Тесля Андрей
Александрович — философ, историк.
Родился в 1981 году в Хабаровске. Окончил
Дальневосточный государственный
университет путей сообщений по
специальности «юриспруденция». Кандидат
философских наук, старший научный
сотрудник Института истории
Санкт-Петербургского государственного
университета; старший научный сотрудник,
научный руководитель (директор) Центра
исследований русской мысли Института
гуманитарных наук Балтийского федерального
университета имени Иммануила Канта.
Автор многочисленных научных трудов и
монографий, посвященных истории
общественных движений в России XIX века.
Живет в Калининграде.
Исследование
выполнено в рамках гранта № 19-18-00073
«Национальная идентичность в имперской
политике памяти: история Великого
княжества Литовского и Польско-Литовского
государства в историографии и общественной
мысли XIX — XX вв.» Российского научного
фонда.
Андрей
Тесля
*
«КАК
ОТРАДЕН МНЕ ВАШ ПРИВЕТ»
О
переписке И. С. Аксакова и Е. А. Свербеевой
Каждому, занимающемуся русской
интеллектуальной историей XIX века,
памятны и дороги разнообразные «Архивы…»
— от графов Мордвиновых и Воронцовых
до Остафьевского и братьев Тургеневых,
последний из которых продолжает выходить
и в наши дни. Замечательным образчиком
такого рода изданий является
«Славянофильский архив», начавший
выходить при Пушкинском доме с 2012 года
— и если первый том был, вопреки названию,
куда более «современным», являясь
коллективным описанием истории
славянофильского журнала «Русская
беседа» (1856 — 1860), то последовавшие за
ним вполне оправдывают выбранное
редакцией заглавие. За минувшие годы
были изданы: дневник Веры Сергеевны
Аксаковой, переписка Ивана Сергеевича
Аксакова с Юрием Федоровичем Самариным
и его же переписка с Надеждой Степановной
Соханской (Кохановской), а теперь, уже
в качестве V-й книги продолжающегося
издания, вышла в свет переписка Ивана
Сергеевича Аксакова с Екатериной
Александровной Свербеевой.
Если о корреспонденте Свербеевой
существует множество работ, то о Екатерине
Александровне (1808 — 1892) до сего времени
сведения, имеющиеся в литературе, были
весьма ограниченные и преимущественно
разрозненные — прежде всего ее знали
как жену своего мужа, Дмитрия Николаевича
(1799 — 1874), памятного поздними мемуарами,
посвященными прежде всего 1-й четверти
XIX столетия,
знали как заметную фигуру московского
общества 1830 — 40-х годов, хозяйку «салона»
— и как адресата нескольких стихотворных
посланий той же эпохи.
Уже из сказанного понятна по крайней
мере одна из ролей предпринятого издания
— освещающего не только тот период
жизни Екатерины Александровны, который
ранее находился почти в совершенной
тени (как до сих пор нет достаточно
плотного, объемного повествования о
московском дворянском интеллектуальном
быте пореформенной поры, о «людях 40-х
годов» после того, как они — по крайней
мере в глазах «молодого поколения» —
стали «стариками», «устаревшими», но
при этом не старыми и, главное, сохранившими
силы и интересы людьми), но и представляющей
ее заинтересованному читателю и
любопытствующему исследователю как
самостоятельного персонажа. К тому же
к 1860-м годам брак Свербеевых — некогда
послуживший для Языкова поводом к
восхвалению Екатерины Александровны
и противопоставлению ее западной,
чужеземной красавице, знаменитой
Смирновой-Россет
— фактически распался, супруги практически
не пересекались, зажив каждый своей
жизнью (18 — 24).
Стареющий Свербеев старательно оберегал
— и оберегался родными — от соприкосновения
с тяготами жизни, уклоняясь от решения
житейских проблем и преодоления бед, а
Екатерина Александровна жила не только
делами семьи и близких, но и — как можно
хорошо увидеть из публикуемых писем —
откликалась на множество вопросов
русской/московской общественной жизни.
Переписка Аксакова и Свербеевой
сохранилась весьма неполно — в найденных
и опубликованных письмах содержатся
многочисленные отсылки к другим,
утраченным. Однако и независимо от этого
обстоятельства — переписка не была для
Аксакова и Свербеевой основной или
предпочтительной формой общения. Так,
с осени 1865-го и по осень 1874 года письма
отсутствуют — хотя общение продолжалось,
как видно и из публикуемых в этом же
томе писем Свербеевой к Елагиной.
И дело даже не в том, что они в основном
жили в одном городе и имели возможность
встречаться и беседовать лично — и
тогда, когда они оказывались отделены
друг от друга значительными расстояниями,
они не испытывали особенной потребности
делиться друг с другом на письме мыслями
и сведениями о происходящем, если к
этому не было конкретного делового
(понимая под этим прежде всего дела
родных и близких) повода. Отсутствие
многие годы развернутого эпистолярного
общения связано со склонностью Аксакова
прежде всего делиться в письмах своими
суждениями общего порядка, вопросами
общественного свойства — переплетая
их с конкретными обстоятельствами
жизни, отталкиваясь от последних, от
разговора, новости, прочитанной в газете,
и т. п. (что и делало его столь выдающимся
публицистом — и благодаря чему, плотности
связи с конкретным, многие из его писем,
именно как публицистика, лучше или во
всяком случае не хуже статей). Общение
со Свербеевой не давало ему возможностей
развернуть свои наиболее сильные
эпистолярные качества — она была близка
его семейному и дружескому кругу (сам
Иван Сергеевич познакомился с ней где-то
в середине 1840-х годов), была особенно
близка к Федору Ивановичу Чижову, с
которым многообразно связана жизнь
Аксакова
— но при этом все-таки достаточно далека
от его воззрений, была частью «его»
московского мира — но отнюдь не
единомышленником и не противником, то
есть теми двумя позициями, которые
прежде всего пробуждали его эпистолярную
страсть.
Собственно, все три основных эпизода
оживления переписки — это результат
замечательной душевной отзывчивости
Екатерины Александровны, когда она
подает весточку Аксакову в тот момент,
когда он в этом сильно нуждается:
— во-первых, это сам момент начала
переписки, 1861 год — когда Аксаков
возвращается в Москву с телом брата,
переживая себя слабым наследником дела
тех, кто только что умер, — прежде всего
Хомякова и своего брата Константина,
дела, от которого он до того несколько
критически дистанцировался, — и когда
обнаруживает себя в ситуации, что ему
не от кого «отстраиваться», напротив —
он если и не единственный, то один из
немногих, кто может попытаться не дать
их делу погибнуть окончательно. Голос
Свербеевой оказывается одним из важных
ободряющих, придающих сил — в моменте,
когда отклик столь необходим: так, она
шлет по городской почте короткое
письмецо, радостно откликаясь на первый
номер «Дня» (45, письмо от 14.X.1861) — говоря
именно то, что во многом говорит другим
и себе самому Аксаков, — и этот резонанс,
несомненно, важен — как голос со стороны,
подтверждающий то, что думаешь и на что
надеешься сам;
— во-вторых, переписка, возникающая
летом 1878 года, в напряженных общественных
переживаниях после русско-турецкой
войны 1877 — 1878 годов и Берлинского
конгресса, речи Аксакова в Славянском
обществе с протестом на решения последнего
и последовавшей за этим ссылкой в имение
Екатерины Федоровны Тютчевой (сестры
жены Аксакова, Анны Федоровны) Варварино
(Владимирской губернии). В тот момент
Свербеева не только поддерживает
аксаковское семейство, но и сопровождает
Анну Федоровну до Троицы — и откликом
на эту новую близость становятся теперь
уже развернутые, полные разнообразных
мыслей и переживаний, послания Аксакова,
— после чего она становится в конце
1870-х и вплоть до последнего года жизни
Аксакова его постоянным собеседником
— одним из немногих людей старого мира,
уход которых не устает оплакивать он,
отзываясь на все новые вести смерти —
концом чего именно, какой именно связи,
общности, начавшейся десятки лет назад,
становится она, ведя хронику отходящей
жизни.
Переживание смертей общих для них людей
— объединяло их едва ли не в первую
очередь, как возможность разделить
скорбь не только как эмоцию, но и в общем
понимании ушедших — и себя в связи с
ними и через них.
Так, отзываясь на речь Аксакова о Федоре
Ивановиче Чижове, прочитанную 18 декабря
1877 года в Славянском благотворительном
обществе и напечатанную в 1-м номере
«Русского Архива» за 1878 года
— перед отправкой которой в типографию
Аксаков читал ее Свербеевой, сверяясь
с ее суждением, — Екатерина Александровна
писала: «Вы крепко полюбили его. А как
он Вас любил, Иван Сергеевич, как высоко
ценил Вас, как гордился Вами. Вы остались
теперь одиноки» (67, письмо от 25.XII.1877). И
в тот же день Иван Сергеевич отзывается
коротким письмом, заключая его словами:
«Но трудно, как трудно оставаться
одному!» (там же, выделено автором
— А. Т.). Примечательно не только и
не столько переживание своего одиночества
— более или менее присутствующее с
1860-х годов и усиливающееся во 2-й половине
1870-х, по мере череды смертей (Самарина,
Попова, Чижова — в 1878 году Черкасского
и матери, Ольги Семеновны) — а то, что
«общественный подъем» 1876 — 1877 годов не
меняет этого переживания и не ослабляет
его. Общественный подъем не расценивается
как «время славянофильствует» — или,
точнее, не приводит к появлению, включению
в общение новых лиц как интеллектуально/духовно
сродных в достаточной степени, чтобы
можно было сказать: «теперь не одинок».
Как, наверное, любая переписка двух
умных и глубоких, проживших большие
жизни людей, длящаяся многие годы, —
переписка Аксакова и Свербеевой полна
деталями, оборотами, над которыми можно
и нужно размышлять долго и специально,
которые не укладываются в короткий
обзор, выстраивающий из фрагментарности
переписки некий последовательный
рассказ. И эти детали и отступления —
фрагменты для помещения в другие
повествования, о конкретных событиях,
о ходе идей, об устройстве московской
жизни 1860 — 1880-х годов или отношений
между людьми, некогда бывшими частью
«московского общества 1840-х годов». Но
позволим себе остановиться лишь на паре
сюжетов — в порядке иллюстрации.
Так, в большом письме от 29 и 31 августа
1878 года, посланном Свербеевой в Варварино,
куда отправился в ссылку Аксаков за
произнесение речи против итогов
Берлинского конгресса, Екатерина
Александровна, в числе прочего, благодарит
его за присланные ей стихи:
«…Вы воскресили во мне прошлое, то
время, когда стихи Языкова, Хомякова и
Константина Сергеевича так славно, так
громко говорили нам правду, давно, давно
прошло это время. Слезы полились градом
из глаз моих, когда читала мне дочь Ваши
стихи, отрадно мне было и грустно сильно
было, как передать это двойное чувство,
которым была полна душа моя» (83). На
Аксакова по приезде в Варварино нахлынуло
лирическое вдохновение — не писавший
почти двадцать лет (последние его
стихотворения датированы 1860 годом), он
пишет одно за другим три («Варварино»,
«Анне» и «Ночь», датированы соответственно:
18 августа, 8 и 10 сентября 1878 года), а до
исхода года напишет еще несколько
(«Среди цветов поры осенней…» и «29
ноября»)
— и первое, на что он откликается, начав
писать ответ Екатерине Александровне,
это именно на слова о стихах, оставляя
все деловые рассуждения на потом:
Отрадно было мне
читать Ваше последнее письмо, дорогая
Екатерина Александровна, и я тем более
был утешен приемом, оказанным Вами моим
стихам, что в Москве большею частью они
произвели какое-то странное, не совсем
благоприятное впечатление: ожидали,
вероятно, чего-то вроде речи в стихах,
какой-нибудь громоносной гражданской
оды и т. д… Всего этого было довольно в
моей жизни, и была потребность души в
иных звуках, в ином строе. Впрочем, хорошо
или дурно, а так оно есть, — так написалось
и пишется. Посылаю Вам еще два стихотворения,
мною написанные; одно из них, первое,
посвящено Анне Федоровне… Мне приятно
делиться этими отзвуками моей поэзии
с старыми, очень, очень немногими
друзьями, оживляя в памяти то время,
когда прежняя поэзия была такой деятельной
стихией в нашей общественной, интеллигентной
жизни.
(83 — 84, письмо от
13.IX.1878)
Варваринская ссылка вызовет и дружеский
оклик от Василия Алексеевича Елагина
— единственной части большого семейства
Киреевских-Елагиных, игравших такую
заметную роль в русской интеллектуальной
жизни 1830 — начала 60-х годов, оставшейся
в живых. Он обосновался в Дерпте, где
учился его сын (и где скончалась в 1877
году, переехав незадолго до этого к
оставшейся части семейства, Авдотья
Петровна Елагина). Свербеевой Аксаков
писал: «<…> от Вас. Ал. Елагина я
получил несколько строк, очень
дружественных, из Москвы и уже отвечал
ему в Дерпт. Он для меня вполне отголосок
прошлого, когда мы были очень коротки.
Впоследствии мы разошлись; в настоящем,
т. е. во всей современной истории последних
с лишком 10, 12 лет, у меня с ним не было
товарищества, — да, кажется, эти годы
скользнули по нем, его не затронув» (92,
письмо от 21.XI.1878). Развело их прежде всего
отношение к Январскому восстанию
(восстание в Царстве Польском и крессах
в 1863 году),
которое вообще очень многое изменило
в русской общественной жизни.
Уже в следующем году, откликаясь на
пересланные ему Свербеевой письма
Елагина и Муханова,
Аксаков писал: «Елагину мешает ко мне
писать его отрицательное отношение к
моей деятельности за весь последний
период времени; так я думаю. Я получил
от него еще в Варварине письмо
(единственное), в котором он выражает
желание, чтоб я, бросив все, занимался
только стихотворством, как в старину»
(96, письмо от 23.II.1879). Елагин умрет в том
же году, 11 июля — и Аксаков теперь, в
письме от 25.VII.1879 отзовется на это
известие: «А мне так хотелось и так нужно
было с ним видеться. Он последний из
моих сверстников нашего московского
круга… Как досадно на этот Дерпт,
совершенно оторвавший его от нас» (101)
(выделено автором — А. Т.).
В письме, уже приходящемся на новое
царствование, Иван Сергеевич делится
со Свербеевой: «В Москве, к сожалению,
мало стало людей, мне сочувствующих…
Завелись новые славянофилы вроде
Юрьева,
которые одновременно в одной и той же
книжке журнала восхваляют Хомякова и
ползают перед памятью Чернышевского,
угождая и вашим, и нашим» (109, письмо от
28.III.1881) — для Аксакова эти опыты нахождения
нового, за пределами конфронтаций и
разделительных линий споров прошлого,
представлялись радикально неприемлемы,
как не находил он в начале 1860-х никакого
смысла в «почвенничестве» «Времени»
братьев Достоевских, кроме попытки
воспользоваться популярностью
славянофильских идей. Но этот
интеллектуальный ригоризм не исключал
и чувствительности к движениям
общественных настроений — так, летом
1880 года он предполагал, что «период
деятельного нигилизма едва ли уж не
пережит. Он выходит из моды и кредита,
выдохся и отчисляется молодым, нарастающим
поколением к „старому” поколению 60-х,
70-х годов!» (107, письмо от 20-26.VII.1880) —
впереди будет еще «1 марта», которое
создаст понятный ретроспективный
взгляд, сильно отличающийся от
процитированного суждения, но наступление
нового, того, что получит название
«восьмидесятничества» — которое затем
будут связывать прежде всего с реакцией
именно на гибель Александра II от «Народной
Воли» — в этом уже предчувствуется как
перелом общественного настроения.
Одна из прелестей архива — это собрание
документов, но соединенных отнюдь не
обязательно, более того — довольно
редко логикой рассказа (что и позволяет
со времен Ранке использовать архив как
инструмент и критики уже существующих
рассказов о прошлом, и выстраивания
собственных повествований). Изданный
том «Славянофильского архива» включает
не только переписку Аксакова со
Свербеевой, но также три дополнения:
(1) писем Свербеевой к Елагиной, (2) писем
разных лиц, адресованных Аксакову в
период его Варваринской ссылки в июле
— ноябре 1878 года, и (3) письмо дочери
Екатерины Александровны, Екатерины
Дмитриевны Свербеевой к вдове кн.
Черкасского, Екатерине Алексеевне, с
известием о московских делах, прежде
всего о положении Анны Федоровны
Аксаковой, после кончины Ивана Сергеевича.
Наибольшую ценность в этом собрании
представляют письма Свербеевой к
Елагиной — своеобразные, очень насыщенные
известиями сообщения об их общих родных
и знакомых. Письма эти вряд ли доставят
большое удовольствие читателю, пестря
массой сжато передаваемых известий об
отъездах, приездах, болезнях, смертях
и рождениях, — но дают важный материал
исследователю, вводя в ту самую
повседневность, которая не отражается
или отражается скупо в письмах «мужского
круга» — в том числе и в письмах самой
Свербеевой, адресованных Аксакову.