*
И ВЕДЬ
НИКТО НЕ ХОТЕЛ / НО МЫ ЗДЕСЬ
Федор
Сваровский. Беспорядок
в саванне. Тель-Авив. Издательство
книжного магазина «Бабель», 2021, 140 стр.
«...Каждый раз в саванне / случался /
полный беспорядок», начинается эта
книга. В конце заметки стихотворение
будет приведено полностью, а пока эта
цитата для вопроса: что такое беспорядок
в принципе, а также — кто на свете из
чего правильно состоит и что тут делает
поэзия, она за порядок или наоборот?
Собственно, не очень-то понятно, что
такое сам порядок. Поэтому лучше совсем
общий вопрос: что теперь определяется
как поэзия? Ну вот есть традиция считать
поэзией нечто примерно вот такое... Но
если традиция, то, значит, есть
преемственность профессии, рода
деятельности. Тогда обязателен и
непрерывный круг лиц, оперирующих данным
термином, находящихся внутри него. Не
столько даже поэтов: культура, общество,
образование, неопределенный круг лиц,
которые в теме. А когдатошние нападки
на традицию подтверждали, что имеются
какие-то продолжительные и постоянные
фишки, определяющие ее. То есть это
когда-то так было.
Теперь иначе, ну кому тут нападать и на
что именно: очень много всякого разного,
что не очень-то хорошо для протяженности.
По крайней мере в общекультурно-литературной
жизни. В музыке как-то еще все же надо
иметь профессиональные навыки и
образование, а в литературе иначе, в
поэзии тем более (тексты же короче, а
требования к связности отдельных слов
уже совсем никакие). Потому что разрослась
грамотность, больше мест для немедленной
публикации плюс мгновенное оповещение.
Ну, всякие пост-интернетовские последствия,
а также полное отсутствие длящегося в
бесконечность единого рельса. Отсюда
множество группировок со своими
мировоззрениями, понятиями, идеалами
и идеологиями.
Всякая группа живет в своем периметре,
а там внутри то, ради чего и отчего она
группа. Своя карта мира, иерархии,
главное-важное, активисты-феминистки,
всякое это. Литературные группировки
могут быть и сообществами с потенциальными
манифестами, пусть не имеющими конкретного
социального приложения, но достаточными
для организации периметра. Или
территориально-слоевые группировки.
Например, выпускники таких-то школ и
факультетов из ветвящейся системы
родственных и иных личных связей, так
что отчасти даже и протяженные. Или
просто территориально-возрастные, без
предысторий. Теоретические — как сейчас
вокруг ИИ со схемами и графиками, ну и
просто дигитальные виннипухи. Что
неплохо — ушла схема, в которой задано
внешнее давление, а поэзия предназначена
именно бороться с ним.
Внутри периметров может быть хорошо,
но все равно ж внутри периметра. У всякой
группы свое лего. Кто важен, что важно,
местность, параметры, тип оценок, слова,
которые употребляются в таких-то случаях;
то, как это составляется одно с другим.
Стандартизация коннектов, логика
выводов, свои ништяки и харамы. У них у
всех какая-то конкретная своя земля со
своей историей — ну, тем, что там считается
историей. У одних она длиннее, у других
короче. Некая общественная, общая среда
— иначе не было бы и группы, и вот на
этом среднем — естественно нормативном
для нее — фоне иногда выскакивает или
же намеренно производится нечто
неформатное, этот всплеск и называется
поэзией. Понятно, он мотивирован
обстоятельствами и ценностями группы.
Часто поэзия фиксируется через какого-либо
избранного персонажа, этакого Поэта
Места, как бы стандарта ненормативности
этой среды.
Любопытно, в разных группах один и тот
же механизм выскакивания? Вряд ли,
определение поэзии там результат
местного общественного, группового
договора, а не какая-то объективная
реальность по части всплесков и
флуктуаций. Собственно, разглядеть
флуктуации проще именно на фоне стандартов
и интересов группы. Флуктуация же тут
не вообще, а именно локальная. Есть слово
«поэзия», у нас это означает вот это.
Или по факту: такие-то авторы, такой-то
канон, пакет сочинений.
Тут и другая, предшествующая тема: чем
для данной группы является человек как
таковой — то есть что за схема его
существа. Как у него выглядит личная
карта себя, что на ней, где на ней он сам,
такой уже совсем сам. Из чего составлен,
да хоть какой набор компетенций, сериалов
и прочего он восстанавливает в себе
всякое утро, делаясь собой. Не специально,
а как-то автоматически загружаясь,
открыв глаза как крышку ноутбука. Это,
конечно, еще не группа, а то, что он сам
такое. В чем и относительно чего он себя
идентифицирует, по приоритетам? То ли
тело плюс социальные параметры, то ли
душа и бытовые обстоятельства. Или
паспортные данные и список травм. Ребенок
своих родителей и др. предков. Член
своего государства. В чем и как он себя
ощущает, отправляясь в этом виде
обустраиваться социально в один из
периметров?
Конечно, метафизика в группах столь же
социально обусловлена, как и их поэзия.
Даже в случае не социальных, а чисто
литературных групп удобную метафизику
выберут стандартом по взаимной
договоренности, на каких-то примерах и
именах. По факту переводя в инструментарий.
«Метафизика» тут не обязательное слово,
просто как бы условная иррациональность
поэзии — метафизика в смысле чего-то
такого, что производит эти всплески,
разные в разных случаях. Разумеется, в
группах она устроена рационально.
И есть ситуация вне-групповая. Где поэзия
означает не что-то внутри-контекстное,
а существующее уже самостоятельно. Ну
да, ну да, что-то из локальных поэзий
может оказаться и поэзией вне периметров
и, наоборот, поэзия извне может быть
воспринята (ну, бывает) в каком-то из
них. Но все равно они возникают в разных
местах.
И тут, уже наконец, Сваровский, зачем
иначе было это социологическое занудство.
Тут доказывать ничего не надо, с этого
книга и начинается — с появления в месте
вне контекста. Никаких специальных
усилий, просто как щелчок пальцами, и
вы на свободе, ну а там и поэзия,
свойственная этой местности. Вот, можно
и так.
Возвращение
неожиданно
лодка
ударяется о песок
мотор
перегрелся
приехали
закончился
шторм
по
колено в ледяной черноморской воде
только
самые необходимые вещи
разложены
на
берегу
бояться
больше нечего
кроме
простуды подагры смерти
с
белого пляжа — вверх
и
первый же дом —
как
во сне
ключ
№ 1 в ржавой скважине —
дверь
на лестницу
забытый
сырой запах
старый
велосипед
ключ
№ 2 открывает ворота дней
которые
здесь пройдут
белые
стены
гнездо
ласточки на восточном окне
падая
в объятия управдома
оплачивая
на почте долг за воду
открываем:
ветер на мысу
греческую
школу
турецкую
булочную на углу и сам покой
куда
заходят
плывущие
по воде сердца
потом
пойдем
в магазин
Господи
Боже
по
улице вниз и направо
Господи
Боже
Ты
наш
Не знаю, из каких
областей и деталей жизни, из каких
контекстов и периметров Сваровский
выходил — может, обошелся и без этого.
Упоминаться у него может что угодно, но
чтобы вот на какой-то профильной
территории и чтобы в качестве поэзии
предполагались (и заранее выстраивались)
всплески, свойственные именно этой
территории, выводимые из нее, — такого
нет. Если у него и обозначается местность
письма (почти нет), то она не замкнутая.
Даже еще проще: читая книгу нельзя
предугадать, какое и о чем будет следующее
стихотворение. Хотя бы потому, что о
следующем пока и не думаешь.
Они у него возникают
немотивированно относительно окружения
и ситуации — долговременных социального
окружения и групповой ситуации. Можно
предположить, что если автор вне групповых
свойств, так он для всех годится, но тут
с оговорками — для их, «всех», стороны
он годится, но как бы же все-таки не
актуально и все же не наш. Не затрагивает
того-сего важного для любого из периметров.
Периметры давят, но тут не об их проблемах.
У Сваровского обрыв, аннулирование
до-текстовых контекстов — работе это
не мешает, поскольку вот та самая исходная
преемственность иррационально существует,
и она закроет (не заметив даже) такую
мелочь, как отсутствие общепонятной
актуальности. Уведет в другие места,
незнакомые, оказывающиеся хорошими
(как бы они в этих обстоятельствах такими
не оказались). Привычное перемещение в
ежедневную метафизику.
из
воображаемых точек
прощаемся
и гудим
в
последний раз
и
тут же
внезапно
стучимся
в
воздушную дверь
в
неизвестно
куда
в
полуденный
зной
в
покрытые желтой
травой
берега
в
покой
твоего
моего
Господина
Новая жизнь, что бы это ни значило, может
иметь какие угодно формы — она не станет
соответствовать ожиданиям по поводу
этого словосочетания:
Виктор
определенно жив
держит
морской ресторан в Новон-Гу
очень
неплохой ресторан
иногда
снимает фартук
садится
за стойкой курит
смотрит
на прохожих
когда
подходят и говорят
что
он — Виктор
начинает
злиться
ругается
по чем свет стоит
некоторым
показывает паспорт
там
черным по белому —
Ли
Сон Хен
Но если поэзия образуется не от какого-то
счетно-сочиненного импульса, если выход
в ее пространство произошел сразу, то
что делать на протяжении всей книги?
Если он в самом начале, что дальше? А
дальше просто — ну вот если с вами
произошло что-то, что меняет вас, или
ваш тип жизни, или что-нибудь еще такое,
то перемены же надо ловить не в зеркале,
а вокруг. Вся эта книга — такое
рассматривание.
То есть не так, что поэзия возникает
относительно долговременных социального
окружения или групповой ситуации.
Наоборот — сначала возникает, а потом
уже выстроятся и окружение, и ситуация.
Автор изменился или же изменилась его
точка, он сделал точку именно для этой
книги, и теперь видно, что и как там
вокруг. Здесь не будет сходства ни с
кем, но это не какой-то торжественный
замкнутый частный мир, а какой есть.
Просто вид из другой точки. С начала
книги и до конца разглядывание всего
на свете, а из разглядываний получается
мир, никогда не бывший, а в нем полный
беспорядок: звери, птицы, люди, рыбы,
смерть, двери, войны, острова, космос,
море, ветер.
Такая позиция (в покой / твоего моего /
Господина) вовсе не определяет социальный
рай, не предполагает гладкого, размеренного
комфорта, в комфорте застывшего покоя:
внутри
предельного страха
спрятан
покой
вор
со своей добычей спит
в
неподвижной траве сухой
перед
расстрелом мы ели дикие абрикосы
в
красных точках
прямо
с земли
очень
вкусно
а
алыча еще не поспела
Обнаруживается самое разное, что и в
голову не могло прийти, хотя ведь очевидно
перетекающее:
птицы
на проводах
ничего
не делают
просто
сидят
в
относительной тишине
геометрические
фигуры
чертятся
сами
в
уме
Вот что такое эта книга: как на планах
города, района (как возле метро в
лайтбоксах) есть красная точка с надписью
«вы находитесь здесь». Только тут
наоборот, сначала эта точка, а потом уже
разглядывать постепенно возникающие
— по ходу зрения — ее расширяющиеся
окрестности. И они хороши, этот мир очень
хорош, а расширение происходит практически
волшебно. Вот первое стихотворение из
книги полностью.
во
время поездки в Абиссинию
мы
с Сережей
засыпали
поздно
много
курили папирос
обсуждали
карту
звездного
неба
я
дразнил его лысым
он
называл меня вшивым
несколько
месяцев промелькнули
незаметно
мы
писали вам в письмах
что
часто охотимся на львов
но
это было неправдой
из-за
того что мы
курили
в засаде
львы
все время пугались
увидев
несущихся хищников
в
ужасе убегали слоны
от
обезумевших слонов спасались с воплями
наши
абиссинцы
таким
образом
каждый
раз в саванне
случался
полный
беспорядок
А заголовок («...но мы здесь») — из
стихотворения «Только не это», окончание:
о
Боже
мы
дома
и
ведь никто не хотел
но
мы здесь
Андрей ЛЕВКИН
Рига