Человек зовет человека с другого берега. Издалека.
Человек не кричит — молча зовет.
Глупо кричать, если между двумя берегами
не ручей, не река,
а Черное море
под курчавою кручей предгорий.
Там над излучиной бухты
причерноморские сосны и пихты
хвойные лапы свои распластали,
как в Подмосковье,
и мальчишки в ластах,
как будто с двумя хвостами,
входят в царство морское,
как в заводь.
Говоришь: “А ведь я не умею плавать”.
Говоришь: “Ну к чему мне хвосты из резины?”
(Довод поистине неотразимый).
Говоришь: “Что за глупый порядок —
эти пальмы и эти цитроны,
пересаженные из кадок,
и ревущие на открытой веранде тромбоны,
и кусты, обструганные под ежик,
и утрамбованный гравий дорожек,
и этот пенный накат на камень?”
А иные думают: это счастье.
Черный пес, разомлев от купанья,
лежит, улыбается усатой пастью,
и безногий калека
на жестком топчане
ворочает розовый торс под лучами.
А человек зовет человека...
Сходим в кофейню знакомого грека,
выпьем вина и кофе закажем.
Он крупный мастер по этой части,
вон его крыша — за этим пляжем,
за этим пляжем, за этим камнем,
за этим лиственным быстрым мельканьем.
На камне женщина — острые плечи,
узкие бедра, орлиный профиль,
на камне женщина — зрачки как свечи,
крутые брови,
голос тревожный, острые плечи.
Женщина-мальчик низкоголосо
слова выдыхает,
слово за словом,
строка за строкой — как поезд с откоса.
А вот и закат,
и подернуты волны
лиловым.
А ты, чудо-юдо мое морское
с глазами, как лист, пронизанный полднем.
Оставим женщину эту в покое,
стакан до самых краев наполним,
пусть красная влага в стекле искрится,
как этот закат на волне вечерней,
где белые крылья летящей птицы —
как иероглиф, прочерченный чернью.
А человек зовет человека...
И красное пойло в стекле искрится.
Сюда подошла бы зеленая Рица
да еще отвесный грузинский замок
из самых замшелых, из древних, из самых
что ни на есть настоящих.
Допишем
зурну, барабан, по кинжалу в зубы,
потом над зеленым затишьем
медные трубы.
А что, если здесь мы сегодня устроим
парад-алле: фанфары, корнеты,
и “шагом марш”, и “слава героям”,
мундиры, ментики, эполеты
и аксельбанты из оперетты?
А человек зовет человека...
Медлительный грек запирает кофейню,
и руки дрожат почему-то у грека,
и вот он идет походкой усталой
за колдовской чертой карнавала,
быть может, подумал: что было — что стало?..
Картонные пальмы... веранда... аптека...
А человек зовет человека...
Высокая женщина — острые плечи, —
тревожная женщина — зрачки как свечи —
встает, покидает прибрежный камень
и воздух соленый хватает глотками,
и больше ни фразы, ни слова, ни звука.
И береговая темнеет излука.
А человек зовет человека...
Зовет, задыхаясь, из дальней дали,
зовет, как, бывает, зовут на вокзале,
на захолустном, безлюдном вокзале,
когда потеряли... когда не узнали...
когда... или некогда... или навеки...
Прости, я не думал о том человеке,
в лицо его даже не видел ни разу,
и если бы выпало встретиться с глазу
на глаз, друг друга бы мы не узнали.
Но он зовет, как зовут на вокзале,
зовет, как зовут на безлюдном перроне,
зовет, как зовут на полночном причале.
О чем он? Быть может, зовет он в печали
тебя, чья ладонь у меня на ладони,
чьи губы мне что-то сейчас прошептали.
О чем ты?
Давнишние счеты?
Ну что ты?
О чем?
О своем постоянстве?
Не надо.
Бредет человек за чертой маскарада,
за колдовской чертой карнавала,
бредет моя тень за магическим кругом,
за этой чугунной узорной оградой,
где жесткий кустарник по скобку обструган.
А человек зовет человека с другого берега. Издалека.
Словно Черное море — всего лишь река.
И огни теплохода уходят во тьму
к человеку тому.