Кабинет

Журнал №6 2020

Содержание

Содержание № 6   2020


Мария Галина - ГОРЬЕННА
Сергей Золотарев - МЕРТВЫЕ ДУШИ В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ
Григорий Кружков - ЛЮДИ СМОТРЯТ
Дмитрий Данилов - ВЫБРАТЬ ТРОИХ
Лета Югай - ЛИСТОК И ЧАСИКИ
Вечеслав Казакевич - ГРОЗОВАЯ ЛАМПА
Артём Скворцов - ЗАКРЫТ ПРОЕКТ «ЛИТЕРАТУРА»
Алена Солнцева - ОДНА НЕ СОВСЕМ ОБЫЧНАЯ ДЕРЕВНЯ
Наталия Черных - БЕТХОВЕН 3579
Владимир Березин - ИДЕАЛЬНАЯ ЗОНА

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ


Шервуд Андерсон (1876 — 1941) - ИЗ «ПЕСЕН СРЕДИННОЙ АМЕРИКИ»

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ


Дмитрий Бавильский - ИСКУССТВО КАРАНТИНА. КОРОНАНАРРАТИВ-2

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА


Елена Югай - ПОРТРЕТ СТИХОТВОРЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ: ПРАКТИКА ЧТЕНИЯ

МИР ИСКУССТВА


Марина Кузичева - СЛОВО, МУЗЫКА, СИЛОВОЙ ЛУЧ

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ


Михаил Горелик - РУССКИЙ ЕВРОПЕИСТ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


Антон Азаренков - «ТОНЫ МУЗЫКИ ЗЕМНОЙ»

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Михаил Гундарин - В БОРЬБЕ ЗА ПЕРЕДОВОЙ ДИСКУРС
Леонид Карасев - СОВРЕМЕННЫЙ СТОИЦИЗМ
Алексей Коровашко - АКМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Ирина Светлова - СЕРИАЛЫ С ИРИНОЙ СВЕТЛОВОЙ
Мария Галина - МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ


Сергей Костырко - КНИГИ: ВЫБОР СЕРГЕЯ КОСТЫРКО
Андрей Василевский - ПЕРИОДИКА








Анонс

                                                                                                                                                                                                                                                    

Анонс июньского (№ 6) номера журнала «Новый мир»

ПРОЗА

Сергей Золотарёв. Мертвые души в поисках утраченного времени. Повесть           

Повесть, написанная по мотивам мировой литературы – от "Мертвых душ" и "Ураченного времени» до прозы Платонова и нынешних стилистик фантасмагоричной прозы, с персонажами в меру реальными, в меру условными, живущими по законам создаваемой автором в этой прозе жизни, с наличием и острого, криминального почти, сюжета и некой философской отстраненности повествователя от плоти изображаемой жизни – короче, перед нами еще один вариант, как было принято когда-то говорить, сегодняшней «авангардной прозы».

Цитата: «Крылов входил в Извинигород с подветренной стороны. Звезды падали в землю, замедляясь до кольчатых червей. Серебро бревенчатых домов. Высокая колокольня по левую руку. Дом на обрыве. Холмы, похожие на наколенники для долгого стояния земли. Земля, обратившаяся в атмосферный столб» - фразы, которыми автор начинает свою повесть.

 

Дмитрий Данилов. Выбрать троих. Пьеса

Новая пьеса Данилова с «коронавирусным» сюжетом:  представляет собой запись видеоконференции в сети пятерых членов одной семьи, собранных главой семьи на совет. Предстоит ужесточение карантинных мер в государстве, в частности, сведение личных контактов граждан до трех человек. И герои пьесы пытаются определиться, кто с кем останется, ну а автор, наблюдая за ними, размышляет о том, что в сегодняшнем нашем мире связывает людей реально.

Вечеслав Казакевич. Грозовая лампа. Рассказ.

Свет керосиновой лампы, проливной дождь за окном, голос отца, читающего вслух «Тараса Бульбу», и фантастический мир, который возникает в воображении мальчика, слушающего текст Гоголя, мир, коему суждено будет потом продолжиться в жизни сильно повзрослевшего мальчика.

Алена Солнцева. Одна не совсем обычная деревня. Очерки

Не совсем «обычной» описываемую «деревню» Щелыково, расположенную в 450 километрах от Москвы, делает один из давних ее владельцев, драматург А. Н. Островский. Собственно с «местной истории» Островского, достаточно драматичной, автор и начинает свое документальное  повествование о Щелыково и близлежащих деревнях, об их обитателях и сегодняшних сюжетах здешней жизни.

 

Владимир Березин. Идеальная зона. «Забытый эксперимент» братьев Стругацких

Про художественный образ зоны, созданный братьями Стругацкими в романе «Пикник на обочине» (1972) и в более раннем рассказе «Забытый эксперимент» (1959) , про смысловое его наполнение в творчестве двух фантастов, а затем и в той возникшей после их романа традиции употребления образа аномальной зоны в нынешней культуре, обогащенной, увы, еще и образом  абсолютно реальной – Чернобыльской зоны отчуждения.

              

СТИХИ                                                                                                        

Подборки стихотворений Григория Кружкова «Люди смотрят», Леты Югай «Листок и часики», Артёма Скворцова «Закрыт проект ″Литература″», Наталии Черных «Бетховен 3579»;

маленькая поэма Марии Галиной «Горьенна»

«Солнце идет к закату, над морем воздух чист

к молодому адвокату приходит другой юрист,

они сидят на веранде, как в каком-то романе

вино у них Аманти, галстуки от Армани

а там, где белая пена растворяется в голубой

воде сияет Горьенна немыслимой красотой,

такая, что слов не хватит о ней рассказать всерьез

красная на закате, зеленая в свете звезд

Растают в ленивой неге еще одни пять минут

зря, говорит он коллеге, ты поселился тут

есть преданье такое у всех, кто тоской томим

не отыскать покоя и после смерти им

…  …  …»             

                                                                                                      

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Шервуд Андерсон (1876 — 1941). Из «Песен срединной Америки». Перевод и вступление Ольги Аникиной

Мы привыкли считать Шервуда Андерсона одним из классиков американской прозы ХХ века, тогда как для англоязычного читателя Андерсен в неменьшей мере еще и поэт; сегодняшние исследователи его творчества поэтику его модернисткой прозы во многом выводят из строя художественного мышления Андерсена-поэта. "Новый мир" предлагает знакомство с малознакомым для большинства из нас Шервудом Андерсеном.                                                                                                             

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Дмитрий Бавильский. Искусство карантина. Коронанарратив-2      

Наша сегодняшняя повседневная жизнь, в данном случае «карантинная» (в варианте Челябинска) как художественная проза, то есть жизнь, изображаемая в слове с особой подсветкой, дающей возможность в бытовом улавливать бытийное.

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА.

Елена Югай. Портрет стихотворения в интерьере: практика чтения. Коммуникативная дисфункция художественного высказывания в ситуации неопределенности

К вопросу: зачем люди читают стихи? Как они это делают? (то есть каковы «практики» и «стратегии» чтения стихов сегодня) Автор статьи анализирует формы наших взаимоотношений с поэзией, используя понятия «практики» и «стратегии»; ну а материалом для статьи исследовательницы (она же поэт Лета Югай) «стал ряд ″глубинных интервью″, ″включенное наблюдение″ (чаще одним исследователем, реже группой) в период с конца января до начала марта 2020 года и мониторинг соцсетей в период с 14 по 23 марта» 

МИР ИСКУССТВА

Марина Кузичева. Слово, музыка, силовой луч. К вопросу об «исполняющем понимании»              

Размышление над вопросом, «возможно ли соединение поэзии и музыки, не просто как наложение, но как взаимное проникновение с полным сохранением ими своей природы?» В своем размышлении автор обращается, в частности, к творчеству Бориса Пастернака и Осипа Мандельштама, а также к анализу творческих манер пианистов – Генриха Нейгауза (в статье анализируется стихотворение Мандельштама «Рояль», написанное под впечатлением игры Нейгауза) и Владимира Софроницкого.                                                                       

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Михаил Горелик. Русский европеист

«Русским европеистом» автор называет Георгия Александровича Лесскиса (1917 – 2000) – лингвиста, педагога, литературоведа, входившего в тонкий, увы, круг «элитарной подсоветской интеллигенции, в который входили Андрей Зализняк, Вячеслав Вс. Иванов, Юрий Лотман, Елеазар Милетинский, Леонид Пинский, Григорий Померанц, Владимир Топоров, Наталья Трауберг…» – «Все они были диссидентами – только их диссидентство носило не политический, а культурный и интеллектуальный характер».

                                                           

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Антон Азаренков. «Тоны музыки земной». Александр Твардовский об искусстве поэзии

Представление взглядов Твардовского (поэта и редактора) на поэзию автор начинает с эпизода, в котором Твардовский отказался публиковать стихи Бродского в «Новом мире». Однако, по словам Бродского, «столкновения» не случилась, была только «встреча». Более того, Твардовский был готов продолжить их контакты, но продолжения не захотел уже сам Бродский. «Символического конфликта между ″первой″ и ″второй″ культурой не случилось; Твардовский запомнил Бродского как ″противноватого, но безусловно одаренного парнишку″, Бродский называл Твардовского человеком энергичным, однако ″несчастным и загубленным″, похожим на директора завода. Впрочем, в этом эпизоде все же можно усмотреть некий историко-литературный смысл: линии российской словесности расходились просто и навсегда, чем дальше, тем более ощущая обоюдную инаковость и потусторонность». Статья Азаренкова – о природе этой «инаковости».

                                                                         

                                           

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Михаил Гундарин «В борьбе за передовой дискурс» о книге: Ольга Погодина-Кузмина. Уран. М.,  «Флюид ФриФлай», 2019;

Леонид Карасев «Современный стоицизм» о книге: Массимо Пильюччи. Как быть стоиком. Античная философия и современная жизнь. Перевод с английского И. Евстигнеевой.  М., «Альпина нон-фикшн», 2019;

Алексей Коровашко «Акматическое богословие» – о книге: Константин Кравцов. Заостриться острей смерти. Мастер-класс быстрой езды, или школа Дениса Новикова. М., «СТиХИ», 2018;

                                                          

Сериалы с Ириной Светловой

«Так я и знал! Я не существую»

О сериале «Мистер Робот» (2015 – 2019, 4 сезона) – «Понятие цивилизации, служащее антонимом состояния дикости и варварства ?…? имеет и обратную сторону. Стремясь совершенствоваться и оберегать собственные достижения, западное общество все больше сводит отдельного человека на уровень прикладного элемента, обеспечивающего правильное функционирование системы. Чем выше человек стремится подняться по социальной лестнице, тем сильнее он оказывается порабощен государственным устройством, тем менее он свободен. Как утверждает главный герой сериала,  "мир, в котором мы живем, стимулирует диссоциацию и самоуничтожение почти на каждом шагу″…»

                                                                         

Мария Галина: Hyperfiction

Уйти из Вавилона

Про роль лоции – карты воображаемого мира в фантастическом произведении – роль необыкновенно важную, а также про метафору «Вавилона», так или иначе присутствующую в наиболее значительных произведениях мировой фантастики («В сущности, любая история о мире, заключенном в одном-единственном здании, – это история о Вавилонской башне»), автор размышляет на материале романов «Дом в тысячу этажей» Яна Вайсса (1929), «Дом в котором...» Мириам Петросян (2009), «Вавилонские книги» Джосайи Бэнкрофта (2013).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ

Книги: выбор Сергея Костырко.

Марек Шинделка «Карта Анны»; «Счастье. Двадцать семь неожиданных признаний». Сборник; «Московский наблюдатель. Статьи номинантов литературно-критической премии. II сезон».

                                                                                                                                                                 

Периодика (составитель А. Василевский)

«Артикуляция», «Горький», «Дружба народов», «Звезда», «Зеркало», «Знамя», «Инвест Форсайт», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ Weekend», «Культура», «Литературная газета», «Литературный факт», «Лиterraтура», «НГ Ex libris», «Неприкосновенный запас», «Новая газета», «СИГМА», «Урал», «ШОИЗДАТ», «Эксперт», «Arzamas», «Book24», «Colta.ru»

                                                                                                                                    

                             

 

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация