Григорий Кружков
ЛЮДИ СМОТРЯТ
стихи

Кружков Григорий Михайлович родился в 1945 году в Москве. Окончил физический факультет Томского университета. Поэт, переводчик, литературовед. Лауреат нескольких литературных премий, в том числе Государственной премии РФ (2003), премии имени Корнея Чуковского (2010) и премии Александра Солженицына (2016). Постоянный автор «Нового мира». Живет в Москве.


Григорий Кружков

*

ЛЮДИ СМОТРЯТ



* * *


Весенний ветер вдруг в окно подул —

И улетел, рассыпав на ходу

Горсть яблоневых белых лепестков…

И я услышал шелест облаков.


И на пустом листке из дневника

Свой первый записал десяток строк,

По-видимому, взятых с потолка.

Как быстро этот кончился урок.


И вот — такой же ветер, только не

Весенний, а уже совсем иной;

Но также кружит голову он мне

И овевает вечною листвой.


Еще не расточилась тень древес;

Но весь усыпан буковками лес.



Смерть быка


Таков, любовь, твоей тоски обычай:

с опущенными черными рогами

топтать цветы и рыть песок ногами,

кося зрачками за своей добычей.


Какой-то тонкий холодок девичий

провеял сквозь полуденное пламя —

и задохнулся в этом фимиаме,

и заревел в своей обиде бычьей.


Всей массой мышц, костей и сухожилий

рвануться в эту дышащую нежность,

не замечая пестрых бандерилий


и шпаги притаившегося жала, —

чтобы уткнуться там, как в неизбежность,

в холодное молчание металла.



Памятник


Thou wast not born for death, immortal Bird!

John Keats


Придите туда пораньше, к дому-музею поэта,

Лучше всего весною или в начале лета.

И сразу — на повороте на улочку Китс-Гроув —

Вас оглушат соловьи, грянув из-за заборов.


Это тебе вместо бюста, вместо тяжелой бронзы —

Нечто покрепче меди и пирамид сохранней,

Эти летучие трели, эти гремучие гроздья

Радости и печали, жалоб и ликований.


Плотник для плотника рубит с милой душою избу,

Повар на свадьбу друга лучший пирог мастачит,

Так и певец, по брату если справляет тризну,

То не жалеет сердца — как по себе он плачет.


Троньте рукой калитку — и проходите мимо.

Во поле чистом пусто. Пусто во поле чистом.

Там, вдалеке, дороги сходятся темным клином.

Над соловьиным погостом время летит со свистом.



* * *


Я писал на решетке имя Свободы,

но карандаш то соскальзывал, то ломался.

Я писал на веревке имя Свободы,

но старушка, обвязывавшая охапку

хвороста, этого не замечала,

и несла домой на спине вязанку,

и привязывала той же веревкой козу,

которая могла мечтать о Свободе,

но веревка не пускала,

и коза описывала окружность

вокруг колышка,

не зная, что она открыла

число пи, —

и не пробуя потянуть посильнее,

чтобы колышек выполз из земли и повлекся

за следствием, ставшим внезапно причиной.

И какие бы ее в будущем ни ожидали

дали с сочной травой

и травой засохшей

и какой бы волк ни щелкал зубами,

это следует попробовать сделать однажды,

потому что слово, написанное на веревке,

верное —

как вам об этом расскажет

каждый орел, вскормлённый в неволе

и превратившийся со временем в куру.



Ожидание


Стихотворение — комета

с таинственной орбитой возвращений.


Стихотворение — монарх,

внушающий благоговейный трепет.

Он не опаздывает никогда

и появляется ни мигом раньше,

чем их величеству благоугодно.


Стихотворение — мальчишка пылкий,

что караулит под окном заветным

всю ночь —

и ждет, и мерзнет, и молчит,

и даже может умереть от страха,

что не родится.



* * *


Когда родился Иисус

И стал сосать он грудь —

Три мудреца в одном тазу

Пустились в дальний путь.


И как от Марка и Луки

Вещает нам рассказ,

Волнам и ветру вопреки

Не сгинул старый таз.


Благополучно переплыл

Морские хляби он

И народившемуся был

Младенцу поднесен.


И, как легенда нам гласит

На голубом глазу,

Был много раз Господь наш мыт

В чудесном том тазу.


И если Свет рассеял тьму

И человеков спас —

Не оттого ли, что ему

Помог тот самый таз?


И кажется, что до сих пор

Мы все на нем плывем:

Аптекарь, Пекарь и Бобер

И Дон Кихот с конем.


Непотопляемый предмет,

Предвечный пароход.

Порой помнится — мочи нет,

А он — плывет, плывет.



Америка


Откройте книгу на любой странице

И вслушайтесь в безмолвье

Этих спящих.

Слова лежат вповал,

Как пассажиры

На палубе третьего класса

Ночью.

Они устали петь, кричать и плакать,

Просить вниманья,

Клянчить,

Унижаться.

Слова молчат.

Лишь голос океана

Досказывает, что не досказали

Слова,

Перемещенные в пространстве,

Сегодня беженцы,

А завтра эмигранты

В толпе таких же

Многих тысяч

Слов...



Ода вороне


Ворона, ворона,

По снегу гулёна,

По небу летунья,

В гнезде хлопотунья!


Ты пахнешь скамейкой,

Садовой хибаркой,

Пивною наклейкой,

Подъездом и аркой,


Милицией, стройкой,

Весенней капелью,

Машинною мойкой,

Мохнатою елью,


Помоечным хлебом,

Котом подзаборным,

Разрубленным небом

И проводом черным,


Промокшим бульваром,

Апрельским ознобом

И мусорным, старым

Осевшим сугробом.



Я им это говорил


Я им это говорил много лет.

Говорил и говорил и говорил.

Все уши прожужжал.

Но им было не до меня.


А я все говорил и говорил,

И говорил, и говорил…

Надоел хуже горькой редьки.

А когда умолк, они вдруг спросили:

О чем это я тут говорил?


Я повторил еще раз.

Я даже не стал добавлять:

«Повторяю еще раз!»

Впервые они выслушали меня.

Я был счастлив.


Да, я был счастлив,

Но скоро опять впал в уныние.

Неужели, шептала мне тоска,

Неужели это — все,

Что я мог им сказать?




Заблудившийся


Он оглянулся:

Куда теперь?


Больше всего

Хотелось застыть

И не двигаться.


Но люди смотрят.

Надо куда-то идти.





 
Яндекс.Метрика