Кабинет

Журнал №9 2010

Содержание

Содержание
 

Вера Павлова - Однофамилица стихи
Дмитрий Данилов - Горизонтальное положение роман
Владимир Рецептер - Старик и ласточки стихи
Полина Клюкина - Туфли  рассказы
Андрей Коровин - Вода моего детства стихи
Евгения Доброва - Двустволка рассказ
Лариса Миллер - Небо, небо стихи
Ольга Елагина - Диоскуриада  рассказ

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Юрий Кублановский - Год за год
 

ОПЫТЫ

Эдуард Шульман - П=Т

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Марк Амусин - Избирательное сходство
 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Марина Бувайло - Театр теней
Александр Чанцев - Жест синтеза
Данила Давыдов - КНИЖНАЯ ПОЛКА ДАНИЛЫ ДАВЫДОВА
Данила Давыдов - КНИЖНАЯ ПОЛКА ДАНИЛЫ ДАВЫДОВА
Наталья Сиривли - КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ
Владимир Губайловский - ВЛАДИМИР ГУБАЙЛОВСКИЙ: НАУКА БУДУЩЕГО
Книги (составитель С. Костырко)
Периодика (составители А. Василевский и П. Крючков)
 

Анонс

 

 

Анонс сентябрьского номера (№ 9) журнала «Новый мир»

 

 

ПРОЗА

 

Дмитрий Данилов. Горизонтальное положение. Роман

Второе (после повести «Черный и зеленый») крупноформатное произведение Данилова, представляющее как бы хронику жизни «литератора Данилова» в течение одного года, и сосредоточенное, прежде всего, на быте; литературном в том числе. Повествование, написанное в уже как бы традиционной («инвентаризационной») манере Данилова, то есть короткими и длинными фразами, регистрирующими последовательность телодвижений и психо-моторных реакций героя-литератора и географию его передвижений (и, соответственно, его работы) - бесконечная Москва, Новый Уренгой, Архангельская область, Нижний Новгород, Нью-Йорк, Когалым и т. д. Деловая суховатость, конкретность и корявость (виртуозная) фраз, чуть-чуть подсвеченных комментирующими их содержание интонациями, это то, из чего Данилов делает свою прозу. При как бы минимуме художественных средств, с почти полным игнорированием полагающихся для крупноформатного повествования элементов композиции (экспозиция, разворачивание действия, нарастание напряжение, кульминация, гармонизирующий финал), при подчеркнутой автором монотонности и заземленности повествования (быт и ничего кроме быта, даже в изображении творческого процесса у литератора), ближе к финалу сугубо бытовое вдруг (и одновременно абсолютно естественно, логично) выносит читателя в бытийное – в выяснение отношений автора с собой-писателем, отношений со своим стилем письма, который одновременно и стиль чувствования, и стиль (и почти – содержание) жизни. «Физика» становится метафизикой. Как бы растянутый текст-описание, текст-перечисление превращается в роман.

Цитата (отрывок из интервью некому литературному изданию, который дает в романе «писатель Данилов»):

«Почему у тебя такие пассивные, замороженные персонажи?

Вся литература переполнена активно действующими персонажами с активной жизненной позицией. Из соображений равновесия и мировой гармонии надо предоставить место на страницах литературы и вот таким полузамороженным лунатичным полуотморозкам.

В советское время главным напитком русских литераторов был портвейн. А сейчас?

Водка. Просто водка. И пиво».

 

Полина Клюкина. Туфли. Рассказы

Два новых рассказа совсем молодого (для прозаика) писателя, студентки Литературного института и МГУ (факультет журналистики), уже получившей первую литературную премию («Дебют» 2009) – про напряженные взаимоотношения с выпавшей на их долю судьбой трех женщин: пожилой Веры Ивановны, решившей на старости лет осуществить мечту жизни – пожить в Праге; ее оставшейся в Москве внучки Риты, вынужденной зарабатывать на жизнь, скажем так, довольно странным способом, и деревенской девочки Нинули, детство и отрочество которой ушло на преодоление боли.

 

Евгения Доброва. Двустволка. Рассказ

Про старуху Мартыниху, балкон и окна которой на первом этаже поселковой пятиэтажки выходили как раз на полянку с шестью деревянными столами, как правило, использовавшимися для распития разных напитков по поводу свадеб, похорон и просто вечернего времяпрепровождения; и про то, как однажды в одиннадцать часов вечера она вышла на балкон с двустволкой «ИЖ-12»…

 

Ольга Елагина. Диоскуриада. Рассказ

Про дачный не-роман, герой которого, археолог неимоверного ума и знаний, высказывает свою подспудную мечту о вечном счастьи дауна.

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Веры Павловой «Однофамилица», Владимира Рецептора «Старик и ласточки», Андрея Коровина «Вода моего детства», Ларисы Миллер «Небо, небо»,

Вадима Муратханова «Вариации на темы рока»

(Вызывающе хрупкие, неудобные, непрактичные,

с дорожками, лишь по наитию различимыми,

красавицы, плавно покачивающие

бедрами виниловой ночи.

Эту музыку можно посадить на иглу

и заляпать руками…)

 

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Юрий Кублановский. Год за год. Записи.

Дневниковые записи, который Кублановский начал писать в эмиграции - «Когда осенью 1982 года я оказался вдруг в Вене – ошарашенный и подавленный разлукой с близкими и с Отчеством, которое, кажется, я любил тогда напряженнее, чем теперь, Солженицын прислал мне из Вермонта ободряющее письмо: «Через восемь лет вернетесь в Россию.» …Через пять лет в Мюнхене, дожидаясь «исполнения сроков», я сел на велосипед и в ближайшем супермаркете приобрел крепкую общую тетрадь в красной обложке5. и – по совпадению – теми же днями прочитал у Гоголя: «Надо в себе поддерживать умение выливать в форму думы свои». Так начал я вести Записи – и вот теперь уже два с лишним десятилетия. Писал именно как бы исходя из гоголевского посыла, но постепенно масса образующегося текста стала довлеть и превращаться в довольно широкую картину жизни в посттоталитарной России». В предлагаемом журналом извлечении из этого текста - записи 2008 года. Окончание публикации в следующем номере.

 

ОПЫТЫ

Эдуард Шульман. П=Т

Филологическая проза - о том, как выживала литература в подцензурном творчестве советских писателей, в частности, в творчестве Паустовского, даже в тех самых «стерильных», как язвительно называл их Платонов, рассказах, где «все прелестно, нежно, красиво, как и должно быть»; о жанре идиллии в советской литературы и о том, что с этим жанром делали мастера, те же Платонов и Паустовский – Толстой и Тургенев ХХ века по определению Шульмана.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Марк Амусин. Избирательное сходство. Достоевский в мирах братьев Стругацких

«Цель настоящей статьи – не отыскание конкретных пересечений и перекличек, влияний, откликов и скрытых цитат. Этого у Стругацких по отношению к Достоевскому не так много, хотя сами по себе такие совпадения – вроде отмеченного выше – занятны и многозначительны. Я намереваюсь показать, что в книгах братьев Стругацких нередко возникали резонансные отзвуки тех духовных волн и импульсов, которые излучало творчество Достоевского. И – проследить смысловые параллели, возникающие в произведениях этих столь удаленных друг от друга авторов, поразмышлять над их закономерностью и значимостью».

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Марина Бувайло «Театр теней» – о романе Сергея Шикеры «Стень» Журнал «Волга», Саратов № 9 - 10, 11 - 12, 2009;

Елена Михайлик «Корабельный инвентарь Кукулина» - о книге Ильи Кукулина «Бейдевинд. Стихотворения 1988 – 2009 годов». М., «АРГО-РИСК»; «Книжное обозрение», 2009;

Ольга Балла «Исповедальная культурология: особенности жанра» - о книге Александра Якимовича «Полеты над бездной: Искусство, культура, картина мира 1930 – 1990». М., «Искусство - XXI век», 2009;

Александр Чанцев «Жест синтеза» - о книге Светланы Семеновой «Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден». СПб., «Русская христианская гуманитарная академия», 2009.

 

Книжная полка Данилы Давыдова

Представлены:

Ю. М. Лотман. Непредсказуемые механизмы культуры. Подготовка текста и примечания Т. Д. Кузовкиной при участии О. И. Утоф. Таллинн., «TLU Press», 2010;

Петербургская стихотворная культура: Материалы по метрике, строфике и ритмике петербургских поэтов. СПб., «Нестор-История», 2008;

В. В. Бибихин. Грамматика поэзии. Новое русское слово. СПб., «Издательство Ивана Лимбаха», 2009;

М. Н. Золотоносов. Логомахия: Поэма Тимура Кибирова «Послание Л.С. Рубинштейну» как литературный памятник. СПб., «Ладомир», 2010;

Наталья Горбаневская. Развилки. Стихотворения. Самара, «Дом искусств», 2010;

Михаил Евзлин. Спор Бога и Змея: сценка из доисторических времен. Madrid, «Ediciones del Hebreo Errante», 2010;

Михаил Болдуман. Новые смерти героев. СПб., «Красный матрос», 2010;

Вячеслав Казакевич. Охота на майских жуков. М., «Издательство Н. Филимонова», 2009;

Сергей Магид. В долине Элах. М., «Водолей», 2010;

Визуальная антропология: городские карты памяти. Под редакцией П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М., «Вариант», «ЦСПГИ», 2009.

 

Кинообозрение Натальи Сиривли

Пророк

О фильма «Пророк» Жака Одийара – «Гран-при прошлогоднего (2009 г.) Каннского фестиваля, девять национальных премий «Сезар» плюс еще куча призов по всей Европе. Отличная, крепкая тюремная драма, вполне смотрибельная, несмотря на эпический хронометраж в два с половиной часа. Жанровая сказка на тему «кто был ничем, тот станет всем», - виртуозно снятая в стилистике синема верите и многими воспринятая как авторское кино «с проблемами».

 

Владимир Губайловский: Наука будущего

Статья, писавшаяся в самый разгар (слово «разгар», увы, здесь следует читать буквально) российской жары лета 2010 года, о том, что может сказать современная наука о феномене прошедшего лета. Автор констатирует: на вопрос, «откуда же взялся этот огромный – чуть ли 5 тысяч километров в диаметре - антициклон?» ученые, с большей большой долей вероятности, ответить могут: происходившее в Восточной Европе напрямую связано с сезонными аномальными потеплениями поверхностных вод Тихого океана у берегов Эквадора и Перу (явление это названо «Эль-Ниньо»). А вот на вопрос для нас самый животрепещущий: можно ли было предсказать эту жару, то есть можно ли заранее подготовиться как-то к ней, наука, похоже, отвечает отрицательно. Почему? – этому посвящена основная часть статьи, в которой разбираются современные технологии метеорологического прогноза.

 

Библиографические листки.

Книги (составитель С. Костырко)

Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)

 

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация