Кабинет

Журнал №5 2011

Содержание

Содержание


Анатолий Найман - Из дыр хэнд-секонда
Мария Галина - Медведки
Илья Фаликов - Ветер метет по звездам
Юлия Винер - На воздушном шаре - туда и обратно
Юрий Милославский - Стихотворения
Ксения Драгунская - Куртка Воннегута
Сергей Шикера - Теряевы
Алексей Парин - Театральное

 ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Тамара Лазерсон-Ростовская - Записки из Каунасского гетто

 МИР ИСКУССТВА

О МОРРИСОНЕ:
Мария Ремизова - Хороший индеец — мертвый индеец
Михаил Бутов - Ми минор

 ОПЫТЫ

Марк Амусин - Макс Фриш. Аналитик мечты

 РЕЦЕНЗИИ, ОБЗОРЫ

Марина Бувайло - Бутылка Клейна двадцатишестилетней выдержки
Владимир Гандельсман - Но ты останься тверд...
Михаил Горелик - Тряпичная кукла с порселановой головой
Юрий Угольников - Из детства с новым опытом

КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
ВЛАДИМИР ГУБАЙЛОВСКИЙ: НАУКА БУДУЩЕГО

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ Книги
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ Периодика

Анонс

Анонс майского (№ 5) номера журнала «Новый мир»

 

 

 

ПРОЗА

 

Мария Галина. Медведки. Роман

 Первая часть (окончание в следующем номере) нового романа Марии Галиной, в котором автор продолжает  -  см. «Малая Глуша» и «Подземное море» -  свое художественное исследование нашей «реальности» и ее границ, физических и метафизических. Героя романа, писателя, занимающегося сочинением очень специфических романов по индивидуальным заказам не менее специфических заказчиков, тревожит странное ощущение, что под покровом привычной, освоенной как бы им жизни (в романе - большой приморский город, сюжеты отношений героя с родными, с клиентами, приятелями; приметы, в том числе и криминальные, стиля сегодняшней жизни) - под покровом привычного постепенно обозначается присутствие чего-то еще, и присутствие это сгущается, как бы распирая изнутри, деформируя «обыкновенное» течение жизни – там что-то могучее, архаичное  и, самое главное, не менее реальное, нежели привычная герою «реальность» вокруг. 

 

Юлия Винер. На воздушном шаре — туда и обратно. Повесть

Образ воздушного шара, на котором летит над землей героиня, отчасти фантастичен, однако абсолютно реальной воспринимается в повести ситуация, в которой человек неожиданно обретает дистанцию не только с привычном ему миром, но и как бы с самим собой, - дистанцию, наделяющую его, наконец, мужеством посмотреть на себя, не отводя взгляда, перебрать эпизоды прожитой жизни, называя все своими именами.

 

Ксения Драгунская. Куртка Воннегута. Рассказы

Про старую жизнь (а можно сказать просто – про жизнь)  которую новые времена попытались выкорчевать вместе с корнями, про ее беспомощность и одновременно - несокрушимость – два рассказа Драгунской.

 

Сергей Шикера. Теряевы. Рассказ          

Рассказ, сюжетом (фабулой) которого становится формулировка вопроса, всегда, казалось бы, бывшего собственностью сугубо философского дискурса: где кончается Мы и начинается Я, откуда начинается человек «сам по себе», и бывает ли такое (человек «сам по себе») вообще. Но даже в этой моей, предельно упрощенной формулировке есть некоторая ненужная усложненность и витиеватость, которой нет в рассказе – провоцирующие на это размышление сюжет рассказа и образный ряд (отчасти гротескный) даны автором с неожиданной легкостью, естественностью, художественной очевидностью.

  

СТИХИ

 

Подборки стихотворений Анатолия Наймана «Из дыр хэнд-секонда», Ильи Фаликова «Ветер метет по звездам», Юрия Милославского «Стихотворения», Алексея Парина «Театральное»,

Анастасии Афанасьевой «Как можно тише»

(Девочка плыла в платьице, воздушный шарик,

мимо удивительных супермаркетов

по невероятной брусчатке.

Девочка маму спрашивала:

«Почему то и зачем это?»

Полосатые шмели летали вокруг девочкиной головы,

цветы золотисто-желтые кружились, сливаясь,

оставляя после себя след — то ли запаха,

то ли просто присутствия.

А в небе летел самолет с белым хвостом.

 

Мама отвечала девочке, слова ее превращались

то в скрипки, то в виолончели,

кружились вокруг их голов, будто цветы золотисто-желтые,

оставляя после себя след —

то ли звука,

то ли бессловесной)

 

 

 

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Тамара Лазерсон-Ростовская. Записки из Каунасского гетто. Вступительная статья Павла Поляна         

Публикация фрагментов дневника, который Тамара Лазерсон вела с 13 до 15 лет в Каунасском  гетто (1942 — 1944 гг.) - «Было бы пошло называть Тамару Лазерсон литовской Анной Франк, а ее дневник — каунасской версией амстердамского. При всем своем удивительном сходстве и даже родстве это две совершенно разные судьбы и два совершенно разных документа. Каждый из них — памятник Катастрофы. Но если дневник Анны, впервые опубликованный в 1946 году, сегодня уже хорошо известен и изучен (в Амстердаме ему и его автору посвящен целый музей), то историческое усвоение дневника и судьбы Тамары Лазерсон — еще впереди».

 

МИР ИСКУССТВА

О Моррисоне:  Мария Ремизова. Хороший индеец — мертвый  индеец

Михаил Бутов. Ми минор  

Два эссе о лидере группы «The Doors», принадлежащие двум писателям, становление которых (личностное и творческое) проходило отчасти в молодежное среде восьмидесятых с их вариантом рок-культуры, и для которых Джим Моррис не только история рока, но и факт их личной  внутренней биографии - «Когда мы, советские (ну, полусоветские) школьники, колотили по струнам и выкрикивали английские слова, мы с необходимостью подразумевали под ними совсем не то, что их автор, — это была другая «другая сторона» и пробиваться на нее нужно было каким-то решительно иным способом. Мы понятия не имели, какая и каким. Но почему-то чувствовали, что нам это совершенно необходимо. Тридцать лет спустя можно уже признаться, что и перелаженная песня, и жизненный проект вышли довольно хреновые. Но мы — согласно словам героя еще одной истории, происходившей приблизительно тогда же, в моррисоновские годы, — мы хотя бы попробовали» (М. Бутов).

 

 

ОПЫТЫ

Марк Амусин. Макс Фриш. Аналитик мечты  

Эссе о Максе Фрише – «…задаюсь вопросом: почему меня, уже в который раз, влечет эта фигура, почему кажется, что нужно еще многое сказать о творчестве и судьбе Фриша?

Дело, наверное, в дразнящей протеичности его творчества, в невозможности «схватить» его статическую суть, даже меняя последовательно углы наблюдения и оптические инструменты. Фриш — один из самых нетипичных, ускользающих европейских художников второй половины ХХ века. Когда «археологи культуры» займутся пристальным изучением эпохи, они будут широко пользоваться его произведениями. Два эти утверждения как будто плохо согласуются. Но это нормально, когда речь идет о Фрише. Сам писатель противоречий никогда не чурался — скорее, он ощущал их как естественное состояние мира и среду своего обитания».

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

 

Марина Бувайло «Бутылка Клейна двадцатишестилетней выдержки» – о повести Ульяны  Гамаюн «Бесконечность» — «Знамя», 2011, № 1;

Владимир Гандельсман «Но ты останься тверд...» – о книге: Александр Стесин «Часы приема». М., «Русский Гулливер», «Центр современной литературы», 2010;

Михаил Горелик «Тряпичная кукла с порселановой головой» - о книге: Лея Трахтман-Палхан «Воспоминания. Из маленького Тель-Авива в Москву».  М., Иерусалим, «Мосты культуры», «Гешарим», 2010;

Юрий Угольников  «Из детства с новым опытом» - о книгах: Дмитрий Авалиани «Дивносинее сновидение». М., «Самокат», 2011; Бонифаций и Герман Лукомников «При виде лис во мраке». М., 2011, Самокат.

Книжная полка Марии Галиной.

Особенности нынешней книжной продукции, по крайней мере заметной ее части, во многом обусловлены взаимопроникновением блогосферы и литературы. Во многом, но не во всем: все последние десятилетия с чем-то подобным экспериментировали самые разные авторы, в том числе и старшего поколения. Так, в биологии существует теория номогенеза, предполагающая появление новых признаков по некоему предварительному плану, вследствие чего они иногда реализуются раньше, чем появляется необходимость в их реализации.

Книги, составившие эту полку, в большинстве своем принадлежат к тому, что Лидия Гинзбург называла «промежуточной литературой», — нечто среднее между фикшн и нонфикшн, мемуарами и вымыслом, дневником и эссеистикой, научным эссе и беллетристикой и т. п.

Георгий Балл. Круги и треугольники. М., «Русский Гулливер», 2010;

Андрей Балдин. Московские праздные дни. Метафизический путеводитель по столице и ее календарю. М., «Астрель», «Олимп», 2010;

Владимир Березин. Путь и шествие. М., «АСТ», «Астрель», 2010;

Владимир Березин. Птица Карлсон. М., «АСТ», «Астрель», 2010;

Любовь Гитерман. Разговоры запросто. Волгоград, «ПринТерра-Дизайн», 2010;

Марианна Гончарова. Моя веселая Англия. М., «Эксмо», 2011;

Алексей Алехин. Голыми глазами. Не только проза. М., «АСТ», «Астрель», 2010;

Лев Гурский. Союз писателей Атлантиды. Литературные фельетоны. Волгоград, «ПринТерра-Дизайн», 2010;

Гила Лоран. Фрикипедия, или Похождения Осколка. М., «Додо», 2010;

Кети Чухров. Просто люди. М., «Kraft» (книжная серия Альманаха «Транслит» и Свободного Марскистского Издательства), 2010;

Виталий Волович. Полярные дневники участника секретных полярных экспедиций 1949 — 1955. М., «Паулсен», 2010.

Кинообозрение Натальи Сиривли

Вручение «Оскаров», или Вчера – сегодня - завтра.

«Коллизия с вручением «Оскаров-2011» вполне типична: в соревновании с участием нескольких достаточно незаурядных картин победил фильм «приятный во всех отношениях» про победу всего хорошего над всем плохим («Король говорит»). И обсуждать это не было бы ни малейшей нужды, если бы проигравшие ленты не выстраивались в занятную концептуальную цепочку о способах достижения успеха вчера, сегодня и завтра» и,  соответственно, в этом контексте представляются три фильма: «Железная хватка» братьев Коэнов, «Черный лебедь» Даррена Аронофски и «Социальная сеть» Дэвида Финчера.

 

Владимир Губайловский: Наука будущего

«Наслаждение искусством»

О возможностях, которые предоставило современной науке открытие  магнитно-резонансной томографии (МРТ), в частности, о возможности исследовать феномен эстетического наслаждения еще и как некий чисто физиологический акт - "Каким бы кощунственным ни выглядел «физиологический» подход к столь утонченному предмету, как эстетическое восприятие, возможно, все довольно просто: эстетическое восприятие способно будить воспоминание о реальном опыте или воображаемом событии, а значит, может привести к выделению соответствующих гормонов и возбуждению определенных областей мозга. Но при этом для разных людей — в зависимости от их интеллектуальной подготовленности и особенностей физиологии мозга — источниками наслаждения станут разные произведения искусства".

 

Библиографические листки.  Книги (составитель С. Костырко)    

Периодика (составители А. Василевский и П. Крючков)

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация