КНИГИ:
ВЫБОР СЕРГЕЯ КОСТЫРКО
*
Редакция «Нового
мира» благодарит Сергея Павловича
Костырко за многолетнюю работу над
книжной рубрикой. Эта публикация —
завершающая.
Михаил Велижев.
Чаадаевское дело: идеология, риторика
и государственная власть в николаевской
России. М.,
«Новое литературное обозрение», 2022, 392 стр., 1000 экз.
Монография,
посвященная одному из самых громких и
значимых эпизодов в истории русской
философии, общественной и политической
жизни России XIX века — появлению в 1836
году в журнале «Телескоп» «Философического
письма» Петра Чаадаева, закрытию журнала,
ссылке главного редактора и объявлению
автора письма сумасшедшим. Свою работу
Велижев начинает с представления
основных идей Чаадаева, способных
вызывать недоумение у некоторых
современных читателей. С одной стороны,
место России в мировой истории Чаадаев
определял так: «Одинокие в мире, мы миру
ничего не дали, ничего у мира не взяли,
мы не внесли в массу человеческих идей
ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали
движению вперед человеческого разума,
а все, что досталось нам от этого движения,
мы исказили». Одновременно он считал,
что у России свой собственный путь, что
«…мы призваны решить большую часть
проблем социального порядка… ответить
на важнейшие вопросы, какие занимают
человечество». То есть Чаадаева, как
отмечает Велижев, можно считать
основателем и русского западничества,
и славянофильства. «Чаадаев сделал
явной одну из глубинных черт
мифологизированного национального
характера — интенсивное переживание
собственного негативного избранничества,
при котором комплекс неполноценности
с легкостью превращается в ощущение
исключительности. Дистанция между
утверждениями „мы хуже всех” и „мы
лучше всех” невелика. Именно Чаадаев
последовательно сформулировал оба
аргумента, сделав шаг от одного тезиса
к другому». Какова же логика этого
«шага»?
Как считает Велижев,
сегодняшний читатель должен отказаться
от закрепившихся в нашей историографии
подходов к философским сочинениям
Чаадаева. В частности, от определения
их как исключительно революционных
(Герцен). Для адекватного чтения Чаадаева
нам как минимум придется освоить
особенности политического языка 30-х
годов, религиозно-политические взгляды
Чаадаева и его современников. Ну и,
разумеется, хорошо представлять себе
ту историческую эпоху, ее политическую,
общественную, интеллектуальную жизнь.
Вот к этому и предназначена монография
Велижева, жанр которой можно было бы
определить как развернутый
комментарий-иследование.
Основное содержание
книги — тщательно прописанный и
проанализированный сюжет написания и
публикации первого «Философического
письма». Разворачивая историю этой
публикации, Велижев представляет
читателю основных ее участников, реакцию
на письмо властей и, что немаловажно,
тогдашнего общества — здесь очень
выразительным выглядит повествование
о том, как письмо читал Николай I, как
родилась экзотичная для юриспруденции
тех лет официальная формулировка о
«сумасшествии Чаадаева», об участии в
этих решениях Бенкендорфа и Уварова, и
других. Подробно прослеживается знаковая
для трансформации политической системы
в России, происходившей после прихода
к власти Николая I, история международного
Священного союза, инициатором основания
которого (1815 год) был Александр I. Перед
нами работа не только специалиста по
философии, но и — историка.
Что касается
содержания «Философического письма»,
то Велижев особо отмечает в своей книге
влияние на Чаадаева французских
политических философов, прежде всего
графа де Местра, а также П. Балланша, Ф.
де Ламенне, Л. Бональда. Подробно
рассматривается русская политическая
публицистика тех лет и отклики на
появление письма, как прямые, так и
слегка завуалированные: от резкой
критики идей Чаадаева в статье «Мысли
о России» А. Краевского, до статей
единомышленников (в известной степени)
Чаадаева, таких как Н. Надеждин, публикатор
«Философического письма», или известный
педагог И. Ястребцов.
В Приложении
помещен текст первого «Философического
письма» и примечания с библиографическими
указаниями, занявшие в книге 101 страницу.
Евгений Добренко,
Наталья Джонссон-Скрадоль. Госсмех.
Сталинизм и комическое.
М., «Новое литературное обозрение»,
2022, 768 стр., 1000 экз.
Принято считать,
что смеховая культура уже по определению
не может не противостоять «тоталитаризму».
Оказывается, может. Свидетельство тому
— смеховая культура, которая последовательно
выращивалась в сталинском СССР. Смех
«государственный» или «госсмех», как
его называют авторы, и стал предметом
исследования в монографии Евгения
Добренко и Натальи Джонссон-Скрадоль.
Это не о феномене Булгакова, Зощенко,
Эрдмана, Ильфа и Петрова, а о смехе,
встроенном в советский официоз: «...книга
о сталинизме и комическом — о том, как
трансформировалось, какую роль играло
и какие жанровые формы принимало
комическое в столь специфической
политико-эстетической среде».
Соответственно, авторы монографии
оспаривают универсальность чрезвычайно
популярной и влиятельной у нас бахтинской
теории карнавала.
Вот несколько
опорных для этой книги положений.
С самого начала
власть в СССР старалась срастить утопию
марксистского проекта с «человеческим
материалом». А с «человеческом материалом»
было сложно. Он требовал существенной
переделки с помощью пропаганды и нового
массового — соцреалистического прежде
всего — искусства, в частности с помощью
самых востребованных жанров: кинокомедия,
фельетон, карикатура.
Соцреализм должен
был стать — и стал — тем зеркалом, в
котором народ мог бы увидеть себя, а
точнее, с помощью которого мог бы заново
выстраивать себя. «Поскольку в результате
революции, голода, гражданской войны и
репрессий тонкий слой российской
городской культуры был почти полностью
разрушен, город практически лишился
возможности сопротивляться архаизации,
принесенной в него сельским населением,
которое в процессе ускоренной
индустриализации и урбанизации полностью
изменило его состав. Модернизируясь,
советское общество неотвратимо
архаизировалось. Советский человек,
соответственно, оказался персонажем
переходным: это был наполовину сельский,
наполовину городской житель». Вот над
этим «зеркалом» как инструментом
самоидентификации народа работали
достаточно искусные профессионалы,
умевшие сочетать возвышенное и массовое,
сакральное и профанное, народное и
квазинародное. И в этой их работе, как
отмечают исследователи, смех «был одним
из ключевых инструментов производства
„народа”. Только видя себя в зеркале,
получая свой собственный образ, массы
материализуются в качестве „народа”
как высшего суверена, легитимирующего
власть».
В государственном
смехе мы имеем дело «не с оппозицией
народ/режим, но с оппозицией либерализма
популистской („народной”, патриархальной,
крестьянской) культуре, находящей
близкой для себя антилиберальную
архаику... Аудитория Петросяна и Задорнова
— это вчерашние зрители „Кубанских
казаков”; аудитория российского
государственного телевидения, изливающего
сарказм в адрес осаждающих страну
врагов, — это аудитория вчерашних
потребителей Кукрыниксов и Бориса
Ефимова».