комментарий — умного, вдумчивого,
медленного рассмотрения вроде бы лишь
«эпизодов», но через которые вырисовываются
и большие люди, и масштабные события —
просвечивая сквозь них. Когда большое
повествование, линейное — скорее мешает,
сглаживает: а рассказ, построенный на
эпизодах, объяснение которых превращается
в многослойное повествование, возвращает
прошлому объем.
Встречи доктора
Белоголового с Герценом, вроде бы столь
редкие, позволяют охватить пунктиром
значительную часть жизни последнего,
как в публичной, так и в интимной ипостаси.
Ведь если первая встреча пришлась на
1861 год, а третья — на 1868-й, то разделенные
лишь семью годами они отсылают к
радикально-различным контекстам — а
между ними еще одна, в 1865 году — во время,
которое лениво-бегло хочется обозначить
как «самое тяжелое» в жизни Герцена, но
достаточно лишь задуматься и о том, что
ему доведется пережить (и на чем его
здоровье окончательно подорвется) в
1869 году,
что он пережил в 1851 — 1852 годах, когда
сломалась его вера в возможность сбежать
от большого мира, большой истории — в
счастье отъединенного существования
с любимыми и друзьями, — и остается лишь
протокольно заметить, что то было одно
из самых тяжелых времен его существования,
одно из — в череде других.
Здесь же попутно
заметим, что Герцена многие — слабо его
знавшие, судившие по беглым замечаниям
да его собственным текстам — представляли
его как «счастливца», едва ли не
незаслуженно пользовавшегося дарованным
ему счастьем. Одних удивляла, других —
раздражала его «барственность»,
типично-московский облик, который он
сохранял и два десятилетия после того,
как расстался с Москвой. Но эта
«барственность» была еще и частью
старого дворянского быта — не столько
реального, сколько того, который во
многом создавал в своем воображении
Герцен, ancien
régime — от
французских маркизов до декабристов,
от монтаньяров до Александра I. И его
если не важнейшей, то важной частью было
умение «вести себя», первостепенная
важность «хранить лицо». В новых порядках
— приходящего «разночинца», понимания
«искренности» (понятия, более чем важного
для Герцена) как если не синонимичного,
то близкого к грубости, свободе от
условностей — его внимание к форме,
умение не обременять собой другого и
вместе с тем ждать от него того же
казалось «новым людям» либо фальшивым,
либо отжившим (а нередко — и тем и другим
одновременно).
Доктор видел Герцена
всего три раза, но видел в радикально
разных контекстах и при этом оказался
одним из тех, кто связывал между собой
столь разные для Герцена времена. Этому,
пожалуй, способствовали и самые
обстоятельства знакомства — ведь в
1861 году Белоголовый, тогда еще совсем
молодой врач, выпускник Московского
университета, приехавший в Лондон из
Сибири, встречался с прославленным,
находящимся в зените славы и влияния
Герценом для того, чтобы оспорить его
высказывания, защитить тех, кто порицался
со страниц «Колокола».
Он был тем, кто спорил, не соглашался,
отстаивал свое понимание дела — и при
этом отдавал должное другим, кто умел
видеть разные пласты реальности,
несогласие и разномыслие не отождествлять
с порочностью — и вместе с тем не считать
мораль и нравственность свободными по
отношению к политическим или общественным
суждениям.
И тем важнее будут для Герцена последующие
встречи, в 1865 и 1868 годах, когда — после
радикального падения своего политического
влияния, в череде раздоров с «молодой
эмиграцией», в запутанной тоске семейных
дел — он в знакомом времен славы и
всеобщего почитания найдет все того же
вдумчивого и дельного человека.
Признаться, больше всего мне понравилась,
увлекла — «Встреча третья», в соединении
исторического и житейского, врачей,
Кавелина, перепутываемого с Тургеневым,
«Базиля» — и разновременности, суждений
из мемуара и из синхронных писем — не
в поправку, а вновь в движение
«исторического» (когда воспоминание —
вроде бы фактически и неточное — важно
и потому, что воспоминание прежде всего
— «то, что запомнилось»). И отдельно
подумал, когда читал — как интересна и
необычна для нас сама логика тогдашнего
медицинского знания: когда Боткин при
Герцене четыре раза разлагает урину.
Анализы не оказываются чем-то «техническим»,
вынесенным за скобки, с чем работают
как с «данными», а напротив — процесс
получения знания явлен, до известной
степени не отделен от «симптомов»
телесных, того, что можно наблюдать на
теле или о чем пациенту давать самоотчет
в словах.
И еще об одной важной черте этой
книги-комментария — ей, в том числе,
думается, благодаря избранному жанру,
удается представить множество фигур
как самостоятельных, не сводимых лишь
к роли в каком-то повествовании, не
замкнутых на логику, связанную лишь с
главными действующими лицами. Это
создает эффект, близкий к эффекту
«большого романа» (независимо от объема)
— автономии существования массы лиц,
в нем существующих, которые существуют
и до, и продолжают существовать после
того, как появляются на сцене, чтобы
вступить во взаимодействие с главными
лицами рассказа. И если одной из задач
истории считать ее способность объяснить
нам прошлое, сделать его понятным — в
том числе понятным, сознаваемым нами
собственное непонимание, непрозрачность
не только отдельных сторон, но и финальную
неизбежную неполноту рассказа, где
эффект завершенности — лишь эстетический
в смысле 1860-х годов, иллюзия, — то эта
задача реализуется в книге о трех
встречах Герцена и Белоголового сполна.
Андрей ТЕСЛЯ