Попов Сергей
Викторович родился в 1962 году в Воронеже.
Окончил Воронежский медицинский институт
и Литературный институт им. А. М. Горького.
Автор многих книг стихов, прозы, пьес,
эссе. Лауреат нескольких литературных
премий. Профессор Воронежского
государственного медицинского
университета им. Н. Н. Бурденко. Живет в
Воронеже.
Сергей Попов
*
МУЗЫКА
ПЕРЕД СНЕГОМ
*
* *
Рядом
с Герценым квасить неловко,
и
для этого дела была
у
ворот чумовая столовка —
прямо
первая дверь от угла.
Там
в углу исключительный столик
был
от всяческих взглядов укрыт —
смейся
после четвёртой до колик,
кайся
после десятой навзрыд.
И
к тому ж кошельку пустомели
небольшой
наносили урон
с
беспощадной подливкой тефтели
и
руины сырых макарон.
И
кромешная сушь винегрета,
и
компота дремучая муть
вопреки
аппетитам запрета
помогали
судьбу обмануть.
Нарушенье
законов и правил
перцем
радости жгло пищевод,
чтобы
Хронос похмельем приправил
заводную
эпоху невзгод.
Обещаний
невзрачные вехи
спрятал
в кухонный дым сигарет,
выдал
выпускнику на орехи
дармовой
общепитовский бред.
Чтоб
кололись скорлупки да ядра —
сокрушительной
жизни тщета,
где
от прелести прежнего яда
не
осталось уже ни черта.
И
какого неведомо чёрта
там,
где лоха щадила беда,
нынче
клуб под названием «Форте»
и
лабает Козлов иногда.
И
считается славной манера
сытым
джазом травить на убой,
чтоб
ореховый тон интерьера
рифмовался
с облезлой судьбой
там,
где Герцен подзуживал сдуру
под
убойную музыку сфер
эмигрировать
в литературу
из
гранёного СССР.
*
* *
Они
все умерли. И нынче ты да я
перемываем
кости по привычке,
пока
разноголосая семья
в
местах подземных разжигает спички,
чтоб
высветить друг друга и прочесть
в
следах петельных, отворённых венах,
что
всё путём, что всё сбылось как есть,
как
обещали в строчках довоенных.
Тогда
в красивых куртках летуны
глядели
физкультурные парады,
и
грелись, осознанием полны,
в
горниле славы первые бригады
и
дирижабля медленная тень
смущала
огорошенные души.
Кепчонку
сдвинь, кожаночку надень —
нужны-важны
оплечь глаза и уши,
чтоб
после смаковать за упокой
шампанского
джазменовские брызги,
водить
рукой по даме никакой,
накапывать
в наркомовский до риски.
Ну
а кому — раскуривать «Казбек»
и
спички оставлять для подземелья.
И
строчек заполуночных разбег,
сомнительное
средство от забвенья
очередного
тщетного пловца
по
темноте заядлой, заоконной,
лелеять
в поте ясного лица —
лишь
свет настольный, высверк незаконный
и
оклики затерянных друзей
в
полях гостеприимного Аида,
и
рукописи, сданные в музей,
и
детская свирепая обида,
и
беспардонный холод по спине
от
безраздельной участи земельной
в
отравленной созвучьями стране,
не
плачущей над метрикой семейной.
*
* *
Струнные
режут слух, небосвод кровит.
Здешний
Морфей подсел на нездешний джаз,
радиосплетни,
новости про ковид,
макли
с голосованьем в который раз.
Крепок
бурбон, старателен саксофон,
йодом
рассветным комната залита.
Вот
и лекарство — стало быть, мир спасён —
прежняя
кровь не выкипит ни черта.
Разве
что к горлу нагло подкатит ком
по
звукоряду с паузами для слёз —
даром
что время пьётся одним глотком
и
не пристало плакать о нём всерьёз.
Банда
резвится, мечется звук в сети.
И
накрывает где-то уже к пяти.
Мигом
почти.
Но
и во сне кошмарят наперебой —
полный
абзац, пока не очнёшься к трём —
Диззи
Гиллеспи с выгнутою трубой
и
Чарли Паркер с буторным вискарём.
И
непонятно, статуи сносят где
и
чумовую крышу снесло когда…
И
кукуруза в спирте всегда к беде
или
чревата проблесками беда?
Это
одна реклама, что поутру
всё
будет славно с муторной головой —
невыносимо
на новостном ветру,
если
проснёшься к вечеру чуть живой.
И
за бемолем — снова блажной диез.
Дикие
ноты вновь обретают вес
в
аранжировках пьес.
Бешеный
Гарлем, судорожный бибоп,
сороковых
отчаянный героин…
И
за синкопой — сразу сплошной озноб
у
не протрезвевшего до седин.
У
обожателя жизни смешная роль —
чёрным
по белому вносится в нотный стан
позднего
бденья импортный алкоголь,
что
трудовую печень давно достал.
Но
если время снова плывёт во тьму,
если
опять и сам он вовсю плывёт —
стало
быть, светит вписывать самому
партию
счастья в нынешний переплёт.
Будут
ударные, клавишные, вокал…
Кто
в партитуру будущего вникал,
не
осушив бокал?
*
* *
Взрывоопасный
звук, в никуда скользящий,
точно
пойманный за руку власть имущий —
мается,
заикается, дышит чаще,
да
и срывается, чтоб истерить всё пуще.
Пригородный
кабак на задворках лета.
Дальше
— лесная тьма с оголтелым эхом,
где
воскресают все отголоски света
джазовых
сейшнов, полных слепым успехом.
Даром
хозяин вор, но меломан до дрожи —
предпочитает
кул, торчит от сквозной валторны…
А
рассуждать о жизни — только себе дороже,
ибо
слова смешны, а утвержденья вздорны.
Прыгает
звукоряд из чёрной травы на ветки —
и
депутатский корпус идёт налево,
от
наслажденья темпом смежая веки,
чтоб
демографии не облетало древо.
Чтоб
не кончалась музыка перед снегом
наперекор
безумиям и осадкам,
где
после пятой тянет общаться с небом
на
штормовом пиру в равновесье шатком.
И
круговые страсти крутого века
прячутся
под крыло листопадной комы,
чтобы
в лесу лукаво светилась веха —
даром
что гаммы до седины знакомы.
*
* *
Рулады
джаза прежнего разлива
в
ЦПКиО
выводит
репродуктор терпеливо —
но
никого
из
чуваков и барышень в раскрасе
нет
на погляд —
и
лишь одни на запертой террасе
скамейки
в ряд.
И
списывать на происки ковида
исход
времён
санбюллетень,
состряпанный для вида,
определён.
И
покати шаром, где пункт проката
у
тухлого пруда —
лишь
воробьи шныряют воровато
туда-сюда.
И
никому не нужные в округе
бас
и фоно
перемежают
блюзы с буги-вуги,
где
сплошь черно.
Ведь
это ночь заламывает руки
в
кругу разлук…
Но
до утра в слепой радиорубке
не
гасят звук.