Анонс №11, Ноябрь 2020 год

120 руб.    купить

Анонс ноябрьского номера (№ 11, 2020) журнала «Новый мир»


ПРОЗА


Ирина Мамаева. Лучше оленей. Пролог к роману «Деструдо»

"Пролог к роману", который читается как законченная повесть – про девочку, живущую в поселке на Камчатке в годы войны, детство которой ничем не защищено от жесткости, а часто жестокости, взрослого мира вокруг нее. Девочка пытается заслониться от реальности фантазией о добрых заботливых оленях, принявших ее в свою семью, но ей не уйти от вхождения в реальный мир, и она намерена сделать это отнюдь не в качестве его, мира, жертвы.


Евгений Кремчуков. Свидетельство. Поэма

Поэма в прозе. Начало: «И вновь было уже бывшее встарь. Будто и не случилось никогда никакого одного времени, а вслед за ним другого. Ни заката за рассветом, ни дня за днем, ни за годом года. Ни разницы не найти было, ни числа. Мир этот не ведал часов и не узнал часовщика. Все и сразу стало в нем, не в очередь, не одно за другим, не юностью и старостью – но сразу и навсегда…» В поэме два героя и два времени: Александр Блок 1918 года со своим внутренним монологом и поэт Евгений Кремчуков, пишущий о Блоке со своим собственным монологом – переплетение двух голосов в конце концов выстраивает единый текст, время написания которого обозначено датами «1901 – 28 января 1918, 25 мая – 16 июня 2020».


Григорий Аросев. В Париже. Новелла

Конец тридцатых годов прошлого века, поезд «Берлин – Париж», случайные попутчики, русские: он и она; их разговор в ресторане –  это разговор двух кочующих по Европе эмигрантов, пытающихся укрыться от приближающейся войны; ну и, разумеется, для читателя прописывается в новелле внутренний сюжет, порожденный изображенной ситуацией.

 

Тамерлан Гаджиев. Ёжик. Рассказы.

Два рассказа: первый «Sehnsucht» (ностальгия) представляет собой прозу как бы путевую – запись впечатлений русского туриста, путешествующего по Германии, но именно «как бы», поскольку повествователь в этой прозе – один из ее персонажей, вместе с работником замка-музея, в котором нацисты умерщвляли душевнобольных, бармена на автовокзале и других, включая приснившегося Федора Достоевского, который ругает автора за непочтительность; второй рассказ, «Ёжик», про то, что в жизни бывают вещи «пострашнее армии» – к такому выводу приходит сослуживец повествователя, молодой человек из интеллигентов, с  трудом переносящий армию, да и жизнь в целом.


Владимир Горбачев. Тёпловка. Рассказы.

Еще два рассказа – психологическая проза: «Какие нужно задачки решать, чтобы жить?» – отнюдь не праздный вопрос для героини первого рассказа, оказавшейся в ситуации, выходом из которой ей показалась – но только показалась – только петля; ну а второй рассказ – про семью, приехавшую в лес, чтобы «побыть в лесу», то есть почувствовать, пусть и на чуть-чуть, Вселенную, и про лес, принимающий и провожающий гостей.

Лев Усыскин. Метель. Из рассказов Иоганна Петера Айхернхена.

Знакомый сюжет: первая половина XIX века, глубинная Россия, зима, ночь, метель, молодой человек в кибитке спасается от мороза в случайно оказавшейся на его пути церкви, в церкви его встречают девушка с подругами и батюшка, «Где вы были?» – говорят они молодому человеку, ставят рядом с девушкой, и священник начинает венчальный обряд… Где-то мы про это читали, но вот дальнейшее развитие сюжета пока еще читателю незнакомо.



СТИХИ

Подборки стихотворений Елены Сунцовой «Ветер и стихотворение», Геннадия Русакова «В родительской стране», Александра Климова-Южина «Майские иды», Инны Домрачевой «Учебные слезы», Анны Трушкиной «Счастливые рыбы», Натальи Разувакиной «На Призывном»,

Анны Логвиновой «Том и Бекки» – 
Я была рождена раздавать интервью,

У меня десять тысяч лайфхаков,

Как стоять во вьетнамках у любви на краю,

Как залечь и не рваться в атаку.

Не ныряй, не взлетай, не пытайся штормить,

Аккуратно плыви по дорожке блокнота,

Расставаться всегда означает любить,

А вот это совсем неохота.           


МИР ИСКУССТВА

Георгий Шепелев. О любви и ненависти. Тема вторжения инопланетян в советском и постсоветском кинематографе

Советская и постсоветская кинофантастика о контактах землян с инопланетянами – контактах бесконфликтных, предполагающих вхождение в межпланетное сообщество в фильмах 60-х годов («Мечте навстречу», «Туманность Андромеды» и др.), и контактах, перешедших в сегодняшнем русском кино в смертельную схватку с космическими соседями по разуму («Притяжение, «Вторжение», «Аванпост» и т. д.)


ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Александр Чанцев. ПИН ФМД. О принципе построения «Преступления и наказания»

Попытка сформулировать «ПИН-код» сюжетостроения у Достоевского: «…Достоевский продемонстрировал в ″Преступлении и наказании″, он писатель состояния, а не действия. Да, действий в его книгах очень много – старушку, студента, отца убивают, миллион летит в огонь и так далее, герои постоянно разговаривают, ходят, суетятся, что-то демонстрируют, имитируют деятельность, но работают тут, как Бог, лишь одни идеи. И в результате из всех огромных ″Братьев Карамазовых″ мы навскидку вспомним, пожалуй, доподлинно лишь одно действие – старец Зосима после смерти ″пропах″…»


ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Олег Заславский. О скрытом сюжете в «Метели»

О явлении, «получившем в литературоведении название ″скрытый сюжет″: ситуация, когда ключевые события в тексте не объясняются, но могут быть восстановлены, несмотря на опущенные звенья».


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Андрей Пермяков. О чем не говорят. Как посттравматическое расстройство сделалось важнейшей поэтической темой, что с этим делать и почему надо слушать  женщин.

Новая статья Пермякова посвящена женской поэзии – территории для критика-мужчины по нынешним временам исключительно опасной, можно сказать, нашпигованной минами, начиная от самого использования слова «поэт» по отношению к женщине (а почему не «поэтка» или «поэт(ка)»?«авторка»? на худой конец, «поэтесса»?), но автор бесстрашен, полагаясь на сам уровень эстетического анализа в статье. Уровень, давший  Пермякову возможность подвести некоторые итоги осмысления темы в нашей литературной критике и, соответственно, обозначить  новое пространство для разговора о женской поэзии. Речь идет об одной из опорных в данном случае тем – о телесности в женской поэзии; анализ ведется на материале стихов Инны Лиснянской, Веры Павловой, Марии Галиной. Ну а тема «женской телесности» неразрывна связана с темой «травмы», «культа травмы», о чем речь идет во второй части статьи, с привлечением имен Галины Рымбу, Елены Фанайловой, Екатерины Симоновой,  Ганны Шевченко и других в контексте сегодняшней философии и культуры (С. Аверинцев, Б. Подорога, Ф. Лиотар, Макс Шелер, Генри Миллер и другие, а также феномен снова ставшей актуальной «Новой этики»). 


РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Владимир Березин «Маленький человек и мироздание» – о книге Виктор Пелевин «Непобедимое Солнце». М., «Эксмо», 2020»;

Аркадий Штыпель «Палкоход» – о книге: Игорь Булатовский «Северная ходьба: Три книги».  Предисловие А. Житенева. М., «Новое литературное обозрение», 2019;

Денис Ларионов «Все ветви истории боковые» – о книге: «Владимир Шаров: По ту сторону истории. Сборник статей и материалов. Под редакцией М. Липовецкого и А. де Ля Фортель». М., «Новое литературное обозрение», 2020;

Евгения Риц «Post(non)fiction диптих» – о книгах: Кирилл Кобрин «Лондон: Арттерритория». СПб., «Арка», 2020; Кирилл Кобрин «Письма из карантина». СПб., Masters Journal. 2(5) 2020;

Александр Марков «Филология будущего» – о книге: Вернер Хамахер «Minima Philologica». СПб, Издательство Ивана Лимбаха, 2020.

КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ

Довод

О фильме Кристофера Нолана «Довод» про колонизацию людьми отдаленного будущего ресурсов Земли прошлого – то есть нашего сегодняшнего настоящего, излагаемого режиссером в жанре крутого боевика с драками, взрывами, погонями, с отвратнейшим злодеем (русским) и с противостоящим ему в фильме супер-положительном героем (афроамериканцем), который спасает человечество, а также несчастную красотку - жену  русского бандита-олигарха.  Однако, как пишет Сиривля, перед нами не очередной голливудский фильм-аттракцион а ля Джеймс Бонд, а «очень личное и очень авторское кино».


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ        

Книги: выбор Сергея Костырко - Иван Саблин «Дальневосточная республика. От идеи до ликвидации»; Ольга Токарчук «Диковинные истории»; Владимир Коркунов «Побуждение к речи. 15 интервью с современными поэтками о жизни и литературе».

Периодика (составитель А. Василевский) – «Артикуляция», «ДЕГУСТА.РU», «Звезда», «Знамя», «Известия (IZ.RU)», «Лаканалия», «Московский книжный журнал/The Moscow Review of Books»,  «НГ Ex libris», «Новое литературное обозрение», «Правмир»,  «Российская газета», «Современная литература», «Топос», «Урал», «Формаслов», «Excellent», «post(non)fiction», «Textura»


 
Яндекс.Метрика