Кабинет
Василий Авченко

«ЗНАЕШЬ, ГДЕ Я БЫЛ?.. ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ, В СВИРСКЕ»

Авченко Василий Олегович родился в 1980 году в Иркутской области, вырос и живет во Владивостоке. Окончил факультет журналистики Дальневосточного государственного университета. Автор книг «Правый руль» (М., 2009), «Глобус Владивостока» (М., 2012), «Владивосток-3000» (М., 2011, в соавторстве с Ильей Лагутенко), «Кристалл в прозрачной оправе» (М., 2015), «Фадеев» (М., 2017). Финалист премий «Национальный бестселлер» и «НОС».



Василий Авченко

*

«ЗНАЕШЬ, ГДЕ Я БЫЛ?.. ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ, В СВИРСКЕ»


К 80-летию со дня рождения Александра Вампилова




Иркутская область, городок Свирск. Он — в стороне от «федеральной» трассы, по которой я уже несколько дней гоню праворульный Surf из моего Владивостока в Красноярск. Случайно в Свирск не попадешь, сюда нужно заезжать намеренно.

Вернее, никому не нужно. О нем и в прежние-то времена мало кто знал.

Нет, нужно. Мне. Это мой родной город.


Месторождение


Как бы самонадеянно или даже нагло с моей стороны это ни звучало, с Вампиловым я ощущаю странную, не объяснимую рационально связь.

Первое. Драматург появился на свет в Иркутской области, а именно в Черемхово, в 1937-м. Я — тоже в Черемхово, только на сорок с лишним лет позже. Вампилова увезли оттуда в его Кутулик соседнего Аларского района, меня — к родным в Свирск, это рядом с Черемхово. Потом уже — во Владивосток; так получилось.

Черемхово — райцентр, шахтерский город, неожиданно богатый на драматургов: Вампилов, Михаил Ворфоломеев, Владимир Гуркин («Любовь и голуби»). В старом роддоме теперь — «дом малютки». Коляски у входа, на ограде — доска. Каменная, черная. Удостоверяет: Александр Валентинович Вампилов родился тут.

«Черемховский подкидыш» — в шутку называл себя Вампилов и даже привел в «Старшем сыне» такой куплет:


В Черемхове на вокзале

Двух подкидышей нашли.

Одному лет восемнадцать,

А другому — двадцать три…


Второе: Свирск. Это Вампилов — единственный — его заметил, зафиксировал, упомянув в «Утиной охоте»:

«ЗИЛОВ. А почему ты не спишь?.. <…> Нет, из этой конторы надо бежать. Бежать, бежать… Ну сама посуди, разве это работа?.. Знаешь, где я был?.. Представь себе, в Свирске. Вчера после обеда — бах! Садись — поезжай. Куда? На фарфоровый завод. Зачем? Грандиозное событие: реконструировали цех. Изучить, обобщить, информировать научный мир. О чем? Заводик-то — ха! Промартель. Гиблое дело. Тоска…»[1]

И третье: Вампилов постоянно напоминает о себе.

Вот и перегоняя этот самый Surf, в Черемхово я попал ровно 18 августа — между днями рождения (19 августа 1937 года) и гибели (17 августа 1972-го) Вампилова.

А накануне еще заезжал на Байкал — и это на 35-м году моей жизни; Вампилов за два дня до 35-летия в Байкале утонул. Поэтому заходить в воду было не по себе, но Байкал оказался неожиданно тепел и ласков.

…Что-то мне нужно у Вампилова вычитать, что-то понять.


Город, лишившийся «Космоса»


В Свирске я не был четверть века — с последних советских лет. Детская память зафиксировала его летним, благополучным, немного сонным. Еще крепкие ветераны-фронтовики (один из них — мой дед-танкист), мамы с колясками, дядя Коля на мотоцикле — тоже с коляской… Потом Свирск накрыли 90-е, но в эту пору я его уже не видел. Дед и бабушка умерли там (годы жизни деда совпали с годами жизни СССР: 1922 — 1991), дядя переехал к нам во Владивосток и умер здесь. Зилов-Даль из фильма «Отпуск в сентябре» чем-то мне его напоминает.

Мне казалось, этот город существует не в пространстве, а во времени, «тогда», а не «там». Единственным осязаемым свидетельством реальности Свирска была запись в моем паспорте. Поверить в то, что сюда можно доехать на машине, было нереально, Свирск и Владивосток относились к разным измерениям.

Оказалось, Свирск живет и в пространстве. И даже остался похожим на себя. Я по-прежнему в этом городе ориентируюсь.

Вот тут была «Кулинария», куда мы ходили тратить выигранный в лотерею рубль. Там — кинотеатр «Космос», мы посещали его с сестрой. «Культтовары». Станция тупиковой железнодорожной веточки. Дачи. Корпуса «Востсибэлемента», где делали батарейки (и не только батарейки). Было еще два заводика — авторемонтный и рудоремонтный; три предприятия на маленький, тысяч 20 в советское время (сейчас меньше), городок. Правда, фарфорового не было — это Зилов присочинил.

Новый физкультурно-оздоровительный комплекс. Фонтан на месте вечной лужи. На берегу Ангары — старый парк культуры и отдыха с непременным колесом обозрения. Гаражный кооператив, где хранились наши мотоциклы «Иж» и «Урал». Из детства помню кругленькие «пазики», а теперь здесь — территория правого руля.

«Востсибэлемент» пытается ожить — один цех действует, в нем делают аккумуляторы «АкТех». Работает русско-японское СП по переработке леса.

А вот кинотеатр «Космос» не выжил. В нем поселился магазин.

Улица Лермонтова, наш дом — кирпичный, четырехэтажный. Какой-то парень — не в себе, с тревожными глазами — просит закурить…

Соседки моих покойных бабушки и дедушки — Галина Алексеевна и Тамара Семеновна — утверждают, что сразу меня узнали. Они показывают мне могилы, у которых я ни разу не был. Городское кладбище — на сопке, лучший вид на Свирск — отсюда. Как с неба.

Это столичные поэты могут щеголять, словно личным подвигом, рождением на станции Зима. А мы здесь все родились в таких вот закутках-кутуликах, по сравнению с которыми даже Зима впечатляет. За Уралом много мест, где и дорог-то нет; поэтому и тексты Вампилова здесь воспринимаются иначе, чем в столице. Вот Валентине («Прошлым летом в Чулимске») говорят: «Сестры у тебя выучились, по иркутскам живут да по красноярскам, а ты чем хуже? Ведь ты, поди, и в городе ни разу не была». В Москве или Петербурге это «по иркутскам да по красноярскам» явно звучит по-другому.

Вампилов о друзьях детства: «Мы не сбежали, не дезертировали. Просто все десять лет, пока мы учились в школе, мы собирались уехать из нашего поселка. К этому готовили нас история и география, физика и литература…»[2]


Строки и между ними


Про что Вампилов? «Про жизнь», «про человека», как еще сказать. В чем его — пошлое слово — «актуальность»?

Попалась старая вампиловская книжечка, даже брошюра — «Билет на Усть-Илим». Издательство «Советская Россия», скромный тираж в 100 тысяч. Очерки о Сибири, о комсомольских стройках, о Кутулике… «Белый снег! Мы взорвем твою тишину грохотом наших заводов, ревом наших турбин, мы исполосуем твою бесконечность сотнями дорог. Покорный, неприметный, ты будешь скрипеть под нашими сапогами»[3] — почти по-прохановски. «У Юры доброе, как солнце, лицо, он могуч и проживет, наверное, сто лет. Мы все хотели спросить его, чего это он завяз на складе при таких-то плечах и щеках? Но опять мешал дизель»[4].

Вампилов описывает Восточную Сибирь полувековой давности. Я ни тогда не жил, ни там не жил (а что родился именно там — так это всего лишь стечение обстоятельств). Но почему-то описываемая им реальность мне гораздо понятнее, чем жизнь, происходящая здесь и сейчас, которая, по идее, должна мне быть куда ближе. Открывая глянцевый журнал, вижу, что он написан на языке, которым я не владею: непонятные названия еды, видов спорта, заведений, курортов каких-то, что ли… Кто эти люди, откуда они взялись, неужели мы росли вместе? Чуждо, странно и, главное, неинтересно.

А в очерках Вампилова — близко, понятно, интересно.

В его драматургии все куда тяжелее. Порой до беспросветности.

Вот, уже в раннем «Доме окнами в поле»: «Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть. Не обязательно. Можно просто уехать…»

«Прощание в июне»: «Веселитесь, но не забывайте, что вы на похоронах…»

Одолеет ли Зилов клокочущий в душе ад? Найдет ли Золотуев из «Прощания в июне» непродающегося человека? Станут ли чужие близкими, как в «Старшем сыне»? Может ли один дать другому денег просто так, как агроном из «Двадцати минут с ангелом»? Будут ли люди вечно ломать палисадник, который чинит Валентина из «Чулимска», или научатся ходить в обход?

В мае 1972 года Вампилов подавал заявку на фильм «Сосновые родники». Излагал фабулу: «…вся эта история замышляется для того, чтобы, говоря высоким слогом, сохранить и приумножить человеческое в человеке»[5].

Высокий слог, общие слова — но где взять другие?

Полубурятская внешность Вампилова напоминает об алтайских скулах Шукшина, ушедшего двумя годами позже. Оба — русские, сибирские, с азиатчинкой. Шукшин — не о «чудиках», как и вампиловские «Провинциальные анекдоты» — не анекдоты. Это все — о том, «что с нами происходит». Почему мы такие? Можем ли быть другими?

Наверное, пьесы лучше смотреть, чем читать. Текста от автора в них почти нет — лишь скупые ремарки. Это романное пространство обширно, как Сибирь, а в пьесе нужно уместить все в лаконичные реплики — подлинная эквилибристика. Мысли Вампилова прячутся между строк из соображений не цензурных, но жанровых. Хотя та же «Утиная охота» уже стремится переродиться из драматургии в прозу — ремарки удлиняются, тяжелеют, обретая фактуру прозаического «мяса»…

А может, не из драматургии надо вычитывать? Есть письма, записные книжки. Не всегда понятно, от себя ли Вампилов в них высказывается — или примеряет фразы каким-то своим персонажам.

«Бетховен не повторится. Чем дальше от Бетховена, тем больше человек <…> будет становиться животным, хоть и еще выше организованным. В будущем человек будет представлять из себя сытое, самодовольное животное, безобразного головастика, со сказочным удобством устроившегося на земле и размышляющего лишь о том, как бы устроиться еще удобнее. Время Пушкиных и Бетховенов будет рассматриваться как детство человечества. Головастик скажет: „Как ребячились люди! Занимались какой-то поэзией, как это?.. Музыкой. Что это такое? И зачем она им тогда понадобилась?”»[6]

«Создают голодные — сытые разрушают»[7].

«Вот мы строим, лазаем в грязи, а построим город, положим асфальт, насадим тополей, и тогда приедут сюда они — с бабочками, в манжетах, будут разгуливать по главной улице, и стыдно нам будет ходить по ней в спецовках»[8].

«Человек все-таки чем-нибудь должен заниматься. Иначе его существование становится бессмысленным и вредным»[9].

«В душе пусто, как в графине алкоголика. Все израсходовано глупо, запоем, раскидано, растеряно. Я слышу, как в груди, будто в печной трубе, воет ветер»; «Ничего нет страшнее духовного банкротства. Человек может быть гол, нищ, но если у него есть хоть какая-нибудь задрипанная идея, цель, надежда, мираж — все, начиная от намерения собрать лучший альбом марок и кончая грезами о бессмертии, — он еще человек и его существование имеет смысл. А вот так… Когда совсем пусто, совсем темно…»[10]

«Лучшие, самые красивые, возвышенные слова сейчас до того скомпрометированы газетами и ремесленниками, столько от них пыли, плевков и ржавчины, что — сколько надо думать и чувствовать, чтобы эти слова употреблять в их высшем назначении»[11].

«В столице трудно родиться поэту. Москвичи с детства все знают. Задумчивых в Москве нет. Всех задумчивых в Москве давят машинами. Поэты родятся в провинции, в столице поэты умирают»[12].

«Зрелость — рутина, и счастье — рутина, болото, тупик»[13].

Проснувшиеся, как положено, после гибели драматурга критики писали столько — и настолько по-разному, — что Валентин Распутин сказал о «восторженном непонимании Вампилова».

Это непонимание заметно даже в мелочах. Возводят фамилию «Зилов» к «ЗИЛу» — «автомобильно-дорожная, неживая фамилия». Может, и так. Но, двигаясь на «сурфе» по Забайкалью, проезжал я мимо городка Аксеново-Зиловское — Вампилову, конечно, известного. Там же — и станция Зилово. Вампилов сочетал театральную условность с журналистской конкретикой. Так, церковь-планетарий в «Утиной охоте» взята прямо из иркутской жизни. А Иркутское ЦБТИ (в бюро технической информации трудятся — не всегда образцово — вампиловские Зилов и Саяпин) даже возмущалось пьесой: мол, клевета, «заказ»…

Книжка искусствоведа Бориса Сушкова, вышедшая в 80-х, начинается так: «Звезда Александра Вампилова все еще скрыта от нас и тускло мерцает в тумане перестройки… Без опыта <…> театра Вампилова нам эту перестройку не совершить...»[14]

И ВВП, наверное, не удвоить.

Вот уже и Безруков сыграл чулимского Шаманова в новой экранизации — а то самое непонимание осталось.

Зато восторженность, кажется, уходит.

…А может, нужно вычитывать вообще не из текстов, а из самой его жизни? И тогда, значит, и из смерти?


Загадка «славного моря»


«Когда эта лужа успокоится?» — записал Вампилов однажды реплику о Байкале какого-то из своих героев.

Владимир Бондаренко сформулировал: смерть Вампилова «не просто неожиданна и трагична, она — нелепа <…> Так называемая „загадка Вампилова” — в его трагической незавершенности»[15].

Вот это у Вампилова: «Я смеюсь над старостью, потому что я знаю — я старым не буду»[16] — оно откуда?

Или такое: «Жизнь в основном проиграна»[17]

И что это за рубеж 35-го года? На 35-м году ушли великие пилоты Чкалов и Гагарин — но они все всем доказали. Вампилов же только взлетел, набрал первую космическую, сам, может, не успел понять, что он уже на орбите… Или — все он понимал, это другие отстали?

Смерть — часть «творческого наследия», последний текст. Творчество Есенина, или Маяковского, или Фадеева, или Рыжего уже нельзя воспринимать вне петельно-револьверного контекста.

Но у Вампилова — как-то слишком нелепо: в воду канул. Что эта смерть объясняет, что добавляет в его пьесы, помимо трагизма, который и так присутствовал у Вампилова везде, пусть и сплавленный с комизмом?

О том дне со слов писателя Глеба Пакулова, который был с Вампиловым в одной моторке, мне рассказывал в Нижнеудинске журналист Николай Савельев, когда мы выпили за Вампилова и закусили купленным в Култуке байкальским омулем. Вампилов сидел на руле, попросил у Пакулова закурить. Отвлекся, лодка наткнулась на «топляк». «Саня» упал в воду, поплыл, у берега сердце застыло. Глеб держался за перевернувшуюся лодку, его спасли.

Потом спрашивали: он плавать-то умел? Умел, и хорошо. Сердце больное? Да вроде было в порядке…

В ледяной воде, я знаю, сразу немеют конечности. Потом онемение идет вглубь, до сердца — считаные сантиметры.

Могут сказать: душная атмосфера застоя убила гениального драматурга… А как быть с тем, что Вампилова убило наше священное море, чудо и гордость? Что его принял в жертву непознаваемый сибирский Солярис?

Смерть — не где-то далеко впереди, она всегда караулит рядом, а судьба терпит беспечность лишь до поры.

«Стечение обстоятельств» — назывался рассказ Вампилова, с которого все началось. Роковым стечением, в котором слышится ток ледяной байкальской воды, все и закончилось.

Не убивал себя, не «сжигал». Был человек на взлете, в расцвете, только-только начал получать то, что заслужил, — постановки, славу… Ни войны, ни даже мертвого запоя. Лодка налетела на бревно, человек утонул. Словно небо на минуту отвернулось от него. И настало для Вампилова вечное Забайкалье.



1 Вампилов Александр. Утиная охота. — В сб.: Вампилов А. Утиная охота. Пьесы. Рассказы. М., «Эксмо», 2011.

2 Вампилов А. Билет на Усть-Илим (сборник публицистики). М., «Советская Россия», 1979, стр. 60 (очерк «Как там наши акации»).

3 Вампилов А. Билет на Усть-Илим, стр. 11.

4 Там же, стр. 26.

5 Вампилов Александр. Из записных книжек. — В кн.: Вампилов А. Избранное. М., «Согласие», 1999.

6 Вампилов Александр. Из записных книжек.

7 Там же.

8 Вампилов А. В. Дом окнами в поле: Пьесы. Очерки и статьи. Фельетоны. Рассказы и сцены. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1982. Цит. по: Румянцев А. Г. Вампилов. М., «Молодая гвардия», 2015 («Жизнь замечательных людей»).

9 Вампилов Александр. Из записных книжек.

10 Вампилов Александр. Утиная охота. — В сб.: Вампилов А. Утиная охота. Пьесы. Рассказы. М., «Эксмо», 2011.

11 Вампилов Александр. Из записных книжек.

12 Там же.

13 Там же.

14 Сушков Борис Филиппович. Александр Вампилов. Размышления об идейных корнях, проблематике, художественном методе и судьбе творчества драматурга. М., «Советская Россия», 1989.

15 Бондаренко В. Г. Не доплыл. — «Завтра», 299 (34, 1999).

16 Вампилов Александр. Из записных книжек.

17 Вампилов А. Утиная охота.





Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация