Кабинет

Журнал №10 2010

Содержание

Содержание
Геннадий Калашников - За вычетом света
Вадим Демидов - Сержант Пеппер, живы твои сыновья!
Олег Дозморов - Перемен не предвидится
Эдуард Лукоянов - Ерсин и бег
Валерий Черешня - Неподконтрольная мысль
Наталья Ключарева - Тихий ужас
Петр Разумов - Разговоры
Евгений Шкловский - Невидимка и Беатриче

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ


Шел Сильверстейн - Три стихотворения

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ


Юрий Кублановский - Год за год

ИЗ НАСЛЕДИЯ


- «В ПОЭЗИИ Я — ЧЕЛОВЕК ЛИШНИЙ»

КОММЕНТАРИИ


Алла Латынина - Судьба пророка в XXI веке

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА


Владислав Кулаков - Нулевой вариант

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Алексей Цветков - Властелин слова
Василий Владимирский - Чудаки спасут мир
Ольга Канунникова - Как кричит еж?
Владимир Новиков - Филолог, философ, поэт
Сергей Беляков - Нация ex nihilo
Владимир Березин - КНИЖНАЯ ПОЛКА ВЛАДИМИРА БЕРЕЗИНА
Мария Галина - МАРИЯ ГАЛИНА: ФАНТАСТИКА/ФУТУРОЛОГИЯ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ


- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ Книги
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ Периодика

Анонс

 

Анонс октябрьского (№ 10) номера журнала “Новый мир”

 

 

ПРОЗА

Вадим Демидов. Сержант Пеппер, живы твои сыновья! Роман

Роман

Историко-авантюрное, социально-психологическое и, отчасти, салтыковско-щедринское повествование про героико-драматическую историю рок-группы “Хронопы”,

действие которого разворачивается на самом излете советской власти в областном центре, названном в романе городом Горьким, и, действительно, очень похожим на реальный город Горький;

с изображением противостояния вольнолюбивых оболтусов-музыкантов и работников местного КГБ, - противостояния, в отдельных проявлениях, почти шекспировского, поскольку между лидером андерграундных музыкантов и дочерью одного их гэбэшных начальников случается любовь, и над любовью их, естественно, нависает финал Ромео и Джульетты;

роман, который сегодняшние молодые читатели прочитают, возможно, еще и с некоторым изумлением, поскольку энергетика его – весть из тех времен, когда русская рок-культура была единой по духу, когда рок-музыканты еще не брали на себя функцию опоры партии и правительства в среде молодежи, а наоборот, творчество их было формой внутренней независимости и собственного достоинства, было воздухом свободы для целого поколения – мотив этот не только выстраивает сюжет романа, но и определяет его образные ряды, ну, скажем, в изображении сцен на городской рок-толкучке, где торговали и обменивались дисками тогдашние рок- и джаз-фанаты, бывшие еженедельной забавой местной милиции, которая с упоением учила ублюдков этих любить родную советскую власть дубинками и сапогами;

роман, в котором - про зарождение (абсолютно естественное, следующее логике тогдашнего устройства общества) тех явлений, которыми нынешнее наше общество метит исключительно “лихие” 90-е – подпольные “цеховики”, наемные убийцы, коммерческая деятельность госслужащих, превративших свою службу в полулегальный высокодоходный бизнес и т. д.;

роман написанный человеком, знающим свой материал не понаслышке, поскольку прототипами героев романа были друзья его молодости, да и сам автор; а истории, составившие роман, списаны во многом с натуры;

роман про любовь к музыке, и просто, как сказано выше, – про любовь.

Эдуард Лукоянов. Ерсин и бег. Рассказ

Рассказ

Новомирский дебют молодого прозаика из Белгородской области – сегодняшний вариант традиционного (от Куприна с Соллогубом до Платонова с Казаковым) мотива русской литературы: психологическая, как бы по канонам жанра написанная проза про судьбу провинциального учителя, серого неудачника, закомплексованного мечтателя-романтика с неожиданно страшным концом.

 

Наталья Ключарева. Тихий ужас. Рассказ

Рассказ

Вполне камерная житейская история про то, как молоденькая офисная работница из нынешних едет с малолетним сыном на рабочую окраину оформлять наследство на комнатку в коммуналке, освободившуюся по причине смерти родственника, которая – история – оборачивается историей столкновения двух миров: романтизированного в нашей литературе, почти ностальгического образа “рабочих окраин”, но в данном случае, мира вполне реального, с миром - и, соответственно, навыками жизни,- сегодняшнего (пост-советского) человека

Евгений Шкловский. Невидимка и Беатриче. Рассказы

Рассказы

Новые рассказы Шкловского – о некоторых странностях самой природы силы “сильного человека”, которая при ближайшем рассмотрении вполне может оказаться формой абсолютного бессилия, преодолеваемого неимоверным усилием воли (“О, Гармин!..”), и о пылкой романтической любви в реальных условиях (студенческий лагерь на берегу Черного мора) к женщине, живущей по естественным законам естественной жизни.

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Олега Дозморова “Перемен не предвидится”,

Петра Разумова “Разговоры”,

Валерия Черешни “Неподконтрольная мысль”


(О чем ты воешь, ветр ночной?

Я не могу забыть, что слово что-то значит,

что смысл его во тьме звериной плачет,

и прячется, и вновь наружу рвётся

в надежде, что когда-нибудь сольётся.

А лучше бы, как музыка, звучало:

переливалось, плавилось, молчало,

тяжёлым грузом на душе не висло,

у воя ветра не искало смысла),

 

Геннадия Калашникова “За вычетом света”

(Ночь напролет

с призвуком меди

ветер поет –

аз, буки, веди.

Так говорят

после разлуки –

все невпопад:

аз, веди, буки.

Минуйте ны,

порча и сглаз.

веди темны,

буки страшны,

есмь аз.)

 

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Шел Сильверстейн. Три стихотворения. Вступление и перевод с английского Владимира Севриновского.

Вступление и перевод с английского

“Говоря о Шеле Сильверстейне, многие западные исследователи используют клише “человек Ренессанса”. Его дарование художника и литератора действительно отличалось редкостной универсальностью. Сильверстейн писал детские стихи и рисовал комиксы для “Плейбоя”, был автором притч, оглашаемых с церковных кафедр и сделал нецензурное переложение “Гамлета” в стиле рэп. Он блестяще иллюстрировал свои стихотворения и сочинял на них великолепные песни. Получил Грэмми и номинировался на Оскара… Он обладал невероятной способностью – совмещать несовместимое. …”

 

ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ

Юрий Кублановский. Год за год. Записи. Окончание

Записи. Окончание

“Ощущение честно выполненного предназначения. С одной стороны, конечно, удовлетворение, а с другой – страшновато… Я ведь мог бы много больше принести соотечественникам пользы. Недоосуществленная возможность – в моем случае это так.”

"“В YMCA посвященная Солженицыну книжная витрина. И много-много свежих книг из России. Издается до неприличия много книг, до безобразия много. И не хочется даже выпускать новый свой сборник – чтобы не множить это вот неприличие, безобразие, пестрядь, лишенную твердого культурного костяка. Какая-то прямо-таки нравственная патология: читают все меньше, а издают все больше.”

 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

“В поэзии я - человек лишний…” Письма Вениамина Блаженного к Борису Чичибабину. Подготовка текста и предисловие доктора филологических наук Светланы Буниной.

Подготовка текста и предисловие доктора филологических наук

Вадим Муратханов. Чичибабин и Блаженный: отрицательные величины. Опыт сопоставления

В этой публикации два поэта из нового литературного поколения, Светлана Бунина и Вадим Муратханов - первая в качестве публикатора, второй в качестве комментатора – переосмысляют, по сути, само наше представление о русском поэтическом андерграунде второй половины ХХ века. Чичибабин и Блаженный были поэтами, отсутствовавшими не только в русской подцензурной литературе, но в кругу закрытого (но достаточно широкого) круга чтения литературно ориентированных современников; стихи их ценились исключительно в узком кругу профессионалов. И творчество их мы начали осваивать только в последние два десятилетия, уже в качестве, увы, “литературного наследия”. Однако для нового поколения читателей литературная карта ХХ века уже включает эти поэтические явления, и включает не в качестве новооткрытых поэтических родничков или подземных ручейков, но - двух могучих подземных рек, так или иначе оказывавших свое влияние на формирование современного поэтического языка.

 

КОММЕНТАРИИ

Алла Латынина. Судьба пророка в ХХI веке. О романе Александра Иличевского “Перс”

Латынина не хуже других критиков, объявивших новый роман Иличевского очевидной неудачей, видит его недостатки, но, в отличие от многих коллег, увидела в этом романе, прежде всего, черты художественного прорыва в современной литературе и внятно и последовательно разворачивает свой вариант прочтения “Перса”.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Владислав Кулаков. Нулевой вариант. Новейшая поэзия: тенденции, концепции и манифесты

О новейшей русской поэзии и современной критике поэзии (от статей Натальи Ивановой, Дмитрия Кузьмина, Ильи Кукулина до критической рефлексии одного из самых заметных сегодняшних поэтов Андрея Скидана) – “Эта статья – не о стихах и поэтах, а о тенденциях и концепциях, показавшихся мне интересными и обнадеживающими или, наоборот, тревожными”.

 

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Алексей Цветков. Властелин слова - о книге Владимира Гандельсмана “Ода одуванчику” (М., “Русский Гулливер”, 2010);

(М., “Русский Гулливер”, 2010);

Василий Владимирский. Чудаки спасут мир – о книге Дмитрия Колодана “Время Бармаглота” (М., “Снежный Ком”, “Вече”);

(М., “Снежный Ком”, “Вече”);

Ольга Канунникова. Как кричит еж? – о книге “Умная Маша” (Состав, подготовка текста, сопроводительные статьи Д. Б. Колпакова. СПб., “ДЕТГИЗ”, 2009);

(Состав, подготовка текста, сопроводительные статьи СПб., “ДЕТГИЗ”, 2009);

Вл. Новиков. Филолог, философ, поэт – о книге Наталии Азаровой “Типологический очерк языка русских философских текстов ХХ в.” (М., “Логос / Гнозис”, 2010);

(М., “Логос / Гнозис”, 2010);

Сергей Беляков. Нация ex nihilo – о книге Д. Л. Бранденбергера “Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931—1956)” (Перевод с английского Н. Алешиной, Л. Высоцкого. СПб., “Академический проект. Издательство ДНК”, 2009) .

(Перевод с английского СПб., “Академический проект. Издательство ДНК”, 2009) .

Книжная полка Владимира Березина.

Представлены:

О. Дорман. Подстрочник. Жизнь Лилианы Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. М., “Астрель”; “CORPUS”;

“Мы много путешествовали…” Путевые заметки в фотографиях и воспоминаниях. Составитель Евгения Ларионова. М., “Этерна”, 2010;

И. Андреева. Частная жизнь при социализме. Отчет советского обывателя. М., “Новое литературное обозрение”, 2009;

А. Поликовский. Жена миллионера. Роман. М., “Новое литературное обозрение”, 2009;

Д. Драгунский. Нет такого слова. М., “Рипол”, 2009;

Д. Драгунский. Плохой мальчик. М., “Рипол-классик”, 2010;

Е. Водолазкин. Соловьёв и Ларионов. М., “Новое литературное обозрение”, 2009;

Д. Гранин. Причуды моей памяти. М.-СПб., “Центрполиграф”¸ 2009;

А. Левкин. Марпл. М., “Новое литературное обозрение”, 2010;

А. Старобинец. Первый отряд. Истина. М., “АСТ”; “Астрель”; “Хапрвест”, 2010;

С. Рыбас. Сталин. М., “Молодая гвардия”, 2009, 912 стр. (Жизнь замечательных людей).

Мария Галина: Фантастика/футурология

В прорези ближнего прицела

О трех романах-лауреатах “АБС премии” (премии Стругацких): “Глобальное потепление” Яны Дубинянской, “Хлорофилия” Андрея Рубанова и “Райская машина” Михаила Успенского - "Все три – о ближайшем будущем России.Будущее это, надо сказать, какое-то странное, несколько карнавальное и все же не очень веселое".

Библиографические листки. Книги (составитель С. Костырко)

Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)

 

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация